Статья Андрея Малеева с сайта WARSPOT от 23 мая 2014 года.
Германские субмарины, несомненно, являлись наиболее технически совершенными подводными кораблями времен Второй мировой войны, однако по современным меркам они представляли собой довольно примитивное оружие. Наиболее серьезным недостатком германских подлодок являлась их малая скорость в подводном положении. Максимальная скорость германских подводных лодок в подводном положении до оснащения их шноркелем составляла около 7 узлов (однако уже после 2-3 часов хода с такой скоростью аккумуляторная батарея полностью разряжалась, и лодка была вынуждена всплывать для ее подзарядки), крейсерская же скорость – порядка 2-3 узлов. Низкая скорость в подводном положении создавала определенные проблемы в боевом использовании субмарин.
Для проведения эффективной атаки германским подводникам было необходимо выйти в район боевого патрулирования, обнаружить цель и, собственно, провести атаку. Вопрос выхода подлодок в район боевого патрулирования мы уже рассматривали в предыдущей части статьи, поэтому рассмотрим вопрос обнаружения цели. Любой, даже самый крупный конвой на просторах Атлантики представлял собой относительно малоразмерную цель, двигавшуюся по относительно широкому коридору из порта загрузки в порт выгрузки. Обнаружить цель можно двумя способами: расположиться на пути следования либо осуществлять патрулирование в надводном положении. У каждого из этих способов есть свои недостатки и преимущества. Патрулирование в надводном положении требует меньшего количества подводных лодок, но возможно только в случае отсутствия у противника значительного количества патрульных самолетов. Немцам удавалось широко применять метод надводного патрулирования только в так называемой «черной дыре» Атлантики (удаленных от берега районах вне зон досягаемости береговой патрульной авиации) и лишь на протяжении короткого промежутка времени (в 1941–1942 годах – то есть, до создания союзниками значительного количества эскортных авианосцев). С точки зрения безопасности более эффективным является способ ожидания – то есть, организация лодочного рубежа на всю возможную ширину путей следования конвоя. В начальный период войны организация подобного рубежа на ближних подступах к портам загрузки и выгрузки оказалась весьма эффективной. Однако по мере усиления противолодочной обороны союзников немцам приходилось переносить такие рубежи все дальше от портов, что требовало участия все большего количества подводных лодок.
Не меньшую проблему представляло и проведение эффективной торпедной атаки. Средняя крейсерская скорость трансатлантического конвоя времен Второй мировой войны составляла 7-9 узлов. Для удачной атаки на конвой подводная лодка в погруженном состоянии должна была оказаться предпочтительно на носовых курсовых углах и, конечно, не за пределами траверза походного ордера. Но даже если подводная лодка выполняла все эти условия и проводила атаку, то времени перезарядить торпедные аппараты, догнать конвой и провести повторную атаку у нее уже не оставалось. Низкоэффективное использование одиночных подводных лодок, при котором атака заканчивалась потоплением одного, максимум двух кораблей, заставило командующего подводным флотом Германии адмирала Деница перейти к тактике «волчьих стай». При новой тактике подводная лодка, обнаружившая конвой, не атаковала его, а вела наблюдение в надводном положении, осуществляя наведение на него остальных лодок для коллективной атаки в надводном положении. При подобной тактике германские подводные лодки переставали быть собственно подводными кораблями, а превращались в корабли, способные погружаться в случае опасности.
Статистика потерь германских подводных лодок в ходе боев с силами охранения конвоев по годам выглядит следующим образом:
ПРИЧИНА ПОТОПЛЕНИЯ | 1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | ИТОГО | % ОТ ОБЩИХ ПОТЕРЬ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
надводные корабли | 3 | 4 | 9 | 17 | 33 | 32 | 17 | 115 | 44 |
береговая авиация | — | — | 1 | 11 | 66 | 7 | 2 | 87 | 34 |
корабельная авиация | — | — | — | 2 | 15 | 6 | — | 23 | 9 |
совместные действия надводных кораблей и авиации | — | 1 | — | 2 | 3 | 3 | — | 9 | 4 |
подводные лодки | — | — | — | — | 1 | — | 1 | 0 | |
мины | — | 1 | — | — | — | — | 2 | 3 | 1 |
прочие причины | — | — | — | 1 | 2 | — | — | 3 | 1 |
нет данных | — | — | — | 3 | 6 | 7 | 3 | 19 | 7 |
Всего | 3 | 6 | 10 | 36 | 125 | 56 | 24 | 260 | 100 |
Из 260 подводных лодок основная масса была потоплена эскортными кораблями (115 подлодок или 44% от всех потерь) и авиацией (110 подлодок или 43% от всех потерь).
Достойна уважения оперативность и своевременность, проявленная британским командованием при внесении изменений в тактику противолодочной обороны. В 30-е годы основные надежды британцев возлагались на гидролокатор, но уже в 1940 году их командование приняло решение о том, что наиболее эффективным противолодочным средством обнаружения является 130-сантиметровый радиолокатор, установленный на малых кораблях сопровождения или патрульных самолетах. Уже к 1943 году британцы сумели оснастить свои противолодочные силы радиолокаторами. Иногда история оставляет в памяти имя побежденного, но практически стирает имя победителя: командующий германским подводным флотом адмирал Карл Дениц известен всем, а вот имя адмирала Джорджа Кризи, занимавшего пост начальника отдела противолодочной обороны британского адмиралтейства, известно значительно меньше. Адмирал Кризи грамотно использовал свои преимущества в затяжной войне на море: оттеснил германские подлодки от портов, чем заставил их перейти к тактике «волчьих стай», и затем успешно уничтожал их, находившихся в надводном положении, с помощью авиации. В критический период Битвы за Атлантику, наступивший в 1943 году, 114 из 125 подводных лодок, потерянных немцами, были уничтожены с использованием береговой и корабельной авиации. Прозорливость, проявленная адмиралом Кризи при принятии стратегического решения о порядке организации противолодочной обороны, нисколько не умаляет как заслуг моряков антигитлеровской коалиции, уничтожавших германские подлодки, так и мастерства германских подводников. Первые смогли воплотить в жизнь разумные планы своего командования, а вторые, несмотря на крайне неблагоприятные обстоятельства, сумели нанести существенные потери трансатлантическому судоходству.
источник: https://warspot.ru/412-bitva-za-atlantiku-poteri-germanskih-podvodnikov-chast-iii