Андрей Малеев. Битва за Атлантику: потери германских подводников. Часть I

15

Андрей Малеев. Битва за Атлантику: потери германских подводников. Часть I

Статья Андрея Малеева с сайта WARSPOT от 30 апреля 2014 года.

Боевые действия германских подводников в период Второй мировой войны представляют собой непрерывную цепь сражений практически на всех просторах мирового океана (от Ньюфаундленда до Австралии и от Арктики до мыса Доброй Надежды). Наиболее известным из этих сражений является Битва за Атлантику – боевые действия подводных лодок на атлантических коммуникациях в период 1939–1945 годов. По продолжительности, размерам театра военных действий и материальным затратам сторон Битва за Атлантику не имеет аналогов во всемирной истории войн на море. Определяющими для результата любого сражения являются такие факторы как: особенности поля боя и их использование противоборствующими сторонами; силы сторон; компетентность управления. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим статистику потерь германских подводных лодок и расскажем о влиянии отдельных факторов на исход Битвы за Атлантику.

Суда союзного конвоя в гавани Бедфорд-Бейсин в Галифаксе. Источник: http://waralbum.ru/174243/

Суда союзного конвоя в гавани Бедфорд-Бейсин в Галифаксе. Источник: http://waralbum.ru/174243/

В первой половине ХХ века морские перевозки по атлантическим линиям составляли порядка трех четвертей от мирового грузооборота морского транспорта. Их основными направлениями являлись:

      1. Североатлантическое – из портов восточного побережья Канады и США в порты Западной Европы (преимущественно в Великобританию). Общий объем перевозок составлял около 65% от всего грузооборота в Атлантике;
      2. Южноатлантическое – из британских колоний в Азии и Африке вдоль африканского побережья в порты Великобритании и через Гибралтар в средиземноморские порты. Общий объем перевозок — около 20% от всего грузооборота в Атлантике;
      3. Западноатлантическое – из портов Южной Америки и из портов Тихого океана через Панамский канал в порты восточного побережья Канады и США. Общий объем перевозок – около 10% от всего грузооборота в Атлантике;
      4. Центральноатлантическое – из портов восточного побережья Канады и США через Гибралтар в средиземноморские порты. Общий объем перевозок составлял 5% от всего грузооборота в Атлантике.

Основными узлами транспортных коммуникаций являлись:

      1. Западные, юго-западные и южные подходы к Великобритании;
      2. Восточные и северо-восточные подходы к Канаде и США;
      3. Район Гибралтара;
      4. Район Панамского канала.

Развертывание подводной войны на атлантических коммуникациях позволяло Германии в случае достижения успеха решить ряд стратегических задач, способных оказать существенное влияние на ход Второй мировой войны, а именно:

      1. Нарушение снабжения Великобритании сырьем, что позволило бы существенно снизить объемы ее военного производства, а при благоприятном стечении обстоятельств вызвать коллапс всей системы обеспечения жизнедеятельности государства и спровоцировать выход Великобритании из войны;
      2. Нарушение снабжения войск антигитлеровской коалиции на Средиземноморском театре военных действий;
      3. Нарушение снабжения СССР военной техникой и стратегически важными материалами.
Торпедированный немецкой подводной лодкой U-28 голландский танкер «Эулота» уходит под воду. 11 марта 1940 года. Источник: http://waralbum.ru/170648/

Торпедированный немецкой подводной лодкой U-28 голландский танкер «Эулота» уходит под воду. 11 марта 1940 года. Источник: http://waralbum.ru/170648/

О значении, придававшемся германским командованием ведению боевых действий в Атлантике, можно судить на основании данных о потерях подводных лодок на различных театрах военных действий. Общие потери Кригсмарине, понесенные в ходе боевых походов, составили 644 подводные лодки (здесь и далее статистические данные приводятся по книге Константина Залесского «Вооруженные силы Третьего Рейха»). География потоплений германских подводных лодок выглядит следующим образом:

РАЙОН КОЛИЧЕСТВО ПОТОПЛЕННЫХ ПОДЛОДОК ПРОЦЕНТ ОТ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА ПОТОПЛЕННЫХ ПОДЛОДОК
Атлантический океан 435 67
Средиземное море 64 10
Пролив Ла-Манш 33 5
Северный Ледовитый океан 24 4
Индийский океан 12 2
Балтийское море 11 2
Северное море и побережье Норвегии 52 8
Гибралтар 7 1
Нет данных 6 1
Итого 644 100

Потери Кригсмарине в Атлантике составили 435 подводных лодок из общих 644 (67% от общих потерь), что позволяет сделать вывод о приоритетности Атлантического театра военных действий для германских подводников.

Распределение потерь германских подводников в Атлантике по годам выглядят следующим образом:

. 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 ИТОГО
Общие потери германских подлодок 9 21 33 78 225 202 76 644
Потери в Атлантике 4 9 23 58 195 106 40 435
Процент потерь в Атлантике от общих потерь 44 43 70 74 87 52 53 67

В предвоенные годы военная доктрина Германии базировалась на необходимости избежать затяжной войны на истощение. Принятая доктрина «молниеносной войны» предусматривала проведение последовательных кратковременных военных кампаний и требовала создания решающего превосходства над противником, позволяющего провести его полный разгром в ограниченные сроки. Ограничения, наложенные на Германию Версальским мирным договором, исключали возможность создания решающего количественного перевеса, что предопределило акцент в строительстве германских вооруженных сил вообще и подводных сил в частности на создании качественного превосходства. Тактика ведения подводной войны требовала от германских подводников решения ряда последовательных задач: выход в район боевого патрулирования, обнаружение цели, проведение атаки, возвращение на базу. В начале войны германские подводники имели ряд тактических преимуществ, позволявших решать поставленные задачи в условиях «молниеносной войны» и относительно малым количеством подводных лодок:

      1. В начальный период войны у союзников отсутствовала эффективная система противолодочных рубежей, которая позволяла бы эффективно противодействовать выходу германских подводных лодок в районы боевого патрулирования. Организация таких рубежей требовала времени и существенных материальных затрат;
      2. Массовый грузопоток гарантировал нахождение цели для каждой подводной лодки в каждом походе, что позволяло добиться максимальной эффективности ведения боевых действий. Существенно облегчало немцам поиск и использование торговыми судами для переговоров с береговыми службами либо так называемого «открытого текста» либо коммерческого радиокода малой надежности;
      3. Значительная протяженность коммуникаций и ограниченный количественный состав кораблей противолодочной обороны не позволяли противникам Германии организовать массированную оборону всех перемещаемых грузов, а, следовательно, снижали возможные потери Кригсмарине.
Торпедированный немецкой подводной лодкой U-47 бельгийский пароход «Вилль д'Арлон» уходит под воду. Источник: http://waralbum.ru/168593/

Торпедированный немецкой подводной лодкой U-47 бельгийский пароход «Вилль д’Арлон» уходит под воду. Источник: http://waralbum.ru/168593/

Превращение Второй мировой войны в затяжную войну существенно снижало роль германских тактических преимуществ по следующим причинам:

      1. Организация союзниками по антигитлеровской коалиции противолодочных рубежей;
      2. Проведение британцами мобилизационных мероприятий, что позволяло привлечь в состав их флота значительное количество малотоннажных гражданских судов, которые могли быть использованы в качестве противолодочных средств. Массовое использование подобных судов, несмотря на кажущуюся низкую эффективность отдельного судна, позволяло взять под контроль ближайшие подступы к морским портам западного, юго-западного и южного побережий Британии. Плотный контроль подходов к портам вынуждал немцев переносить район боевых действий своих подводных лодок вглубь Атлантики, сокращая время их боевого патрулирования (за счет увеличения времени на переходы);
      3. Организация морских конвоев, которая осложняла германским подводникам поиск целей и позволяла союзникам усиливать противолодочную оборону транспортных судов.
Конвой союзников в Атлантике. Фото сделано с патрульного дирижабля ВМФ США, 1943–1945 годы. Источник: http://waralbum.ru/196053/

Конвой союзников в Атлантике. Фото сделано с патрульного дирижабля ВМФ США, 1943–1945 годы. Источник: http://waralbum.ru/196053/

источник: https://warspot.ru/290-bitva-za-atlantiku-poteri-germanskih-podvodnikov-chast-i

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account