Андрей Харук. «Шмель» из Приднестровья
Статья Андрея Харука с сайта WARSPOT.
Содержание:
Армия непризнанной Приднестровской Молдавской Республики богата на различные полукустарные «самоделки». Одним из самых интересных образцов является гусеничный бронетранспортёр «Шмель», созданный путём переделки минного заградителя ГМЗ-3.
Небольшое государственное образование на левом берегу Днестра — Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) — как и большинство других непризнанных государств, испытывает серьёзные трудности с обновлением парка своей боевой техники. Доступ к мировому рынку вооружений закрыт, собственная промышленная база слаба, ситуация усугубляется отнюдь не блестящим экономическим положением. Местным военным приходится выкручиваться, и надо сказать, что в этом они добились определённых успехов. Среди их достижений — истребитель танков на базе тягача ГТ-МУ со станковым гранатомётом СПГ-9, собственные «вариации на тему» РСЗО «Град» (20-зарядный «Прибор-1» на шасси ЗиЛ-131 и 48-зарядный «Прибор-2» на базе КамАЗа) и ряд других образцов.
На инженерном шасси
Ввиду изолированности ПМР основным источником вооружений и военной техники для её армии являлись склады бывшей советской 14-й армии, сосредоточенные в Приднестровье. Здесь имелись самые разные образцы — от помнивших ещё Вторую мировую войну до относительно современных. Заметное место среди них занимала различная инженерная техника, в том числе бронированная. Особое внимание привлекали гусеничные минные заградители ГМЗ-3. Эти сравнительно новые машины (приняты на вооружение Советской армии в 1984 году) активно использовались в качестве импровизированных бронетранспортёров в ходе Приднестровского конфликта 1990-1992 годов. Как минимум один ГМЗ-3 в ходе боевых действий был уничтожен.
ГМЗ-3 — это довольно большая (длина — свыше 9 м, боевая масса — 28,5 т) гусеничная легкобронированная неплавающая машина, снабжённая специальным оборудованием для автоматической установки противотанковых мин — на грунт или с заглублением. Одна зарядка машины (208 мин типа ТМ-57 или ТМ-62) обеспечивает постановку заграждения длиной 1000 м. Укладка мин на лотки внутри машины производится через два больших прямоугольных люка, занимающих бóльшую часть крыши корпуса машины. ГМЗ-3 оборудован комплексом навигационного оборудования, обеспечивающим фиксацию места установки каждой мины. Его оборонительное вооружение весьма скромно и представлено 7,62-мм пулемётом ПКТ и шестью дымовыми гранатомётами. Экипаж состоит из трёх человек.
Шасси ГМЗ-3 ведёт свою родословную от самоходки СУ-100П и пусковой установки самоходного ЗРК «Круг». Танковый дизель В-59У мощностью 520 л.с. обеспечивает машине хорошую подвижность (максимальная скорость по шоссе достигает 60 км/ч), а запас хода составляет 500 км.
Переделка
Машины ГМЗ-3, остававшиеся в распоряжении армии ПМР, не нашли применения по своему прямому назначению, однако не использовать сравнительно мало изношенные бронеединицы было бы недопустимым расточительством. Их подвергли переделке в бронетранспортёры, которые впервые продемонстрировали публике в 2015 году.
Приднестровский бронетранспортёр на базе ГМЗ-3 получил обозначение БТРГ-127. Значение аббревиатуры «БТР» общепонятно, «Г» означает «гусеничный», а цифровой индекс намекает на калибр основного вооружения (12,7-мм пулемёт). Наряду с буквенно-цифровым обозначением встречается и название «Шмель».
Что же представляет собой приднестровский «Шмель»? Сразу отметим, что ходовая часть и силовая установка не подверглись каким-либо переделкам. А вот корпус основательно переработали. Естественно, его полностью «выпотрошили», демонтировав устройство для постановки мин. Сняли и навигационную аппаратуру, совершенно ненужную для бронетранспортёра. Переделке подверглась крыша — она стала двускатной, с небольшими углами наклона в стороны и назад, а башенка в кормовой части (где на ГМЗ-3 размещается оператор) исчезла. Над десантным отсеком в крыше проделаны два прямоугольных люка (гораздо меньшего размера, чем на ГМЗ-3). Посадка и спешивание десанта обеспечиваются через одностворчатую дверь в кормовой стенке. Дверь весьма узкая — спешиваться можно только по одному. К тому же, в открытом положении она распахнута настежь, не обеспечивая прикрытия спешивающихся сбоку (как на БМП-1/2). По бортам десантного отделения имеются бойницы для стрельбы из личного оружия, причём их количество на различных экземплярах БТР разное — две или три. Ещё одна бойница имеется в кормовой двери. Над бойницами в крыше установлены перископические приборы наблюдения.
Фотографии «внутренностей» БТРГ-127 не публиковались, поэтому компоновка десантного отсека остаётся загадкой. Исходя из размеров машины, можно предположить, что он свободно вмещает восемь или даже десять бойцов. Экипаж «Шмеля», скорее всего, состоит из трёх человек — механика-водителя, командира и стрелка. Рабочие места механика-водителя (в передней части машины слева) и командира (сзади и выше механика-водителя) остались там же, где и на ГМЗ-3, однако турельная установка пулемёта ПКТ над командирским люком демонтирована.
Справа от рабочего места командира расположена стрелковая установка с 12,7-мм пулемётом А-12,7. Оружие это отнюдь не танковое, а авиационное, устанавливавшееся, в частности, на вертолётах Ми-4, Ми-6 и Ми-24А. Почему же приднестровские «кулибины» выбрали именно этот образец, а не какой-либо более традиционный — например, ДШК или НСВТ-12,7? Очевидно, причина в доступности — на складах Приднестровья имеются запасы именно таких пулемётов. А-12,7 использует стандартные патроны (12,7×108 мм — те же, что и другие советские пулемёты аналогичного калибра), при этом он сравнительно лёгок (25,5 кг). Теоретическая скорострельность составляет 1400 выстр./мин. Боепитание — ленточное. Для установки в БТР пулемёт пришлось несколько переделать, добавив плечевой упор и пистолетную рукоятку. Из-за монтажа довольно громоздкой пулемётной установки пришлось перенести антенный ввод радиостанции: на ГМЗ-3 он находится справа от люка командира, а на БТРГ-127 — слева.
Сама стрелковая установка проста до примитивизма: вертлюг с бронированным щитком. Углы горизонтального наведения ограничены передним сектором. Рабочее место стрелка защищено полукруглым бронированным «воротником». Характерно, что пулемёт смонтирован не над люком, а просто в довольно большом вырезе в крыше боевой машины. Такое решение в ходе повседневной эксплуатации БТР вызвало вполне очевидные неудобства вроде попадания дождя внутрь машины. Поэтому БТРГ-127 снабдили трубчатым каркасом над стрелковой установкой, на который можно натянуть брезентовый тент. Вероятно, эту доработку выполнили позже, поскольку на ранних фотографиях «Шмеля» каркас отсутствует.
Точное количество изготовленных БТРГ-127 неизвестно, но оно составляет не менее восьми единиц — именно столько машин фигурирует на фотографии 2015 года, иллюстрирующей передачу новых «Шмелей» в войска. В дальнейшем эти бронетранспортёры были замечены на полигонах, в том числе при совместных тренировках с танками Т-64БВ.
Что же в итоге получилось у приднестровских мастеровых? Довольно громоздкая и примитивная машина, отставшая от мирового уровня примерно на полстолетия, если не больше. Тактико-технические характеристики БТРГ-127 не публиковались, так что судить о них можно лишь косвенно. Боевую массу «Шмеля» (с учётом демонтажа спецоборудования ГМЗ-3) можно оценить в 25-26 т. Поскольку силовая установка осталась прежней, то подвижность БТР осталась на уровне ГМЗ-3. Учитывая способ установки пулемёта, не может быть и речи об оборудовании БТРГ-127 системой защиты от оружия массового поражения (впрочем, такая система отсутствует и на базовом ГМЗ-3). Материалы, имеющиеся в свободном доступе, позволяют предположить, что бронезащита «Шмеля» не подверглась усилению по сравнению с ГМЗ-3. На последнем максимальная толщина брони составляет 15 мм — то есть, она защищает лишь от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Приборы наблюдения довольно примитивны, так же, как и пулемётный прицел. В целом, реальная боевая ценность БТРГ-127 весьма сомнительна, но, как говорится, на безрыбье…
Литература
-
-
- tanks-encyclopedia.com
- topwar.ru
- armedconflicts.com
- oryxspioenkop.com
-