Андрей Харук. Лучшая горная гаубица Первой мировой
Уникальной особенностью артиллерии Австро-Венгрии являлось наличие в её составе не только горных пушек, обычных для артиллерии других стран, но и довольно тяжёлых горных гаубиц. Отработка таких образцов заняла более полутора десятилетий и увенчалась принятием на вооружение орудия 10 cm Gebirgshaubitze M 16.
Первые попытки создать гаубицу для горной артиллерии (точнее, адаптировать конструкцию полевой гаубицы для войны в горах) конструкторы фирмы «Шкода» предприняли ещё на рубеже XIX и ХХ веков. Взяв за основу полевую гаубицу 10 cm Feldhaubitze M 99 калибра 104 мм, они разработали её горный вариант 10 cm Gebirgshaubitze M 99. Последняя унаследовала от полевой гаубицы ствол с затвором, но получила новый разборный лафет, приспособленный для вьючного транспорта. Изготовили несколько образцов Gebirgshaubitze M 99, но от широкого её внедрения отказались.
Военные предпочли более дешёвое решение, внедрив в горную артиллерию обычные полевые гаубицы на «горных» лафетах (неразборных, но с уменьшенной шириной колеи — для облегчения движения по горным тропам). Однако такое решение было лишь паллиативом — гаубица образца 1899 года с её бронзовым стволом, архаичными противооткатными приспособлениями и без щита не годилась для современной войны.
В 1908 году на вооружение армии Австро-Венгрии приняли новую горную гаубицу Gebirgshaubitze M 08. Орудие, разработанное «Шкодой», стало первой австро-венгерской гаубицей, снабжённой современными гидропневматическими противооткатными устройствами и щитом. Ствол орудия, изготавливавшийся из стале-бронзы, поставлялся Венским арсеналом, остальные узлы гаубицы производились в Пльзени. Используя те же снаряды, что и М 99, новая горная гаубица обеспечивала дальность стрельбы до 6000 м гранатой и 5400 м — шрапнелью. Масса М 08 в боевом положении составляла 1230 кг. Перевозка орудия на вьюках была невозможной из-за большой массы ствола. Для транспортировки в горах использовались двуколки, запряжённые парой лошадей цугом. На одной перевозился ствол, на другой — люлька, а лафет буксировался третьей упряжкой. Изготовили 38 горных гаубиц М 08, за которыми последовала партия из 78 усовершенствованных орудий М 10. Накануне войны эти системы состояли на вооружении гаубичных батарей горных артполков. Некоторое количество гаубиц М 10 экспортировали в Турцию.
Gebirgshaubitze M 10 на вооружении горного гаубичного дивизиона австро-венгерской общей армии фон Марно» (k. u. к. Gebirgshaubitzdivision von Marno) в Палестине.
pinterest.com
Военная импровизация
С первых дней войны горные гаубицы М 08 и М 10 интенсивно использовались на сербском фронте. По своим баллистическим параметрам они соответствовали полевым гаубицам аналогичного калибра. В боях горные гаубицы, в отличие от пушек, применялись главным образом не для непосредственной поддержки войск, а как средство контрбатарейной борьбы. В 1915 году «Шкода» поставила в войска дополнительную партию Gebirgshaubitze M 10 (55 единиц). Впрочем, на второй год войны эти системы уже считались морально устаревшими. Военным требовалась горная гаубица с увеличенной дальностью стрельбы и большими диапазонами горизонтального и вертикального наведения. Желательно было получить и снаряд помощнее.
Поначалу конструкторы «Шкоды» попытались удовлетворить запросы военных «малой кровью»: они адаптировали для горных условий 100-мм полевую гаубицу 10 cm Feldhaubitze M 14. Адаптация состояла в приспособлении орудия к разборке на четыре части для транспортировки двуколками — это позволяло транспортировать гаубицу по тропам, недоступным для стандартной шестиконной упряжки. Однако узлы, получившиеся в результате «расчленения» гаубицы, были чересчур тяжёлыми, что затрудняло сборку орудия. Лафет также не был приспособлен для войны в горах. Поэтому «Шкода» оперативно разработала специальную горную гаубицу 10 cm Gebirgshaubitze M 16. Проект был готов в середине 1915 года, а уже в конце года началось производство орудия, хотя официально на вооружение его приняли лишь в 1916 году.
Особенности конструкции
10 cm Gebirgshaubitze M 16 полностью переняла от полевой гаубицы М 14 ствол длиной 19,3 калибра с горизонтальным клиновым затвором. Орудия первых партий ещё комплектовались стволом из стале-бронзы, но с начала 1916 года применялись современные стальные стволы. Ствол имел 36 нарезов глубиной 1,1 мм и весил (в сборе с затвором) 390 кг. Люлька была удлинена по сравнению с гаубицей М 14 — это улучшило балансировку орудия.
Горная гаубица 10 cm Gebirgshaubitze M 16.
passioncompassion1418.com
Орудие получило новый лафет, приспособленный для войны в горах. Щит, менее массивный по сравнению с полевой гаубицей, делился на две части и отличался отсутствием сидений для двух бойцов расчёта (этот элемент был характерным для многих австро-венгерских полевых орудий, но в горных условиях являлся излишним). Его толщина составляла 4,2 мм вместо 4,7 мм у М 14. Если у полевой гаубицы щит весил 223 кг, то у горной — 124 кг. Угол возвышения гаубицы М 16 достигал 70°, в то время как у полевой гаубицы М 14 он составлял всего 48°. Колею колёсного хода сузили до 950 мм (у М14 она составляла 1530 мм). Меньшим был и диаметр колёс — 900 мм вместо 1300 мм.
Общий вид гаубицы. Рисунок из итальянского руководства.
army1914–1945.org.pl
Транспортировка гаубицы М 16 осуществлялась при помощи новых двуколок М 16. Если горный вариант гаубицы М 14 требовал четырёх повозок, то новое орудие — трёх. На одной двуколке перевозился ствол с затвором, на другой — люлька и щит, а третью повозку образовывал лафет (для транспортировки раздельной возкой следовало переставить колёса лафета из боевого положения в походное). Каждая повозка буксировалась парой лошадей, запряжённых цугом, ещё три пароконные двуколки перевозили боекомплект. Расчёт гаубицы состоял из шести бойцов, но для транспортировки орудия в горных условиях и его сборки на позиции требовался 31 человек.
Ствол горной гаубицы на двуколке.
delostrelectvocsarmady1918-1939.estranky.cz
Лафет горной гаубицы в положении для раздельной возки.
delostrelectvocsarmady1918-1939.estranky.cz
Боекомплект М 16 состоял из тех же типов, что и у полевой гаубицы М 14: гранаты М 14/9 (10 кг), гранато-шрапнели М 14 (13,6 кг), шрапнели (13,5 кг), а также гранаты М 15. Заряжание — раздельное. Максимальная дальность стрельбы достигала 8490 м.
Служба и модернизация
До конца Первой мировой войны успели изготовить 546 стволов Gebirgshaubitze M 16 и 541 лафет к ним. Орудия поступали на вооружение гаубичных дивизионов горных артиллерийских полков. Каждый полк включал один такой дивизион трёхбатарейного состава (наряду с двумя дивизионами 75-мм пушек). К концу войны в составе армии Австро-Венгрии имелось 28 таких полков, но не каждый из них был укомплектован по штату.
Горная артиллерия действовала главным образом на Итальянском фронте. Наличие горных гаубиц давало австро-венгерским артиллеристам неоценимое преимущество — у их противника попросту не было подобных орудий. Превосходя по дальности орудия итальянской горной артиллерии, гаубицы М 16 оказались прекрасным средством контрбатарейной борьбы, а большой угол возвышения позволял поражать цели, расположенные выше собственной позиции или на обратных склонах.
Интересно, что экспорт гаубиц М 16 начался раньше, чем поставки собственным вооружённым силам. В середине 1915 года 48 таких орудий и 72 000 снарядов к ним заказала Турция. Гаубицы, обозначавшиеся 10 cm Gebirgshaubitze М 16(Т), были отгружены уже в ноябре 1915 года. Эти орудия пользовались большой популярностью у турецких военных и прослужили до конца 50-х годов.
Довольно широко использовались гаубицы М 16 в Чехословакии, где их приняли на вооружение под названием 10 cm houfnice vz. 16. В 1920 году чехословацкая армия располагала 66 такими орудиями, часть из которых досталась от австро-венгерской армии; ещё не менее 20 орудий было выпущено заводом «Шкода» в 1919 году. Горными гаубицами укомплектовали по одному дивизиону в 201-м и 202-м горных артполках, а также два в 205-м (правда, последний расформировали уже в 1924 году).
В Чехословакии гаубицы vz. 16 подверглись модернизации, получив удлинённые 24-калиберные стволы (такие же, как у модернизированных полевых гаубиц vz. 14/19). Масса орудия возросла на 115 кг, но это было признано адекватной ценой за увеличение дальности стрельбы — она достигала 9800 м (с применением новых снарядов vz. 21). Модернизированная горная гаубица получила обозначение vz. 16/19. Всего доработке подверглись 44 орудия.
Гаубица vz. 16/19.
palba.cz
После гитлеровской оккупации Чехии немецкой добычей стали лишь шесть гаубиц vz. 16/19, получивших обозначение 10 cm GebH 16/19(t). Остальные 38 орудий достались Словакии, из них в строй ввели 26, а после реорганизации армии в 1944 году в боевых частях осталось лишь 18 орудий. Ими укомплектовали по одному дивизиону (три трёхорудийные батареи) в 1-м и 2-м артполках. Большинство словацких гаубиц vz. 16/19 было захвачено немцами в самом начале Словацкого национального восстания. Исключение составила лишь 9-я горная батарея — она участвовала в боях против немцев до исчерпания боекомплекта, после чего личный состав снял и закопал затворы, а сами гаубицы подорвал. Отмечались также единичные случаи применения в боях против нацистов горных гаубиц, взятых со складов.
Помимо горстки бывших чехословацких орудий, Германия «наложила лапу» и на горные гаубицы австрийской армии — те имели старые короткие стволы и обозначались 10 cm GebH 16(ö). Но этого было мало, а разработка собственной горной гаубицы 10,5 cm GebH 40 ещё только велась. Поэтому войска СС заказали у «Шкоды» партию из 47 гаубиц 10 cm GebH 16/19(t), поступивших на вооружение горных дивизий СС. В сентябре 1943 года парк немецкой горной артиллерии пополнили около 70 бывших итальянских гаубиц, обозначавшихся 10,5 cm GebH 316(i), а год спустя — несколько словацких орудий. В конце 1944 года число орудий, производных от Gebirgshaubitze M 16, в вооружённых силах Германии превышало сотню единиц. Основными их эксплуатантами являлись горные дивизии СС — 7-я «Принц Ойген», а также формировавшиеся в 1944 году 21-я «Скандербег», 23-я «Кама» и 24-я «Карстегер».
Занятия артиллеристов 7-го горного артполка СС при гаубице GebH 16/19(t). На щите гаубицы видна руна «Одал» — эмблема 7-й горной дивизии СС «Принц Ойген».
Nowakowski T. Działa górskie Wehrmachtu 1935-1945 // Poligon – 2017. – №3
Большое количество трофейных Gebirgshaubitze M 16 попало в Италию. Орудие приняли на вооружение под обозначением Obice da 100/17 mod. 1916 (по итальянской системе измерения длина ствола гаубицы составляла не 19, а 17 калибров). В 1935 году эти орудия применялись в войне против Эфиопии. К моменту вступления Италии в войну её армия располагала 181 гаубицей Obice da 100/17. В основном их задействовали на Балканах к моменту нападения на Грецию здесь сосредоточили 108 таких орудий. Несколько единиц были захвачены греками, так что в кампании 1940-1941 годов Obice da 100/17 использовались с обеих сторон.
Существенным пополнением для итальянцев стали бывшие югославские горные гаубицы (эта страна получила в качестве трофеев и репараций не менее сотни Gebirgshaubitze M 16). В 1936 году 92 гаубицы прошли модернизацию на заводе в Пльзени по образцу чехословацких vz. 16/19. В результате поражения Югославии в 1941 году большинство горных гаубиц стало немецкими трофеями, но Германия уступила их по сходной цене итальянцам. В армии Италии модернизированные орудия обозначались Obice da 100/17 mod. 1916/19. Как уже отмечалось, несколько десятков итальянских горных гаубиц в сентябре 1943 года стали немецкими трофеями. В самой же Италии эти орудия эксплуатировались до начала 60-х годов, пройдя доработку, получив усовершенствованный лафет и колёсный ход с пневматиками.
Obice da 100/17 mod. 1916 на огневой позиции.
quartermastersection.com
Послевоенная модернизация Obice da 100/17 mod. 1916.
army1914-1945.org.pl
Некоторое количество Gebirgshaubitze M 16 служило в армии Венгрии. Румыния укомплектовала такими орудиями по одному дивизиону (12 гаубиц) в трёх горных бригадах. Польша же стала первым после Великой войны экспортным заказчиком горных гаубиц — в 1919 году она приобрела у фирмы «Шкода» 32 орудия vz. 16 (в польском написании — wz. 16) и 16 000 снарядов к ним. Два дивизиона, вооружённых этими орудиями, в 1920 году приняли участие в Советско-польской войне (в качестве обычной полевой артиллерии). В конце 20-х годов горная артиллерия в Польше была упразднена, а её орудия отправились на склады.
Гаубица wz. 16 из состава полка горной артиллерии. Польша, 20-е годы.
army1914–1945.org.p
Создав свою горную гаубицу Gebirgshaubitze M 16, фирма «Шкода» на несколько десятилетий задала тон в разработках горной артиллерии. Её конструкция стала своеобразным эталоном и наглядным примером возможности адаптации орудия с баллистикой полевой гаубицы для применения в специфических горных условиях.
Тактико-технические характеристики 100-мм горных гаубиц:
Источник — https://warspot.ru/12555-luchshaya-gornaya-gaubitsa-pervoy-mirovoy