13
Андрей Харук. «Динго» и «Ровер»

Андрей Харук. «Динго» и «Ровер»

Статья Андрея Харука с сайта WARSPOT.

СОДЕРЖАНИЕ:

Бронеавтомобили серии LP дали австралийским конструкторам опыт разработки машин подобного класса, а военным — понимание тактического потенциала разведывательных броневиков и их места в структуре армейских соединений. Тем не менее на роль массовых серийных изделий машины LP не годились, а в условиях начавшейся войны требовались именно такие броневики — лёгкие, проходимые и в то же время простые в обслуживании и недорогие в производстве.

В январе 1941 года началось формирование 1-й австралийской бронетанковой дивизии. Помимо танков и бронетранспортёров для её укомплектования требовалось почти 200 разведывательных бронеавтомобилей. Поскольку получение техники из Великобритании стало проблемой, австралийцы взялись за разработки собственными силами. Разведывательный броневик, получивший название Car, Scout (Aust) Dingo, создавался на автомобильном шасси «Форд».

Прототип «Динго» (с корпусом из мягкой стали). Lalak Z. Dingo i inni idą na wojnę // Technika Wojskowa Historia. – 2018. – № spec. 1

Прототип «Динго» (с корпусом из мягкой стали). Lalak Z. Dingo i inni idą na wojnę // Technika Wojskowa Historia. – 2018. – № spec. 1

Прототип «Динго», построенный в ноябре 1941 года на автосборочном предприятии «Форда» в Джилонге, использовал полноприводное шасси 1,5-тонного (30cwt) грузовика с базой 341,5 см. В декабре машина прошла ходовые испытания. Специалисты Дирекции по производству бронетехники (Directorate of Armoured Fighting Vehicles Production — DAFVP) дали машине в целом положительную оценку, высказав некоторые замечания. Машина была несколько перетяжелённой, а боевое отделение — тесным, с плохой вентиляцией и недостаточным обзором (при закрытом верхнем люке). Наиболее серьёзной проблемой, с которой пришлось столкнуться в ходе испытаний, стала деформация переднего моста после 4000 км пробега. Этот узел пришлось заменить на аналогичный от колёсного артиллерийского тягача «Форд» 01Т/МН, выпускавшегося по лицензии в Австралии.

5 января 1942 года DAFVP санкционировала начало серийного производства «Динго». Хотя проблема перегрузки передней оси так и не была решена, броневик приняли на вооружение. Уже в то время «Динго» рассматривался лишь как временное решение — до появления более совершенных бронеавтомобилей. До 1943 года было изготовлено 245 «Динго».

«Динго»: особенности конструкции

Для серийных броневиков использовались шасси канадского производства, переделанные в Австралии: их база была уменьшена с 341,5 до 279 см путём вырезания средней части рамы. Уменьшение базы привело к тому, что передний мост теперь находился на 16,5 см ниже, чем задний; такое решение благоприятно повлияло на устойчивость бронеавтомобиля, поскольку центр тяжести теперь располагался ниже. В конструкции шасси использовались узлы фирмы «Мармон-Херрингтон», в частности, раздаточная коробка CV5-4 и передний мост 80Н. На первых 186 броневиках установили 8-цилиндровый V-образный двигатель рабочим объёмом 3,6 л и мощностью 85 л.с., на остальных — 3,9-литровый мотор, развивавший 95 л.с. Замена двигателя повлекла за собой необходимость установки усиленного сцепления. Коробка передач в обоих случаях была стандартной «фордовской» (четыре скорости вперёд и одна назад).

Общий вид «скаут-кара» «Динго». Lalak Z. Dingo i inni idą na wojnę // Technika Wojskowa Historia. – 2018. – № spec. 1

Общий вид «скаут-кара» «Динго». Lalak Z. Dingo i inni idą na wojnę // Technika Wojskowa Historia. – 2018. – № spec. 1

Корпус «Динго» — полностью закрытый, цельносварной из листов броневой стали марки ABP3 (Australian Bullet Proof 3). Толщина лобовых листов составляла 30 мм, остальных — 10 мм. Жалюзи для охлаждения радиатора отсутствовали — воздух засасывался из боевого отделения.

В правом борту «Динго» входная дверца отсутствовала. Cecil M. K. Australian Military Equipment Profiles. Vol. 3. Australian Scout and Armoured Cars. – 1993

В правом борту «Динго» входная дверца отсутствовала. Cecil M. K. Australian Military Equipment Profiles. Vol. 3. Australian Scout and Armoured Cars. – 1993

Корпус бронеавтомобиля состоит из трёх отделений: моторного, боевого/управления и топливных баков. В боевом отделении располагаются два члена экипажа: водитель (справа) и командир (слева). Входная дверца только одна, в левом борту. В переднем листе имеется три лючка: два квадратных смотровых, откидываемых вверх, со смотровыми щелями, а между ними — прямоугольный (бойница для ведения огня из пулемёта «Брен»). По бортам имеются смотровые щели. В крыше боевого отделения устроен большой прямоугольный люк размером 40×99 см, откидываемый назад, а в кормовой стенке — смотровой люк (без щели). За боевым отделением, в отсеке, отделённом противопожарной перегородкой, установлены два топливных бака ёмкостью по 95,4 л.

Производство и служба

Серийный выпуск «Динго» начался всего через три месяца после изготовления прототипа — в феврале 1942 года. Сборку осуществлял завод «Форд» в Джилонге, а бронированные корпуса поставляли железнодорожные мастерские «Викториэн Рейлуэйз Воркшоп» (Ньюпорт). Поначалу «Динго» не вызвал особого энтузиазма среди военных. В повседневной эксплуатации обычным явлением стали трещины сварных швов в мостах и прочие повреждения, обусловленные перегруженностью шасси. С октября 1942 года в серию пошли машины с усиленным шасси, но и это помогло мало. Крайне неудобным оказалось рабочее место водителя — его сиденье не регулировалось по высоте, а при закрытом смотровом люке поле видимости было практически нулевым. Педаль сцепления была втиснута между рулевой колонкой и кожухом коробки передач так, что водитель с нормальными анатомическими параметрами попросту не мог полностью её выжать. Эти недостатки попытались устранить на доработанном образце «Динго», появившемся в феврале 1943 года. На нём вместо пластинчатых рессор применили гидравлические амортизаторы, а также существенно перекомпоновали рабочее место водителя, сделав его более эргономичным. В серию эти изменения внедрить не успели.

Отделение боевое/управления бронеавтомобиля «Динго» было весьма тесным. Lalak Z. Dingo i inni idą na wojnę // Technika Wojskowa Historia. – 2018. – № spec.

Отделение боевое/управления бронеавтомобиля «Динго» было весьма тесным. Lalak Z. Dingo i inni idą na wojnę // Technika Wojskowa Historia. – 2018. – № spec.

Армия Австралии заказала несколькими партиями 372 бронеавтомобиля «Динго», но получила лишь 245. Машины поступали в танковые полки (по штату каждый из них должен был располагать десятком «скаут-каров») и полки бронеавтомобилей. Однако уже в конце 1943 года «Динго» начали изымать из боевых частей, переводя в учебные. Это обуславливалось сокращением общей потребности в бронетехнике после расформирования 2-й и 3-й бронетанковых дивизий, а также поступлением партии канадских «скаут-каров» «Линкс» (170 единиц).

Нет, это не сдача в плен — командиры машин «Динго» подают команду «Стоп!» во время парада в Сиднее. Декабрь 1942 года «Ровер»

Нет, это не сдача в плен — командиры машин «Динго» подают команду «Стоп!» во время парада в Сиднее. Декабрь 1942 года «Ровер»

В декабре 1941 года, когда прототип «Динго» ещё проходил испытания, армия Австралии выдала фирме «Раскин Мотор Бадиз» заказ на разработку более вместительного бронеавтомобиля, получившего официальное название Car, Light Armoured (Aust) Rover.

Как и в случае с «Динго», для броневика выбрали шасси канадского «Форда», но более тяжёлого — 3-тонного СМР F60L с базой 402 см. В передней части (в моторном отделении) располагалась силовая установка — 95-сильный 8-цилиндровый двигатель «Форд» рабочим объёмом 3,9 л. За ним находилось отделение управления с рабочими местами водителя (справа) и командира (слева). В лобовом листе отделения управления имелась амбразура для 7,7-мм пулемёта «Виккерс». Крыша отделения состояла из двух бронелистов, которые можно было откинуть либо (для улучшения обзора) приподнять на 18 см. Далее в корме располагалось открытое сверху боевое отделение. В нём размещалось ещё три члена экипажа — два наблюдателя и радист. В передней и задней частях боевого отделения имелись универсальные вертлюжные установки, позволявшие монтировать как ручной пулемёт «Брен», так и тяжёлый «Виккерс». От отделения управления боевое отделялось стенкой с проёмом, позволявшим командиру в случае необходимости перейти в боевое отделение.

«Ровер» с установленным вооружением — «Виккерсом» в амбразуре лобового листа и «Бреном» на вертлюге. Lalak Z. Dingo i inni idą na wojnę // Technika Wojskowa Historia. – 2018. – № spec.

«Ровер» с установленным вооружением — «Виккерсом» в амбразуре лобового листа и «Бреном» на вертлюге. Lalak Z. Dingo i inni idą na wojnę // Technika Wojskowa Historia. – 2018. – № spec.

Боевое отделение «Ровера». Lalak Z. Dingo i inni idą na wojnę // Technika Wojskowa Historia. – 2018. – № spec.

Боевое отделение «Ровера». Lalak Z. Dingo i inni idą na wojnę // Technika Wojskowa Historia. – 2018. – № spec.

Толщина брони моторного отделения составляла 16 мм, отделения управления — 11 мм, боевого — 9 мм. Для повышения пулестойкости борта «Ровера» установили под наклоном — они несколько напоминали борта немецкого БТР Sd.Kfz. 251. Сверху боевое отделение закрывалось откидными сетчатыми экранами, призванными предотвратить попадание гранат внутрь машины. В задней стенке имелся двухстворчатый люк. Интересным решением, применённым на «Ровере», стали бронезаслонки, закрывавшие фары. Машина оборудовалась радиостанцией №19.

Колонна «Роверов» на параде. Хорошо видны сетчатые экраны, закрывающие боевое отделение. amw.gov.a

Колонна «Роверов» на параде. Хорошо видны сетчатые экраны, закрывающие боевое отделение. amw.gov.a

Колонна «Роверов» на параде. amw.gov.a

Колонна «Роверов» на параде. amw.gov.a

На исходном длиннобазовом шасси С018Q изготовили 40 броневиков «Ровер» Mk I. Ещё 198 машин «Ровер» Mk II построили на шасси с базой 341,5 мм: 71 броневик — на шасси С018Q, укороченном в Австралии, а 121 — на специальном короткобазовом шасси С029Q, поставлявшемся из Канады.

Производство «Роверов» прекратили в конце 1942 года после приёмки 227 единиц. В различных стадиях сборки в тот момент находился ещё 21 «Ровер»; в июле 1943 года было решено их достроить и передать армии, что и выполнили к концу сентября.

Первой строевой частью, получившей «Роверы» в апреле 1942 года, стал 2/2-й танковый полк (точнее, его разведывательный эскадрон) из состава 2-й бронетанковой бригады 1-й австралийской бронетанковой дивизии. Затем эти броневики попали в 2/11-й полк бронеавтомобилей (разведывательную часть той же дивизии). В конце года «Роверы» поступили в 6-й, а в январе 1943-го — в 12-й полки бронеавтомобилей (входившие, соответственно, во 2-ю и 3-ю австралийские бронетанковые дивизии).

«Роверы» одной из частей 2-й австралийской бронетанковой дивизии во время манёвров. amw.gov.au

«Роверы» одной из частей 2-й австралийской бронетанковой дивизии во время манёвров. amw.gov.au

«Роверы» во время манёвров. amw.gov.au

«Роверы» во время манёвров. amw.gov.au

В ходе службы «Роверы» показали себя не лучше, чем «Динго». «Фамильный» недостаток австралийских «скаут-каров» — перегруженная передняя ось — привёл к тому, что машина была трудноуправляемой и плохо вписывалась в повороты. На пересечённой местности броневик мог разогнаться до 50–55 км/ч, но движение с такой скоростью было крайне некомфортным для экипажа из-за жёсткой подвески — у солдат отмечались даже случаи повреждения позвоночника. Наиболее существенным недостатком являлась высокая температура в отделении управления, доходившая до 43 градусов Цельсия (а при включённом понижающем редукторе — даже до 50 градусов). Единственной положительной чертой «Ровера» считалось наличие вместительного боевого отделения, позволявшего перевозить различное имущество — впрочем, это было возможно лишь с неполным экипажем. В итоге уже в конце 1943 года «Роверы» начали изымать из строевых частей, а в следующем году все они отправились на склады. После войны «Роверы» демилитаризировали, сняв бронекорпуса, а шасси продали обратно фирме «Форд».

Оба образца австралийских «скаут-каров», созданные во время Второй мировой войны, на поверку оказались неудачными. Австралийские конструкторы так и не смогли добиться оптимального распределения веса машины между осями. В итоге ни «Динго», ни «Ровер» не блистали проходимостью и управляемостью. Помимо этого, «Динго» не годился на роль разведывательной машины из-за крайне плохого обзора и отсутствия радиостанции. «Ровер» в этом отношении выглядел предпочтительнее, но и он не смог составить конкуренцию бронеавтомобилям канадского производства.

Тактико-технические характеристики бронеавтомобилей «Динго» и «Ровер»

. «ДИНГО» «РОВЕР» MK II
БОЕВАЯ МАССА, КГ 4720 5125
ДЛИНА, ММ 4585 5639
ШИРИНА, ММ 2070 2311
ВЫСОТА ПО КОРПУСУ, ММ 1880 2134
БАЗА ШАССИ, ММ 2790 3415
ТОЛЩИНА БРОНИ, ММ 10-30 9-16
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ, Л. С. 85 95
СКОРОСТЬ ПО ШОССЕ, КМ/Ч 90 80
ВООРУЖЕНИЕ один 7,7-мм пулемёт два 7,7-мм пулемёта
ЭКИПАЖ, ЧЕЛ. 2 5

Литература

      1. Cecil M. K. Australian Military Equipment Profiles. Vol. 3. Australian Scout and Armoured Cars. – 1993
      2. Lalak Z. Dingo i inni idą na wojnę // Technika Wojskowa Historia. – 2018. – № spec. 1
      3. warwheels.net

источник: https://warspot.ru/12104-dingo-i-rover

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account