Андрей Фирсов. О деятельности Бориса Шпитального в области авиационного вооружения. Часть 2. …Когда в прорыв пойдут 100-тонные танки
Продолжение интересного цикла статей из жж Андрея Фирсова.
Тов. Сталину. Ввиду исключительного интереса, который представляет собой
проект тт. Поликарпова и Шпитального, направляю Вам докладную записку.
Тухачевский. 1 июля 1936 г.
Из докладной записки начальника конструкторского отдела завода № 39 Н. Н. Поликарпова и начальника Особого конструкторского бюро № 2 Б. Г. Шпитального заместителю наркома обороны СССР М. Н. Тухачевскому о создании универсального самолета для борьбы с танковыми соединениями 8 июня 1936 г.
История возникновения конструкции самолета
Вследствие достигнутых успехов в области автоматического оружия, Особым конструкторским бюро № 2 была создана сверхмощная автоматическая 37-мм пушка с большой начальной скоростью. Применение этой пушки в авиации задерживалось из-за отсутствия подходящего типа самолетов. В первых числах февраля 1936 г. на одном из заседаний правительства при встрече начальника ОКБ 2 т. Шпитального с начальником одного из конструкторских отделов завода № 39 т. Поликарповым обнаружилось, что у т. Поликарпова имеется схема самолета с исключительно хорошими аэродинамическими данными. Эта схема и явилась как раз подходящей для осуществления идеи самолета, предназначенного для борьбы с танковыми соединениями. Таким образом, изобретение этого самолета является синтезом всех достижений ОКБ 2 по автоматическому оружию, инженера Поликарпова — по аэродинамике самолетов и группы т. Поликарпова — по установочным работам автоматического оружия.
Изобретенный самолет является воздушным истребителем танков (ВИТ) и предназначен для массового уничтожения танков всех систем, включая 100-тонные танки прорыва. Кроме своего основного назначения этот самолет может быть использован и для обычных воздушных операций в качестве многоцелевого самолета, т. е. как разведчик, скоростной бомбардировщик, штурмовик и истребитель. Нападение на земные объекты противника самолет может производить как с пикирования прямой наводкой, так и на бреющем полете с дистанций 1 — 5 км. При этом действие артиллерийского огня может быть дополнено бомбардированием. Борьба с подводными лодками в основном должна вестись артиллерийским огнем с пикирования прямой наводкой и может дополняться сбрасыванием одной или двух 100-килограммовых бомб. В борьбе с воздушным противником на самолет ВИТ должна быть возложена задача разрушения авиасоединений, используя дальнобойность огня и максимальную скорость.
Чтобы судить о боевой мощности самолета ВИТ достаточно сказать, что, например, мощность огня автоматического оружия, расположенного в носовой части этого самолета, более чем в 10 раз превышает мощность огня самого сильного истребителя, находящегося на вооружении в наших военно-воздушных силах. Что касается летных данных самолета ВИТ, то эти данные находятся на уровне самых высоких требований современной техники (см. боевые схемы).
До настоящего времени ни у нас в СССР, ни в иностранных армиях не было средства борьбы, предназначенного для активного действия против больших танковых соединений. Эту задачу с чрезвычайным успехом разрешает предлагаемый нами воздушный истребитель танков (ВИТ).
Если учесть значение, которое придается в иностранных армиях танковым соединениям, то становится ясным, что создание воздушного истребителя танков совершенно по-новому ставит вопрос о военных операциях, проводимых при поддержке танковых частей.
Как уже говорилось выше, ряд достижений в области автоматической артиллерии и конструкции самолетов и позволил создать такое средство борьбы против танковых соединений.
Подписи Н. Н. Поликарпов, Б. Г. Шпитальний
9 марта 1937 г.
Совершенно секретно.
Заключение группы военного контроля Комиссии советского контроля при СНК СССР по результатам проверки выполнения постановлений СТО СССР об изготовлении новых образцов артиллерийских систем
…
Вот примеры такой практики. В марте 1936 г. утверждается заказ на изготовление 20 шт. 37 мм авт[оматических] зенитных пушек Шпитального, надо полагать, по докладу НКТП и АУ РККА, что такая пушка существует.
Между тем, образец этой пушки только в сентябре 1936 г. подвергается испытанию на НИАПе, где получаются неудовлетворительные результаты. Все ведущие части автоматики (наиболее ответственный механизм) неоднократно ломаются (сменяется более трех комплектов деталей). После 774 выстрелов начальная скорость падает на 5%, на дистанции в 2 км скорость падает до 267 м/с (при начальной скорости 950 м/с) и на 3 км до 147 м/с снаряд весом 0,630 кг оказывается негодным (напомню, Шпитальный хотел расстреливать 100-тонные танки «прорыва» с 5 км!). И при таких данных опытный образец признан выдержавшим испытания. После испытаний принимается решение о переходе на снаряд удлиненной формы весом 0,7 кг, для чего потребовалась переделка пушки, затянувшаяся более чем на 4 месяца. Когда начали отстреливать этот снаряд, то опять у пушки получилось большое количество поломок ответственных частей, и снаряд разбивается. Только полным отсутствием контроля за работой конструктора Шпитального как со стороны главка, так и АУ РККА можно объяснить подачу на испытание заведомо недоработанной пушки и с негодным снарядом. И на сегодня 37 мм авт[оматической] зенитной пушки Шпитального, пригодной для армии и которую можно было запустить на валовое производство, еще нет.