1

Первые послевоенные годы страна занималась восстановлением разрушенного народного хозяйства и укреплением обороноспособности. Огромное внимание уделялось подготовке военных кадров, особенно летного состава.

Амфибия для курсантов

В марте 1923 года в СССР было создано Общество друзей воздушного флота. Массовое общественное оборонно-патриотическое общество ОДВФ активно содействовало развитию авиации. Оно и его преемники сыграли большую роль в жизни страны.

В мае 1925 года ОДВФ слилось с Доброхимом в Авиахим — Общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности, а 23 января 1927 года Авиахим объединился с Обществом содействия обороне (ОСО) в Осоавиахим — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Его преемники: ДОСАВ — Добровольное общество содействия авиации (1948-1951 гг.), ДОСААФ — Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (1951-1991 гг.) и РОСТО — Российская оборонная спортивно-техническая организация, которое существует с 1991 года.

Оснащению аэроклубов учебно-тренировочными самолетами придавалось большое значение, однако среди многотипья машин Осоавиахима, а затем ДОСАВ, не было ни одной летающей лодки или амфибии. Все морские летчики «вышли из сухопутных». В объявленном Осоавиахимом в 1947 году конкурсе на легкую амфибию для аэроклубов приняли участие ОКБ Г. М. Бериева. И. В. Четверикова, П. К. Гроховского, СКБ МАИ и КАИ.

По проекту Г. М. Бериева 1947 года амфибия была двухбалочной, двухкилевой конструкции с высокорасположенным на пилоне подкосным крылом. Звездообразный двигатель М-12 с толкающим винтом располагался на месте стыка крыла и пилона.

Шасси убиралось к бортам против полета. В просторной пилотской кабине было смонтировано двойное управление для обучения курсантов. Проектом предусматривалось и народно хозяйственное применение — т. е. летающая лодка-амфибия имела многоцелевое назначение.

Однако начавшаяся в 1948 году реорганизация Осоавиахима и образование ДОСАВ не позволили реализовать этот проект.

Амфибия для курсантов

Спустя год, в 1949 году Г. М. Бериев в инициативном порядке предложил ДОСАВ новый, переработанный проект.

В объяснительной записке к проекту самолета-амфибии с двигателем М-12 Г. М. Бериев писал:

"А. Назначение самолета

Предлагаемый самолет-амфибия с мотором М-12 предназначается для широкого применения в системе ДОСАВ и народном хозяйстве, в особенности для использования в районах Советского Союза, насыщенных озерами и реками.

Помимо применения в системе ДОСАВ для спорта и туризма, предлагаемый самолет-амфибия может быть широко использован в народном хозяйстве для выполнения следующих задач:

а) перевозки пассажиров;
б) перевозки почты и ценных грузов;
в) перевозки больных;
г) охраны лесных районов;
д) рыболовной разведки;
е) ледовой разведки на море в прибрежной полосе.

Особенностью предлагаемого самолета-амфибии является то, что он приспособлен для взлета м посадки на озерах и реках с небольшой глубиной и на ограниченных по размерам площадках, в том числе и на площадках со снежным покровом; в последнем случае на шасси, вместо колес, легко можно установить лыжи.

Б. Схема самолета

Самолет-амфибия представляет собой одномоторную летающую лодку с высокорасположенным подкосным крылом.

Вертикальное оперение самолета од-нокилевое. Горизонтальное оперение свободнонесущее; для предотвращения забрызгивания его водой оно поставлено на воздушный киль в шайбовое положение.

Звездообразный мотор М-12 с толкающим винтом установлен позади центроплана крыла.

Трехколесное шасси нормальной схемы, с поднимающимися в полете колесами и амортизационными стойками.

Подъем и опускание шасси осуществляется при помощи гидравлического механизма. Основные колеса шасси — тормозные, управление тормозами пневматическое.

Поперечная остойчивость самолета-амфибии на плаву обеспечивается двумя подкрыльными поплавками, закрепленными посредством стоек на консолях крыла.

Схема самолета-амфибии обеспечивает хороший обзор экипажу вниз и в сторону, что является весьма ценным качеством самолета, предназначенного для массового использования.

В. Экипаж самолета

Экипаж самолета состоит из одного летчика. Летчик помещается в носовой части лодки в хорошо остекленной и просторной кабине.

Г. Полезная нагрузка

Самолет-амфибия предназначен для перевозки 190 кг груза, или одного или двух пассажиров или одного-двух больных, из которых один может перевозиться на санитарных носилках в лежачем положении.

Сиденья пассажиров в кабине расположены рядом, непосредственно за сиденьем летчика.

Д. Оборудование самолета-амфибии

Самолет-амфибия имеет стандартное навигационно-пилотажное оборудование, соответствующее его назначению, и приборы, необходимые для контроля работы силовой установки.

Для обеспечения связи с землей на борту самолета-амфибии установлена приемная радиостанция РСИ-6М с дистанционным управлением из кабины летчика.

Источниками электроэнергии являются: генератор ГС-10-350М и аккумулятор 12А-10.

В морское снаряжение входят: донный якорь с концом, кошка с бросательным концом и складной багор.

Е. Силовая установка

На самолет-амфибию устанавливаются отечественный мотор М-12 воздушного охлаждения и автоматический толкающий винт, которые имеют следующие данные:

  1. Взлетная мощность мотора 180 л. с.
  2. Взлетное число оборотов 2350 об/мин.
  3. Номинальная мощность мотора у земли 155 л. с.
  4. Номинальное число оборотов 2050 об/мин.
  5. Диаметр винта 2,3 м.

Два мягких бензобака, общей емкостью 220 л, расположены в центроплане крыла. Люки для установки баков в контейнеры расположены но верхней поверхности центроплана. Маслобак емкостью 26 л расположен в носке центроплана крыла.

Ж. Летно-технические данные

  1. Нормальный полетный вес 1230 кг.
  2. Максимальная скорость полета на уровне моря 190 км/ч.
  3. Нормальная техническая дальность полета 660 км.
  4. Практический потолок 4150 м.
  5. Посадочная скорость с отклоненными закрылками 85 км/ч.

З. Конструкция самолета-амфибии

Материал конструкции самолета-амфибии — отечественного производства. Основной материал — листовой дюралю мин и прессованные профили.

Особое внимание обращено на простоту и дешевизну конструкции, удобство эксплуатации и на возможность простой разборки и транспортировки самолета.

Крыло самолета состоит из прямоугольного центроплана и двух съемных консолей.

Крыло крепится к лодке посредством пилона и четырех подкосов.

Крыло состоит из двух лонжеронов, стрингеров и набора нервюр. Обшивка крыла до второго лонжерона дюралюминовая. позади второго лонжерона — полотняная. Крыло снабжено щелевыми элеронами и закрылками типа ЦАГИ.

Лодка состоит из одной килевой балки, стрингеров, набора шпангоутов и дюролюминовой обшивки. Четырьмя водонепроницаемыми переборками лодка разделена на пять отсеков; этим обеспечивается непотопляемость самолета-амфибии при затоплении одного любого отсека.

В передней части лодки размещаются кабина летчиков и пассажиров. Кабины имеют общий фонарь, остекленный плексигласом. Вход в кабины осуществляется через люки фонаря.

Оперение самолета-амфибии однокилевое. Воздушный киль составляет одно целое с хвостовой частью лодки. Горизонтальное оперение свободнонесущее.

Конструкция киля и стабилизатора однотипная: каждый из них состоит из двух лонжеронов, набора нервюр и дюралюминиевой обшивки. Обшивка рулей полотняная. Рули снабжены аэродинамической компенсацией.

Управление самолетом одинарное. Проводка управления рулями и элеронами тросовая. Управление закрылками гидравлическое. Конструкция самолета-амфибии рассчитана на крупносерийное производство на заводах и ремонт во вне-базовых условиях.

Главный конструктор и директор завода № 49 МАП Бериев Г. М."

Вполне возможно, что проект Г. М. Бериева и выиграл бы конкурс, если бы он состоялся. Скорее всего, как видится автору, не успев выделиться в самостоятельную общественную организацию, ДОСАВ буквально через год начал трансформироваться в ДОСААФ, о чем было сказано выше.

Второй причиной того, что проект остался нереализованным, стало то. что с начала пятидесятых годов ОКБ морского самолетостроения было загружено более серьезными работами. А в ДОСААФ так никогда и не появился специальный самолет для подготовки морских летчиков.

Каков технический портрет самолета?

Самолет-амфибия представляет собой одномоторную летающую лодку с высоко расположенным подкосным крылом, состоящим из прямоугольного центроплана и двух съемных консолей.

Самолет предназначен для перевозки 190 кг груза или 1-2 пассажиров, или 1-2 больных.

Экипаж состоит из одного летчика. Сиденья пассажиров расположены рядом непосредственно за сиденьем летчика.

Фюзеляж -лодка состоит из одной килевой балки, стрингеров, набора шпангоутов и дюралюминовой обшивки. Четырьмя водонепроницаемыми переборками лодка разделена на пять отсеков.

В передней части лодки размещаются кабины летчика и пассажиров. Кабины имеют общий фонарь, вход в кабины осуществляется через люки фонаря.

Крыло состоит из двух лонжеронов, стрингеров и набора нервюр. Обшивка крыла до второго лонжерона дюралюминовая, позади второго лонжерона полотняная.

Амфибия для курсантов

Крыло снабжено щелевыми элеронами и закрылками типа ЦАГИ. На консолях крыла закреплены два опорных поплавка.

Хвостовое оперение — однокилевое, Т-образное. Обшивка рулей полотняная, рули снабжены аэродинамической компенсацией.

Шасси — трехколесное, нормальной схемы. Уборка и выпуск шасси — гидравлические. Основные колеса шасси тормозные. Управление тормозами пневматическое.

Силовая установка — звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-12 мощностью в 190 л. с. с толкающим винтом.

Топливная система — два мягких бензобака, общей емкостью 220 л, и маслобак емкостью 26 л.

Система управления самолетом одинарная. Проводка управления рулями и элеронами тросовая, управление закрылками гидравлическое.

Источник: Константин Удалов "Амфибия для курсантов" КРЫЛЬЯ РОДИНЫ 11/2003

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account