«Американская мечта»: как экономия флотский стелс погубила
Давным давно (так давно, что это уже не правда) я обещал развить историю про А-12 (который штурмовик) и его сменщиков, а так же как в итоге пришли к идее единого самолёт. В новом материале на Вархеде я это наконец сделал. Стиль написания — экспериментальный. Будем честными, я в том числе хотел показать, что можно написать об истории совсем легко, не перевирая её при этом. Вышло у меня или нет — уже судите сами. Не думаю, что многие мои постоянные читатели одобрят такой формат — но для меня это был интересный эксперимент. От того критика крайне привествуется. Плюс есть идея дополнить его одним более серьёзным материалом совсем нового формата — но пока это только мысли.
* * *
Американский флот хотел себе навороченный самолёт — чтобы как у ВВС, только ещё круче. В министерстве обороны США чесали затылки и судорожно думали, как бы сэкономить и не порваться со всеми хотелками. И придумали! Давайте, мол, сделаем мощный единый самолёт для всех? Идея была крутой, но внезапно всё пошло не так….
Шёл 1986 год. До краха Советского Союза оставалось всего пять лет, но никто об этом даже не думал. В министерстве обороны США занимались привычным делом — считали деньги. Именно этим чаще всего занимаются чиновники от обороны, а грандиозные стратегические планы остаются на долю военных. Экономика США была в тот момент сильной, весёлой и фонтанировала деньгами — сказались реформы президента-актёра, громко прозванные «рейганомикой». Но были небольшие тучки на безоблачном небе…
Золотая эпоха стелс
Прошли счастливые времена, когда новый военный самолёт делали быстро, за год-два, и при этом дёшево. Современные программы норовили затянуться на десятки лет и стоили так, что уж лучше бы самолёты сразу делали из золота — получилось бы дешевле и для музеев бы сгодилось. Кто-то говорил, что это технологическая сингулярность всё ближе, а кто-то сетовал, что корпорации совсем оборзели.
На 1986-й год таких программ было две — ATF (Advanced Tactical Fighter, «продвинутый тактический истребитель») и ATB (Advanced Technology Bomber, «бомбардировщик на передовых технологиях»). Обе — стелс; делали их на самых передовых технологиях, и влетели они бюджету США в копеечку. Времени на них ушло — больше половины десятилетия, и конца работ даже не было видно. И тут на головы в Пентагоне свалилось новое счастье. Флот внезапно тоже захотел обзавестись крутым стелс-самолётом.
Два символа американских ВВС новейшего времени в полёте
У флотских к тому времени устарел главный палубный штурмовик A-6 «Интрудер», и теперь они хотели себе самолёт, как у ВВС — чтобы с гранями, минималистичным дизайном и, конечно, стелс. На горизонте ещё маячила замена перехватчика F-14 на что-нибудь из пятого поколения. Потянуть четыре подобных программы разом не смог бы даже бюджет США. Тогда минобороны обратилось к одной из главных палочек-выручалочек военных политиков — универсальности!
Штурмовик А-12 «Авенджер-2» стал настоящим лицом флота в конце 80-х
Есть у ВВС отличный истребитель пятого поколения — давайте возьмём его, немного переделаем и поставим на палубу! Вот вам и замена F-14. А чтобы флот не обижался, его перспективный тактический бомбардировщик ATA (Advanced Tactical Aircraft, «продвинутый тактический самолёт») закупит ВВС, на замену старенькому F-111.
Стелс-замена для F-111 уже разрабатывалась. Проект «Сники Пит» был прямым предком флотского А-12
Представители ВВС и ВМФ, поплевавшись (в основном друг в друга), согласились и подписали нужные документы. Чиновники отправились отмечать сэкономленные почти в два раза средства, а в ВВС призадумались. Флотский бомбардировщик во многом походил на главное детище покорителей воздуха — стратегический стелс, — только был меньше и дешевле. Всякие штафирки постоянно приставали с вопросами: «А зачем целый самолёт? Может, сделать стелс-крылатую ракету, так ведь дешевле?» Теперь они могли взять проект флота и с помощью него уничтожить мечту ВВС. Или же это был хитрый план флотофилов? Не зря говорят, что флот — главный враг авиаторов!
Для поставки в ВВС проектировался двухместный вариант А-12
Жертва во благо экономии
Такие интриги и претензии были основой взаимоотношений флота и ВВС США. Конечно, не Императорская Япония, но тоже весело. Всё это прошло бы незамеченным, если бы флот подобрал другого производителя для своего проекта. Но они выбрали «Макдонелл-Дуглас» (в тесной спайке с «Дженерал Дайнемикс»). Эти парни делали отличные палубные самолёты — прям собаку на этом съели, — вот только с технологией «стелс» работать не умели. Опыта не было, а технология жутко сложная.
Всё бы ничего — ведь были ещё «Локхид» и «Нортроп», и наработки у них имелись, — но кто же их просто так даст конкурентам? А ВВС, как заказчики всех этих работ, вполне могли потребовать передать материалы. Но они не хотели этого делать, поскольку затаили подозрения.
Занимались стелсом ещё и в ЦРУ, но с этими парнями связываться вообще никто не хотел. Пришлось «Макдонелл-Дуглас» изобретать велосипед самостоятельно, набивая шишку за шишкой.
У варианта «Макдонелл-Дуглас» был конкурент из фирмы «Нортроп». Их проект был реалистичнее и продуманнее, но и честнее — а значит, дороже. Флот решил экономить
Прошло четыре года, наступил 1990-й. Рухнул Восточный блок, бывшие сателлиты коммунистов наперебой клялись в верности капитализму в целом и Америке в частности. А в министерстве обороны США снова считали деньги. К тому времени рост «рейганомики», закономерно сменился кризисом, и кризис этот ожидался не слабый. А на руках была куча дорогих проектов.
Самолёты ВВС — и бомбер, и истребитель — уже совершили свои первые полёты. Правда, если с В-2 (так назвали стратегический стелс-бомбардировщик) уже всё было ясно, то у истребителей ещё сохранялась интрига. YF-22 и YF-23 собирались биться за деньги налогоплательщиков — не на жизнь, а насмерть.
Два заклятых конкурента в полёте
У флота пока всё было тихо. Их тактический бомбардировщик, уже известный народу как А-12, пока варился в производственном аду. То одно не работало, то другое… Ничего удивительного — полдесятка лет назад такой же ад был и у проектов ВВС.
Однако работы шли, хоть и со смещением сроков и дополнительными затратами. ВВС всё так же делал вид, что А-12 не существует, и за прошедшее время даже не конкретизировал свои требования к его сухопутной версии. Другое дело флот! Конечно, программа NATF (Naval Advanced Tactical Fighter, «продвинутый тактический морской истребитель») адмиралов не радовала.
Как же так — у флота будет не созданный лично для него самолёт, а какой-то переделанный чумазый сухопутный!
Но денег разработчикам всё же дали, и они нарисовали морские версии YF-22 и YF-23. Флотских больше устроил второй — он летал подальше и побыстрее, да и по электронике был лучше. YF-22 был, правда, гораздо универсальнее и лучше атаковал наземные цели. Но флот хотел заменить перехватчик F-14, а для работы по земле у него уже был F/A-18 и будущий А‑12.
NATF — вариант от «Локхид-Боинг»
Всё это разнообразие радостно тратило деньги налогоплательщиков и даже не думало об экономии. Долго так продолжаться не могло. В Пентагоне решили: нужна показательная порка. Для её проведения выбрали А-12. С одной стороны, он ещё не полетел, и критиковать его было проще.
Начнёшь спрашивать с программы В-2: «Где деньги, Зин?» — а они ткнут пальцем в летающий прототип. И не поспоришь! С другой стороны, А-12 разрабатывали в рамках контракта с фиксированной стоимостью. То есть «Макдонелл-Дуглас» и США в лице минобороны заранее договорились на цену проекта.
Был и другой вариант — контракт с компенсацией расходов. Сумму в нём не прописали, исполнитель просто говорил, зачем ему нужны деньги, и получал их. Именно так работали обе программы ВВС. Понятно, что проще придраться к фиксированной стоимости, требуя пояснить: почему это расходы такие высокие и не соблюдаются планы?
NATF — вариант от «Нортроп-Макдонелл-Дуглас»
Новый министр обороны Дик Чейни взял дело в свои руки. Было заявлено, что А-12 уже превысил бюджет на 70%, при этом сорвав все возможные сроки. Самолёту решили дать последний шанс, но оставили под пристальным наблюдением. Чейни заявил, что теперь так будут подходить ко всем проектам перспективного вооружения, и ушёл отнимать копеечку у Армии США.
Параллельно в коридорах министерства и даже в Сенате с Конгрессом активно обсуждалась тема, что А-12 уже не нужен. У флота ведь будет отличный NATF, который точно так же может в стелс и при этом бомбит неплохо.
Полуразобранный полноразмерный макет А-12 — всё что осталось от смелой программы
Несмотря на все попытки флота отбить свой самолёт у политиканов, ничего не вышло. Покромсав танки и ракеты, Чейни вернулся к воздуху и после инспекционной поездки в сборочный цех А-12 заявил, что программа закрыта. Для многих во флоте это стало настоящим ударом. Поговаривали, что некоторые высокие чины собирались повторить «мятеж адмиралов» давних 40-х годов и подать в отставку. Но времена были другие, и в итоге никто не стал делать резких движений.
Впрочем, обиду флот затаил — в основном на ВВС.
Универсальность — ответ на все вопросы
Ждать возможности для расплаты долго не пришлось. Весной 1991 года ВВС гордо объявили о победе YF-22. Как говорили высшие чины, его выбрали за универсальность, манёвренность и эффективность работы по земле, но на деле он просто был дешевле. Его даже хотели назвать F/A-22 и под это дело наконец придушить столь ненавистный для ВВС штурмовик А‑10.
Вскоре на это среагировал флот, заявив о закрытии программы NATF как не оправдавшей надежд. Её назвали самой крупной ошибкой флота за 20-й век. В прессе активно поливали грязью как YF-22, так и все ВВС в частности. Лейтмотив о том, что грязным сухопутным недосамолётам не место на сияющих палубах прекрасных авианосцев, раздавался ещё минимум год. Пентагон не уговаривал флот одуматься, и под это дело нанёс удар и по ВВС, серьёзно урезав предполагаемый заказ на F-22 «Раптор» (бывший YF-22).
Вариант А-Х от «Макдонелл-Дуглас». Найдите десять отличий от А-12
Прошёл ещё год. Мир потихоньку привыкал к новому порядку, ВВС США пытались спасти свои перспективные программы, а на флоте решили взяться за старое и таки заполучить самолёт пятого поколения. Но денег у США на тот момент особо не было, да и власти не считали, что флоту нужен такой истребитель — для него просто не было противников.
Флот вспомнил волшебную мантру про «универсальность». Ещё А-12 проектировали с тем расчётом, что при необходимости он на полставки поработает истребителем — если вдруг злобная советская авиация будет слишком сильно наседать на родной авианосец. В новой программе А-Х (Attack-Experimental, «экспериментальный штурмовик») этим решили воспользоваться на всю катушку. Он хоть и заявлялся штурмовиком, но по факту был полноценным многоцелевым самолётом.
Так в шкуре стелс-тактического бомбардировщика спрятался полноценный истребитель.
Вариант А-Х от «Нортроп», наследие YF-23 ясно прослеживается
С ударными самолётами на флоте было не очень хорошо, и никто с этим не спорил. Но адмиралы рано расслаблялись и радовались — у министерства обороны были свои планы на А-Х. К тому времени их уже долго доставали из ВВС на тему выдачи денежек для замены F-111, F-117 и ударной версии F-15. Они наивно предполагали, что этой заменой будет проект истребителя-бомбардировщика F/B-22, но не тут-то было.
Вариант А-Х от «Локхид-Боинг», дальнейшее развитие морского F-22
Чиновники припомнили своё гениальное решение 1986 года и объявили, что программа А-Х станет единым ударным самолётом всея США. На палубе он заменит вообще всех, а на земле будет служить вместе с F-22. Тут-то и настанет счастье для американских снабженцев — ведь парк тактической авиации сведётся всего к двум самолётам!
Проект тактического бомбардировщика F/B-22
Пока шишки из ВМС и ВВС приходили в себя, авиационные корпорации оживились. Ведь единый самолёт — не только польза для репутации. Это ж огромная и невероятная прибыль, сотни гарантированных заказов, а потом ещё и великолепный экспортный потенциал!
В пучину проектирования ринулись все главные игроки этого рынка. Но вот проекты у них были какие-то подозрительные… «Локхид» и «Боинг» немного доработали морской вариант F-22, «Нортроп» представили дальнейшее развитие YF-23, а проект «Макдонелл-Дуглас» странным образом напоминал А-12. Хотя чего тут было ожидать? Ведь на работу дали всего пару месяцев.
Более продвинутый вариант А-Х от «Локхид-Боинг». От F-22 остались лишь отдельные черты
Один за всех
За спорами адмиралов и генералов об облике будущего А-Х прошёл год. Флоту нравился обновлённый треугольничек «Макдонелл-Дуглас». Авиаторы топили за мутировавший F-22, заявляя, что это самый экономный вариант — ведь будет не два самолёта, а считай, всего полтора! К сожалению, их мысли услышали.
США только-только выбирались из небольшого кризиса начала 90-х, и политики везде искали возможность сэкономить. А что же ещё так экономит деньги, как не универсальность?
Если полтора самолёта годится — так чего бы не сделать вообще один?
Весной 1993 года вместо А-Х стартовала программа A/F-X (Attack/Fighter-Experimental, «экспериментальный штурмовик/истребитель»). Теперь она заменяла вообще всё — весь парк тактических самолётов ВВС от F-22 до А-10 и весь парк боевых палубных самолётов. Странно, что с её помощью не заменили стратегические бомбардировщики, космическую программу и подводные ракетоносцы.
Некоторые проекты от «Нортроп-Макдонелл-Дуглас» в рамках программы A/F-X
Пока военных снова приводили в чувство, им сообщили, что это всё не просто так. A/F-X будет не просто самолётом, а самолётом как минимум пятого с плюсом поколения. А может, вообще шестого!
Что такое шестое поколение, пока никто не знал, потому просто решили сделать круче, чем F-22. Корпорации забились в экстазе, предвкушая возможные прибыли, и засели за творчество.
«Локхид» разрабатывали сразу два проекта. Первый был продолжением NATF и А-Х, F-22 на стероидах: лучше моторы, круче электроника, больше полезных ништяков на борту и многое другое. Второй проект с честью нёс звание самолёта шестого поколения — ещё более низкий уровень заметности, ещё бо́льшая сверхманёвренность и крейсерская скорость вдвое быстрее звука.
«Нортроп» и «Макдонелл-Дуглас» по старой памяти объединили усилия (они вместе работали над YF-23) и выдали на-гора проект, похожий на дитя порочного союза А-12 и YF-23, тоже крутой и современный до невозможности.
Экономичный вариант A/F-X от «Локхид-Боинг», практически возвращение к истокам в виде NATF, только в двухместном варианте
К концу 1993 года проекты представили военным и чиновникам, а главное — назвали их возможную цену. От этого в прострацию впали даже стойкие чины Пентагона. Обе корпорации называли цену одного самолёта A/F-X в 250 миллионов — миллионов, Карл! — долларов! Поскольку это был ценник для уже серийной машины, первые и экспериментальные обошлись бы ещё дороже. А общие затраты предполагались в немыслимую сумму — 650 миллиардов долларов.
Придя в себя, чиновники начали действовать. A/F-X немедленно закрыли. Флоту велели заменить совсем уж древние ударные машины на F/A-18 новых модификаций и ждать дальнейших решений.
Продвинутый вариант A/F-X от «Локхид-Боинг»
На пути к F-35
Однако новые самолёты по-прежнему требовались — особенно ударные. В свете нового мирового порядка уже надо было не завоёвывать господство в воздухе, а просто эффективно бомбить всяких диктаторов.
От идеи единого самолёта минобороны не спешило отказываться, и в 1994 году начало финансирование программы JAST (Joint Advanced Strike Technology, «единая передовая ударная технология»). В отличии от предшественниц она не предполагала проектирование полноценного самолёта, а всего лишь пыталась проникнуть в будущее и определить внешний вид перспективного самолёта пятого поколения для флота и ВВС. От заморочек с новыми поколениями решили пока отказаться и даже F-22 не трогать — ведь менять пятёрку на пятёрку как-то глуповато.
В итоге в рамках JAST вырисовывалась приличная воздушная машина пятого поколения, но тут чиновники вспомнили, что упустили один тип тактических самолётов.
Один из проектов от «Локхид-Боинг» в рамках программы JAST
Золотые времена СВВП (самолётов вертикального взлёта и посадки) к 90-м годам давно прошли. Ими больше не увлекались и не восторгались, но машины были всё же полезные. С середины 80-х годов флот потихоньку финансировал программу ASTOVL (Advanced Short Takeoff and Vertical Landing, «улучшенный укороченный взлёт и вертикальная посадка») на замену старичку «Харриеру». Особой рекламы или гигантских сумм у программы не было, поэтому она неспешно пережила и Дика Чейни, и конец холодной войны.
Один из ранних проектов ASTOVL от «Локхид»
В начале 90-х в неё удалось затащить англичан с их кучей наработок по теме СВВП, что упростило процесс. Проекты в рамках ASTOVL даже пятым поколением назвать было нельзя, и всё бы хорошо, но идея единого самолёта уже захватила умы всех. В 1995 году вышел приказ прекратить работы над ASTOVL и свести её с JAST, родив новую программу, чьё название известно любому милитаристу — JSF (Joint Strike Fighter, «единый ударный истребитель»).
Один из первых вариантов JSF от «Локхид»
Так из мелких дрязг, завышенных требований и попыток сэкономить родилась самая дорогая оружейная программа в мире.
источники:
https://warhead.su/2018/10/29/amerikanskaya-mechta-kak-ekonomiya-flotskiy-stels-pogubila
https://youroker.livejournal.com/104351.html