АльтСССР. Кировская весна. Крейсера
Посвящается коллеге Андрею, предложившему перевооружить Бруклины на 8-дюймовки.
Содержание:
Крейсера ВМС РККА, 1932 год
В 1932 году в строю ВМС РККА состояло 4 крейсера, из которых один («Коминтерн») имел статус учебного.
Крейсера «Червона Украина» и «Красный Крым» представляли собой достроенные по первоначальному проекту легкие крейсера типа «Светлана», а «Коминтерн» — реконструированный в 1931 году в учебный легкий крейсер типа «Богатырь». Все они главным калибром имели 130мм дореволюционные орудия, частично – в палубном, а частично – в казематном исполнении.
Флагман Черноморского флота крейсер «Красный Кавказ» был легким крейсером типа «Светлана», достроенным по проекту с усиленным артиллерийским вооружением. После возобновления в 1927 году работ по строительству крейсера «Красный Кавказ», планировалось его оснащение 8-ю 203-мм орудиями (4 сдвоенные установки). Однако это не удалось сделать по конструктивным причинам. Было принято решение вооружить крейсер орудиями меньшего калибра. В результате корабль получил 4 орудия Б-1-К. Это были 203-мм орудия модели 1905 года, с уменьшенным до 180/60-мм калибром.
Эксплуатация пушек Б-1-К на крейсере «Красный Кавказ» выявили значительное количество недостатков как самого орудия, так и орудийной установки МК-1-180. Клиновой затвор этого орудия работал ненадежно и давал нередкие отказы полуавтоматики, добиться полной обтюрации не удалось и через закрытый затвор прорывались пороховые газы. Главным же недостатком орудия стала его исключительно низкая живучесть . Хотя разработчики планировали обеспечить живучесть ствола 200 выстрелов , реально она составляла 55 выстрелов боевым зарядом и всего лишь 30 выстрелов усиленно-боевым. Фактически это означало, что баллистика орудий существенно менялась даже в процессе одной стрельбы. С учетом скрепленной конструкции стволов это вынуждало проводить регулярную, технически сложную и дорогостоящую замену стволов.
Серьёзную критику вызывали и башенные установки МК-1-180. Несмотря на размещение в них лишь одного орудия, они оказались не только слабозащищенными, но и тесными. При этом в них не имелось никаких приборов управления огнем и вести огонь на самоуправлении они могли лишь прямой наводкой. Ненадёжными оказались и механизмы подачи и заряжания. При этом сохранялась значительная доля ручных операций, в результате чего, проектная скорострельность 6 выстрелов в минуту была достигнута только на учениях, практическая скорострельность составляла 4 выстрела в минуту, а реальная продолжительная скорострельность не превышала двух выстрелов в минуту.
Таким образом, опыт эксплуатации 1932 года крейсера «Красный Кавказ» показал ошибочность концепции 180мм орудия вместо 203мм орудия, а также невозможность размещения на крейсерах типа Светлана четырех полноценных линейно-возвышенных башен.
Краткий вывод доклада наркому Уборевичу в части касающейся крейсеров наморси Орлов сформулировал так – артиллерия главного калибра наших крейсеров делает их кораблями, опасными исключительно против эсминцев противника, в то время как максимальная их скорость позволяет любому из эсминцев от боя с крейсером уклониться.
Ни нанести поражение современному крейсеру противника, ни существенно помочь десанту 130мм орудия не в состоянии. Что касается 180мм орудий крейсера «Красный Кавказ» – то они еще менее боеспособны, чем 130мм «Красного Крыма» и «Червоной Украины». Разместить на крейсерах по три или четыре двухорудийные или трехорудийные башни калибра 152..180..203 мм и выше технически не возможно. Единственный доступный вариант размещения главного калибра – две двухорудийные башни, как это было в оригинале на крейсере типа Богатырь. Наилучший калибр – 203мм. Самого же 203мм современного корабельного орудия в СССР не было, и его предстояло создать.
Корабельная 203мм пушка Б-203
Корабельная 203-мм пушка Б-203 предназначалась для поражения кораблей противника, береговых батарей и других объектов противника в прибрежной зоне на глубину 30 км. Тактико-технические требования на ее проектирование АУ выдало заводу «Большевик» 21 сентября 1932 года. Одновременно прекращалось проектирование и отладка 180мм корабельного орудия Б-1-К и башни к нему.
ТТТ предписывало разработать орудие калибра 203/55 и двухорудийную башню в двух модификациях: легкобронированную (с толщиной брони 20..35 мм) для перевооружения легких крейсеров ВМС РККА с массой башни до 200 тонн, и бронированную (с толщиной брони 100..130 мм) для вооружения береговых батарей, а в перспективе – тяжелых крейсеров и/или линейных кораблей.
Предусматривалось достижение максимальной дальности 30 км при угле вертикального наведения 45 градусов. Поскольку фугасный 203мм снаряд образца 1907 года весил 112,2 кг, а образца 1913 года — 139,2 кг, вес нового снаряда предполагался в диапазоне 120..140 кг. Требуемая скорострельность была определена как 6 выстрелов на одно орудие в минуту (12 выстрелов на двухорудийную башенную установку). Затвор — клиновой. Требовалось обеспечить живучесть ствола в 500 выстрелов.
«Большевик» в течение 1933 года изготовил один опытовый ствол калибра 203/55 для установки в него лейнера и затвор. Предполагалось установить их на стенд для предварительных испытаний, а также вести подбор снарядов и зарядов.
Между тем в июне 1932 года для получения технической помощи в производстве лейнеров СССР заключил договор с итальянской фирмой «Ансальдо». Согласно договору «Ансальдо» изготовила и смонтировала на «Большевике» автофрежекторную установку для изготовления лейнеров калибра 76-203 мм. В 1933 году там было начато изготовление первого лейнера. В июне 1934 года оно закончилось и лейнер отправился на НИАП.
Тем временем, параллельно с изготовлением ствола и экспериментами в части снарядов и зарядов, шла доработка проекта Б-203, который окончательно был утвержден заказчиком в 1933 году. К апрелю 1934 года завод Большевик произвел одно комплектное орудие, которое заводские испытаний не выдержало. К войсковым, и тем более госиспытаниям орудие в 1934 году не предъявлялось. Ствол на заводских испытаниях был расстрелян, и его живучесть, не смотря на наличие лейнера, оказалась только 70 выстрелов. Неудовлетворительно работал затвор и откатная часть, а само орудие оказалось неуравновешенным.
С 1934 по 1935 год Большевик доработал конструкцию, увеличив по согласованию с заказчиком длину ствола с 55 до 60 калибров. Затвор был утяжелен, и его вес составил 450 килограммов. После корректировки проектной документации было произведено ещё 8 лейнеров с различными типами нарезки и четыре опытных экземпляра орудия, которые 1 июня 1935 года были представлены на заводские, затем войсковые испытания. По итогам испытаний 1935 года АУ остановилось на лейнере с крупной нарезкой постоянного шага, приняло на вооружение 203-мм снаряды образца 1935 года и сформулировало перечень недостатков, который был в основном исправлен к 1936 году, когда Б-203 была принята на вооружение — с условием увеличения скорострельности до величины 6 выстрелов в минуту, определенной ТТТ.
Начальная скорость 130кг снаряда составляла 900 м/с, при достигнутой за счет вышеописанных мероприятий живучести ствола в 500 выстрелов. Калибр орудия составил 203/60. Ствол – лейнированный с крупной нарезкой постоянного шага. Затвор — горизонтальный клиновой, с механизмом открывания и закрывания с помощью гидравлического привода. Орудие могло вести огонь как снарядами к 203/50 орудию 1907 года, так и новыми – бронебойными, полубронебойными, осколочно-фугасными и практическими.
Предварительно задание на проектирование 203-мм двухорудийной башенной установки было получено ЛМЗ от ТУ УВМС в 1933 году. Проект башенной установки был окончательно утвержден в 1934, но к испытаниям 1935 года башенная установка готова не была – орудия испытывались на станках от восьмидюймовки Викерса. Тем не менее, на финальных госиспытаниях 1936 года кроме двух орудий Б-203 на викеровских станках была представлена одна башенная установка легкобронированная БУЛБ-203 с штатно установленными орудиями Б-203, которая тогда же была принята на вооружение. Для заряжания орудия следовало установить его на фиксированный угол возвышения, равный 20°.
Кораблестроители уточнили, для сохранения необходимой остойчивости перевооружаемых кораблей вес башен нужно в сравнении с первоначальными ТТТ снизить ещё больше. Бронирование на крейсере типа Богатырь снизилось до 10 мм, а на крейсерах типа Светлана до 30 мм.
Горизонтальная наводка осуществлялась электромоторами (с резервным электрогидравлическим приводом), вертикальная — при помощи электрогидравлических приводов. Каждая башня была оборудована автономными дальномерами. Башенные установки имели своеобразную форму, характерную скорее для германского, чем для русского флота: вместо обычных „шляпных коробок“ (цилиндров с плоской крышей) они выполнялись в виде прямоугольных коробок с верхней частью, скошенной в виде усеченной пирамиды. Такая форма привела к снижению стоимости за счет большей технологичности, а также благоприятствовала устойчивости броневой защиты, поскольку в качестве вертикальных поверхностей оставались лишь нижние части боковых и задней стенок, в которые снаряды противника вообще не должны были попадать. Полный состав команды каждой башни составлял 72 человека, не считая прислуги дальномерного поста.
В 1937 году Большевик произвел 16 орудий Б-203, а ЛМЗ 8 легкобронированных башен БУЛБ-203. Вся эта продукция военной приемкой по разным причинам в 1937 году принята не была. Наконец, к 1938 году часть недостатков была устранена, а некоторые были признаны неустранимыми. Так, например, скорострельность составила не 6, а 4 выстрела в минуту.
Таким образом, в 1938 году развернулось ритмичное серийное производство 203/60 орудий Б-203 и башенных установок (как легобронированых БУЛБ-203, так и тяжелобронированных БУТБ-203) для перевооружения корабельного состава РККА, а также береговой обороны. .
Для нужд береговой обороны в начале в 1939 году было произведено и смонтировано 8, и в 1940 еще 8 тяжелобронированных башен, а также 16 муляжей береговых башен, которые были частично укомплектованы бракованными стволами, а частично — стальными трубами с аналогичным наружным диаметром. Вместо 100мм брони башни защищены 3мм листами из конструкционной «стали 3» на каркасе из уголка. Визуально, не попадая внутрь башни, отличить муляжи от действующих башен было нельзя.
Дополнительно, в 1939 году завершилось проектирование железнодорожного транспортёра для Б-203. Орудие на транспортере могло вести огонь с обычного полотна, в отличие от железнодорожного транспортера для 305мм и 365мм пушек, которым требовалось специальное бетонное укрепление железнодорожного пути. В общей сложности до 1941 года отечественной промышленностью было изготовлено 24 транспортера ЖДТБ-203.
В ходе военных действий Великой Отечественной войны бронебойные 203мм снаряды израсходованы не были. Напротив, огонь осколочно-фугасными снарядами крейсеров, береговых батарей и железнодорожных транспортеров был признан командованием РККА «исключительно успешным» во всех случаях боевого применения.
Крейсер типа «Богатырь»
Повествование о первых советских крейсерах уместнее всего начать с первенца ВМС РККА, вступившего в строй в 1923 году под именем «Коминтерн»
Крейсер «Кагул» (типа «Богатырь) был заложен в 1901 г. и спущен на воду в 1903 году. Крейсер имел водоизмещение 6645 т, максимальную скорость хода 23 узла и дальность плавания экономическим ходом 5000 миль. Основные размерения составили длина 134 м, ширина 16,6 м, и осадка 6,3 метров.
«Кагул» был вооружен двенадцатью 152-мм орудиями системы Кане длиной в 45 калибров, столькими же 75-мм орудиями, шестью 47-мм орудиями, двумя 37-мм и двумя пулеметами. Из двенадцати орудий главного калибра четыре находились в двух башнях (одна — на полубаке, вторая — на полуюте), по четыре — в казематах (по два на каждом борту) и за броневыми щитами, а также по два орудия на борту. Наибольшая дальность стрельбы 152-мм орудий достигала 65 кабельтовых (12,04 км), скорострельность — 6 выстрелов в минуту. 75-мм орудия были установлены по бортам — по шесть на каждом. Броневая палуба толщиной 35—70 миллиметров защищала машины, котлы и артиллерийские погреба. Толщина брони артиллерийских башен достигала 127, казематов — 35—39, ходовой рубки — 140 мм. На испытаниях 1907 года крейсер «Кагул» развил скорость 24,6 узла, что на 1,6 узла превысило предусмотренную проектом, и стал самым быстроходным из всех кораблей русского флота и всех военных флотов. В апреле 1907 г. приказом по морскому министерству он был переименован в крейсер первого ранга «Память «Меркурия»
Революция и Гражданская война не прошли для крейсера бесследно: на 1 марта 1921 года на борту крейсера имелось лишь четыре 152-мм орудия без затворов в двух башнях. Все бортовые артустановки были сняты.
Требовалось полностью перевооружить корабль. Сначала предусматривалось установить на крейсере четырнадцать 130-миллиметровых орудий длиной в 55 калибров Обуховского завода, две 76-мм пушки Путиловского завода, два 47-мм орудия и четыре пулемета. Однако в ходе капитального ремонта план артиллерийского вооружения изменился в сторону увеличения числа 130- и 76-мм орудий. Началась кропотливая работа по их выявлению на Черноморском и Балтийском флотах. Поиск увенчался успехом. Для установки на крейсере «Память «Меркурия» было решено использовать шесть 130-мм орудий с разоруженных канонерских лодок Азовской флотилии, шесть — с затонувшего в Севастополе линейного корабля «Императрица Мария» и четыре — с крейсера «Богатырь».
К февралю завод изготовил фундаменты для двенадцати 130-мм установок (8 палубных и 4 казематных) и подкрепления для всех палубных орудий, что позволило приступить к установке артиллерии. Всего на корабле к 1923 году было размещено шестнадцать 130-мм орудий, три 76-мм орудия Лендера, две 47-мм пушки и четыре пулемета; из шестнадцати орудий главного калибра четыре были установлены в двух башнях (по два в каждой), расположенных на полубаке и на полуюте, остальные двенадцать — по правому и левому бортам (по два орудия в казематах и по четыре на специально подготовленных фундаментах за броневыми щитами). Крейсер получил имя «Коминтерн» и стал первым вошедшим в строй Страны Советов крейсером.
Однако, после вступления в строй крейсеров типа Светлана его признали устаревшим, и с мая 1930 по сентябрь 1931 г. крейсер «Коминтерн» проходил капитальный ремонт на Севастопольском Морском заводе. Крейсер переоборудовали с учетом его «переквалификации» в учебные крейсера. Были демонтированы передняя труба и котлы первого котельного отделения, вместо них разместили учебные классы. Капитальный ремонт получили все котлы второго и третьего котельных отделений, дымоход и дымовые трубы, три динамо-машины, Главным машинам и вспомогательным механизмам произведен средний ремонт. Заменено восемь поперечных переборок, второе дно и котельные фундаменты во всех котельных отделениях. Заново были оборудованы командные пункты и посты управления артиллерийским огнем, минный погреб для хранения учебных мин, отремонтированы артиллерийские погреба.
В 1931 году «Коминтерн» мог развивать максимальную скорость 12 узлов. Уменьшилось число орудий главного калибра, увеличилось количество зенитных средств; были установлены орудия для стрельб при отработке практических занятий курсантами и слушателями. На вооружении корабля теперь имелось восемь 130-мм орудий (вместо 16), три 45-мм зенитные пушки и несколько пулеметов. Для учебных целей было установлено четыре 75- и два 47-мм орудия. Орудия главного калибра были установлены: шесть по бортам — по три на каждом (по два в казематах и по одному на шкафутах за броневыми щитами), одно — на полубаке и одно — на полуюте.
В соответствии с Морской Доктриной 1932 года постановлением СТО того же 1932 года крейсер был переклассифицирован в новый, появившийся исключительно в СССР тип кораблей «крейсер береговой обороны». Говоря откровенно, это была канонерская лодка, но по политическим причинам называть корабль лодкой было признано нежелательным. В период с 1936 по 1937 год на крейсере подготавливалось к предстоящей реконструкции подбашенное пространство. Крейсер был спущен на воду в 1937 году и вступил в строй в 1938. В результате модернизации года крейсер получил две двухорудийные 203мм башни главного калибра и современный КДП вместо грот-мачты. Для сохранения нормальной остойчивости толщину бронирования 203мм башен уменьшили до 10 мм — теперь она предохраняла только от пуль винтовочного калибра (при атаке истребителями) и некрупных осколков, а также непогоды. Уменьшилось число спасательных шлюпок. Число орудий калибра 130мм снизилось до 4 (все казематные Б-13). ПВО обеспечивали 4 зенитных 76мм орудий 39-К и 12 артавтоматов калибра 37мм 70-К, не считая зенитных пулеметов. Замена котлов на более производительные позволила поднять максимальный ход до 16 узлов.
Крейсера типа «Светлана»
В 1913 году в России было заложено 8 легких крейсеров типа Светлана, по 4 для Черного и Балтийского моря соответственно. Крейсера несколько отличались по основным размерениям и силуэтам, но при этом имели идентичные основные тактико-технические параметры (состав вооружения, бронирование, скорость, дальность плавания). Длина около 160м, ширина около 15,7 м и осадка до 6,1 метра
В 1917 г. постройка крейсеров была прекращена в различной степени готовности, и возобновилась в 1920 году. Рассматривалось два возможных варианта достройки легких крейсеров — по первоначальному проекту и по доработанному проекту с усиленным вооружением
Крейсера «Светлана» и «Адмирал Нахимов» (готовность около 85%), решили достраивать по первоначальному проекту. Работы на кораблях шли очень медленно, при остром дефиците материалов и оборудования и нехватке квалифицированных специалистов. «Адмирал Нахимов» (переименованный в декабре 1922 года в «Червону Украину»), вошел в состав Черноморского флота только 21 марта 1927 года, а «Светлана» (получившая новое имя «Профинтерн») — в июле 1928 года.
Советские крейсера стандартным водоизмещением 6800 тонн были вооружены 15 дореволюционными 130мм орудиями образца 1913 года (6 казематных + 9 палубных), защищены 75мм бронепоясом, бронирование казематов и щитов составляло 25мм, палубы 20+25мм. Дальность плавания экономическим ходом составляла 4000 миль, максимальная скорость 29,5 узлов:
Крейсера «Адмирал Лазарев» (с декабря 1926 года – «Красный Кавказ») с готовностью 55% и «Адмирал Бутаков» ( переименованный в 1926 году в «Правду», а затем в «Ворошилов») с готовностью 45% решили реконструировать кардинально. Проект достройки крейсера «Адмирал Лазарев» с усиленным артиллерийским вооружением Реввоенсовет СССР утвердил 16 марта 1926 г. По крейсеру «Адмирал Бутаков» решение принято не было.
«Адмирал Грейг» и «Адмирал Спиридов» (готовность 50 %) перестроили в танкеры «Азнефть» и «Грознефть», которые вступили в строй в 1926 г.
Корпуса «Адмирала Истомина» и «Адмирала Корнилова» в 1927 — 1928 гг. разобрали на стапеле — деформация их корпусов вследствие проседания кильблоков стапелей превысила допустимые параметры.
Таким образом, по ряду причин до 1932 года ввести в строй ВМС РККА удалось только три крейсера: два крейсера (Светлана / Профинтерн / Красный Крым и Адмирал Нахимов / Червона Украина) по первоначальному проекту, и один крейсер (Адмирал Лазарев / Красный Кавказ) с усиленным вооружением (на крейсере разместили 4 линейно-возвышенные одноорудийные башни с 180мм орудиями).
Последний крейсер типа Светлана (Адмирал Бутаков/Правда/Ворошилов/Красный Кронштадт) был введён в строй уже в 1940 году, сразу по проекту реконструкции 1934 года.
Проект реконструкции крейсеров типа Светлана 1935 года был основан на учете результатов боевой учебы 1926-1934 годов, а также требованиях Морской доктрины 1932 года. Вооружение главного калибра было заменено на две двухорудийные башни с 203мм орудиями Б-203, защищенные 30мм броней от пуль авиационных пулеметов, включая крупнокалиберные, и некоторых осколков. Противоминный калибр составили 8 ( 6 казематных и два палубных) 130мм орудия Б-13. Зенитная артиллерия включала 8 зенитных 76мм орудий 39-К и 12 артавтоматов калибра 37мм 70-К, не считая зенитных пулеметов. Крейсера получили гидросамолет, палубный ангар и катапульту.
Объемы топливных цистерн несколько уменьшили, взамен крейсера получили возможность нести увеличенный боекомплект. Дальность плвания на 14 узлах теперь составляла 1400 миль, достаточные для перехода из Севастополя к любой точке на побережье Черного Моря и возвращения назад.
Перевооружение крейсеров типа «Светлана» ВМС РККА проводилось в несколько этапов:
В начале, в 1936 году, завели в сухой док в Ленинграде «Красный Кронштадт» (бывший «Адмирал Бутаков»), а в 1937 году, на Черном Море был поставлен в док «Красный Кавказ». Оба крейсера были спущены на воду в 1938 и вступили в строй в 1939 году.
«Червона Украина» и «Красный Крым» встали в освободившиеся доки в 1938 году, спущены на воду в 1939 и вступили в строй в 1940 году.
Таким образом, число крейсеров выросло до 5 (1 на КБФ и 4 на ЧФ). Главный калибр каждого из крейсеров составил 4 орудия 203/60 в двух двухорудийных легкобронированных башнях.
Разумеется, после реконструкции 1939 и 1940 года крейсера типа Светлана (и, разумеется, типа Богатырь) оказались много хуже любого послевоенного легкого, а уж тем более тяжелого крейсера. Однако, следует учесть, что до реконструкции они вообще были практически небоеспособны, будучи неспособны причинить ущерб ни кораблю противника, ни береговым целям.
После перевооружения два крейсера типа Светлана стали примерно равны одному послевоенному иностранному легкому крейсеру. Противник, например английские лёгкие крейсера типа «Линдер», вступившие в строй с 1933 по 1935 год, имели максимальную скорость 32,5 узла и вооружение 8 (4 двухорудийные башни) 152мм орудий. Максимальная скорость перевооруженных крейсеров типа Светлана составляла 29,5 узлов, вооружение двух крейсеров составляли 8 орудий калибра 203мм (они размещались уже не на одном, а на двух крейсерах). Пара советских крейсеров была несколько медленнее, но из-за двух корпусов (к слову, аналогично забронированных) намного устойчивее к повреждениям, чем один крейсер. Скорострельность 203мм орудий была ниже, чем у 152мм, но дальность огневого поражения выше. Словом, о гипотетическом сражении двух крейсеров типа Светлана против одного типа Линдер можно было сказать так: если и не утопят, то изрядно напугают. Вместе со стариком Коминтерном черноморская четверка крейсеров была уже в состоянии напугать (повредить или заставить отказаться от продолжения крейсерства в советских водах) отряд из 2 легких крейсеров противника. Конечно, крейсерство в Средиземном Море было им противопоказано, но именно во встречном бою на морских границах СССР, у побережья Черного Моря, их шансы были достаточно высоки. Но главное – крейсера могли эффективно поддерживать дальним и точным огнем 203мм орудий десант на глубине до 30 километров.
Крейсера типа «Бруклин»
Американский легкий крейсер «Бруклин» заложен в Ньюпорт Ньюс 12 марта 1935 года, спущен на воду 30 ноября 1936 года, вступил в строй 30 сентября 1937 года.
Водоизмещение стандартное — 9700 т, полное — 12700 т, 4 турбозубчатых агрегата мощностью 10000 л. с., скорость хода-32,9 узла. Дальность плавания 10000 миль а 15 узлах. Длина наибольшая — 186 м, ширина — 18.8, среднее углубление — 5.95 м. Бронирование: пояс — 37-127 мм, траверсы — 102-127 мм, главная палуба — 76 мм, нижняя палуба — 63 мм, башни — 127 мм, боевая рубка — 165 мм. Вооружение: 15 152-мм орудий, 8 127-мм зениток, 4 3-фунтовые пушки, 8 12,7-мм зениток, 2 катапульты, 4 самолета.
Несмотря на перевооружение, советские крейсера типа «Светлана» являлись устаревшими и недостаточно вооруженными кораблями. Опыты советского кораблестроения показали, что, в отличие от достаточно успешного перевооружения, спроектировать и построить без иностранной помощи крейсер потребует значительных затрат времени – постройка головного корабля обязательно выявит слабости проекта, корабли второй серии будут лучше, а третьей – полностью нормальными. Однако, подобное трехступенчатое строительство займет не менее 6, а вероятнее всего около 10 лет. По оценке Кирова, такого времени история Стране Советов вероятнее всего не отпустит.
В 1937 году, после поднятия в США военно-морского флага на головном легком крейсере типа Бруклин, в Нью-Йорк решением Наркомвоенмора Уборевича была направлена делегация, возглавлявшая заместителем начальника Морских Сил РККА Иваном Мартыновичем Лудри. Делегация имела задачу простую и однозначно определенную — закупить рабочий проект, по возможности – основные и вспомогательные машины и механизмы, оптимально – зенитное или универсальное вооружение среднего калибра для строительства в СССР двух головных крейсеров типа Бруклин. Задача была выполнена частично: вооружение флот не продал, а проект и часть машин приобрести удалось. В части главного калибра решение было сформировано еще в Москве — завод Большевик как раз в 1937 году выпустил первую установочную серию 203мм орудий, которыми и предполагалось вооружить современные крейсера.
В декабре 1937 года переговоры были завершены, и в 1938 году группа конструкторов под руководством Никитина направилась в США, где под руководством американских специалистов перепроектировала крейсер на советский лад – с учетом метрической системы измерения и советского вооружения. Набор корпуса был заметно усилен – крейсер получил возможность плавания в битом льду. В связи с ростом массы корпуса корабля снизился запас топлива, а дальность плавания упала с 10000 до 7000 миль. Вместо пяти трехорудийных 152мм башен главного калибра были предусмотрены 5 двухорудийных 203мм башен, вместо восьми одноорудийных 127мм зенитных орудий были предусмотрены восемь 76мм (уже при постройке они были заменены на 85мм), поскольку зенитных пушек более крупного калибра в СССР не было. Однако, ПВО было усилено 11 одноствольными 37мм артавтоматами.
Необходимо отметить, что замена американской 127мм зенитной артиллерии на советскую 85мм существенно ухудшила не только огневую мощь крейсера на дальнем рубеже противовоздушной обороны, но и свела почти к нулю способность крейсера вести бой с эсминцами противника (скорострельность 203мм орудий была, разумеется, недостаточна для поражения скоростной маневрирующей цели). Однако, альтернативой было только снижение числа 85мм зенитных пушек и размещение 130мм неуниверсальных корабельных орудий Б-13. Такое решение еще более снизило бы огневую мощь на главном (среднем) рубеже противовоздушной обороны. После бурного обсуждения было решено сохранить по полноценной четырехорудийной зенитной батарее калибра 85мм на каждом борту, и определено, что в походе крейсера будут сопровождаться эсминцами, которые и примут на себя основную тяжесть боя с эсминцами противника.
Оба крейсера были заложены в СССР в январе 1939 году. Окрепшая к тому времени советская судостроительная промышленность наконец вышла на западные темпы строительства – весной 1940 года оба крейсера были спущены на воду и 1 мая 1941 года вступили в строй. К 1 июня 1941 года оба крейсера перешли на Северный флот.
График перевооружения крейсеров
Переименование крейсеров
В 1940 году, в рамках советской программы по возрождению патриотизма, экраны кинотеатров были наполнены фильмами об успехах русского оружия на суше и на море.
1 января 1941 года все корабли ВМС РККА 1 ранга были переименованы повторно:
линейные корабли типа Севастополь получили названия «Карл Маркс», «Фридрих Энгельс», «Владимир Ленин» и «Иосиф Сталин»
Крейсера частично получили прежние названия, а частично — однотипные, представляющие собой имена наиболее прославленных адмиралов
1. Адмирал Нахимов / Червона Украина получил прежнее имя «Адмирал Нахимов»
2. Адмирал Лазарев / Красный Кавказ получил прежнее имя «Адмирал Лазарев»
3. Адмирал Бутаков/Правда/Ворошилов/Красный Кронштадт получил прежнее имя «Адмирал Бутаков»
4. головной корабль Светлана / Профинтерн / Красный Крым получил новое имя «Адмирал Спиридов»
5. Наконец, Кагул/Память Меркурия/Коминтерн получил новое имя «Адмирал Истомин»
К этому моменту на стапелях достраивались крейсера типа Бруклин-бис, ввод в строй которых планировался на 1941 год — «Адмирал Макаров» и «Адмирал Ушаков»