Альтернативный самолет ДРЛО Ту-129. СССР

1

В 50-х годах возникла проблема обеспечения защиты северных рубежей СССР (северное направление было наиболее вероятным для появления американских стратегических бомбардировщиков). Строительство за Полярным кругом сети наземных РЛС требовало времени и огромных затрат.Решение этой задачи могли обеспечить самолёты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).

Разработка самолета ДРЛО по Постановлению Совмина СССР №608-293 от 4 июля 1958 г. и Приказу ГКАТ №211 от 17 июля 1958 г.. Головным КБ по комплексу вцелом назначено ОКБ-156 А.Н.Туполева, разработка РЛС и оборудования велась НИИ-17, ОКБ-373, НИИ-25 и НИИ-101. К концу 1958 г. Заказчик выдал детальные тактико-технические требования на создание самолета — командованием ВВС требования были утверждены 9 апреля 1959 г., а командованием ПВО — 2 сентября 1959 г.

Самолет ДРЛО первоначально проектировался на базе тяжелого бомбардировщика Ту-95  с использованием перспективной РЛС "Озеро".

Альтернативный самолет ДРЛО Ту-129. СССР

Но Ту-95 не позволяли разместить оборудование радиолокационного комплекса из-за малого объема фюзеляжа. ОКБ предложил заказчику вариант самолета ДРЛО на базе пассажирского Ту-109*, который в свою очередь был создан на базе бомбардировщика Ту-19*, “90” (https://alternathistory.ru/samolet-90-turbovintovoi-tu-16-proekt-1954g ), который в свою очередь являлся модификацией Ту-16 с ТВД НК-12.  

Основной проблемой оказалось обеспечение достаточного размера антенн, от чего зависила мощность сигнала и чувствительность приёмника. Эту проблему решили, разместив длинномерную плиту антенны в дискообразном обтекаемом корпусе (американцы применили аналогичное решение значительно позже).

К 1960 г. после проведения исследовательских работ проведенных C.М. Егером, было принято решение в качестве базового выбрать пассажирский самолет Ту-109 т.к. он лучше подходил для размещения аппаратуры и персонала, чем Ту-95. К плюсам также относились, герметичный салон,  то  что машина уже выпускалась серийно на ХАЗе  и ее относительная  дешевизна  по сравнению с Ту-95. Не маловажным было и то, что Ту-109 мог эксплуатироваться с средних аэродромов с длиной ВПП до 2800 м, что существенно расширяло географию его применения.

Общий вид Ту-129 на базе Ту-109 утвержден 30 января 1960 г. и Постановлением Совмина СССР №567-230 от 30 мая 1960 г. было задано создание самолета с РЛС "Лиана"  Разработка авиационного комплекса РЛС "Лиана" — вариант известной наземной станции П-30, велась НИИ-17 Минрадиопрома СССР. Производство самолета планировалось на авиазаводе ХАЗ в Харькове. 

Альтернативный самолет ДРЛО Ту-129. СССР

Согласно проекту, наиболее существенные изменения касались конструкции фюзеляжа и состава оборудования, а также ряда самолетных систем. Кабина летного экипажа практически не менялась, лишь на рабочем месте штурмана стало немного теснее из-за дополнительного оборудования. Фюзеляж был разбит на отсеки. В первом размещались бортовая ЭВМ, места операторов и часть блоков "Лианы". За ним располагался гардероб, во втором отсеке размещались рабочее место стрелка дистанционной кормовой пушечной установки, состоявшей из двух пушек АМ-23, прицельной РЛС "Криптон" и телевизионного прицела. В следующем, четвертом отсеке находились места отдыха. В пятом монтировались блоки станции "Лиана". В шестом отсеке размещались блоки радиотехнической системы "Кристалл". В районе пятого отсека на фюзеляже устанавливался мощный пилон, на верхней части которого крепился вращающийся обтекатель с антенным блоком РЛС.

Альтернативный самолет ДРЛО Ту-129. СССР

Там же размещалась часть агрегатов самолетных систем и аппаратура радиоэлектронного противодействия. Под фюзеляжем в районе пятого отсека монтировался обтекатель жидкостного и воздушного радиаторов, с помощью которых поддерживался нормальный температурный режим блоков станции "Лиана". Для обеспечения приемлемых характеристик путевой устойчивости и управляемости самолета под хвостовой частью фюзеляжа крепился дополнительный киль-гребень большой площади. Количество иллюминаторов было значительно уменьшено.

Прототип был готов в середине 1960 года. 23 января 1961 года экипаж лётчика-испытателя И.М.Сухомлина впервые поднял его в небо. Испытания продолжались до ноября 1961 года (в основном дорабатывался комплекс "Лиана"). В апреле 1962 года Ту-129 был принят на вооружение.

Комплекс "Лиана" мог надёжно обнаруживать воздушные цели, идущие на больших и средних высотах. Дальность обнаружения воздушных целей в верхней полусфере для цели типа МиГ-17 — 100 км, Ил-28 — 200 км, ЗМ -300 км, морских целей до 400 км., Дальность обнаружения излучения РЛС-500-600 км., дальность передачи данных на командные пункты ПВО и ВМФ — 2000 км.

В состав оборудования самолёта входил расширенный бортовой комплекс средств связи и навигации, позволявший вести обмен данными с наземными, корабельными и воздушными командными пунктами. С борта Ту-129 можно было наводить на цель истребители и зенитные ракетные комплексы, боевые корабли и береговые батареи (на морские цели). Серийные самолёты отличались от прототипа наличием станции радиоразведки "Ромб" и штанги дозаправки топливом в полёте  типа «шланг-конус»..

Ту-129 вооружался кормовой оборонительной установкой с двумя пушками АМ-23 с прицельной РЛС "Криптон" и телевизионным прицелом.

Во время эксплуатации самолёты дооснащались дополнительными средствами радио и радиотехнической разведки. Часть самолётов была оснащена аппаратурой РЭБ (устанавливалась в хвостовом отсеке).

ЛТХ:

 

 

Модификация

  Ту-129

Размах крыла, м

  34.54

Длина самолета,м

  38.85

Высота самолета,м

  11,90

Площадь крыла,м2

  174,40

Масса, кг

 

  пустого самолета

  53000

  максимальная взлетная

  78000

Тип двигателя

  ТВД НК-12ВМ

Мощность, л.с.

  2 х 15 000

Максимальная скорость, км/ч

  820

Крейсерская скорость, км/ч

  620

Практическая дальность, км

  10 550

Продолжительность полета, ч.мин

  25.0

Практический потолок, м

  11000-12000

Экипаж, чел

  4-5 (плюс 6-12 человек операторов ДРЛО)

Летный экипаж — два пилота, штурман, бортинженер и радист. 

Персонал РЛС — командир (офицер наведения), четыре оператора и инженер — состав одной смены персонала. Из-за большой продолжительности полета на борту находилось две смены радиотехнического персонала.

Время патрулирования – 15 часов с одной дозарпавкой.

Альтернативный самолет ДРЛО Ту-129. СССР

С 1961 по 1968 год на Харьковском авиазаводе было изготовлено 49 серийных самолётов Ту-129.

Машины поступали на вооружение эскадрилий ДРЛО армий ПВО и флотов СССР.

Самолёты вели радиолокационное патрулирование и радиотехническую разведку в Восточной Европе, на юге СССР, в акваториях Баренцева, Карского, Балтийского, Черного и Средеземных морей, наводили перехватчики на цели северо-западнее Новой Земли, осуществляли слежение за морскими и воздушными целями в Тихом, Атлантическом и Северо-Ледовитом  океане.

После начала их эксплуатации рубеж обнаружения целей был вынесен более чем на 2000 км, причём, учитывая скорость самолёта, этот рубеж мог быть создан в любом направлении не более чем за три часа. Мобильность Ту-129 позволяла маневрировать по глубине и направлению, обеспечивая наращивание средств ПВО в любой точке на любом театре военных действий, что при гигантских размерах СССР было крайне важно. Например, для переброски самолётов с Кольского полуострова в район Владивостока требовалось всего 10 часов. Действия Ту-129, патрулировавших на большой высоте, мало зависели от погоды, в то время как действия кораблей радиолокационного дозора могли быть сильно затруднены при шторме, дожде или снеге. Они могли выполнять свои функции над Северным Ледовитым океаном, где решение задач радиолокационного дозора наземными и корабельными средствами в то время было практически невозможно.

Особенностью Ту-129 являлась малая уязвимость при выполнении боевой задачи. Она обеспечивалась тем, что этот самолёт не мог быть уничтожен ракетами с пассивными радиолокационными системами наведения. Существовавшие в то время ракеты «воздух – воздух» или «поверхность – воздух» были малоэффективны при борьбе с ним, так как он сам их обнаруживал задолго до подлёта с помощью бортовой РЛС и средств радиотехнической разведки. Это позволяло выполнять маневр и срывать захват цели специальной аппаратурой. Ту-129 мог осуществлять функции разведчика корабельных соединений, имевших в своём составе авианосцы. Достаточно высокая скорость полёта давала ему возможность избежать перехвата палубными истребителями.

В ходе эксплуатации Ту-129 дооснащались дополнительными средствами радиотехнической разведки, совершенствовалась система связи с наземными командными пунктами, на части самолётов смонтировали унифицированные хвостовые отсеки (УХО) с аппаратурой РЭП.

Ту-129 использовались в системе ПВО в северных и восточных районах, над морскими и океанскими просторами, работая по воздушным целям. При этом они взаимодействовали с дальними истребителями-перехватчиками, в том числе и с туполевскими машинами Ту-128 и Ту-128М. Выяснилось, что совместные действия могли обеспечить вынесение рубежей перехвата воздушных целей, летящих со скоростью до 900 км/ч (например, американских бомбардировщиков В-52 и В-47, а также британских семейства «V»), на 1000 км от береговой черты. В связи с этим в состав экипажа Ту-129 ввели офицера наведения. Таким образом, к функциям дальнего обнаружения добавили наведение истребителей ПВО, хотя первоначально по заданию тактико-технические требования подобного использования комплекса не предусматривали.

Ту-129 несли службу на Кубе, патрулируя Карибское море и Атлантику. Во время Вьетнамской войны Ту-129 усилили ПВО Северного Вьетнама.  Внесли определенный вклад в результат Арабо-Израильской войны 197Х года.

 В 1971 году во время Индо-Пакистанского инцидента 1 самолёт принимал участие в наведении индийских истребителей-бомбардирощиков Су-7БКЛ  на цели в Пакистане. С началом Ирано-Иракской войны самолёты Ту-129 стали постоянно дежурили у южных границ СССР, наблюдая за обоими противоборствующими сторонами.

Машины базировались на Кубе, Никарагуа в Египте, Анголе, Эфиопии и Индонезии.

Они часто привлекались к различным масштабным учениям ВМФ ("Океан" и др.).

Самолёты эксплуатировались до 1979 года, когда им на смену пришли новые машины. Один Ту-129 в 70-х годах был переоборудован для испытаний комплекса "Шмель" (устанавливается на А-50).

Часть машин в последующем была продана союзникам СССР.

Таким мог быть первый серийный самолет ДРЛО СССР, до Ту-12,6 если бы в серию пошел самолет "90".


*- Ту-109 и 129 – вымышленные названия. Ту-109 — Ту-104 с ТВД.

Рисунки: Сергей Сыч

С уважением, Сергей Сыч

https://alternathistory.ru/blogs/serg

Источники: Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"

Роман Астахов. Русская Сила. Самолет ДРЛО Ту-126
Авиация и Космонавтика. Евгений Климович. Михаил Никольский. Развитие и применение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account