Что если бы Ж. Котин спроектировал танк КВ раньше 1939 года? Проект тяжелого танка появился еще в 1938, а концепция отрабатывалась на многобашенных Т-35 чуть ли не с 1934 года. В этой версии альтернативной истории от концепции «сухопутного крейсера» на примере Т-35 откажутся в 1937 году, начав разработку более перспективных однобашенных машин с противоснарядным бронированием.
Собственно бумажный проект тяжелого однобашенного танка с мощным бронированием появился в январе 1938 года. НКО оценил проект, заявив о его полезности, и разрешил постройку прототипа танка. Прототип строился на Ленинградском Кировском заводе.
Новый тяжелый танк сильно отличался от предшественников:
1) Танк имел торсионную подвеску;
2) Танк был защищен противоснарядной гомогенной броней толщиной 60 мм (согласно последним требованиям Наркомата обороны СССР);
3) В танке стоял дизельный двигатель;
4) Корпус собирался преимущественно на сварке, болтами крепился лишь верхний кормовой бронелист корпуса танка.
Прототип построили к марту 1938 года. Танк прошел государственные испытания, но Ж. Котин был недоволен бронированием – 60 мм бортовой брони не выдерживали попадание 85-мм зенитной пушки (а СССР обладал информацией о наличии зенитных 88-мм пушек у Германии). Навешивать экраны Котин не решился – подвижность танка ухудшалась, снижался и ходовой ресурс тяжелой машины. Поэтому инженер-конструктор расположил бортовые бронелисты под 30-градусным углом, как будет потом и на Т-34.
Танк был принят на вооружение под индексом КВ-1. Первую модернизацию танк прошел в сентябре 1938 года – сварная башня была заменена на литую, со сглаженными углами и полукруглой в плане кормовой нишей. Кроме того, на новой башне был не один, а два люка – у командира и наводчика, а на модификации 1941 появилась командирская башенка (подглядели опыт у Германии). Для размещения двух люков отказались от бортовых башенных перископов (смотровые щели остались).
Характеристики танка:
Вооружение – одна 76-мм пушка Л-11, три пулемета ДТ.
Бронирование – 60 мм вкруговую, маска орудия – 65-мм; броня гомогенная.
Двигатель – дизельный, V-образный 12-цилиндровый.
Максимальная скорость – 38 км/ч.
Запас хода – до 200 км.
Экипаж – 5 человек.
В серийное производство танк пошел с середины 1938 года. До ноября 1939 было выпущено 300 машин. Выпуск танка производили ЛКЗ и СТЗ, планировался их выпуск и Челябинским Тракторным заводом.
В Зимней войне 1939-1940 годов танк зарекомендовал себя как неуязвимая машина – в финской армии просто не было противотанковых орудий, способных пробить броню КВ-1. Но по окончании войны решено было усилить броню КВ, увеличив толщину ее до 75 мм вкруговую. Танк получил индекс КВ-1А. С апреля 1940 по июнь 1941 было выпущено еще 362 танка типа КВ-1А.
Но в ходе боевых действий в Финляндии были выявлены и следующие недостатки тяжелого танка:
1) Ненадежность трансмиссии;
2) Малый обзор с места командира танка;
3) Отсутствие средств самообороны от воздушных атак.
С улучшением обзора справились, установив командирскую башенку. Производство узлов и агрегатов трансмиссии было качественно улучшено, в результате выход этого элемента танка сократился до 17%. Для самообороны на турели люка командира установлен был зенитный пулемет ДТ/ДА. Танк этой модификации получил наименование КВ-1Б и производился с середины июня 1941 года.
Что же дал «лишний» год танку и всей Красной Армии? А то, что за год был налажен серийный выпуск КВ-1, позволивший уже к началу Великой Отечественной снабдить армию 662 танками КВ, во многом превосходившими танки Германии. За это время были подготовлены танковые экипажи, способные вести боевые действия на новой машине. К началу Великой Отечественной войны СССР, по тяжелому танкостроению, был готов.