Альтернативный крейсер типа ПортДуэ.
В избранноеВ избранномRemoved 0
По оперативным соображениям, а также с учетом опыта строительства крейсеров за рубежом, русское Морское министерство приняло решение о создании сравнительно небольших быстроходных бронепалубных крейсеров. Для этого по указанию управляющего Морским министерством адмирала Н. М. Чихачева Морской технический комитет (МТК) циркуляром № 2 от 2 марта 1894 г. объявил конкурс на лучший проект стального океанского крейсера. К конкурсу допускались все лица Морского ведомства. Участники его должны были в двухмесячный срок разработать и представить в МТК эскизный проект и пояснительную записку с обоснованием всех главных элементов проектируемого корабля. После рассмотрения в МТК материалов эскизных проектов лучшие из них допускались к подробному проектированию. В качестве поощрения участников конкурса были назначены три премии: первая в размере 2500 руб., вторая — 1800 руб. и третья — 1000 руб.
В октябре того же 1894 г. МТК подвел итог первого тура конкурса по представленным девяти проектам под девизами: «Сокол», «Богатырь Святогор», «Алабама», «Князь Владимир», «Волна», «Труд», «Непотопляемый», «Порт Дуэ» и «Неуязвимый». На заседании МТК 10 октября было принято решение: четыре проекта под девизами «Волна», «Сокол», «Князь Владимир» и «Непотопляемый» из-за невыполнения требований задания отклонить, а остальные пять — «Богатырь Святогор», «Порт Дуэ», «Алабама», «Неуязвимый» и «Труд» допустить к подробному проектированию с учетом сделанных МТК замечаний и предложений по каждому проекту.
Таблица 1
Краткие тактико-технические данные проектов крейсеров, занявших призовые места в конкурсе 1894—1895 гг.
Тактико-технические данные
|
Девиз проекта
|
«Порт Дуэ»
|
«Неуязвимый»
|
«Труд»
|
Водоизмещение, т
|
7960
|
8000
|
7200
|
Длина, м
|
131,0
|
126,2
|
120,4
|
Ширина, м
|
17,4
|
17,0
|
18,1
|
Осадка, м
|
6,5
|
7,0
|
7,1
|
Количество машин
|
3
|
3
|
3
|
Общая мощность машин, л. с.
|
11 230
|
11 050
|
10 767
|
Скорость, уз
|
19
|
19
|
19
|
Дальность плавания 10-узловой скоростью, мили
|
9000
|
9000
|
9000
|
Запас угля т
|
965.00
|
1385.00
|
1244.95
|
Артиллерийское вооружение:
|
количество орудий — калибр орудий, мм
|
3—203;
9—120;
9—47;
11—37
|
2—203;
8—120;
10—47;
12—37
|
2—203;
8—120;
10—47;
10—37
|
Минные аппараты:
|
надводные
|
1
|
1
|
1
|
подводные
|
—
|
—
|
2
|
Броневая защита, мм:
|
1) палуба:
|
в средней части
|
25,4; 76,2
|
76,2; 50,8;
38,1
|
38,0; 50,8
|
на скосах
|
15,9; 12,7
|
102,0
|
76,2
|
в оконечностях
|
9,7
|
—
|
|
2) борт
|
203,0; 127,0;
102,0; 76,2
|
—
|
—
|
3) боевая рубка
|
152,0
|
152,0
|
152,0
|
Экипаж, чел
|
500
|
500
|
500
|
В июне 1895 г. были подведены окончательные итоги конкурса и вскрыты пакеты с именами победителей (по условиям конкурса имена участников до сего времени хранились в запечатанных конвертах, на которых был обозначен только девиз). В результате голосования победителями оказались: младшие помощники судостроителя 18 И. Г. Бубнов и Л. Л. Коромальди (проект под девизом «Порт Дуэ») — первая премия; старший помощник судостроителя Г. Ф. Шлезингер («Неуязвимый») — вторая премия; старший помощник судостроителя П. Ф. Вешкурцев («Труд») — третья премия.
Но ни один из представленных проектов не мог без некоторых изменений «подлежать немедленной постройке» 19.
О проекте временно забыли, сосредоточившись на проектировании бронепалубных крейсеров, однако…
Анализируя результаты Японо-Китайской войны и в частности сражения при Ялу стало ясно, что бронепалубные крейсера не имеют достаточной боевой устойчивости. Перед Российским морским ведомством встал вопрос о проектировании броненосного быстроходного крейсера умеренного водоизмещения. Корабли этого типа могли нести крейсерскую службу при эскадре и обладать большей боевой устойчивостью, чем бронепалубные крейсера вероятного противника. Ближайшими аналогами в иностранных флотах были построенная в Англии, для Чили Эсмеральда-2 и французский адмирал Шарне. Однако оба прототипа не удовлетворили МТК. В частности про английский проект было отмечена неудовлетворительная мореходность, а также слабость корпуса. Французский же проект не устроил недостаточной скоростью и дальностью плавания. Также были отмечены переусложненность французского проекта башнями. И не удобство заказа кораблей в Англии по политическим мотивам. Таким образом МТК оказался в тупике удовлетворительного проекта не было, а простой верфей требовал незамедлительной закладки кораблей. И тут вспомнили об отложенном проекте под девизом Порт Дуэ. Он обладал умеренным водоизмещением, хорошим вооружением и броневым поясом. Проект тут же извлекли из архивов и отправили на Балтийский завод Ратнику. Ксаверий Ксаверьевич крякнул от неожиданного извива начальственной мысли, но возражать не стал. К тому же проект был совсем не плох.
В первоначальный проект, как водилось в то время, внесли массу изменений. В первых броневой пояс, предполагавшийся из броневых плит разной толщины сталежелезной брони, был заменен на 152мм пояс гарвеевской брони. Во вторых усилена артиллерия. 120мм орудия, производство которых не успевали наладить в необходимых количествах, были заменены таким же количеством 152мм Кане. Противоминный калибр ограничили восемью 75 мм орудиями. Помимо одного надводного минного аппарата в носу установили еще два подводных на траверзах. Тяжелые боевые марсы французского типа были заменены на легкие с пулеметами. Это решение позволило применить более тонкие мачты и сократить соответствующую статью нагрузки. Предполагавшиеся цилиндрические котлы были заменены на котлы Бельвиля. Вместе с более мощными машинами тройного расширения эти изменения полагали надеяться на скорость не менее 21 узла. Забегая вперед надо сказать, что надежды эти не оправдались. Постоянно вносимые изменения, задержки с поставками оборудования, непрерывные согласования привели к задержке в постройке. Кроме того строительство велось не на первоначально предполагавшемся Балтийском заводе, а на верфях Галерного островка и Адмиралтейском заводе «славящимися» своим долгостроем. Головной Паллада заложенный в 1896 году вступил в строй только в конце 1901 года. Диана в 1902м. А последняя в серии Аврора лишь в 1903, когда флот уже получил более современные, быстроходные и лучше защищенные крейсера заграничной постройки.
Однако крейсера, получившие полуофициальное название «тип Порт Дуэ» и прозвище «богини» стали первыми русскими серийными крейсерами. Корабли имели следующие характеристики:
Водоизмещение проектное 7960т
Фактическое 8400т
Скорость проектная 21 узел
Фактическая 19,5 узлов
Вооружение: 3-203/45 Кане
9-152/45 Кане
8-75/50 Кане
2-37 Гочкис (салютные)
2-63,5 Барановского (десантные)
4-пулемета
Бронирование:
Борт 152мм
Палуба 37-63 мм
Броневая рубка 152мм
Орудия главного калибра были установлены: два в бортовых установках на спонсонах и одно на юте. Таким образом, практически в любую точку горизонта могло вести огонь два из них. Однако примененные на крейсерах заграничной постройки башенные орудийные установки обеспечивали больший угол обстрела и лучшую защищенность. Крейсера этого проекта часто подвергались заслуженной критике за малую скорость хода, слабую защиту артиллерии и плохое качество постройки. С другой стороны крейсера обладали не плохой мореходностью, вполне приличной обитаемостью и были насыщены современной на тот момент техникой.