Альтернативный Дюнкерк. Малый линкор Франции типа «Тулон» -2 продолжение. Сражение при Амазонке
Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагаю продолжение темы альтернативного "Дюнкерка", или малых линкоров Франции.
Строго прошу не судить, критиковать конструктивно, а если кто сможет помочь в визуализации (мое слабое место) — буду весьма признателен.
Итак…
… Декабрь 1939-го в Южном полушарии был летним месяцем. Жара изматывала, вытягивала душу, отнимала все силы. ЛК "Тулон" французского флота вел патрулирование в заданном квадрате Атлантики, недалеко от берегов Бразилии.
Утро 10 декабря незаладилось с самого начала. Отказал уже второй гидросамолет — техника не выдерживала тропической жары и влажности, отказал двигатель. Поднять в воздух для патрулирования гидросамолет не получилось, и пока пытались заменить самолет на катапульте, объявили боевую тревогу — на горизонте был обнаружен очередной корабль.
Команда вяло разбежалась по боевым постам — всем уже давно надоели эти ложные тревоги. И хотя все понимали, что любой корабль на горизонте может оказаться кораблем противника — тем не менее апатия и усталость сказывались на действиях экипажа.
ЛК "Тулон" набирал ход, намереваясь проверить очередного "купца".
Тем не менее, первые 30 минут погони на мостике вызвали удиление командира корабля. Капитан 1 ранга Сегуин с удивлением отметил, что дистанция между кораблями не сокращается, хотя ЛК "Тулон" шел 22-узловым ходом.
Единственным кораблем в этих водах, который мог развивать скорость более 20 узлов был германский карманный линкор "Адмирал Шпее". В эту пользу свидетельствовало и отсутствие дыма из труб "купца".
За эти 30 минут удалось заменить самолет-разведчик на катапульте и была дана команда на запуск самолета. Сам же линкор набирал скорость, которая из-заобрастания и высокой влажности, не превышала 29 узлов полным ходом. Дистанция начала постепенно сокращаться.
Спустя 20 минут поступило сообщение от летчика-наблюдателя, что да, это "карманный линкор". Началась гонка-преследование.
Командир немецкого корабля капитан цур зее Ганс Лангсдорф не тешил себя иллюзиями насчет воможного боя. Даже если удастся отбиться от "малого линкора" французов, уйти от преследования было трудной задачей. Сдаваться без боя он не собирался, пытаясь выиграть время и не дать возможности сблизиться для опознания с кораблем французов. Немецкие сигнальщики изначально не ошиблись ни в принадлежности, ни в класификации вражеского корабля.
Погоня длилась уже третий час. Дистанция сокращалась недопустимо медленно — французский линкор не выдавал должной скорости, держа 28,5 узла, но и германский корабль не мог развить более 26. Дистанция медленно, но уверенно сокращалась.
В 11.17 ЛК "Тулон" открыл огонь с дистанции 12 миль. Немцы немедленно ответили и неприятно удивили французов, накрыв "Тулон" уже 5-м залпом кормовых 283-мм орудий. Попаданий не было, но осколки осыпали палубу линкора.
Вялая перестрелка продолжалась более часа. Французы запустили второй корректировщик, не останавливаясь чтобы подобрать выработавший топливо гидросамолет.
Только 9-м залпом удалось накрыть германский рейдер. И так же малорезультативно.
"Адмирал Шпее" отвернул, вводя в бой обе башни ГК. 10 залп вновь дал накрытие, осыпав "Тулон" осколками и разбив шлюпки, повредив зенитки и вызвав пожар в ангаре, который сравнительно быстро потушили. Следующий залп немцев дал 2 попадания в борт, один 283-мм снаряд разбил окончательно зенитки левого борта, пробил верхнюю палубу, был отражен главной палубой, разнес ангар, катапульту, кран левого борта и ушел за борт, так и не разорвавшись.
Второй 283-мм снаряд пробил 150-мм борт, но скосы палубы отразили осколки снаряда и обломки бортовой брони. Тем не менее, в борту появилась солидная дыра, которую при повороте и крене заливало волнами, было убито 16 и ранено 23 французских матроса.
Французы тоже пристрелялись, но попаданий в "карманный линкор" все еще не было. Спустя 20 минут после начала боя 240-мм снаряд попал в крышу кормовой башни "Адмирала Шпее", был отражен, и не разорвавшись, улетел в море. От сотрясения механизмы башни вышли из строя на 40 минут, вдвое сократив мощь "карманного линкора".
Следующая фаза боя была малорезультативной, корабли маневрировали, сбивая пристрелку себе и противнику, французы неубедительно пытались сблизиться, серьёзно опасаясь мощи 283-мм германских орудий. Немцы старались выиграть время, пуская дымовые завесы, маневрируя и пытаясь наладить работу кормовой башни, что через 40 минут боя им удалось.
В 15.23 бой разгорелся с новой интенсивностью. Немцы добились двух попаданий в "Тулон", выведя из строя возвышенную башню ГК. Броня не была пробита, но осколками и сотрясением повредило орудия ГК и дальномерный пост. Также от близких разровов образовалась течь в 1-м КО, из-за чего пришлось сбросить скорость до 23 узлов, чем не приминули воспользоваться немцы, уходя на 25 узлах в океан…
"Адмирал Шпее" тоже уходил далеко не в лучшем состоянии — корпус сильно "попятнало" осколками, были выбиты занитки и расчеты 150-мм орудий, не действовали 150-мм орудия правого борта, вышел из строя 1 дизель, но была надежда его "реанимировать". Кормовая башня проворачивалась с большим трудом, не действовало 1 орудие ГК и исправить его не было возможности. Было убито 31 и ранено 43 человека из экипажа броненосца.
Французский ЛК тоже был малобоеспособен. Вскрылся главный недостаток этих ЛК — единственный дальномер, выйдя из строя, делал всю дальнейшую стрельбу ГК малорезультативной. Это не говоря уже о недостаточном бронировании для противодействия 283-мм снарядам. Число погибших в бою составило 37 человек, раненых 54.
По результатам боестолкновения французы пришли к выводу, что "карманные линкоры" "малым линкорам" Франции как говорится "не по зубам". Для противостояния им нужно было бы увеличивать толщину бронирования и соответственно, водоизмещения. Тем не менее, сражение при Амазонке, как назвали этот бой газетчики Франции, было засчитано в актив французскому флоту, считая это победой.
В британском адмиралтействе были удивлены мощью германских карманных линкоров — корабль водоизмещением в 10 КТ (по-факту 12,5 КТ, но кто ж это знал кроме немцев?) на равных провел бой с ЛК ВИ почти вдвое большим… И тем не менее поспешили поздравить своего союзника пусть и с неполной, но победой.
В Германии бой при Амазонке также назвали своей победой. Ганс Лангсдорф получил рыцарский крест и звание адмирала… Сам "Адмирал Шпее" смог прорваться в ночь под рождество 1939 года мимо лини блокады союзников и 29 декабря пришел в Вильгельмсхафен под звуки фанфар берлинского радио…
Продолжение следует…
P.S. Коллеги, у меня просьба — разьясните бестолковому автору альтернатив, как изменить размер картинки, чтобы она не вылазила за пределы текста.
Я пытаюсь это сделать, выбираю "изменить размер" у загруженной картинки, но почему-то пропорции пляшут. То слишком растяну картинку, то наоборот.
Вставлял по рекомендации одного из коллег, размер 680Х в рассчете, что второй размер сам подставится, но почему-то выдает ошибку…
Буду признателен за помощь в редактировании картинок.