Альтернативный авианосец «Жанна Д’Арк»
Эта статья относится к моему «Миру адмирала де Вильяра», описывающему альтернативный ход Первой Мировой Войны (включая участие Италии на стороне Центральных Держав) и дальнейшую историю Франции и мира. «Субмарины неба», кстати, относятся к этому циклу.
Содержание:
Французский флот уделял значительное внимание развитию морской авиации еще до начала Великой Войны. Франция была родиной самой идеи гидросамолета; еще в 1910 году, Анри Фабер первым поднял в воздух свой “Hydravion”, а уже в 1911 году начались работы по переоборудованию в носитель гидросамолетов минного заградителя “Фудр”. К началу Великой Войны в 1914 году, французский флот обладал уже солидным опытом применения гидроавиации для разведки, и начал экспериментировать с использованием поплавковых самолетов для бомбардировки и сброса торпед.
Тем не менее, в ходе войны быстро стали очевидны недостатки гидроавиации – главным образом, ее полная зависимость от погодных условий. Претензии также вызывала недостаточная полезная нагрузка гидросамолетов, отягощенных весом своих поплавков.
Еще в 1913 году, под влиянием американских опытов, начались эксперименты по запуску колесных самолетов с платформы на носу “Фудра” и последующим возвращением на кормовую палубу корабля. С началом войны, эти работы временно приостановили, но после Битвы при Скарборо и последующего про-германского поворота Италии, де Вильяр решил, что
“флоту необходимы все хорошие идеи, которые у нас есть”.
Летом 1915 года, изучив опыт применения гидроавиации в ходе кампании на Сардинии, опросив морских и сухопутных летчиков, комитет по вопросам морской авиации пришел к выводу, что “создание корабля, способного запускать и принимать самолеты на палубу, будет… являться ценным тактическим решением”. Главными аргументами в пользу авианосца назывались способность применять самолеты при не-идеальном состоянии моря, способность поднимать самолеты с большей полезной нагрузкой, и способность принимать самолеты, без необходимости останавливаться для подбора их с воды. В соответствии с выводами комиссии, перспективный авианесущий корабль должен был:
* Иметь длину порядка 150 метров, для обеспечения взлета и посадки самолетов.
* Быть высокобортным и мореходным, обладать плавной качкой и достаточной высотой надводного борта, чтобы самолеты могли оперировать и при волнении.
* Развивать скорость не менее 20+ узлов, чтобы оперировать совместно с основной боевой линией.
* Иметь достаточную боевую устойчивость, чтобы не связывать другие корабли необходимостью заботиться исключительно о защите авианосца.
* Крайне желательно – быть перестроен из существующего корпуса, чтобы сэкономить время и деньги.
Наиболее соответствующим требованиям кораблем был бы крупный броненосный крейсер. И тут внимание французских адмиралов обратилось на “Жанну Д’Арк”. Этот большой океанский рейдер, спущенный на воду в 1899 году, на момент начала войны находился в резерве. Первоначально, флот собирался вернуть его в строй как крейсер, но в ходе испытаний в ноябре 1914 на “Жанне” произошел сильный пожар и крейсер вышел из строя не менее чем на полгода.
“Жанна Д”Арк” имела длину порядка 145 метров – вполне достаточную для размещения летной палубы. Ее высокий надводный борт и хорошая остойчивость делали ее идеальной кандидатурой. Поскольку основным назначением авианосца виделась служба в Средиземном Море, океанская дальность плавания была сочтена излишней, и огромный резерв топлива “Жанны” – 2000 тонн угля, обеспечивавшие 25000 км экономичного 10-узлового хода – можно было сократить вдвое. За счет этого, и снятия старой артиллерии, можно было высвободить необходимый для модернизации запас водоизмещения.
Проект перестройки “Жанны Д’Арк” был представлен в августе 1915 года. Поначалу это был весьма примитивный дизайн, с лишь немного смещенными от центральной линии трубами и отдельными летными палубами в носовой и кормовой части. По настоянию авиаторов, модель авианосца продули в аэродинамической трубе: в результате стало понятно, что возмущения воздуха от частокола труб ”Жанны” (подобно другим крупным французским крейсерам, она была шеститрубной) чрезвычайно осложнят посадку самолетов. Кроме того, возникли опасения, что тяжело груженые торпедоносцы не смогут выполнить взлет с короткой передней палубы.
Проект спешно переработали. Новая итерация “Жанны” уже имела сплошную летную палубу от носа до кормы, и катапультное приспособление для старта.
Модернизация
Самолет, способный нести торпеду, станет одним из самых революционных изменений в войне на море.
(Адмирал де Вильяр).
В ходе модернизации, начатой в октябре 1915 года, с “Жанны” сняли все старое вооружение, убрали мачты и частично демонтировали надстройки. Дымовые трубы и вентиляторы котельных отделений отклонили к бортам на уровне главной палубы: при этом кормовой кластер труб и вентиляторов отвели к правому борту, а носовой – к левому.
Над корпусом корабля на стальных опорах возвели деревянную палубу-надстройку. В отличие от первых британских и немецких авианосцев, летная палуба “Жанны” была сплошной, и тянулась на всю длину корабля, от штевня до штевня. Длина ее составляла 145 метров, ширина – 15-18 метров. В носовой и кормовой оконечностях, палуба была скошена вниз под углом в 5 градусов, чтобы облегчить взлет и посадку самолетов соответственно.
Исходный проект авианосца не предусматривал закрытого ангара: самолеты должны были храниться на навесной галерее прямо под летной палубой. Именно в таком виде “Жанна” вышла на испытания осенью 1916 года. Опыт эксплуатации, впрочем, быстро продемонстрировал все недостатки этого решения – открытые всем ветрам самолеты (в лучшем случае, прикрытые брезентом) быстро выходили из строя. Поэтому, уже в январе 1917 года, в центральной части авианосца возвели 32-метровый деревянный ангар, открытый с торцов. В нем могли размещаться до 10 самолетов с демонтированными крыльями.
Подача самолетов на палубу “Жанны” осуществлялась через центральный люк при помощи складных кранов-балок. Во время взлетно-посадочных операций, люк был закрыт, а краны сложены по бокам летной палубы. Для подъема самолетов на летную палубу, матросы сначала поднимали и ставили краны, а затем с их помощью поднимали створки люка. Аналогично с помощью кранов-балок осуществлялся и спуск самолетов в ангар.
Для облегчения запуска груженых самолетов, в передней части летной палубы была смонтирована 30-метровая инерционная катапульта Шнейдера. Это устройство использовало массивный маховик, раскрученный паровой машиной, для накопления кинетической энергии, которая затем через систему тросов и балок передавалась тележке с запускаемым самолетом.
Силовая установка крейсера подверглась переделке в той степени, которая требовалась для выполнения боевых задач. Старые котлы Норманн-Зигоди заменили аналогичным количеством более современных котлов Дю Тампля на нефтяном питании. За счет этого удалось повысить мощность до 35500 л.с., и увеличить скорость хода до 22 узлов. Дальность экономичного 10-узлового хода составляла порядка 8000 миль.
Вооружение “Жанны” после модернизации составили десять 138-мм/55-калиберных орудий M1910, заимствованных из заказа для приостановленного достройкой супердредноута “Фландрия”. Орудия размещались по пять на борт, в щитовых установках. Предполагалось, что мощное и дальнобойное вооружение вкупе с внушительным бронированием (оставшимся от броненосного крейсера) позволит авианосцу – при необходимости – отразить самостоятельно атаку эсминцев или легкого крейсера неприятеля, а также поддерживать в сражении дредноуты. Кроме того, авианосец нес четыре 47-мм скорострельные пушки.
Зенитное вооружение авианосца состояло из четырех 75-мм орудий образца 1908 года и двух 37-мм пятиствольных револьверных пушек Гочкисса на зенитных станках с электроприводом. В 1918 году, на корабле установили еще две револьверные пушки, а 47-мм орудия сняли.
Авиагруппа
При нынешних тенденциях развития палубной авиации, нам не придется долго ждать, прежде чем самолеты совершенно вытеснят эсминцы как главное средство торпедных атак.
(Гранд-адмирал де Вильяр: «Stratégie navale et technologie dans la guerre de 1914-1918)
Основным назначением нового авианосца, по мнению де Вильяра, было нанесение воздушных ударов по кораблям и береговым объектам противника за пределами радиуса действия корабельной артиллерии – а также корректировка артиллерийского огня в сражении. Разведывательные задачи, по мнению де Вильяра, более эффективно решали дирижабли и многомоторные летающие лодки. Исходя из этих соображений и была сформирована авиагруппа “Жанны Д’Арк”.
Основу авиакрыла авианосца по состоянию на 1917 год составляли бомбардировщики-торпедоносцы Breguet 14M – созданная по заказу флота модификация чрезвычайно удачного легкого бомбардировщика. Разработанные по армейскому заказу, эти самолеты были одними из первых в мире серийных машин, имевших металлический каркас из дюралюминия, и отличались превосходными летными характеристиками. Скорость двухместного Breguet 14 с 300-сильным мотором Renault 12F достигала 190 километров в час, а продолжительность полета составляла порядка трех часов.
Флотская версия отличалась от армейской увеличенной площадью крыла, призванной улучшить взлетные характеристики при старте с палубы, и иной конструкцией шасси, необходимой для подвески торпеды. За отсутствием специализированного авиационного боеприпаса, Breguet 14M оснащались поначалу старыми 38-см торпедами Mle 1887. Это было довольно примитивное оружие, имевшее дальность хода не более 400 метров на 26 узлах. Помимо торпед, бомбардировщики также могли нести по две 100-килограммовые фугасные бомбы, или до 30 легких осколочно-зажигательных авиабомб.
Помимо многоцелевых бомбардировщиков, авиакрыло “Жанны” также включало одноместные истребители Nieuport 23. Первоначально, впрочем, их полезность представлялась ограниченной: на борту предполагалось иметь всего три истребителя, чьим единственным назначением было взлетать с минимальным временем реакции и перехватывать неприятельских воздушных разведчиков. В дальнейшем, однако, взгляды на роль палубных истребителей изменились, и состав авиагруппы изменили в пользу “Ньюпоров”.
Исходный проект предполагал авиагруппу из пятнадцати самолетов, из которых двенадцать составляли Breguet 14M (в том числе три радиофицированных самолета-корректировщика), а оставшиеся три были истребителями Nieuport 23. Однако, вскоре после начала испытаний стало ясно, что двенадцать бомбардировщиков будут занимать слишком много места в ограниченном пространстве. Кроме того, возрастание активности итало-австрийской морской авиации настоятельно потребовало пересмотреть концепцию противовоздушной обороны кораблей. В результате, на момент вступления в строй в мае 1917, авиагруппа “Жанны Д’Арк” состояла из шести бомбардировщиков-торпедоносцев и шести истребителей. Осенью 1917, количество истребителей на борту увеличили до девяти, и добавили еще два легких гидросамолета, хранившихся на кормовой палубе.
Первая Великая Война
Сквозь облака огня и дыма, на меня стремительно надвигалась сплошная стена стали — борт австрийского линкора. Казалось поистине невероятным, что моя крошечная машина из ткани и легких металлов может устрашить эту бронированную крепость. И тем не менее, это было именно так.
(Капитан Жан Армона. Мемуары. Том III.)
Переоборудованная “Жанна Д’Арк” поступила на испытания в сентябре 1916 года. После серии ходовых испытаний, в конце октября авианосец получил свои первые самолеты, и уже 28 сентября состоялся первый успешный старт с палубы “Жанны”. Первая попытка посадки на авианосец была предпринята 10 октября, но оказалась неуспешной: самолет не сумел вовремя остановиться, и скатился с палубы. После серии проб и ошибок, практика посадки на авианосец была, наконец, отработана, и 28 октября состоялись первые успешные испытания, в ходе которых легкий бомбардировщик “Ньюпор 14” поднялся с палубы идущей на 15-узловой скорости “Жанны”, описал круг над кораблем, и успешно приземлился на палубу авианосца.
До конца осени, “Жанна” использовалась в основном как экспериментальный корабль для отработки аспектов применения колесной авиации над морем. Адмирал де Вильяр желал как можно скорее включить ее в состав флота, но это оказалось невозможным: первенцу французских авианосцев требовались определенные доработки. В ноябре 1916, “Жанна” вернулась в Тулон для модернизации. В ходе нее, корабль был оснащен ангаром, а на летной палубе проложили перпендикулярные тросы-аэрофинишеры, цеплявшие крюки, закрепленные на шасси самолетов.
Вновь в строй “Жанна Д’Арк” вернулась в феврале 1917 года. На этот раз корабль ввели в строй “официально”, и зачислили в состав 3-ей боевой дивизии, состоявшей из линкоров типа “Бретань”. Учебные полеты с нее продолжились, и 20 апреля состоялся долгожданный триумф: с палубы “Жанны” за пятнадцать минут поднялись три снаряженных торпедоносца, выполнили торпедную атаку против учебной цели и успешно приземлились обратно на палубу. После этого, авианосец был официально признан “боеготовым” – хотя по сути, все еще оставался в значительной степени опытным кораблем.
18 мая, когда “Жанна” совершала вместе с 3-ей боевой дивизией переход в Кальяри, патрульный дирижабль обнаружил к северу от Стинтино итальянскую субмарину в надводном положении. Капитан Жан Армона, командующий авиагруппой “Жанны”, приказал немедленно подготовить к вылету бомбардировщик, но подъем машины из ангара и ее снаряжение заняли столько времени, что, когда бомбардировщик, наконец, поднялся в воздух, субмарина уже давно скрылась. Тем не менее, это был первый старт колесного самолета с борта французского авианосца в реальной боевой обстановке.
В июне 1917, “Жанна” принимала участие в операции “Изгнание” – серии последовательных атак на восточные итальянские порты, осуществляемых корабельной артиллерией и морской авиацией. Целью этой операции было ликвидировать угрозу со стороны итальянских военно-морских сил к востоку от Мессины, в рамках подготовки к кампании на Сицилии. Так как 3-я боевая дивизия составляла силы прикрытия, участие “Жанны” в боях было сравнительно ограниченным. По большей части, она использовалась как транспорт для наносивших удары гидросамолетов. 11 июня, во время удара по окрестностям Неаполя, “Жанна” подняла пять бомбардировщиков, которые бомбили гавань Сорренто. 14 июня, во время обстрела флотом Салерно, самолеты “Жанны” несли дозорную службу, и сбили два бомбардировщика “Капрони”, пытавшихся атаковать французские корабли.
Вместе с легким авианосцем “Гишень” (также перестроенным из одноименного устаревшего крейсера), “Жанна” участвовала в грандиозном сражении у Сиракуз в августе 1917, где впервые за всю войну встретились основные силы французского, и итало-австрийского флотов. В начальной стадии операции, “Жанна” в основном играла роль плавучего аэродрома, поддерживающего французскую высадку на юге Сицилии. Ее основной задачей было поддержание истребительных патрулей над плацдармом, способных отогнать итальянские разведчики и бомбардировщики. Однако после того, как воздушная разведка доложила о повышенной активности итальянских сил в Таранто, “Жанну” отозвали от плацдарма. Итальянский флот вместе с австрийским готовился выйти в море, и французский флот готовился его встретить.
В ходе решающего сражения 19 августа 1917 года, “Жанна” оперировала вместе с 3-им боевым дивизионом. Перед столкновением флотов, ее самолеты приняли участие в отражении массированной атаки сотни итальянских бомбардировщиков на французский флот. Капитан Армона несколько раз просил де Вильяра разрешить ему нанести торпедный удар по итальянскому флоту, но адмирал де Вильяр отказал на том основании, что подготовка авиагруппы займет слишком много времени.
Также встречается мнение, что погодные условия утром 19 августа были неблагоприятными, и де Вильяр считал, что риск для самолетов слишком велик.
Именно на долю 3-его боевого дивизиона и выпала основная тяжесть боя. когда флоты, наконец, встретились. Три супердредноута типа “Бретань” возглавляли французскую колонну (более мощные “Норманди”, “Гасконь” и “Лангедок” уступали по подготовке экипажей и поэтому шли в центре построения) и оказались основными целями для итальянского огня. Досталось и “Жанне” – хотя авианосец не привлек особого внимания неприятеля, он был, тем не менее, поражен двумя 305-мм бронебойными снарядами, один из которых пробил, не разорвавшись, летную палубу в кормовой части, а другой оставил огромную пробоину в верхнем поясе. Два моряка “Жанны” были убиты и восемнадцать ранены. Артиллеристы авианосца, в свою очередь, претендуют на попадания в итальянский линкор “Андреа Дориа”.
В ходе артиллерийской фазы сражения, авиация “Жанны” принимала лишь небольшое участие. Капитан Армона поднял в воздух свой личный самолет, груженый до отказа легкими бомбами и ручными гранатами, и принялся “действовать на нервы” австрийским кораблям. Выбрав в качестве мишени дредноут “Тегетгоф”, он раз за разом заходил на корабль на малой высоте, сбрасывая осколочные бомбы и дымовые гранаты, а исчерпав запасы взрывчатки – начал обстреливать надстройки и мачты из пулемета. Хотя действия Армоны практически не причиняли дредноуту вреда, они, несомненно, сильно действовали на нервы его команде: обе стороны отмечали, что огонь “Тегетгофа” в бою был очень неточным.
Час авианосцев наступил после боя – когда беспорядочно отступающий итало-австрийский флот сумел оторваться от французов. Адмирал де Вильяр, не желая упускать случая добить противника, организовал преследование с наиболее исправными своими кораблями, и приказал авианосцам “поддерживать контакт и задержать неприятеля”.
Работая на износ, палубная команда “Жанны” сумела за час поднять на палубу и изготовить к запуску четыре бомбардировщика-торпедоносца. Еще три самолета поднял крейсер-авианосец “Гишень”. Эти семь бомбардировщиков отправились в погоню за итальянским флотом, с которым поддерживали радиоконтакт французские дирижабли. Один самолет был вынужден вскоре вернуться из-за ненадежной работы зажигания. Остальные продолжили полет. Им удалось сблизиться с итальянскими дредноутами “Джулио Чезаре” и “Конте ди Кавур”, но попытка торпедной атаки провалилась: из-за плотного заградительного огня эсминцев эскорта, бомбардировщики сумели сбросить только две торпеды, одна из которых сразу затонула, а вторая прошла мимо цели.
Запасы топлива подходили к концу, и самолетам пришлось возвращаться на “Жанну”. Авиамеханикам удалось быстро приготовить к повторному вылету четыре бомбардировщика. И тут авиаторам улыбнулась удача – они встретили австрийский линкор “Радецкий”, отставший от основных сил из-за полученных повреждений, и хромающий в базу в сопровождении двух эсминцев. Моментально перестроившись, торпедоносцы атаковали двумя волнами. Австрийский линкор сумел уклониться от первой атаки, но вторая прошла успешно, и “Радецкий” получил попадание в кормовую оконечность. Взрыв заклинил ось левого винта корабля. Понимая безнадежность положения, капитан “Радецкого” приказал эсминцам снять с корабля часть экипажа, а сам с оставшимися добровольцами попытался дотянуть израненный линкор до Таранто. Эта доблестная попытка не увенчалась успехом: на закате дня, французские супердредноуты “Норманди” и “Гасконь” сблизились с одиноким австрийским кораблем, и после короткой, но яростной перестрелки “Радецкий” пошел ко дну.
Сражение у Сиракуз стало катастрофой для объединеного итало-австрийского флота. В ходе него были потеряны два дредноута (“Леонардо да Винчи” и “Принц Ойген”), четыре преддредноута (“Радецкий”, “Рома”, “Регина Елена” и “Бендетто Брин”), три додредноута и три броненосных крейсера – общим счетом, двенадцать крупных кораблей. Суммарное число потерь убитыми и раненными достигло двенадцати тысяч человек! Французский же флот потерял лишь дредноут “Пари”, преддредноут “Патри” и броненосные крейсера “Виктор Гюго”, и “Монткальм”. Суммарные потери французского флота составили менее двух тысяч человек.
Вскоре после этого, Сентябрьская революция в Италии привела к власти правительство националистов, немедленно остановивших боевые действия и потребовавших вывода всех германо-австрийских сил с итальянской территории. В последовавшей затем яростной Адриатической Кампании, “Жанна Д’Арк” (перебазированная на Мальту и временно присоединенная к 4-ой боевой дивизии) использовалась для поддержки французских операций в Адриатике. 11 мая 1918, когда австрийские дредноуты предприняли атаку на Отрантский Барраж, самолеты “Жанны” оказались единственным средством, которое можно было задействовать вовремя. Шесть бомбардировщиков выполнили серию атак на “Вирибус Унитис” и “Сент-Иштван”, но не добились торпедных попаданий. Тем не менее, воздушные атаки заставили австрийцев промедлить и в итоге отступить, нанеся лишь ограниченный урон. В дальнейшем самолеты “Жанны” привлекались к бомбардировке австрийских и болгарских позиций в Сербии. 8 августа 1918, ее торпедоносцы удачно атаковали прибрежный австрийский конвой, торпедировав два транспорта и обстреляв из пулеметов охраняющий их сторожевой катер.
Межвоенный период
Хотя крупные авианосцы, несомненно, имеют свои преимущества, существующая обстановка международных ограничений и нынешнее состояние авиационного искусства однозначно высказывается в пользу большего числа сравнительно небольших кораблей. Мы, разумеется, не можем и не станем утверждать, что такое положение дел никогда не изменится: мы всего лишь констатируем, что сейчас оно представляется именно так.
(Гранд-адмирал де Вильяр: «Stratégie navale et technologie dans la guerre de 1914-1918)
На момент окончания Первой Великой Войны, “Жанна Д’Арк” была крупнейшим авианосцем французского флота. Тем не менее, она оставалась по сути экспериментальным кораблем, и флот расценивал ее боевое значение как “в лучшем случае, ограниченное” (хотя французы и придерживались мнения, что “Жанна” спроектирована удачнее британского “Фьюриеса’ и немецкого “Гроссадлера”).
Вашингтонское Соглашение 1922 года уравняло французский флот с японским по суммарному водоизмещению, предоставив, таким образом французам право построить 355000 тонн линкорного, и 80000 тонн авианосного тоннажа. Из него 33500 составляли “Жанна”, “Гишень”, и назначенный на перестройку “Эрнест Ренан”. Доктрина применения авианосцев французского флота тесно увязывала их с основной боевой линией – на тот момент состоявшей практически исключительно из 21-узловых дредноутов и супердредноутов (за исключением “внештатной” 24-узловой “Савойи”). Поэтому устарелость крейсерского “шасси” “Жанны” не представлялась большой проблемой. Однако, на основании военного опыта были сделаны определенные выводы о конструкции и оперировании авианосцев, которые требовалось учесть. В 1924 году, авианосец встал на модернизацию, продолжавшуюся до конца 1926 года.
В ходе модернизации, ангар корабля продлили и расширили, сделав его полутораярусным. Теперь “Жанна” могла вмешать до двадцати самолетов. Обычно, впрочем, ее авиагруппа состояла из восемнадцати: девяти истребителей, шести торпедоносцев и трех разведчиков-корректировщиков. Центральную пару 138-мм орудий сняли, заменив дополнительными 75-мм зенитками, а устаревшие пятиствольные револьверные пушки заменили восемью 47-мм автоматами.
Неуклюжую систему подъемных кранов заменили двумя самолетоподъемниками: крестообразным в центральной части, и небольшим прямоугольным на корме. Аэрофинишеры поменяли на более современные. Вместо одной инерционной катапульты теперь поставили две параллельные, а также по бортам (слева в носу и справа в корме) установили две поворотные пневматические катапульты.
Также “Жанна” получила газогенераторную установку, и раскладную причальную мачту в кормовой части, для возможной швартовки дирижаблей. Теоретически, имелась возможность базирования небольших дирижаблей в ангаре корабля: для этого часть летной палубы могла быть разобрана, а крыша ангара сложена. Однако, на практике, усилия по сборке-разборке палубы занимали слишком много времени, а размещенный в ангаре дирижабль занимал практически все свободное место.
Силовую установку корабля оставили прежней: замена ее на турбинную была сочтена слишком дорогой и сложной. Вновь поменяли котлы. Шесть дымовых труб свели в две широкие трубы, с возможностью отвода дыма от летной палубы. Установили противоторпедные були, заполненные обрезками труб: максимальная скорость при этом снизилась до 21,8 узлов, но это было сочтено приемлемым за повышение живучести авианосца.
Вернувшаяся в строй в 1926 году, “Жанна” до 1928 служила учебным авианосцем, а затем вновь была зачислена в состав Средиземноморской Эскадры.
В 1930 году, по случаю официального начала франко-советской “нормализации” (соглашения о нормализации отношений и установлении 50-летнего периода выплат по царским долгам), президент де Вильяр нанес государственный визит в Севастополь. Французский флот не упустил случая продемонстрировать себя во всей красе: исполнявший роль президентской яхты быстроходный линкор “Савойя” сопровождали новейшие и самые мощные французские супердредноуты “Фландрия” и “Беарн’, а также авианосец. Первоначально на эту роль планировали более новый авианосец “Эрнест Ренан”, но он оказался занят на авиационных учениях. Поэтому в состав эскадры включили “Жанну Д’Арк”.
14 мая. Осмотрели с Кировым большой Портю-Авион “Жанна Д Арк”, рассчитанный на восемнадцать торпедобомбовозов. По мнению франц. такие корабли необходимы для флота, поскольку без них невозможно защитить эскадры от воздушных ударов.
Из записок И.В. Сталина, посвященных «Нормализации».
С началом Гражданской Войны в Испании, «Жанна» была мобилизована для патрульных операций. В 1936 году, “Жанна” вместе с “Бретанью”, “Провансом” и “Лоррейном” была задействована в карательной акции против Кадиза – основной базы испанских националистов на Средиземном Море. Поводом для операции послужила бомбардировка франкистами Алмерии, приведшая к значительным жертвам среди мирного населения. Среди погибших оказались французские медсестры, работавшие в детском госпитале. Французское общественное мнение (и без того настроенное про-республикански) жаждало возмездия: удар по Кадизу должен был удовлетворить общественное возмущение.
12 мая 1936 года, французская эскадра бомбардировала Кадиз, подавив береговые батареи и нанеся серьезный урон кораблям франкистов. Истребители “Жанны” прикрывали самолеты-корректировщики с “Лоррейна” от нападений франкистских истребителей, и сбили два бомбардировщика, пытавшихся атаковать французскую эскадру. Это была последняя боевая операция “Жанны” в межвоенный период.
Вторая Великая Война
Вспоминая о войне и флоте, мы должны отдать должное всем тем старым кораблям, на которые в ее начале легла столь неподъемная ноша.
(Генерал авиации Франсуа Росси, 1948)
К 1939 году, уже основательно устаревшая “Жанна” все еще числилась в составе французского флота как “porte-avions d’escadron”, при 1-ой боевой дивизии. Французское командование осознавало ограниченные возможности авианосца, но считало его все еще пригодным для поддержки действий линкоров. Предполагалось, что уже в 1940 году “Жанна” будет переведена на учебные роли, но оккупация Стальным Пактом (союз Германии, Польши и Венгрии в 1939-1945 году) Чехословакии в марте 1939 и разрыв дипломатических отношений с Берлином и Варшавой заставили французский флот мобилизовать все наличные резервы.
Так как позиция Великобритании летом 1939 года все еще была неясна, французский флот был вынужден исходить из возможности самостоятельных действий против Германии. Атлантическая Эскадра в мае-июне 1939 года была значительно подкреплена, в том числе и 1-ой боевой дивизией. Ее самолеты в июне бомбили старые немецкие дредноуты “Нассау” и “Позен”, обстреливавшие голландское побережье. В августе, когда 1-я боевая дивизия вступила в перестрелку с германскими линейными силами (быстроходные линкоры “Шарнхорст” и “Гнейзенау”, линейные крейсера “Граф Шпее” и “Фон Ингеноль”) в Северном Море, “Жанна Д’Арк” обеспечивала истребительное прикрытие от налетов германских бомбардировщиков.
В сентябре 1939, “Жанна” вместе с группой крейсеров совершила поход к северному побережью Африки, поскольку возникли подозрения, что немецкий “карманный линкор” “Лютцов” может оперировать там. Вслед за тем, авианосец встал на ремонт в Бресте. В ходе ремонта, “Жанна” получила дополнительное легкое противовоздушное вооружение. Кормовую поворотную катапульту сняли, а на освободившемся месте оборудовали выступ летной палубы под площадку для парковки самолетов. Авиагруппа ее к этому времени состояла в основном из бипланов-торпедоносцев PL.108 и истребителей-бипланов Dewoitine D.376.
Осенью-зимой 1939-1940, “Жанна” обеспечивала прикрытие трансатлантических конвоев. 2 ноября 1939, ее самолеты захватили врасплох и потопили польскую крейсерскую субмарину “Водяной”, за день до этого потопившую два голландских транспорта. Весной 1940 года, “Жанна” принимала участие в испытании нового оружия – планирующих мин B6V, оснащенных планерным крылом и автопилотом, и предназначенных для сброса с самолета в контролируемые неприятелем гавани и узости. 28 июня 1940, “Жанна Д’Арк” и “Эрнест Ренан” совершили выход в Северное Море и успешно нанесли удар по Кильскому каналу, сбросив в его русло одиннадцать донных мин с приборами кратности. На отходе, “Жанна” была атакована немецкими бомбардировщиками, и получила два бомбовых попадания. В ходе ремонта, был выявлен сильный износ старого корпуса корабля, который поставил под сомнение перспективы ее дальнейшего применения. Однако, альтернатив не было: авианосцев остро не хватало, и “Жанна” вновь вернулась в строй.
В 1941 году, в связи с вступлением в строй новых немецких линкоров “Бисмарк” и “Тирпиц”, а также ухудшением политической обстановки на Дальнем Востоке, французский флот отмобилизовал все резервы.
Летом 1941, “Жанна Д’Арк” была официально переклассифицирована в ““porte-avions d’ escorte” (т.е. эскортный авианосец) и выведена из состава боевого флота. В ходе ремонта и модернизации в Бресте в августе 1941 года, она получила радарное оснащение, современные средства связи и навигации. На корабле оставили только шесть 138-мм орудий – по три на борт – взамен установив двенадцать новых 37-мм спаренных автоматов. Авиагруппа ее теперь состояла из шести палубных истребителей и шести торпедоносцев PL.108. В роли эскортного корабля, «Жанна» сопровождала атлантические конвои. В ходе конвойных операций, ее самолеты сбили два немецких разведчика, и несколько раз атаковали немецкие подводные лодки (возможно, потопив U-62). Однако, недостаточная живучесть старого авианосца вызывала значительные сомнения в его эффективности в конвойной роли. Проведенная летом 1942 оценка показала, что “Жанна” с высокой степенью вероятности может погибнуть от попадания всего одной торпеды. Рассматривался вопрос отправки “Жанны” на Дальний Восток, для действий в Индийском Океане против Японии, но в итоге корабль сочли слишком изношенным.
С осени 1942 года, старый авианосец прочно обосновался в Бресте, служа плавучей школой для пилотов морской авиации. Его редкие выходы в открытое море предпринимались исключительно ради противолодочного патрулирования: так, в мае 1943 она сопровождала в Брест новый суперлинкор «Рошамбо». Но и эти действия уже были слишком тяжелы и опасны для старого корабля. С весны 1944, “Жанна” более в море не выходила.
В августе 1945 года, “Жанна” была официально выведена из состава флота, и уже в январе 1946 продана на металлолом. Корпус корабля был разобран в Бресте в 1946-1947 году.
источники: