1

Залп! Левое орудие носовой башни «Ретвизана» выплюнуло длиннющий огненный факел, и четыре двенадцатидюймовых снаряда отправились на рандеву с немецким кораблем. Десять, двенадцать, тринадцать секунд и новое – Залп! Теперь уже из правого орудия. Еще двенадцать и наступит черед среднего.

Идущая во главе строя «Полтава» окутана клубами дыма, то ли от пожаров, то ли вырывающегося из сбитой дымовой трубы, а вероятнее всего  и того и другого одновременно. Залп! Наверное и «Ретвизан» выглядит не лучше со стороны.

Скорчившись на жестком сидении под броневым колпаком, торчащим над башней, лейтенант Александр Соболев впился глазами в немецкий линейный корабль, словно пытаясь изогнуть взглядом траекторию несущегося к нему снаряда. Накрытие! Три столба воды у борта немца и вспышка разрыва в его борту. Впору перекреститься – русским артиллеристам везет как утопленникам, редкое накрытие обходится без попадания в цель.

Эскадра выгнулась огромной дугой, вновь сближаясь с немецким строем. Что-то, стремительно кувыркаясь, прокатилось возле башни, словно плуг стерню вспоров палубу. Плевать!

И плевать на огромный гриб дыма, выросший над тем местом, где только что был «Павел I».  Зато трехтрубный немецкий линейный корабль накренился настолько, что теперь снаряды «Ретвизана» рвут его тонкую палубную броню! Залп!

Кто-то орет в ухо, что отстал один из «Нассау», но его добьют идущие следом броненосные крейсера.

Но плевать на все, кроме осевшей туши немецкого линкора, в который надо всаживать снаряд за снарядом, так чтобы уцелевшая тевтонская сволочь навсегда зареклась, и детям и внукам своим заказала появляться в северной Балтике. Залп!

«Ретвизан» сотрясается от очередного попадания и сердце замирает на мгновение, потому что где-то там, в глубине корабельного корпуса, вкусно хрустят шестерни вычислителей, и от удара гироскопы могут выскочить из меридиана и тогда все, все будет потеряно. Но стрелки на циферблатах-указателях движутся по-прежнему, отмечая дистанцию до цели и углы наводки, и можно продолжать стрелять, стрелять и стрелять.

И в хвосте немецкой колонны что-то жутко-бесформенное, сплошь закрытое дымовой тучей, медленно оседающее на нос. Залп!

Этот залп стал последним для носовой башни и лейтенанта Соболева – немецкий снаряд проломил лобовую плиту и погасил жизни матросов и офицера так и не узнавших, чьей победой закончился бой.

Сразу после закладки двух первых русских дредноутов Морское министерство вошло в Государственную думу с просьбой выделить кредиты для постройки еще двух однотипных кораблей, которые планировалось заложить через год после первой пары. Основанием для постройки двух дополнительных единиц была необходимость создать соединение кораблей с близкими тактико-техническими характеристиками способными выполнять все свойственные этому классу задачи как совместно со старыми линейными кораблями, так и самостоятельно.

Однако когда требуемые кредиты были наконец выделены, выяснилось, что проект «Севастополей» является уже устаревшим, в сравнении с новыми германскими кораблями о которых стало известно в марте 1907 года. Вооружение германских дредноутов состояло из 16 305-мм орудий, располагавшимися в шести башнях, причем носовая и кормовая башни были двухорудийными, а четыре бортовых – трехорудийными, что позволяло использовать десять орудий главного калибра в бортовом залпе и по восемь в продольных.

Вдобавок артиллерийское управление МГШ требовало доведения числа орудий в бортовом залпе линкоров до двенадцати, для обеспечения более частых четырехорудийных залпов, позволяющих вести более точную пристрелку по противнику (при скорострельности орудий два выстрела в минуту залпы следовали бы каждые 10 секунд). Однако разместить 12 крупнокалиберных орудий в диаметральной плоскости можно было только при размещении их в трехорудийных башнях.

Летом 1907 года ГУК поручило Балтийскому заводу  проработать проект линейного корабля с четырьмя такими башнями в размерениях проекта «Севастополя», но с возможным усилением бронирования. Почти сразу выяснилось, что, несмотря на экономию веса (четыре трехорудийные башни весили почти столько же сколько  пять двухорудийных), необходимо увеличить размеры, а, следовательно, и водоизмещение проектируемых кораблей. Вдобавок специалисты английской фирмы «Виккерс», которой был заказан проект паротурбинной установки нового линкора, обнаружили, что обводы кораблей типа «Севастополь» неоптимальны  для скорости 21 узел и требуется разработка нового теоретического чертежа. Такая разработка была проведена при участии Опытового бассейна  в конце 1907 года. 

По первоначальному проекту средние башни главного калибра в походном положении были развернуты в нос, но ГУК категорически отверг принятое размещение «трубчатых» мачт поверх боевых рубок. Чтобы не увеличивать длину корабля и поместить фок-мачту между рубкой и носовой трубой пришлось развернуть башни в корму, что вызвало затруднения с размещением шлюпок и катеров на шкафуте.  С другой стороны, новая схема позволила увеличить площадь ходовых мостиков на носовой надстройке корабля.

Проектирование линкора было закончено летом 1908 года и осенью два корабля нового типа были заложены на стапелях Балтийского завода и Галерного островка, причем головной корабль планировалось спустить на воду 8 июля 1909 года в день двухсотлетнего юбилея Полтавского сражения, но задержка с поставкой комплектующих заказанной в Англии паротурбинной установки перечеркнула эти планы, и спуск «Полтавы» на воду состоялся лишь весной следующего года.

Линейный корабль, заложенный на стапеле Галерного островка, должен был получить название «Нарва», но кто-то в Морском министерстве вспомнил о расстреле рабочей демонстрации возле Нарвских ворот в Санкт-Петербурге, и название было срочно заменено на менее одиозное «Ретвизан».

Бронирование новых линейных кораблей почти полностью соответствовало таковому у линкоров предыдущего типа, отличаясь лишь более толстым бронированием в районе цитадели. Толщина главного броневого пояса составляла 305 мм, с уменьшением толщины в оконечностях до 127 мм. Второй броневой пояс имел толщину 203 мм, утончаясь вне цитадели  до 102 мм. Третьим (верхним броневым поясом) являлся каземат противоминных орудий, имевший толщину 127 мм.

Так же как и на линейных кораблях типа «Севастополь», на «Полтавах» были установлены новомодные «трубчатые» или «ферменные» мачты из-за вибрации (что было выяснено только на испытаниях) непригодных для установки на них постов центральной наводки. Эти мачты были демонтированы уже в первые дни войны и заменены на мачты обычного типа.

Линейный корабль «Полтава» стал флагманским кораблем 1-й бригады линейных кораблей Балтийского флота.

«Полтава»                                         1908-1910-1912         Балтийский завод

«Ретвизан»                                        1908-1910-1913         Галерный островок

 

Водоизмещение (норм.) – 23100 т.

Скорость – 21,0 уз. Мощность ПТУ –  27000 л.с.

Вооружение: 4х3 305-мм/52, 20х1 120-мм/50, 4 45-см торпедных аппарата.

Бронирование: главный броневой пояс – 127-305 мм, палубы – 51+37 мм.

Размерения (квл): 169,2х27,5х8,0 м.

Подписаться
Уведомить о
guest

52 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account