Альтернативные истребители МиГ-23 с несущими поверхностями схемы «биплан-тандем». СССР Часть 3
Перед тем как выложить третью — заключительную и самую фантастическую — часть данной статьи я хочу выразить слова благодарности уважаемым коллегам за неоценимую помощь в ее создании: redstar72 за редактирование текста и идеи, vasia23 за цветные профили самолетов и кораблей и товарищу Сухову за идеи и 3d-модели в первой части. Без помощи этих уважаемых коллег данная статья не смогла бы состояться.
Содержание:
Боевое применение
Вьетнам
Первое боевое применение МиГ-23 отмечено в 1973 году: в составе ВВС ДРВ истребители МиГ-23С выполнили перехват и сбили над Ханоем два «фантома» ВВС США без потерь со своей стороны. После вывода американских войск был зарегистрирован ряд столкновений между северовьетнамскими МиГ-23С и южновьетнамскими F-5E Tiger II, завершившихся без потерь какой-либо из сторон.
В 1979 году в ходе краткосрочной вьетнамо-китайской войны вьетнамские ударные самолеты и базировавшиеся в Камрани советские бомбардировщики Ту-16 и Ту-95, а также советские палубные Су-17М3К наносили бомбовые удары по силам вторжения (сумев разблокировать попавшую в котел 236-ю дивизию ДРВ). Прикрывавшие их МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ и советские МиГ-23К вели редкие воздушные бои (фактически наведение с Як-44Э и перехват) с китайскими J-6 и J-7, сбив шесть машин без потерь со своей стороны (на счету вьетнамцев три J-6 и два J-7).
После сосредоточения войск в Монголии, на Дальнем Востоке и Средней Азии и последовавшего за ним советского ультиматума обеим сторонам конфликта с обещанием нанести ядерные удары по крупнейшим городам агрессора, боевые действия были прекращены. На конференции во Владивостоке, проведенной в мае-июне 1979 года под председательством почетного председателя ЦК КПСС Л. И. Брежнева [5] и министра иностранных дел СССР А. А. Громыко, стороны пришли к заключению китайско-вьетнамского соглашения на основе довоенного положения и ряда взаимных уступок.
В июле 1979 – марте 1980 года во Владивостоке продолжились советско-китайские переговоры, посвященные всему комплексу накопившихся между странами проблем. К сожалению, они не привели к окончательному решению спорных вопросов (Камбоджа, советско-китайская граница и т.д.), но дело удалось сдвинуть с мертвой точки [6].
Советский Союз
Болезненный щелчок по самолюбию, который в ходе войны на истощение [7] получили советские ВВС (после первоначальных успехов в виде уничтожения трех штурмовиков A-4 Skyhawk и истребителя Mirage IIICJ в один день были сбиты четыре МиГ-21), вынудил кардинально пересмотреть программу подготовки истребительной авиации. Одновременное уничтожение четырех легких «мигов» тяжелыми «фантомами», которые в небе Вьетнама в воздушных боях с МиГ-21 гораздо чаще оказывались в роли сбиваемых, нежели сбивающих, вынудило помимо усиления пилотажной подготовки заняться тактической подготовкой и информационным обеспечением.
Требования к предоставлению пилотам как можно более полной информации об обстановке в небе и в свою очередь уменьшения получаемой самолетами противника информации привели к необходимости увеличения количества воздушных командных пунктов (ВКП), самолетов ДРЛО и самолетов-постановщиков помех. Поскольку имевшихся в наличие у ВВС СССР девяти Ту-126 катастрофически не хватало (да и эти машины использовались в системе ПВО страны) и их характеристики были недостаточными [8], то встала задача разработки и создания самолетов ДРЛО новых типов. Это в свою очередь вынуждало руководство СССР обратить более пристальное внимание на радиоэлектронную промышленность [9].
Согласно планам командования ВВС СССР на вооружение должны были поступить армейские и дивизионные ВКП/самолеты ДРЛО и самолеты постановщики помех. Армейские ВКП/самолеты ДРЛО должны были заменить Ту-126 и действовать в интересах воздушных армий, тогда как дивизионные ВКП/самолеты ДРЛО должны были входить в штат истребительных авиадивизий. В целях ускорения работ и удешевления производства дивизионные самолеты ДРЛО, эскадрилья которых должна была быть подчинена командиру авиадивизии, должны были быть созданы на основе палубных самолетов ДРЛО Як-44Э, разработка которых началась примерно в это же время.
Первоначально центрами повышения летной подготовки стали 4-й центр боевого применения ВВС (Липецк) и 234-й ГИАП (Кубинка). Затем в Мары на базе истребительного полка Туркестанского ВО был организован центр боевого применения для подготовки пилотов к боевым действиям на Ближнем Востоке. Начиная с 1972 года проводилась отработка взаимодействия соединений истребителей с ВКП ДРЛО Ту-126. К 1974 году центры повышения летной подготовки были организованы во всех округах с привлечением Ту-126. Начиная с 1975 года сначала в Липецк, Кубинку и Мары, а затем в остальные центры стали поступать ВКП/самолеты ДРЛО Як-44Э и постановщики помех Як-44ПП, а с 1980 года и ВКП ДРЛО А-50 и постановщик помех Ил-82 (оба самолета на базе Ил-76).
С 1976 года переподготовку в окружных летных центрах стали проходить летчики стран Варшавского договора и стран-союзников (Монголия, Вьетнам, Куба, Сирия), а с 1977 года ВКП/самолеты ДРЛО Як-44Э и постановщики помех Як-44ПП стали поступать на вооружение Сирии, Вьетнама и Кубы.
Ближний Восток
В июне 1982 года, когда разразилась очередная арабо-израильская война и армия обороны Израиля вторглась на территорию Ливана, вблизи Леванта находились эскадра Черноморского флота (флагман – вертолетоносец «Москва») и средиземноморская эскадра Северного флота (флагман – авианосец «Новороссийск»). Вскоре к ней присоединились еще авианосные группировки Северного флота (сначала прибыла эскадра [флагман – авианосец «Киев»] с Северного моря, а некоторое время спустя прибыла эскадра из Карибского моря [флагман – авианосец «Баку»]).
Задачами советской палубной авиации, которую поддерживали переброшенные в Сирию советские военные части (морская пехота, части ПВО с ЗРК С-200, новейшие перехватчики МиГ-31 и ВКП/самолеты ДРЛО А-50), стало предотвращение блокады побережья Ливана флотами стран НАТО (США, Великобритании и Италии и примкнувшей к ним Франции).
Карибское море
Осенью 1983 года постоянно действовавшая в Карибском море авианосная группировка Северного флота (на тот момент группировка с флагманом – авианосцем «Рига») своим появлением предотвратила агрессию США против Гренады. Твердая позиция Советского Союза, показавшего способность защищать своих союзников в любой точке земного шара, привела в следующем году к началу переговоров по «Разрядке-2».
Вьетнам
В 1979 году в ходе вьетнамо-китайской войны в Тонкинском заливе находились силы Тихоокеанского флота СССР, включая и две авианосные группировки (флагманы ТАВКР «Минск» и «Киев»). Советские палубные самолеты выполняли задачи по прикрытию самолетов, выполнявших задачи по изоляции вторгшейся китайской группировки. По наведению с ВКП/самолета ДРЛО Як-44Э пара МиГ-23К ракетами Р-24Р сбила J-7.
Дальневосточная граница
В период разрыва отношений КНР с Советским Союзом (июль 1960 года – сентябрь 1985 года) на границе двух государств произошло несколько вооружённых столкновений. Китайские самолёты прямого участия в них не принимали, но участвовали в провокациях. В 1975 году пара советских МиГ-23М сбила J-7, нарушивший границу.
Туркменская граница
21 июня 1978 года в 06:21 дежурная смена наземного радиолокационного поста, расположенного под Ашхабадом, обнаружила в районе туркменского села Душак (15-20 км от границы) четыре объекта, медленно летящих вдоль Каракумского канала. На перехват с аэродрома Ак-Тепе был поднят истребитель МиГ-23 под управлением капитана А. В. Демьянова (152 иап). Получив приказ в условиях сильного тумана не приближаться к целям близко, он обнаружил один вертолёт, ошибочно принял его за советский и вернулся на базу.
В 06:52 по решению заместителя командира 152-го иап подполковника Ю. А. Милославского в воздух был поднят другой МиГ-23 под управлением капитана Валерия Шкиндера. Он подлетел к вертолётам ближе, идентифицировал их как CH-47C Chinook и их принадлежность Имперским ВВС Ирана и получил приказ атаковать. Двумя самонаводящимися ракетами типа Р-60 он поразил ближайший вертолёт, который упал в районе поселка Гяурс и полностью сгорел. 8 членов его экипажа погибли. Следующий «чинук» развернулся и направился в сторону иранской границы, но капитан Шкиндер нагнал его и повредил двигатель, выпустив 72 снаряда из пушки ГШ-23. Вертолёт совершил вынужденную посадку на советской территории в районе Гяурсской погранзаставы, 4 члена его экипажа были задержаны пограничниками. «Чинуки» ведущей пары сумели уйти в Иран.
Задержанные иранцы около недели находились под арестом в Ашхабаде, затем их перевезли в Москву. Иранская сторона заявила, что вертолёты не были вооружены, выполняли тренировочный полёт и заблудились в условиях густого тумана. Советская сторона согласилась вернуть в Иран задержанных и останки погибших. Через месяц повреждённый «чинук» был восстановлен советскими специалистами (по другим данным – иранскими), и иранцы перегнали его на родину. На этом инцидент был исчерпан.
По словам техников, ремонтировавших повреждённый «чинук» и исследовавших остатки уничтоженного, на вертолётах было обнаружено разведывательное оборудование и несколько отснятых фотокассет.
Валерий Шкиндер был представлен к ордену Боевого Красного Знамени, Ю. А. Милославскому вручили часы от главкома ПВО. Этот инцидент считается первым в истории советских ВВС и ПВО результативным боем истребителя против вертолёта. Он стал одним из образцов эффективных тактических приёмов борьбы с малоскоростными высокоманёвренными целями.
Балтика
В 1979 году советский МиГ-23МЛ двумя ракетами Р-23Р сбил над Выборгом автоматический дрейфующий аэростат, а 28 мая 1987 года перехватчик МиГ-23П над Гдовом пытался принудить легкий самолет Cessna 172 Skyhawk к посадке. Однако от спутной струи «мига» самолет свалился на крыло, пилот самолета Матиас Руст потерял управление и погиб.
Социалистические страны
Поставки истребителей МиГ-23 в страны Варшавского договора, а также в Монголию и Югославию начались в 1971 году.
Сначала это были машины модификации МиГ-23С с радиолокационным прицелом РП-22, а затем с 1975 года на вооружение ВВС стран народной демократии стали поступать истребители МиГ-23МФ – экспортный вариант МиГ-23М. Истребителями МиГ-23МЛ ВВС социалистических стран стали оснащаться в 1980 году.
Карьера истребителей МиГ-23 в ВВС стран Варшавского договора заключалась в участии в учениях, боевых дежурствах, боевой учебе и редких вылетах на сопровождение потенциальных нарушителей воздушной границы.
Сирия
В 1973 году, под конец «войны судного дня», в Сирию начались поставки истребителей МиГ-23МФ. В последующие годы они использовались для прикрытия воздушного пространства Сирии. Согласно ACIG, 19 апреля 1974 года сирийские пилоты на МиГ-23МФ сбили два израильских истребителя F-4E Phantom II.
В ходе активных боевых действий с 6 по 12 июня 1982 года истребители ВВС Сирии, действовавшие совместно с самолетами РЭБ и ДРЛО, уничтожили в воздушных боях 42 израильских самолета (в том числе, как минимум, пять F-15A и двенадцать F-16A), а также один ДПЛА, потеряв при этом 44 самолета (30 истребителей [три МиГ-23МЛ, шесть МиГ-23МФ, одиннадцать МиГ-23С и десять МиГ-21 (МиГ-21бис и МиГ-21МФ)] и четырнадцать истребителей-бомбардировщиков Су-20/Су-22).
Несмотря на то, что истребители сирийских ВВС уступали новейшим американским машинам (хотя МиГ-23МЛ по ряду параметров превосходил F-16A, он, тем не менее, по комплексу летно-тактических характеристик уступал F-16A и F-15A), фактически равные потери сторон позволяют сделать вывод, что советским советникам удалось заметно повысить летную и тактическую подготовку сирийских пилотов. Кроме того, наличие в составе ВВС Сирии воздушных командных пунктов/самолетов ДРЛО и радиоэлектронного противодействия позволило создать над всей территорией Ливана сплошное радиолокационное поле, действовать более осмысленно и инициативно и создать серьезные помехи израильской авиации.
В свою очередь показанные израильскими ВВС хорошие результаты боев были связаны, в том числе и хорошей боевой (тактической и пилотажной) подготовкой, в которой были использованы истребители-бомбардировщики IAI Kfir. Во второй половине 1970-х годов авиастроительной компанией IAI был разработан и запущен в малую серию облегченный вариант истребителя-бомбардировщика Kfir. Данные самолеты выполняли роль сирийских и советских истребителей МиГ-23 в израильской и американских эскадрильях «агрессоров» (подразделения, которые во время учений «играют» за противника).
Подводя общие итоги боев в Ливане, Главный военный советник в Сирии Григорий Яшкин писал:
«… сирийские соединения и части, принявшие участие в боевых действиях, не только не потеряли свою боеспособность, а наоборот, окрепли, уверовали в свою силу, убедились в надежности и превосходстве советского оружия в их руках».
В конце 1982 – начале 1983 года благодаря серии встреч спецпредставителей СССР и США в конечном счете удалось достичь относительного политического урегулирования в Ливане, и военные столкновения между Сирией и Израилем постепенно прекратились.
Ирак и Иран
МиГ-23 широко использовались Ираком в войне с Ираном в 1980-88 годах. К началу конфликта ВВС Ирака располагали МиГ-23С и МиГ-23МФ, большинство из которых лишь недавно было получено из СССР. «Соколы Саддама» не успели полностью переучиться на новую технику до начала боевых действий, когда советская помощь Ираку прекратилась. Поэтому в страну в качестве инструкторов были приглашены ливийские пилоты, имевшие опыт полетов на МиГ-23. Иракской авиации противостояли иранские самолеты американского производства F-4D/E Phantom II, F-5E Tiger II и F-14A Tomcat. К середине 1983 года иракским истребителям (главным образом – МиГ-21 и МиГ-23), а также силам ПВО удалось уничтожить более 80 иранских боевых самолетов. При этом потери Ирака составили 35 истребителей МиГ-19, МиГ-21 и один МиГ-25П, а также шесть Mirage F.1, 44 Су-7Б, Су-17 и Су-20. Ни один МиГ-23 в указанный период, очевидно, потерян не был.
Советским Союзом с 1980 года неоднократно прикладывались попытки усадить Ирак и Иран за стол переговоров. Однако постреволюционная горячка одной стороны [10] и поддержка Западом и монархиями Персидского залива другой не привели к успеху миротворческой миссии. В связи с этим руководством страны было решено продолжить миротворческую риторику и одновременно помогать обеим сторонам: сохранить связи с Ираком и заложить базу по улучшению отношений с Ираном после окончания войны.
Тайная помощь, которую СССР планировал оказать Ирану, должна была вынудить запад и обскурантистские заливные режимы усилить финансовую помощь Ираку и таким образом ослабить последних. С другой стороны, интенсификация боевых действия должна была привести к увеличению потерь враждующих сторон и ослабить Иран, который тем самым станет более вменяемым и менее агрессивным,т.к. более покладистым партнером для СССР.
Зимой 1982 года возобновились поставки в Ирак советского оружия, а весной того же года советская военная техника стала продаваться Ирану. Сначала это были снятые с вооружения ВВС СССР и Сирии и откапиталенные легкие истребители МиГ-21МФ и МиГ-21бис, а затем (сначала в малых количествах) стали поставляться МиГ-23МЛ и МиГ-25П. Официально все машины состояли на вооружении ВВС Сирии и передавались данной страной, которая благодаря руководству из числа алавитов [11] являлась союзником шиитского Ирана. В свою очередь иранским руководством были переданы СССР образцы военной техники западного производства: истребители F-4E Phantom II и F-14A Tomcat и вертолеты AH-1 Cobra и CH-47C Chinook, ЗРК MIM-23 Hawk, ПТРК TOW II и т.д.
Также Советским Союзом осуществлялись поставки продовольствия Ирану и модернизация авиапарка страны. С помощью советских специалистов самолеты американского производства были адаптированы под установку ракет Р-40 и MIM-23 Hawk (F-14A Tomcat), Р-23/Р-24 (F-14A Tomcat, F-4D/E Phantom II) и Р-13М, Р-13М1, Р-3С, Р-60 и Р-60М (F-14A Tomcat, F-4D/E Phantom II и F-5E Tiger II). Также была проведена адаптация советских истребителей под установку американских ракет «воздух-воздух» AIM-9 (МиГ-21, МиГ-23), AIM-7 (МиГ-23, МиГ-25) и AIM-54 (МиГ-25). Адаптация, проводившаяся советскими инженерами, выдавалась иранской пропагандой за
«разработки революционных правоверных иранских инженеров».
У Ирака также имелись машины как советского, так и западного производства, и специалисты этой страны широко практиковали модернизацию авиапарка, позволявшую использовать на самолетах «чужое» вооружение. Причем такие работы проводились собственными силами, без согласования с ОКБ и привлечения специалистов страны-поставщика. Так, истребители Mirage F.1EQ оснащались советскими ракетами класса «воздух-земля» Х-29Л, а МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ, в свою очередь, получили французские УР «воздух-воздух» ближнего боя R.550 Magic (поставки советских УР Р-60М аналогичного назначения начались лишь в 1984 году), а также противокорабельные ракеты Exocet.
Иракские МиГ-23МФ, а позже и МиГ-23МЛ, вооруженные «мажиками», Р-23, Р-3 и Р-60М, привлекались для завоевания господства в воздухе. С иранской стороны им противостояли, в основном, более легкие и маневренные МиГ-21 и F-5E, неспособные вести ракетный бой на средней дальности и уступавшие в вертикальном маневре, а также «фантомы», проигрывавшие по всем основным параметрам, но имевшие мощный ракетный арсенал, и МиГ-23МФ.
Какие-либо подробности этих боев неизвестны (война 1980-88 годов вообще чрезвычайно скудно освещалась в мировой прессе), однако, если судить по постепенному уменьшению «поголовья» F-4 и F-5 и возрастанию доли советских и китайских (F-6 и F-7) машин в ВВС Ирана, а также регулярному обновлению при мало менявшейся численности истребительного парка иракских ВВС, то борьба в воздухе велась примерно на равном уровне с небольшим преимуществом иракцев.
Ливия
21 июля 1977 года, в первый день египетско-ливийской войны, египетский МиГ-21 сбил ливийский МиГ-23С. В ноябре 1979 года произошла стычка между парой МиГ-23С ВВС Ливии и парой МиГ-21МФ ВВС Египта. В результате манёвренного воздушного боя один МиГ-23 был сбит египтянами, использовавшими американские ракеты AIM-9P.
Ливия использовала свои МиГ-23 во время войны в соседнем Чаде. 14 февраля 1986 года ливийская сторона заявила, что её МиГ-23МФ ракетами Р-23 сбил французский ударный истребитель «ягуар», однако заявка является неподтверждённой (даже факт пуска «мигом» ракет остаётся под сомнением).
Во время налёта авиации ВМС США на аэродром Бенина в апреле 1986 года от 4 до 14 ливийских МиГ-23С и МиГ-23МФ были уничтожены на земле. 4 января 1989 года над заливом Сидра произошёл воздушный бой между двумя ливийскими МиГ-23МФ и двумя американскими перехватчиками F-14 с авианосца «Джон Ф. Кеннеди», в результате чего оба «мига» были сбиты.
Индия
В 1975 году Индия закупила первые 30 истребителей МиГ-23МФ. В 1977 году на заводе компании HAL была начала сборка истребителей из поставляемых Советским Союзом комплектов.
В 1980 году на производственных линиях завода компании HAL МиГ-23МЛ заменил МиГ-23МФ (также на заводе выполнялась модернизация этих машин с доведением их до стандарта МиГ-23МФ2 – на самолетах были заменены БРЭО, силовая установка [двигатель Р-35-300] и были установлены дополнительные подкрыльевые узлы подвески по типу МиГ-23МЛ), а в 1982 году на заводе запустили линию по сборке палубных истребителей МиГ-23КЭ. Всего за годы производства компанией HAL было изготовлено свыше 200 истребителей МиГ-23 различных модификаций.
Единственным боевым применением сухопутных МиГ-23 стало участие в каргильских войнах 1981 и 1999 годов. В ходе войны 1981 года «миги» сопровождали истребители-бомбардировщики Су-22 и Marut и бомбардировщики Ил-28. В ходе этой скоротечной войны индийскими «мигами» по наведению с ВКП/самолета ДРЛО Як-44Э были сбиты один Mirage III и три J-6 ВВС Пакистана. Собственных потерь у МиГ-23 в этой войне не было.
Помимо сухопутных машин пороху пришлось понюхать и палубным «мигам», когда Индия вмешалась в ход гражданской войны в Шри-Ланке. Летом 1987 года на остров прибыли индийские войска, которые должны были выполнять миротворческие функции. Однако вскоре индийские миротворцы оказались втянуты в боевые действия против ТОТИ (тигры освобождения Тамил-Илама). Так, например, палубные «миги» наносили удары по позициям ТОТИ в районе Джафны. Однако понеся потери, в марте 1990 года индийский контингент покинул Шри-Ланку.
В 1999 году «миги» уже на излете карьеры выполняли уже ударные задачи. По окончании второй каргильской войны индусы недосчитались трех МиГ-23: два стали жертвой ПЗРК пропакистанских боевиков, а третий потерпел аварию из-за технической поломки.
Куба
В сентябре 1975 года кубинские ВВС получили 45 МиГ-23МФ и два МиГ-23УБ. Новые самолеты стали базироваться в Сан-Антонио-де-лос-Банос. В 1984 году парк «двадцать третьих» пополнился 15 перехватчиками МиГ-23МЛ.
В середине восьмидесятых годов примерно пятьдесят самолетов (Су-22 и МиГ-23) были направлены Фиделем Кастро в поддержку контингента войск в Анголе. Основной задачей была штурмовка, однако в 1987-88 году во время битвы вокруг Куито Куанавале «миги» использовались как истребители в борьбе с южноафриканцами.
По ангольским данным летчики МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ претендуют на пять южноафриканских летательных аппаратов, сбитых во время этой битвы:
- • 1) в начале 1987 года в районе к северу от Намибии – Mirage F-1 AZ. Южноафриканцы признали эту потерю, но утверждают, что самолет стал жертвой стрелков ПЗРК;
- • 2 и 3) 27 сентября 1987 года кубинец майор Альберт Лей Ривас и лейтенант Чао Гондин на МиГ-23МЛ атаковали два южноафриканских «миража» из состава 3-й эскадрильи. Кубинцами было выпущено 3 УР Р-60. Один самолет взорвался в воздухе, а второй – сумел возвратиться на свою базу в Анголе, однако во время посадки оборвался тормозной парашют, самолет «разулся». Летчик – капитан Артур Перси – видя свое критическое положение, решил катапультироваться. Однако катапультирование прошло неудачно, и он серьезно повредил спину. Впоследствии он был списан с летной работы. Самолет восстановлению не подлежал и был разобран на части. По результатам боя майору Ривасу записали 1½ победы, а лейтенанту Гондину – ½ победы. Этот бой получил подтверждение ангольцев и советских советников, однако не южноафриканцев. Они рисуют совершенно другую картину боя. По их данным командант Карло Гагиано не был сбит, даже выпустил ракету Matra 550 (правда безрезультатно) и сопровождал поврежденный самолет Перси в Рунду.
- • 4) 27 сентября 1987 года МиГ-23МЛ ракетой Р-60 сбил вертолет «пума» южноафриканских ВВС.
- • 5) Одна «импала» была сбита МиГ-23, дата неизвестна.
В воздушном бою 10 сентября 1987 года южноафриканские «миражи» столкнулись с группой из десяти кубинских самолетов (восемь бомбардировщиков Су-22 под эскортом двух истребителей МиГ-23МЛ). Бомбардировщики сразу же вышли из боя, и южноафриканцы выпустили ракеты Matra 550 по истребителям прикрытия. Затем «миражи» были атакованы четырьмя МиГ-23МЛ, наведенными на них кубинским Як-44Э. Кубинцы атаковали «миражи» ракетами Р-24П и сбили два самолета противника. Один южноафриканец смог уйти. После проявки пленки его фотокинопулемета было видно, что одна ракета взорвалась слишком далеко от кубинского «мига», однако победа пилоту была засчитана.
25 февраля 1988 года Эладио Авила столкнулся с двумя «миражами». После безрезультатного пуска ракет, стороны разошлись без потерь. В другом случае пара МиГ-23МЛ под командованием капитан Орландо Карбо атаковала сразу тройкой «миражей». Однако пущенная Р-24Р ведущего промахнулась, а ведомому капитана Карбо удалось сбить один «мираж».
В целом применение МиГ-23 оценивается кубинцами и ангольцами очень высоко, вплоть до заявлений, что южноафриканские «миражи» потерпели полное поражение и в конечной стадии войны из-за угрозы атаки «мигов» южноафриканские части оставались без авиационного прикрытия. Это частично признавали и южноафриканцы. Фраза, которой они наградили «миги», звучала так: «MIK23 sak van die kart» («миги» разбили наши сердца).
Помимо участия в отражении южноафриканской агрессии в Анголу кубинские «миги» и «яки» совместно с наземными РЛС обеспечивали ПВО Никарагуа, выполняя перехват легких самолетов, перевозивших оружие для контрас – противников сандинистов.
Перу
В 1994 году перуанские МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ принимали участие в пограничном конфликте с Эквадором, в ходе которого перуанская сторона потеряла два «мига». Потери Эквадора составили два истребителя-бомбардировщика Kfir C.7.
Аргентина
После завершения войны за Фолклендские острова и смены политического режима новое гражданское руководство Аргентины закупило у СССР двадцать пять истребителей МиГ-23КЭ и столько же бомбардировщиков-штурмовиков Су-22К (экспортный вариант корабельного Су-17М3К).
В конце восьмидесятых годов аргентинцы закупили тридцать снятых с вооружения истребителей МиГ-23МФ (откапиталены и модернизированы до варианта МиГ-23МФ2). Самолеты советского производства эксплуатировались вместе с французскими (Mirage III, Super Étendard) и американскими (A-4 Skyhawk) машинами до 1996 года.
Затем в стране наступил дефолт, после чего оборонные расходы были резко сокращены. В результате большая часть самолетов ВВС и ВМС была поставлена на хранение, и в эксплуатации находились лишь советские и аргентинские (FMA IA 58 Pukará и FMA IA 63 Pampa) машины.
Техническое описание МиГ-23МЛ
МиГ-23МЛ представляет собой среднеплан, выполненный по схеме «биплан-тандем» с оснащенным закрылками передним горизонтальным оперением.
Фюзеляж
Фюзеляж полумонококовой конструкции и включает в себя герметизированный отсек РЛС и электронного оборудования (между шп. №1 и №6), кабину пилота и отсек передней опоры шасси под ней (шп. №№ 6–11), закабинный отсек оборудования и отсек пушки под ним (шп. №№ 11–14), воздухозаборники, топливный бак №1 (между шп. №№ 14–18), основной силовой отсек, он же бак №2 (шп. №№ 18–20), бак №3 (верхняя часть между шп. №22 и №28) и двигательный отсек (шп. №№ 20–28) с направляющими для загрузки выгрузки силовой установки. Затем идут форсажная камера, устройство реверса тяги двигателя и узлы навески вертикального оперения.
Фонарь кабины пилота состоит из козырька с электротепловой ПОС и откидной части с пневмоприводом. Чтобы не допустить запотевания стекол, внутри по периметру нижней части фонаря установлены трубы обдува горячим воздухом, отбираемым от компрессора двигателя. Для вентиляции кабины при рулении или дежурстве на земле фонарь может быть приподнят на 100 мм. Обзор назад обеспечивается при помощи перископа – смотрового прибора TC-27АМШ, установленного на откидной части фонаря. Внутри кабины на передней дуге откидной части расположены два зеркала для обзора плоскостей крыла.
Несущие плоскости
Крыло состоит из снабженного закрылками высокорасположенного переднего горизонтального оперения и среднерасположенного крыла. Переднее горизонтальное оперение имеет трапециевидную в плане форму, удлинение 2,71, сужение 3,88 и относительную толщину около 5%.
Крыло состоит из двух консолей и отличается малой относительной толщиной (5%). Удлинение крыла 2,35, сужение около 6,93, передняя кромка крыла имеет переменную стреловидность – в корневой части 72°, в центральной – 56°. Задняя кромка имеет отрицательную стреловидность минус 5°. Подобная форма крыла обусловлена стремлением максимально увеличить коэффициент подъемной силы при сохранении хороших характеристик устойчивости.
Консоль крыла – двухлонжеронная. Технологически она делится на носовую, центральную (в ней размещены два топливных бака), хвостовую части и законцовку. В корневых частях консолей крыла размещены антенны станции предупреждения об облучении и ответчика системы госопознавания.
Механизация каждой консоли включает пятисекционный отклоняемый носок (угол отклонения –20°) и пятисекционный элевон (угол отклонения – 25° на взлете и 50° на посадке). Элевоны связаны с закрылками переднего горизонтального оперения и отклоняются вниз при выпущенных закрылках, что предотвращает кабрирование. Элевон представляет собой трехслойную конструкцию с сотовым заполнителем из алюминиевой фольги.
Каждая из консолей ПГО состоит из переднего стрингера, лонжерона, набора нервюр и обшивки. Центральная часть имеет фрезерованные панели, носовая и хвостовая части – сотовый заполнитель. Угол стреловидности консолей ПГО по передней кромке 55°. Закрылок вращается на двух подшипниках (угол отклонения – 25° на взлете и 50° на посадке).
Шасси
Шасси МиГ-23МЛ трехопорное, обеспечивает эксплуатацию на бетонных и грунтовых ВПП. Носовая опора имеет два колеса КТ-152 (520×125 мм), основные опоры – по одному колесу КТ-150Е (840×290 мм). Пневматики колес – бескамерные. Тормоза – дисковые с пневмоприводом. Для предохранения от разрушения в результате перегрева основные колеса оборудованы легкоплавкими пробками, через которые стравливается избыточное давление, а также «термосвидетелями». Носовые колеса имеют только пробки.
На посадке до скорости 320 км/ч может использоваться тормозной парашют ПТ-10370-65. В случае выпуска на большей скорости он отрывается.
Силовая установка
Силовая установка МиГ-23МЛ включает турбореактивный форсажный двигатель Р-35-300. Воздухозаборники – боковые регулируемые с подвижными полуконусами. Площадь входного сечения минимальна на сверхзвуковых режимах, максимальна – при выпущенных шасси. Управление полуконусами автоматическое при помощи системы УВД-23. Клинья отстоят от фюзеляжа, образуя щели для слива пограничного слоя. Система запуска ТРДФ на земле – автономная от турбостартера ТС-11. В полете запуск осуществляется от авторотации, на большой высоте для запуска применяется кислородная подпитка.
Топливная система
Топливная система МиГ-23МЛ включает 3 (на предыдущих версиях – 4) фюзеляжных и 4 (ранее – 6) крыльевых баков-отсеков. Общий запас топлива – 5500 кг. Кроме того, возможна подвеска четырех крыльевых ПТБ емкостью по 480 л и подфюзеляжного бака на 800 литров. В качестве топлива используется авиационный керосин марок Т-1, ТС-1, РТ. Заправка – централизованная под давлением для всех баков (кроме ПТБ) через приемный узел заправки на левом борту. Допускается и открытая заправка через заливные горловины баков.
Система управления
Система управления МиГ-23 всех модификаций включает в себя системы управления по трем каналам и систему управления реверсом тяги. Поперечное управление самолетом осуществляется одновременным дифференциальным отклонением элевонов. Система реверса тяги включается при нажатии кнопки на РУД и остается в рабочем состоянии, пока кнопка удерживается в нажатом положении. Самолет оснащен системой автоматического управления по трем осям САУ-23А и системой ограничения углов атаки, исключающей выход самолета на режимы сваливания и предназначенной для полного использования его маневренных характеристик. Это обеспечивается автоматическим отводом ручки «от себя» в случае достижения максимально допустимого угла атаки с учетом скорости его нарастания.
Гидравлическая система
Гидросистема состоит из двух автономных систем: основной и бустерной. Каждая система имеет насос переменной производительности НП-70А-3, приводимый от маршевого двигателя самолета. Бустерная система обслуживает одну из камер двухкамерных бустеров закрылков ПГО (БУ-170А) и элевонов (БУ-190А). Основная гидросистема обеспечивает питанием однокамерный бустер БУ-270 руля направления, вторые камеры бустеров закрылков ПГО и элевонов, а также выпуск и уборку шасси, привод системы реверса тяги, привод полуконусов воздухозаборников, механизма поворота носовых колес, системы ограничения углов атаки (СОУА), подфюзеляжного гребня, загрузку педалей и автоматическое торможение колес при уборке шасси. Дополнительным источником гидравлической энергии являются шаровые гидроаккумуляторы, установленные по одному в каждой системе и обеспечивающие их работоспособность при больших кратковременных расходах рабочей жидкости. Рабочее давление в гидросистемах – 210 кгс/см².
Пневматическая система
Пневмосистема состоит из основной и аварийной. Основная обеспечивает герметизацию и подъем фонаря, торможение колес шасси, закрытие перекрываемого клапана топливной системы, управление тормозным парашютом, системой «поддавливания» блоков РЛС и продува отсеков оборудования. Аварийная обеспечивает аварийное торможение основных колес и аварийный выпуск шасси с одновременной уборкой поворотной части гребня. Воздушными баллонами пневмосистем являются полости стоек и осей вращения основных опор шасси.
Противопожарное оборудование
Противопожарное оборудование включает систему сигнализации о пожаре, насчитывающую 5 ионизационных датчиков в двигательном отсеке, и систему пожаротушения – трехлитровый фреоновый огнетушитель УБШ-3-1 и коллектор-расширитель.
Система кондиционирования служит для поддержания в кабине летчика и некоторых отсеках БРЭО оптимальной температуры и давления. На высотах до 2000 метров кабина свободно вентилируется, далее перепад давления постепенно возрастает, достигая на высоте 9000-12000 метров величины 0,3 кгс/см², эта величина поддерживается до потолка самолета.
Электрическая система
Электросистема состоит из систем переменного тока напряжением 36, 115 и 308 В частотой 400 Гц и постоянного тока напряжением 28 В. Главными источниками тока являются установленный на двигателе стартер-генератор ГСР-СТ-18/70КТС и никель-кадмиевые аккумуляторы емкостью 110 А×ч.
Пилотажно-навигационное оборудование
На приборной панели летчика расположены: командно-пилотажный прибор КПП, резервный авиагоризонт ДА-200, указатель положения клина воздухозаборника УПК-1М, указатель угла атаки УУА-1, барометрический высотомер ВДИ-30К, указатель перегрузки АМ-10К, указатель числа «М» УСМ-1К, указатель оборотов двигателя ИТЕ-3, указатель температуры газов перед турбиной ИТГ-1 и указатель топлива РТСТ-50Т. В распоряжении летчика имеются: автоматический радиокомпас АРК-10 или АРК-15М, маркерный радиоприемник МРП-56П, радиовысотомер РВ-4 или РВ-5Р, антенно-фидерная система «Пион-Н», доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-7.
На МиГ-23МЛ и последующих модификациях установлена навигационно-пилотажная система «Полет-21-23», которая служит для автоматизации решения задач ближней навигации, а также захода на посадку (до высоты 60 м) днем и ночью, в т.ч. в сложных метеоусловиях. В ее состав входят: радиосистема ближней навигации РСБН-6С, курсовертикаль СКВ-2НМ-2, датчики воздушных сигналов ДВ-30К и ДВС-10. От НПС информация поступает в систему автоматизированного управления САУ-23АМ, которая выдает на КПП и ИЛС директорные сигналы управления в путевом и продольном каналах. МиГ-23МЛ оснащены также системой приборного наведения «Лазурь-СМЛ», обеспечивающей сближение с воздушной целью по командам наземной и воздушной автоматизированных систем наведения.
Радиооборудование
Большинство вариантов МиГ-23 оснащены радиостанцией Р-802Г или Р-832М, а также аварийной радиостанцией Р-855УМ. На учебно-боевых самолетах устанавливаются самолетное переговорное устройство СПУ-9 и магнитофон МС-61. Радиотехническое оборудование включает: ответчики СОД-57М и СО-69, радиолокационный запросчик-ответчик 020М, пассивную систему предупреждения и оповещения об облучении СПО-10 «Сирена». Для постановки помех радарам противника имеется станция СПС-141. На самолете установлена аппаратура речевых сообщений РИ-65Б (в обиходе называемая «Рита») для оповещения летчика о критических ситуациях.
Средства аварийного покидания самолета
Катапультное кресло КМ-1М обеспечивает покидание самолета на скорости свыше 130 км/ч во всем диапазоне высот. Кресло укомплектовано автоматическим маяком – связной радиостанцией «Комар-2М», начинающим действовать сразу после срабатывания парашютной системы.
Средства обнаружения и прицеливания
На истребителях МиГ-23 различных модификаций применялись разные обзорно-прицельные системы. На МиГ-23МЛ устанавливается система ОПСС-23МЛ, на МиГ-23МЛД – ОПСС-23МЛА. В состав первой входит радиоприцел РП-23МЛ («Сапфир-23МЛ»), теплопеленгатор ТП-23М и оптический прицел АСП-23ДЦМ. Вторая включает радиоприцел РП-23МЛА («Сапфир-23МЛА»), теплопеленгатор ТП-23М или ТП-26 и оптический прицел АСП-17МЛ. Это оборудование обеспечивает:
- • обнаружение воздушных целей, определение их государственной принадлежности, захват и сопровождение;
- • вычисление и индикацию команд, необходимых для управления истребителем при прицеливании по воздушным и наземным целям; выдачу сигналов ракетам при подготовке их к пуску;
- • подсветку целей (при применении УР с полуактивной системой радиолокационного наведения);
- • отображение в системе единой индикации информации от РСБН-6С.
Станция «Сапфир-23МЛА» позволяет выполнять перехват воздушной цели в свободном пространстве или на фоне земли (минимальная высота полета цели – 40 метров), днем и ночью, в любых метеоусловиях, на встречно-пересекающихся курсах и с задней полусферы, а также ведение огня из пушки по невидимым целям (ночью, в облаках), маневрирующих с перегрузкой до 3, на дальностях 550-1000 метров.
Для обнаружения воздушных целей используется также теплопеленгатор ТП-23М или ТП-26 (имеет максимальную дальность обнаружения реактивных самолетов в задней полусфере на фоне свободного пространства до 60 км). Теплопеленгатор позволяет незаметно сблизиться с противником на дистанцию пуска ракет с ТГС. Он имеет следующие режимы работы:
- • T-I – выдача целеуказаний ракетам Р-60, Р-23Т, Р-24Т и Р-13М в диапазоне 60° по азимуту и 15° по углу места;
- • Т-II – за счет сужения сектора обзора до ±7° по азимуту и ±3° по углу места увеличивает масштаб изображения;
- • T-III – основной режим, применяется для автосопровождения целей, маневрирующих с угловыми скоростями 6-8 град/с.
Информация от РЛС и теплопеленгатора, включая прицельную сетку для стрельбы из пушки, выводится на ИЛС.
Самолет МиГ-23МЛ оснащен оптическим прицелом АСП-23ДЦМ, обеспечивающим стрельбу из пушки, пуски НАР, а также целеуказание ракетам с ТГС. Целеуказание (лишь в вертикальной плоскости, на 8° вверх и 5,5° вниз) производится путем вращения РУД вокруг продольной оси (соответственно, по и против часовой стрелки). Это позволяет снизить требования к точности пилотирования при атаке целей, маневрирующих с большими перегрузками. В прицеле АСП-17МЛ, устанавливаемом на МиГ-23П и МиГ-23МЛД, диапазон углов целеуказания составляет: +16°/-18° в вертикальной плоскости и ±12° по азимуту. Когда угловые скорости цели превышают допустимые, на ИЛС выдается сигнал «НОП» (недопустимая ошибка прицеливания).
Вооружение
Все варианты МиГ-23 оснащены встроенной двуствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм (скорострельность – 3400 выстр/мин, начальная скорость снаряда – 700 м/с, боекомплект – 200 снарядов). Возможна подвеска четырех таких же пушек с боекомплектом по 250 снарядов в контейнерах УПК-23/250.
Для борьбы с воздушными целями самолеты МиГ-23МЛ могут брать на борт до четырех ракет средней дальности: Р-23Т с ТГС, Р-23Р с полуактивным радиолокационным наведением, Р-24Т (ТГС) или Р-24Р (радиокомандное и полуактивное радиолокационное наведение). На внутренние и средние подкрыльевые узлы допускается одновременная подвеска ракет с разными головками самонаведения.
Оружие малой дальности – тепловые ракеты: две Р-13М, Р-13М1 или Р-3С, или четыре Р-60 или Р-60М на внешних подкрыльевых узлах.
Для поражения наземных целей применяются ракеты Х-23 (Х-23М), подвешиваемые на внутренние и средние подкрыльевые узлы. УР этого типа наводятся по радиокомандам станции «Дельта-НГ», размещаемой над правым внутренним подкрыльевым пилоном. Летчик управляет полетом ракеты, перемещая кнюппель на ручке управления самолетом.
Минимальная дальность пуска УР этого типа при скорости полета 800 км/ч составляет 2,4-3 км, максимальная – до 8 км. Масса ракеты – 286 кг, БЧ – 108 кг. Наземные и морские тепло-контрастные цели (самолеты на рулежках, дизель-генераторы и т. п.) могут поражать и ракеты «воздух-воздух» с ТГС. При пуске ракет по этим группам целей самолет должен пикировать под углом 15-30°.
МиГ-23МЛ может применять также НАР С-5, С-8 и С-24. Неуправляемые ракеты С-5П могут применяться для постановки пассивных помех по курсу самолета. Для этих же целей могут использоваться пушечные снаряды ПРЛ-АМ-ГШ-23 (с дипольными отражателями) и ПИКСТШ-23 (с ИК-ловушками).
Бомбардировочное вооружение включает до шести свободнопадающих бомб ФАБ-500 или двадцати четырех ФАБ-100. Бомбометание с горизонтального полета выполняется на скорости 800-1000 км/ч. На скорости ниже 800 км/ч прицельное бомбометание затруднено из-за закрытия цели носом истребителя. Высота полета при бомбометании не должна быть менее 170 м при сбрасывании обычных бомб и 100 м при применении бомб с тормозными парашютами. Кроме бомб, МиГ-23 может применять разовые бомбовые кассеты, сбрасываемые с высот 500-600 м, и баки с зажигательной смесью массой 500 кг – ЗБ-500, ЗБ-500Р или ЗБ-500Ш. Часть самолетов МиГ-23 оснащалась узлами подвески для тактических ядерных бомб РН-40 мощностью 30 кТ.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | 23-02/1 | МиГ-23С | МиГ-23М | МиГ-23МЛ | МиГ-23П | МиГ-23К |
Назначение: | прототип истребителя | фронтовой истребитель | фронтовой истребитель | фронтовой истребитель | истребитель-перехватчик | палубный истребитель |
Экипаж, чел.: | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Силовая установка: | ||||||
тип двигателя | Р-27Ф-300 | Р-27Ф2РТ-300 | Р-29РТ-300 | Р-35РТ-300 | Р-35РТ-300 | Р-35РТ-300 |
мощность, кгс | ||||||
максимальная | 7 800 | 6 900 | 8 300 | 8 550 | 8 550 | 8 550 |
форсажная | 9 500 | 10 000 | 12 500 | 13 000 | 13 000 | 13 000 |
Размеры: | ||||||
размах крыла, м | 9,165 | 9,165 | 10,165 | 10,165 | 10,165 | 10,165 |
длина с ПВД, м | 17,224 | 16,797 | 16,797 | 16,797 | 16,797 | 16,797 |
высота, м | 4,615 | 4,615 | 4,615 | 4,615 | 4,615 | 4,975 |
площадь ПГО, м² | 4,33 | 4,33 | 4,33 | 4,61 | 4,61 | 4,61 |
эффективная площадь крыла, м² | 31,20 | 31,20 | 35,96 | 37,46 | 37,46 | 37,66 |
эффективная площадь крыла и ПГО, м²* | 35,53 | 35,53 | 40,29 | 42,07 | 42,07 | 42,27 |
общая площадь крыла и ПГО, м² | 44,56 | 44,56 | 49,32 | 51,10 | 51,10 | 51,30 |
Вес: | ||||||
пустого самолета, кг | 10 040 | 9890 | 11 230 | 10 130 | 10 110 | 10 430 |
нормальная взлетная | 14 340 | 13 990 | 15 700 | 14 170 | 14 150 | 14 470 |
максимальная взлетная, кг | 15 040 | 14 800 | 18 200 | 17 600 | 17 600 | 18 800 |
Летные характеристики: | ||||||
максимальная скорость, км/ч: | ||||||
у земли | 1350 | 1350 | 1350 | 1350 | 1350 | 1350 |
на большой высоте | 2500 | 2500 | 2500 | 2500 | 2500 | 2500 |
скороподъемность, м/мин | 9700 | 11 700 | 12 100 | 13 200 | 13 200 | 12 750 |
практическая дальность, км | 1200 | 1400 | 1450 | 1450 | 1450 | 1450 |
практический потолок, м | 18 000 | 18 000 | 18 500 | 18 500 | 18 500 | 18 000 |
длина разбега, м | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 200** |
длина пробега, м | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 200** |
удельная нагрузка на крыло при нормальной взлетной массе, кг/м²* | 404 | 394 | 389 | 337 | 337 | 342 |
удельная нагрузка на крыло при нормальной взлетной массе, кг/м² | 322 | 314 | 319 | 277 | 277 | 282 |
тяговооруженность при нормальной взлетной массе | 0,66 | 0,71 | 0,80 | 0,92 | 0,92 | 0,89 |
* – без фюзеляжного участка 9,03 м²
** – на палубе авианосца
- [5] в 1975 году после инсульта Леонид Ильич добился ухода на пенсию по состоянию здоровья. Находясь на пенсии, тов. Брежнев продолжал участвовать в политической и дипломатической жизни страны и официально занимал специально введенные для него посты почетного председателя ЦК КПСС, советника генерального секретаря ЦК КПСС и пожизненного члена президиума Верховного Совета
- [6] к потеплению отношений и частичному решению вопросов стороны смогли прийти только в середине 1980-х годов, а окончательно отношения между СССР и КНР вновь стали союзническими в 1992 году после подавления беспорядков на площади Тяньаньмынь, жесткой реакции на это со стороны запада и полной и безоговорочной поддержки руководством СССР действий китайского руководства. В этом же году с продажи Советским Союзом крупной партии истребителей МиГ-23МФ2 и МиГ-23МЛ было возобновлено советско-китайское военно-техническое сотрудничество
- [7] велась Египтом, Сирией и Иорданией против Израиля в 1967-70 годах
- [8] существенным недостатком аппаратуры «Лиана», установленной на Ту-126, была невозможность выделять цели на фоне земной поверхности. Поэтому Ту-126 для обнаружения воздушных целей старались летать пониже, чтобы «подсвечивать» цели лучом радара снизу
- [9] IX пятилетка (1971-75 годы) была объявлена «Пятилеткой радиоэлектронной промышленности», X пятилетка (1976-80 годы) – «Первой пятилеткой информатизации и компьютеризации»
- [10] на предложения руководства СССР по улучшению сотрудничества только что пришедший к власти аятолла Хомейни заявил, что условием улучшения отношений станет переход всего населения СССР в ислам шиитского толка
- [11] сирийцы заменяли снимаемые с вооружения МиГ-21 на легкие истребители Су-27
- [12] алавиты – последователи алавизма – эклектической религии, которую можно рассматривать как эзотерическое ответвление персидского направления ислама
источники:
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig23.html
- http://www.airwar.ru/enc/xplane/mig23pd.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig23m.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-23
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/aj37.html
- https://en.wikipedia.org/wiki/Saab_37_Viggen
- Н. Сойко «МиГ-23: истребитель третьего поколения» // Моделист-конструктор № 9/2005
- В. Молочков «Плетка для Фантомов» // Крылья Родины № 5/1998
- Н. Бобошин, Н. Якубович «Воздушный патруль. Рассказ о самолете Ту-126» // Крылья Родины № 2/1996
ps В качестве дополнения сборки профилей, выполненных уважаемым коллегой vasia23 для третьей части данной статьи.