Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2

3

 

Перед тем как выложить данную статью, я желаю выразить слова признатель­ности глубокоуважаемым коллегам за неоценимую помощь в ее создании: redstar72 за идеи, редактирование текста и номерные примечания и vasia23 за цветные профили. В примечаниях дополнительно указано их автор­ство, а также относятся ли они к реальной (РеИ) или альтернативной (АИ) истории.

Эксплуатация и боевое применение истребителей FIAT CR.43 Mangusta в ВВС Швеции и западных союзников

Швеция

В 1940 году правительство Швеции начало подыскивать подходящий истребитель для своих ВВС. Вначале у американской фирмы Vultee была заказана её модель 48С, известная под обозначением Р-66 Vanguard. Однако вскоре американское правительство ввело эмбарго на поставки военных материалов, и поэтому командование ВВС Швеции было вынуждено заказать большое количество самолётов в Италии. 

Первоначально поставка включала 90 истребителей FIAT CR.43 (Serie V), 80 лёгких бомбардировщиков Caproni Са.313 и 60 истребителей Reggiane Re.2000. Добрая часть от общей стоимости контракта в 18 700 тысяч шведских крон была выплачена поставками хромоникелевой руды, так необходимой для жившей на голодном пайке итальянской промышленности.

Может показаться странным, что шведские ВВС закупили два истребителя-моноплана, но, тем не менее, логика в этом действии была. С точки зрения руководства ВВС Швеции «мангуста» сделана «по старинке» с ферменным фюзеляжем с частично полотняной обшивкой и, по сути, является «предельной» конструкцией, из которой уже мало что можно выжать. Фактически приобретение «мангуст» должно было стать временным затыканием дыр, тогда как цельнометаллический Re.2000 – итальянский вариант столь понравившегося шведам P-35 – по лётным характеристикам уже превосходил CR.43, был технологически более совершенным и имел больший потенциал развития с перспективой производства по лицензии.

Истребители CR.43, получившие в Швеции обозначение J 11, предназначались для оснащения флотилии F.9, ответственной за противовоздушную оборону Гетеборга; действовали J 11 с аэродрома Кируна (Kiruna).

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2


Истребитель J 11 (CR.43 V производственной серии) ВВС Швеции

Весной 1942 года 1-я авиагруппа флотилии F.9 была перебазирована на аэродром Лулео (Luleå). J 11 несколько раз вылетали на перехват немецких самолётов, пересекавших шведскую границу, но обычно контакт не удавалось установить, и перехват заканчивался безрезультатно. В свою очередь действовавшим в районе Гетеборга самолётам 2-й и 3-й авиагрупп флотилии F.9 несколько раз удавалось перехватить немецкие машины и принудить их покинуть шведское воздушное пространство.

Во время своей службы в ВВС Швеции истребители J 11 стали жертвами нескольких несчастных случаев, связанных в основном с суровыми погодными условиями Скандинавского полуострова. За время боевой эксплуатации из-за аварий и механических повреждений были потеряны в общей сложности семнадцать J 11.

В 1943 году компанией SAAB был предложен проект J 11A – модернизации J 11, предусматривавшей установку отечественного 1065-сильного двигателя SFA STWC-3G (копии Pratt & Whitney R-1830-SC3-G). Однако к этому времени «мангусты» уже находились в довольно интенсивной эксплуатации. Часть машин уже выработала свой ресурс, а часть была прикована к земле вследствие отсутствия запчастей. В результате данный проект был сочтён слишком дорогим и неперспективным, и флотилия F.9 заменила свои J 11 на отечественные FFVS J 22

Устаревшие самолеты были использованы для выполнения вспомогательных задач: в качестве учебных истребителей, связных и разъездных самолётов, буксировщиков мишеней. Последний J 11 был выведен из эксплуатации в 1949 году. До настоящего времени был сохранён один J 11, который экспонируется в музее ВВС Швеции в Линкёпинге (Linköping).

Бельгия 

В первой половине ХХ века бельгийская авиационная промышленность уступала не только передовым странам, но и «державам второй лиги». Неудивительно, что к концу тридцатых годов бельгийские ВВС пришли с недостаточным по численности парком самолётов, которые к тому же в большинстве своём относились к уже устаревшим типам.

К началу Второй Мировой войны все боевые эскадрильи бельгийских ВВС (Aéronautique Militaire Belge) были сведены в три авиационных полка (Régiment d'Aéronautique) разного назначения: 1-й относился к корпусной авиации (ближние разведчики и лёгкие бомбардировщики), 2-й – к истребительной, а в 3-м были собраны самолёты армейского подчинения (бомбардировщики и дальние разведчики).

Истребительный авиаполк состоял из трёх групп (Groupe), каждая по две эскадрильи (Escadrille). По штату ему полагалось 90 истребителей, но на практике их было всего 79, из которых только 30 можно было считать более-менее современными.

В 1939 году военная миссия бельгийских ВВС приобрела 40 истребителей CR.43 (Serie III) на общую сумму в 40 млн. франков. Первая партия «мангуст» была приобретена из заказа, предназначавшегося RA, и прибыла в Бельгию своим ходом 6 марта 1940 года. Один из самолётов этой партии разбился во время посадки и затем был списан. Вторая группа «мангуст» в частично разобранном виде была направлена по железной дороге в расположенный в Эвере лётно-испытательный институт ВВС (Établissements Généraux de l'Aéronautique Militaire), где военные механики выполняли сборку машин. Первые «мангусты» были переданы 3-й эскадрилье («Cocotte rouge») 2-й истребительной авиагруппы (II Group de Chasse). Эта расквартированная в Нивеле авиачасть получила полный комплект – 15 истребителей CR.43, в то время как другие подразделения по-прежнему ожидали дальнейших поставок.

Точное количество CR.43, доставленных в Бельгию до нападения Германии, оценивается историками в диапазоне между 24 и 27 экземплярами. На 10 мая 1940 года последние заказанные бельгийцами «мангусты» находились в пути через Францию и были потеряны на железнодорожной станции в Амьене. Согласно информации, полученной путём изучения фотоснимков тех лет, в Бельгию до её капитуляции были доставлены 30 истребителей CR.43. На 9 мая боеготовыми числились 25 «мангуст»: 14 машин в составе 3-й эскадрильи и 11 в 4-й («Cocotte Blanche»). Неисправными были находившиеся в ангаре в Нивеле самолёт майора Ламарша (Lamarche) и самолёты с бортовыми номерами R.21 и R.27. Ещё одна машина, имевшая технические неисправности, находилась на аэродроме №41.

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2
Истребитель CR.43 (III производственная серия) из состава 4-й эскадрильи («Cocotte Blanche») 2-й авиагруппы 2-го истребительного авиаполка ВВС Бельгии; авиабазе Нивель, апрель 1940 года

10 мая 1940 года началось немецкое вторжение, и бóльшая часть бельгийских истребителей была уничтожена на аэродромах в первые два дня боевых действий. Несмотря на то, что на аэродромах погибли не менее 14 истребителей CR.43, уничтоженные пикировщиками Ju.87 из состава I./St.2, оставшиеся «мангусты» сражались умело и отчаянно.

В районе Тонгерена (Tongeren) «мангусты» перехватили группу Ju 52 (из состава 17/KGzbV 5) и сбили несколько военно-транспортных самолётов, после чего схлестнулись с истребителями, сопровождавшими «тётушек Ю» и бросившимися на перехват наглых бельгийцев. Используя свое преимущество в маневренности, бельгийцы смогли выйти из боя без потерь. Днём CR.43 атаковали летевшие без прикрытия бомбардировщики Do 17, сбив немало машин противника. Потери бельгийцев составила одна «мангуста».

К вечеру 10 мая пилоты «мангуст» числили за собой девять Do 17, шесть Ju 52 и одиннадцать Bf 109 (фактически от воздействия CR.43 немцы потеряли четыре Do 17, три Ju 52 и четыре Bf 109, причем из этих четырёх два разбились во время аварийных посадок).

На следующий день оставшиеся CR.43 вылетели на перехват примерно 50 бомбардировщиков Do 17, прикрывали которых около сорока истребителей Bf 109. Пользуясь превосходством в скорости и ускоряясь за счёт пикирования, бельгийские «мангусты» пошли в атаку. И на этот раз истребители сопровождения проморгали бельгийцев, и «мангусты» без проблем атаковали немецкие бомбардировщики. Дальше повторилось то, что было в бою 10 мая: истребителям CR.43 пришлось отвлечься от уничтожения Do 17 и, сражаясь с истребителями сопровождения, выходить из боя. Ценой потери трёх CR.43 бельгийцы отчитались об уничтожении шести Do 17 и четырех Bf 109. С немецкой стороны результаты боя были другими: они сочли потерями лишь два Do 17 и два Bf 109 и заявили об уничтожении двадцати истребителей, идентифицированных как «кертиссы» (Curtiss P-36A), из которых шесть бельгийских машин были на счетах стрелков-радистов бомбардировщиков.

12 мая 1940 года аэродромы в Нивеле и Брустеме (Brustem), на которых базировались 3-я и 4-я эскадрильи, были подвергнуты бомбовым ударам, приведя большую часть оставшихся машин в непригодное к полетам состояние. К моменту капитуляции Бельгии механики смогли починить пять «мангуст», которые были эвакуированы во Францию на авиабазу Фрейокс (Fréjorques), где после её захвата они были обнаружены немцами. Впоследствии эти «мангусты» были проданы Финляндии вместе с другими трофеями разгрома Франции.

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2
Истребитель CR.43 (III производственная серия) ВВС Бельгии, эвакуированный во Францию. Судя по изменению окраски, данная машина была реквизирована французами

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2Бельгийский истребитель CR.43 (Serie III), ставший трофеем Люфтваффе

В заключение короткого, но яркого бельгийского эпизода следует сказать, что за два дня активных боевых действий «мангусты» с красно-жёлто-чёрными кокардами выполнили 43 боевых вылета, сбив восемь Do 17, три Ju 52 и шесть Bf 109 и потеряв в воздушных боях всего четыре CR.43. Лишь общее превосходство немецкой авиации не позволило бельгийским пилотам полностью реализовать потенциал своих машин.

Великобритания и Франция 

На первом этапе войны промышленность Великобритании и Франции, будучи ещё не отмобилизованной, не могла обеспечить вооруженные силы своих стран всем необходимым. В результате возникла срочная необходимость «заткнуть дыры» посредством закупок у зарубежных поставщиков. Первые заказы были сделаны ещё в начале 1939 года. Так, в январе Великобритания, несмотря на наличие Avro Anson и других машин того же класса, сделала крупный заказ на лёгкие многоцелевые самолёты Caproni Са.310. В свою очередь неспособность французской национальной промышленности вовремя дать современный самолёт поля боя вынудила французское правительство (по документам – «заказчик №6») примерно в это же время заказать 200 лёгких многоцелевых самолётов Са.313 RPB и 500 моторов Isotta-Fraschini Delta RC.35.

Мотивом этих закупок для французов, помимо получения новой материальной части, было стремление заинтересовать Италию в сотрудничестве и удержать её от выступления на стороне Германии. Тем же расчётом «закормить» потенциального агрессора выгодными контрактами была продиктована заявка из Великобритании.

Поскольку в сентябре 1939 года Италия не вступила в войну и фактически осталась нейтральной, то на Апеннины в начале декабря 1939 года прибыла совместная франко-британская военно-техническая миссия, возглавляемая лордом Хардвиком и министром авиации Ги Ла Шамбром и имевшая целью приобретение различной военной техники для ВВС и сухопутных сил.

Авиационную часть делегации возглавляли полковник X. Торнтон из британского Министерства авиации и французский генерал Шамисо. Британская миссия посетила итальянские заводы для определения возможностей закупки различного оборудования. Миссию заинтересовали морские моторы Isotta-Fraschini, 20-мм зенитки, лёгкие бомбардировщики Са.313 и учебные самолёты Са.311. Помимо всего прочего в поле зрения британцев и французов попали и истребители CR.43. «Мангусты» были испытаны прибывшими в составе совместной миссии летчиками Греем и Розановым, оценившими CR.43 как

«хуже «спита», но лучше «урагана»», 

и, соответственно, как 

«лучше «406-го» и уступает немного «520-му»».

и были заказаны в количестве по 300 штук.

Также следует сказать, что несмотря на довольно высокую оценку, сделанную лётчиками-испытателями, и британцы, и французы с самого начала не планировали использовать «мангусты» в качестве машин первой линии. Согласно их планам итальянские истребители должны были действовать либо в системе ПВО тыловых районов метрополии, либо в на второстепенных ТВД, сменив там безнадёжно устаревшие истребители (бипланы и парасоли).

Так, например, французы планировали передать CR.43 в систему ПВО южной Франции. Итальянские машины должны были действовать в составе вспомогательных эскадрилий ПВО одном строю с голландскими Koolhoven FK.58, и пилотировать их должны были чешские и польские лётчики. Французские «мангусты» должны были получить новые радиостанции, кислородное оборудование, прицелы и вооружение в виде установленных в консолях крыла четырёх бельгийских 7,5-мм пулеметов FN-Browning, а также систему его обогрева.

В планах англичан было оснащение истребителями CR.43, получившими официальное обозначение Mongoose Mk.I, частей, расквартированных в Египте. Самолёты британского заказа также должны были получить английские радиостанции и прицельное оборудование и изменённое вооружение. Поскольку итальянские пулемёты Breda-SAFAT стреляли британскими патронами, то первая партия (30 экз.) должна была остаться с итальянским вооружением (два синхронных 7,7-мм пулемёта и два несинхронных 7,7-мм пулемёта), а затем вооружение должно было состоять из четырёх крыльевых 7,7-мм пулеметов Browning Mk.II (модификация Mongoose Mk.II). Кроме того, машины британского заказа с первого же экземпляра должны были получить изменённую систему управления газом (во Франции и Италии обороты мотора росли при движении ручки от себя, а не к себе, как принято было в Великобритании, Германии, СССР и США) и приборную панель с имперской системой мер.

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2
Схема истребителя CR.43 (VI производственная серия; вооружение из четырёх 7,5-мм пулеметов Darne), предназначенного для ВВС Франции, и истребителя Mongoose Mk.II (VI производственная серия; вооружение из четырёх 7,7-мм пулеметов Browning Mk.II)

С удивлением можно отметить, что германское правительство в марте 1940 года выразило своё согласие с этой сделкой, и отменило своё разрешение лишь месяцем позже. Для того чтобы обойти запрет, в том же месяце лорд Хардвик с одной стороны и представители итальянской авиапромышленности с другой провели серию переговоров.

Их результатом стала организация поставок итальянской авиатехники через расположенную в третьей стране фирму-посредник. В данной схеме не было ничего нового, и она во многом напоминала действия немецкой авиационной промышленности в первой половине 1920-х годов. Официально концерны FIAT и Caproni посылали в расположенные в Португалии свои филиалы упакованные в ящиках

«мотоциклы, прогулочные катера и легковые автомобили»,

которые данные филиалы уже продавали Великобритании и Франции как авиатехнику.

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2
Истребитель CR.43 (VI производственная серия; вооружение из четырёх 7,5-мм пулеметов Darne) ВВС Франции; Лангедок, 1940 год

Поставки «мангуст» во Францию были начаты в середине апреля и завершились в двадцатых числах июня. Всего было поставлено 20 самолётов, из которых были собраны и облётаны шесть истребителей. Немецкая контрольная комиссия позволила оставить CR.43 на вооружении. Все двадцать машин были отправлены в Сирию.

После атаки англичан на французский флот (гнусно известная операция «Катапульта») французские войска в Сирии, в том числе и «мангусты», были приведены в состояние повышенной готовности. В течение лета 1940 – лета 1941 года французы опасались вторжения англичан в Сирию (в свою очередь генерал Уэйвелл, командующий британскими силами на Среднем Востоке, опасался использования немцами Сирии в качестве плацдарма для наступления в район Суэцкого канала) и другие свои заморские владения. 

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2Истребитель CR.43 (VI производственная серия) с «рабскими полосами» из состава ВВС правительства Виши; Сирия, 1941 год

Однако после нападения гитлеровской Германии на СССР, произошедшего 22 июня 1941 года, и снижения интереса нацистов к району Средиземного моря конфронтация между французами и британцами уменьшилась. Осенью 1942 года после занятия немцами «свободной зоны» на юге Франции Сирия, как и другие французские заморские владения, признала обнародованную в Браззавиле «Органическую декларацию» возглавляемого генералом де Голлем Французского национального комитета (с ноября 1943 года Французский комитет национального освобождения).

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2
Истребитель CR.43 (VI производственная серия) ВВС «Сражающейся Франции»; Сирия, 1944 год

К этому времени французские CR.43, бывшие для европейского ТВД глубоко устаревшими, участия в боевых действиях не принимали. Машины прослужили до конца 1944 года в качестве связных самолётов и учебных истребителей, постепенно выбывая по мере износа, и затем были окончательно списаны.

* * *

Если применение «мангуст» в составе французской авиации было эпизодическим, то британским истребителям пришлось немало понюхать пороху. Первыми закупленными Великобританией «мангустами» были машины V производственной серии (Mongoose Mk.I), которые для действий в условиях пустынь были оборудованы противопылевыми фильтрами (вариант Mongoose Mk.I Trop).

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2
Истребитель Mongoose Mk.I Trop (CR.43 V производственной серии) Королевских ВВС; Египет, 1940 год

Следующей модификацией CR.43, принятой на вооружение Великобританией, стал палубный истребитель Sea Mongoose Mk.I. Это был опытный палубный истребитель CR.43IC, отвергнутый итальянским флотом и неожиданно приглянувшийся англичанам. Развязанная немцами неограниченная подводная война требовала значительного увеличения противолодочных сил, составной частью которых должны были стать эскортные авианосцы.

Поскольку свободных сил в наличии не было, а положение британцев ещё не приблизилось к критической ситуации (когда с бортовых катапульт запускаются фактически одноразовые самолёты [20]), то англичане вновь обратились к итальянцам, дополнительно заказав 150 палубных истребителей CR.43IC.

На первый взгляд представляется довольно странным, что вместо уже находившегося в серийном производстве палубного истребителя Re.2000IC англичане выбрали опытную машину из Турина. Дело в том, что хотя британцы и испытали палубный вариант Re.2000, они уже настолько осатанели умучились с ужасным качеством машин концерна Caproni [21], что обратились к «фиатовцам», истребители которых почти не требовали мероприятий УКН [22].

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2
Схема палубного истребителя Sea Mongoose Mk.I (ниже вида сбоку показана оконечная часть фюзеляжа с выпущенным тормозным крюком)

Данный заказ был выполнен в течение первой половины 1941 года. И хотя боевая деятельность палубных истребителей Sea Mongoose Mk.I была довольно рутинной и не изобиловала яркими эпизодами, они смогли «закрыть дыры» в противолодочной обороне конвоев в преддверии начала массовых поставок в рамках «ленд-лиза».

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2
Палубный истребитель Sea Mongoose Mk.I

В 1941 году, по мере роста напряженности между Японией с одной стороны и США, Великобританией и Нидерландами – с другой, британцы стали усиливать свои войска в Индии. В число войск усиления вошли и несколько эскадрилий истребителей Mongoose Mk.II, которые были переброшены из Египта (взамен в Египет из Британии было отправлено несколько эскадрилий на «харрикейнах» и «спитфайрах» первых модификаций).

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2
Истребитель Mongoose Mk.II Trop (CR.43 VI производственной серии) Королевских ВВС; Индия, 1941 год

С декабря 1941 года британские «мангусты» приняли участие в боях в Бирме и на восточной границе Индии, где вплоть до середины 1943 года оставались одними из самых массовых истребителей Королевских ВВС и вполне успешно противостояли японским Ki.43.

* * *

Однако самым массовым и продолжительным применение этих истребителей было на дальневосточном и тихоокеанском театрах военных действий. Вследствие политических, экономических, военных и культурных связей между Соединённым Королевством и Австралией основными поставщиками Королевских ВВС Австралии (RAAF – Royal Australian Air Force) были британские авиастроительные компании. Однако на начальном этапе Второй Мировой войны с оснащением RAAF были серьёзные проблемы. Британская авиапромышленность с трудом справлялась с обеспечением потребностей Королевских ВВС, а авиастроительные компании США – ещё одного крупного торгового партнера Австралии – хотя и имели огромные производственные мощности, их продукция в первую очередь предназначалась для переоснащения старых и насыщения новых подразделений ВВС армии США (USAAF – United States Army Air Forces) и ВМС США.

Помимо перечисленного выше существовала и ещё одна проблема. Даже если бы Великобритания и США смогли выделить самолёты для Австралии, их доставка в условиях военного времени и большого расстояния до места назначения была бы связана с большими задержками и потерями от воздействия сил противника. Вследствие этого крупнейшая авиационная компания Австралии Commonwealth Aircraft Corporation (CAC) выступила с предложением разработать на базе многоцелевого самолёта CA-1 Wirraway истребитель CA-12 Boomerang.

Однако в условиях большого объёма работ по созданию пикирующего бомбардировщика/торпедоносца CA-4 Wackett Bomber/CA-11 Woomera, имевшего больший приоритет, руководству компании CAC было предложено изготавливать по лицензии истребители Mongoose Mk.III.

Данный вариант «мангусты» был разработан во второй половине 1940 года в Италии совместно инженерами компаний Aeronautica d’Italia и Hawker для Великобритании и её доминионов и представлял собой перепроектированный под имперские систему мер и сортамент материалов самолёт, оснащённый одним из двух типов двигателей: либо британским 1060-сильным Bristol Taurus III, либо американским 1200-сильным Pratt & Whitney R-1830-S3C4-G Twin Wasp, который изготавливался в Австралии по лицензии.

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2
Схема истребителя Mongoose Mk.III для метрополии (с двигателем Bristol Taurus III, двумя 20-мм пушками British Hispano и четырьмя 7,7-мм пулемётами Browning M2)

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2
Схема истребителя Mongoose Mk.III для доминионов (с двигателем Pratt & Whitney R-1830-S3C4-G Twin Wasp и четырьмя 12,7-мм пулемётами Browning M2)

Помимо силовой установки должно было измениться и вооружение. Конструкторами были разработаны два варианта. Версия для боёв в метрополии должна была получить две 20-мм пушки British Hispano и четыре 7,7-мм пулемёта Browning Mk.II, тогда как вариант для доминионов вооружался бы четырьмя 12,7-мм пулемётами Browning M2.

Поскольку к концу 1940 года самые тяжёлые бои битвы за Британию были завершены, то в Англии такой самолёт, уступавший самым новейшим истребителям союзников и немцев (максимальная скорость с R-1830 была равна 580 км/ч), уже не требовался и в обоих вариантах был предложен австралийцам.

Австралия

Руководство компании CAC заинтересовалось проектом, который наголову превосходил CA-12, и после испытаний, проведённых в Турине в присутствии сотрудников компании, приняло решение о приобретении лицензии.

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2

Истребитель Mongoose Mk.III для доминионов (с двигателем Pratt & Whitney R-1830-S3C4-G Twin Wasp и четырьмя 12,7-мм пулемётами Browning M2), переделанный из серийного CR.43 (Serie V) и испытанный в Турине в присутствии представителей австралийской компании CAC. Самолёт несёт стандартную для изготовленных концерном FIAT прототипов

В начале 1941 года на заводе в Сиднее при технической помощи представителей компаний Aeronautica d’Italia и Hawker началось серийное производство варианта для доминионов. Первоначально осуществлялась сборка поставленных из Италии машкомплектов планеров с последующими установкой двигателей, радиооборудования и вооружения. Затем начиная с 241-го экземпляра с производственных линий стали сходить чисто австралийские истребители, получившие к этому времени обозначение CAC CA-13 Gidgee («копьё» на языке западноавстралийского племени нунгар).

Боевое применение «мангуст» и их австралийских «родственников» состоялось в ходе битвы за Малайзию. После начала войны с Японией из Египта в качестве меры по «штопке дыр» в Сингапур были отправлены 51 истребитель Mongoose Mk.I, Mongoose Mk.II и 24 пилота, которые должны были стать ядром пяти формировавшихся эскадрилий. Ещё не менее 70 истребителей CA-13 Gidgee должны были быть доставлены в феврале-марте 1942 года, но после высадки японцев у Сингапура бóльшая их часть застряла в Нидерландской Ост-Индии (Индонезии).

Из Египта лётчики и самолёты прибыли 3 января 1942 года – к этому времени истребительные эскадрильи союзников, расквартированные в Сингапуре и летавшие на истребителях Brewster Buffalo и Hurricane Mk II, были разбиты японцами в ходе скоротечной малайской кампании. Несмотря на то, что «мангусты» и особенно «копья» имели более высокие лётные характеристики, их было слишком мало для противостояния японской армейской авиации. 

К тому времени как 10 февраля 1942 года японцы высадились в Сингапуре, у союзников из первоначально имевшихся 62 «мангуст» и «копий» остались всего лишь 18 пригодных к полётам машин, которые после капитуляции были захвачены японцами.

Помимо Малайи бои шли и в Нидерландской Ост-Индии (Индонезии), где на Суматре из-за плохих систем раннего предупреждения в ходе воздушных налётов японцы смогли уничтожить более тридцати истребителей CA-13 Gidgee; бóльшая их часть погибла во время атак 7 февраля. После того как Ява была захвачена, некоторые из пилотов были эвакуированы морским путем в Австралию. Также на зелёный континент был перенаправлен корабль, среди грузов которого был 31 истребитель CA-13 Gidgee.

Возвращённые пилоты и их машины были влиты в эскадрильи, развёрнутые на севере Австралии и в районе крупных городов восточного побережья и предназначенные для защиты от ожидавшихся налётов японской авиации [23]. Японцы не заставили себя долго ждать и вскоре атаковали Дарвин – город и порт на севере Австралии.

Первый и самый эффективный налёт на Дарвин был осуществлен 19 февраля 1942 года. Он был осуществлен авиацией 1-го японского воздушного флота. Основу флота составляли 4 авианосца: «Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю». В налёте, начавшемся в 10 часов утра, участвовало около 200 штурмовиков и 54 бомбардировщика. Второй налёт был осуществлён в 11:45. Основными объектами, подвергшимися ударам японской авиации, явились морской порт, аэродром и жилые кварталы города.

В городе началась паника. Командование австралийских вооружённых сил не приняло должных мер по защите города с воздуха. Так же плохо среагировали на воздушный налёт и городские службы. Половина населения города, которое в то время не превышало 100 тысяч человек, под влиянием слухов о начавшемся вторжении начала бегство из города. В самом городе вспыхнули беспорядки, началось мародёрство. Впоследствии, для разбора действий военных и гражданских властей, правительством страны была назначена комиссия под руководством королевского комиссара, судьи Лоу. Отчёт комиссии, представленный правительству в апреле 1942, подверг резкой критике действия (или бездействие) армейского командования и гражданской администрации.

Всего 19 февраля 1942 года, в результате двух налётов японской авиации, было уничтожено тридцать самолётов RAAF (из них 14 истребителей CA-13 Gidgee), повреждено и потоплено более десяти судов в порту и на внешнем рейде. Множество объектов города было повреждено или уничтожено. Погибло 235 человек, около четырёхсот было ранено. Японцы потеряли в тот день четыре самолёта: два бомбардировщика и два истребителя. Один японский истребитель был повреждён и совершил вынужденную посадку севернее, на острове Мелвилл. Пилот этого самолета был взят в плен местными аборигенами. Этот пилот стал первым военнопленным, которого пленили на австралийской земле.

Командование австралийской армии сделало выводы. В течение нескольких месяцев в город были передислоцированы значительные силы ВВС, включая американские бомбардировщики. В городе появилась РЛС, значительно укрепились силы ПВО.

В результате эффективность RAAF резко возросла, и CA-13 Gidgee, составлявшие в 1942 году основу истребительных частей ПВО, могли полностью реализовать свои преимущества. Благодаря РЛС обнаружение самолётов противника происходило на гораздо большем расстоянии, и перехватчики успевали взлететь, набрать высоту и прибыть в указанный квадрат. Благодаря превосходству в скорости и скороподъемности, а также использованию наведения с земли и тактики «hit-and-run attack» (быстрый удар с последующим отходом; «ударь и убегай»; boom-zoom) CA-13 одержали немало побед над истребителями A6M. Однако уничтожение бомбардировщиков было более серьёзной задачей. Несмотря на то, что дальние бомбардировщики G4M (кодовое обозначение союзников Betty) носили презрительное прозвище «зажигалка», четырёх 12,7-мм пулемётов для их уничтожения было недостаточно. Как вспоминал один из австралийских пилотов,

«Наиболее памятным боем для меня была 100-мильная погоня за «бетти» во время перехвата соединения бомбардировщиков к северу от Дарвина. В составе звена из четырёх «копий» мы перехватили «бетти», отбившуюся от группы и летевшую не выше десяти футов над волнами моря. Наши «тринадцатые» поливали «бетти» из своих крупнокалиберных пулемётов сверху, с боков, в лоб. Ответного огня не было, мы могли спокойно выходить на цель и точно прицеливаться. Мы всадили в неё фантастическое количество пуль – практически весь свой боезапас. Патроны у нас оставались только у одного-двух пулемётов. Прошло двадцать минут, в конце концов «бетти», я полагаю, под весом свинца, которым мы её нагрузили, зацепилась за волны, подняв фонтан воды и огня…»

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2
Истребитель CAC CA-13 Gidgee; Дарвин, 1942 год

В общей сложности за весь период Второй Мировой войны Дарвин подвергался бомбардировкам более шестидесяти раз (ряд историков насчитал свыше ста бомбардировок города, порта и их окрестностей).

Впоследствии после больших потерь во время налётов и значительных неудач японских вооруженных сил в районе острова Тимор и в Тиморском море налеты на город прекратились. Последний японский самолёт был сбит над территорией Австралии в июне 1944 года.

Начиная с 1943 года, истребители CA-13 Gidgee с успехом воевали в небе Новой Гвинеи, а также участвовали в боях за Соломоновы острова и за остров Борнео. Основной задачей «копий» было завоевание господства в воздухе и «расчистка неба» для машин, которые действовали в тесном взаимодействии с наземными силами. Данная задача облегчалась тем, что противостояли австралийцам истребители Ki.43 Hayabusa (隼 – сапсан; кодовое обозначение ВВС союзников – «Оскар» [Oscar]), которые уступали CA-13 по всем параметрам за исключением горизонтальной маневренности в диапазоне скоростей 250-400 км/ч.

Но с прибытием весной 1943 года на Новую Гвинею новейших истребителей Ki.61 Hien (飛燕 – ласточка; кодовое обозначение ВВС союзников – «Тони» [Tony]) картина резко изменилась: японец был на голову выше Р-40 и ни в чём не уступал Gidgee (а по скорости и скороподъёмности даже немного превосходил его). Излюбленная австралийцами и американцами тактика «ударь и убегай» с последующим выходом из боя на пикировании против нового истребителя не всегда срабатывали. Возросли потери не только среди истребителей, но и бомбардировщиков.

Несмотря на общее численное превосходство австралийцев и американцев и небольшой процент Ki.61 в японской авиации, японцы на некоторое время сумели перехватить инициативу. Дело дошло до того, что командующий авиацией союзников на этом театре военных действий генерал Кеннеди запросил у генерала Арнольда некоторое количество остродефицитных истребителей P-38 для восстановления баланса сил.

Тем не менее, чаша весов вновь качнулась в сторону союзников. Дело в том, что хотя Ki.61 по своим табличным характеристикам и превосходили все имевшиеся на Новой Гвинее истребители австралийцев и американцев, проблемы с силовой установкой [24] в сочетании с невысоким уровнем подготовки большинства лётного состава и плохим материальным снабжением предопределили кратковременность успеха ВВС Императорской армии. До того как американцы перебросили в этот район свежие силы, австралийцы на своих «копьях» смогли вернуть господство в воздухе.

* * *

Оборона Дарвина и бои в Новой Гвинее поставили перед австралийскими военными вопрос об усилении вооружения истребителей CA-13 Gidgee. Военные настаивали на установке двух 20-мм пушек Hispano в консолях крыла и четырёх подкрыльевых пилонов для подвесных баков, бомб и неуправляемых ракет. Боезапас каждой пушки должен был составлять 60 снарядов на ствол. Проект CA-14 Gidgee II был быстро разработан (для этого были «скрещены» два варианта Mongoose Mk.III: у одного была позаимствована схема размещения пушек, а у второго 12,7-мм пулемётов), однако встала серьёзная проблема с вооружением. Пушки Hispano в Австралии не выпускались, купить было негде, а в документации на Mongoose Mk.III в варианте для метрополии были указаны лишь самые общие размеры пушки, необходимые для ее установки в крыло.

После долгих поисков, удача улыбнулась инженерам CAC: удалось найти инструкцию по стрельбе, с чертежами, и одну настоящую пушку с магазином. Орудие хранил у себя дома отставной флотский сержант, участник боёв в Бирме: пушка была смонтирована над кабиной грузовика, в качестве импровизированного средства ПВО. Возвращаясь в Австралию, сержант прихватил «ствол» на память. С готового орудия сняли чертежи, и завод Харланд незамедлительно начал выпуск самой, пожалуй, необходимой детали истребителя.

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2
Схема истребителя CAC CA-14 Gidgee II

Первые CA-14 сошли с производственных линий в июле 1943 года и были направлены в эскадрильи ПВО, расквартированные в Северной Австралии. К этому времени интенсивность налётов японцев снизилась, и пилотам Gidgee II редко представлялась возможность опробовать свои пушки в деле.

Много пострелять из пушек пилотам Gidgee II довелось в Новой Гвинее. В конце 1943 года союзники стали поставлять новую авиатехнику, в том числе и новейшие истребители F4U Corsair, и CA-13 и CA-14 были переведены на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков и выполнение ударных задач. Поскольку CA-13 не были оснащены бомбодержателями, то в ход шло стрелковое оружие: объектом охоты были артиллерийские расчёты, кроны деревьев, служившие укрытием для снайперов, транспортные колонны.

Первоначально CA-14 были оснащены три эскадрильи RAAF (4-я, 85-я и 89-я), которые действовали с баз на Новой Гвинее, а именно Порт-Морсби, Дободури, Цили-Цили, Гусапу и Надзабу. Затем самолёты перелетели на остров Новая Британия, аэродром Кейп-Глостер, для взаимодействия с частями американской морской пехоты. Это взаимодействие стало весьма проблематичным для «копий», имевших некоторое сходство с японскими самолётами.

Так, 12 августа 1943 года американские зенитчики по ошибке сбили CA-14 А29-85, которым управлял пайлот-офицер (лейтенант авиации) Дж. Ф. Колье. За еще одним «копьём» (А29-123) погнался «лайтнинг», который его в конечном итоге и подстрелил. Истребитель пошёл на вынужденную, угодил в канаву и скапотировал. Самолёт был полностью уничтожен, но пилот не пострадал и на следующий день выдвинул союзникам свои обоснованные претензии. Чтобы в будущем избежать подобных потерь, CA-13 и CA-14 были перекрашены в камуфляж, характерный для самолетов палубной авиации ВМС США. Чтобы «копья» еще меньше походили на японские истребители A6M2 – A6M5 верхние и нижние поверхности их крыльев в районе законцовок примерно на 1/3 размаха консолей были контрастно окрашены в более светлый цвет.

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2
Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2

Истребитель CAC CA-14 Gidgee II; Новая Гвинея, 1943 год. Обратите внимание на окрашенные в белый цвет законцовки крыла (законцовки верхних поверхностей крыла также были выкрашены в контрастный светлый цвет). Это было сделано для того, чтобы зенитчики и пилоты союзников не путали «копья» с японскими истребителями A6M2 – A6M5

«Копья» оказали неоценимую услугу седьмой и девятой пехотным дивизиям во время боёв за Новую Гвинею. CA-13 выходили на цель на уровне деревенских крыш, проносились над головами японских зенитчиков, тут же обозначали цель дымовыми бомбами – это служило ориентиром для артиллерии. Вслед за CA-13 следовали груженые бомбами и ракетами CA-14 и Р-40Е. Если цель была хорошо замаскирована, по ней велся огонь трассерами.

Таким образом, «копья» сыграли большую роль в боях за Новую Гвинею: с их помощью даже удавалось обезвредить снайперов, укрывшихся в скалах и на чердаках. «Gidgee Boys», как прозвали пилотов 4-й эскадрильи RAAF, были в большом почете у военных. Благодаря высоким лётным данным машины, способной постоять за себя, потери среди «копий» от неприятельской авиации были сравнительно невелики. «Копья» пользовались колоссальным уважением, как среди пилотов, так и среди наземных войск. Последние видели в нём своего рода «воздушный бульдозер», прорубающий тропы в безлюдных тропических областях.

Производство CA-14 продолжалось до 1944 года, и в общей сложности в Австралии было изготовлено около 560 истребителей Gidgee I и Gidgee II. До наших дней сохранился лишь один экземпляр прославленного истребителя, который после долгого восстановления стал экспонатом Музея Труда.

Китай и Британская Индия

В 1939 году правительство Китайской республики приобрело один CR.43. Ознакомившись с истребителем, китайцы выдали заказ на 112 «мангуст» V производственной серии. Они соответствовали второй опытной машине, за исключением вооружения из четырёх 7,62-мм пулеметов Browning (два крыльевых и два синхронных фюзеляжных). Вся эта партия поставлялась в виде комплектов узлов для сборки на заводе в Лояне. Какую часть заказа реально выполнили – неизвестно, но некоторое количество этих истребителей действительно использовалось китайцами в 1940-м и 1941-м годах.

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2

Истребитель CR.43 (Serie V) ВВС Китайской республики; 1941 год

Китайцы вслед за покупкой упрощённых CR.43 (Serie V) приобрели в Италии лицензию на CR.43Ass с вооружением из шести 7,62-мм пулемётов Browning. Первые CR.43Ass, построенные на заводе в Лояне, выпустили весной 1940-го. Но изготовили их немного – 26 октября японские бомбардировщики разрушили предприятие. Задел узлов и агрегатов, а также уцелевшее оборудование вывезли в Индию, в Бангалор. Первый CR.43Ass уже индийского производства взлетел 31 июля 1942 года. Собрали их немного, всего пять истребителей, далее завод полностью загрузили ремонтом доставляемых с фронта истребителей Mongoose Mk.II.

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2

Истребитель CR.43Ass ВВС Китайской республики; 1942 год

Изготовленные китайцами истребители CR.43 (варианты Serie V и Ass) были переданы англичанам, которые переоборудовали машины в соответствии с британскими стандартами (модификация Mongoose Mk.II). Сами же китайцы пересели на переданные в рамках ленд-лиза истребители P-40E. На этом и закончилась история применения Китаем истребителей, созданных в Италии.

Япония

После захвата Сингапура в руки японцев попали 18 относительно целых истребителей Mongoose Mk.II и CAC CA-13 и ещё десятка три самолетов данных типов, которые были повреждены и непригодны для полетов. Некоторые из уцелевших машин были отремонтированы в расположенной в Татикаве авиатехнической исследовательской лаборатории, в которой затем были проведены лётные испытания трофейных машин. Также самолёты были протестированы на испытательном оборудовании в расквартированном в Сингапуре филиале этой лаборатории.

24 трофейных истребителя Mongoose Mk.II и CAC CA-13 Gidgee (часть машин была восстановлена, а точнее собрана по кусочкам) были сведены в две эскадрильи и переданы в состав 50-го сентая. Задачей трофейных машин стала противовоздушная оборона Рангуна. 

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2
Истребитель Mongoose Mk.II ВВС Императорской армии; Рангун, 1942 год

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2
Истребитель CAC CA-13 Gidgee ВВС Императорской армии; Рангун, 1942 год

Постепенно давал о себе знать недостаток запчастей, и со временем машины, имевшие минимальные потери в бою, выходили из строя по техническим причинам. В конечном итоге последние Mongoose Mk.II и CAC CA-13 Gidgee были поставлены на прикол. Поражение Японии возвратило оставшиеся «мангусты» и «копья» в руки союзников.


  • [20] когда самолёт после выработки топлива бросался, а пилота должен был подобрать ближайший корабль конвоя (РеИ)byakin
  • [21] причина брака – низкая культура производства итальянского авиапрома вообще и компаний концерна Caproni в частности. С данной проблемой сталкивались все эксплуатанты итальянской авиатехники. Нередко отмечались отказы двигателей, различные поломки, возгорания. Так, например, в 1940 году при перегоне из Италии в Швецию выбыло восемь Ca.313. Многие «триста тринадцатые» едва дотянули до Швеции на одном моторе. Отказ двигателя в полёте был хроническим дефектом Са.313 (может показаться, что концерн Caproni здесь ни при чём, однако это не так – компания Isotta-Fraschini также являлась его частью). Достаточно прочный планер тоже имел изъяны. Так, при отработке бомбометания с пикирования оторвалась консоль крыла первого Ca.313, поступившего в эскадрилью F7. Всего же ВВС Швеции потеряли 22 Ca.313, при этом погибло более 40 человек. Из шестидесяти Re.2000 шведские ВВС в годы Второй Мировой войны потеряли в авариях 16 машин (РеИ). С другой стороны, несмотря на то, что британские механики расшифровывали аббревиатуру FIAT как «Fix it again, Tony» (почини это опять, Тони), туринцы после нескольких лет производства смогли устранить детские болезни «мангуст», и надёжность истребителей Mongoose Mk.I хотя и уступала надежности британских машин, тем не менее, значительно превосходила соответствующий параметр самолётов концерна Caproni (АИ)byakinredstar72 
  • [22] устранение конструктивных недостатков (РеИ) – byakin
  • [23] японское командование справедливо полагало, что захват австралийского континента позволит разрушить коммуникационные связи между союзниками. В японских штабах проводилась ожесточенная дискуссия по поводу высадки войск в Австралии. Если командование ВМФ Японии отстаивало идею захвата континента, то командование сухопутных сил было против.

«Морской генеральный штаб и военно-морское министерство настаивали на активных действиях против Австралии с целью её захвата. Основной довод, который приводило руководство военно-морскими силами, состоял в том, что оборонительная стратегия невыгодна при ведении затяжной войны и что ведение наступательных действий заставит противника перейти к обороне. В противоположность этому армия выступала за то, чтобы в соответствии с утвержденными планами вести стратегическую оборону, в ходе которой закрепить достигнутые успехи, приложить усилия к обеспечению самостоятельности Японии и укрепить национальную и военную мощь.

Так впервые после начала войны разошлись взгляды армии и флота. Спор длился с 9 февраля до 4 марта. Армейское командование, в частности генеральный штаб, упорно возражало против захвата Австралии по следующим мотивам. Австралийский континент занимает огромную территорию с населением около 7 млн. человек. Наземные пути сообщения развиты очень слабо. В случае проведения операции по захвату Австралии её население будет оказывать упорное сопротивление. Необходимо также учитывать топографические особенности континента, затрудняющие проведение боевых действий.

По расчётам командования армии, для захвата Австралии потребуется привлечь от ВМС главные силы Объединённого флота, а от сухопутных войск – до двенадцати дивизий. Только для переброски этих сил необходимо будет мобилизовать суда общим водоизмещением около 1,5 млн. т. Чтобы выделить такие крупные силы, необходимо значительно сократить военные приготовления против СССР в Маньчжурии и военные действия в Китае, что создаст для Японии крайне неблагоприятную общую стратегическую обстановку. Кроме того, необходимо будет внести значительные изменения в общий план использования судов, а это, в свою очередь, нанесет чувствительный удар по материальному обеспечению национальной мощи…

…Командование военно-морских сил в конце концов согласилось с контрдоводами армии и отказалось от плана захвата Австралии. Однако оно не отказалось от намерений вести в дальнейшем активные действия и по-прежнему ратовало за самостоятельные наступательные операции флота.

Что касается армейского командования, то оно, выступая против плана захвата Австралии, учитывало всё же, что она может стать важнейшим плацдармом США для перехода в контрнаступление. Поэтому важно было не допустить укрепления связей Австралии с США и Англией. Этого можно было достигнуть путем активных действий по нарушению коммуникаций между ними. Очевидно, что эти относительно ограниченные действия не слишком обременят национальную и военную мощь Японии, но зато не допустят использования противником Австралии в качестве плацдарма для контрнаступления.


Такусиро Хаттори «Япония в войне 1941–1945 гг.», М. ВИ, 1973 год.

(РеИ) byakin

  • [24] Ki.61 имел весьма сложную систему охлаждения масла, которая часто выходила из строя. В результате двигатели нередко заклинивало из-за перегрева подшипников (РеИ)byakin

источники вдохновения и цитат:

В заключение ставшая традиционной подборка профилей, сделанных нашим уважаемым коллегой vasia23.

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2

Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2. Альтернативные истребители FIAT CR.43 Mangusta. Эпизод 3.2

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account