25
Альтернативные эскортные линкоры типа "Динозавр"

Альтернативные эскортные линкоры типа «Динозавр»

Содержание:

Давненько не брал я в руки СкетчАпа… небольшой праздничный АИ-материал ко Дню Победы.

К началу Второй Мировой Войны, на складах Британского Королевского Флота еще имелось двадцать двухорудийных башен с 343-мм/45-калиберными орудиями Mark V, оставшихся после списания устаревших супердредноутов. Относительно того, что с ними делать, единого мнения не существовало. В период «invasion scare» 1940 года, часть башен начали спешно готовить для установки в качестве орудий береговой обороны, но по мере снижения угрозы германского вторжения начали рассматриваться и другие предположения.

Одной из наиболее оригинальных идей было использовать эти башни для постройки (максимально быстрой) принципиально нового типа кораблей — «эскортных линкоров». По мнению авторов проекта, такие небольшие 20.000-тонные корабли с малой скоростью хода могли бы быть использованы во-первых для обороны Великобритании, а во-вторых для конвойных операций в Атлантике, позволив высвободить «настоящие» линейные корабли для более важных задач.

Предложение было отвергнуто Адмиралтейством как непрактичное: постройка такого рода кораблей потребовала бы значительных затрат стали и обученной рабочей силы, несоизмеримых с их ограниченной боевой ценностью. Однако авторы проекта не успокоились, и предложили еще более оригинальную идею — построить «эскортные линкоры» из железобетона!

Свою точку зрения они аргументировали успешным опытом железобетонного судостроения в Первую Мировую Войну. Построенные в 1910-ых железобетонные пароходы и баржи отличались завидной прочностью и прекрасным долголетием. Кроме того, железобетон не являлся дефицитным материалом (в отличие от кораблестроительной стали), и в больших количествах производился в самой Великобритании. Наконец, постройку железобетонных кораблей можно было вести руками неквалифицированных строительных рабочих, коих в Британии имелось предостаточно.

Адмиралтейство было по-прежнему настроено скептически, но идея чрезвычайно понравилась Черчиллю, который заявил, что «наши моряки способны воевать на любых кораблях; главное, это дать им корабли». Под давлением премьер-министра, флот, наконец, согласился дать «добро» на постройку шести кораблей двумя сериями. Заказ на корабли первой серии был выдан в мае 1941 года. Все корабли получили имена в честь доисторических монстров — «Динозавр», «Мамонт», «Игуанодон».

КОНСТРУКЦИЯ

«Эскортные линкоры» типа «Динозавр» строились по совершенно отличной технологии от обычных принципов судостроения: их корпуса представляли собой громадные бетонные отливки на железной арматуре. Строительство велось в доках, где собирался арматурный каркас. Корабли «отливались» в деревянной опалубке, после чего в пустых корпусах устанавливалось оборудование и механизмы.

Альтернативные эскортные линкоры типа "Динозавр"

ВООРУЖЕНИЕ

Основное вооружение «эскортных линкоров» состояло из трех двухорудийных башен Mark II и Mark III, снятых со старых супердредноутов типа «Айрон Дюк», и вооруженных двумя 343-мм/45-калиберными орудиями каждая. Одна башня располагалась в носу, перед надстройкой, вторая посередине корпуса, и третья в корме.

Поскольку орудийные установки не были значимо модернизированы, их предельный угол возвышения не превышал 20 градусов. Это ограничивало дальность стрельбы 23 км. Чтобы решить проблему, Адмиралтейство ввело на орудиях утяжеленные пороховые «суперзаряды» весом 160 кг (против 133 стандартного), которые позволили увеличить начальную скорость до 800 м/с, и довести предельную дальность до 26,5 км.

Вспомогательное вооружение состояло из шести 102-мм/45-калиберных универсальных орудий Mark XVII QF в спаренных установках, и восьми не-универсальных 152-мм/50-калиберных орудий Mark IX BL в щитовых установках.

Зенитное вооружение состояло из двух 8-ствольных «Пом-Помов» на крышах башен A и X, четырех счетверенных «Бофорсов» в носовой и кормовой части, и шестнадцати спаренных «Эрликонов». В ходе войны, зенитное вооружение неоднократно дополнялось. Первоначальный проект также предусматривал катапульту для гидросамолета на центральной башне, но в итоге было решено от нее отказаться.

БРОНИРОВАНИЕ

Вертикальное бронирование было выполнено по схеме «все или ничего» и представляло собой «сэндвич» из стали и железобетона. Две 102-миллиметровые (4 дюйма) броневые плиты, установленные под углом в 20 градусов, были разделены толстой прослойкой из 3 метров железобетона. Предполагалось, что наружная бронеплита будет способствовать рикошетам на больших дистанциях, и/или разрушит бронебойный наконечник снаряда, который затем остановит толща железобетона. Внутренняя плита должна была затем остановить тяжелые осколки.

Горизонтальное бронирование имело толщину 51 миллиметр (2 дюйма) над машинами и котлами, и 102 миллиметра (4 дюйма) над погребами боезапаса. Стальная броня была дополнена толстой железобетонной подкладкой, достигавшей толщины 1,2 метра.

Башенные установки сохраняли свое оригинальное бронирование: 279-мм лоб, 203-мм бока и тыл. Только 102-мм крыши башен были усилена дополнительным слоем 53-мм плит до толщины 155 миллиметров.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

По четыре 2500-сильные паровые машины тройного расширения — однотипные с используемыми на транспортах типа «Эмпайр» — работали на каждый винт. Пар обеспечивали четыре котла адмиралтейского типа. Общая мощность достигала 20.000 л.с., чего хватало для 12,5-узлового экономичного и 15-узлового полного хода.

Ввиду опасений возможного дефицита топлива, топки «эскортных линкоров» были приспособлены для питания как чисто нефтью, так и смешаным угольно-нефтяным топливом. В конструкции кораблей были предусмотрены угольные ямы, построенные таким образом, чтобы их можно было быстро занять цистернами с нефтью. Общий запас топлива достигал 3500 тонн — до 2000 тонн угля и 1500 тонн нефти.

КОРАБЛИ В СЕРИИ

1-я серия

HMS Dinosaur — заказан Greenock Dockyard Company, спущен на воду 12.12.1941, вошел в строй 14.01.1943.

HMS Mammoth — заказан William Denny & Brothers, спущен на воду 21.02.1942, вошел в строй 02.03.1943.

HMS Mastodon — заказан Hawthorn Leslie, спущен на воду 14.08.1942, вошел в строй 15.08.1943.

2-я серия

HMS Iguanodon — заказан Hawthorn Leslie, спущен на воду 28.08.1943, вошел в строй 14.05.1944.

HMS Megalosaur — заказан Greenock Dockyard Company, спущен на воду 02.04.1944, достройка отменена.

HMS Brontosaur — заказан Greenock Dockyard Company, спущен на воду 12.05.1944, достройка отменена.

СЛУЖБА

«Эскортные линкоры» серии «Динозавр» начали вступать в строй в первой половине 1943 года. Первым вступил в строй «Динозавр»: по завершении строительства, он был направлен на Средиземное Море, в качестве большого мореходного монитора для поддержки боевых действий на Сицилии.

Альтернативные эскортные линкоры типа "Динозавр"

Следующие два корабля первой серии — «Мамонт» и «Мастодон» — использовались для сопровождения северных конвоев. Ввиду значительного снижения немецкой надводной угрозы, впрочем, их функции сводились в первую очередь к командно-координационным в ближнем прикрытии конвоируемых судов.

Единственным из «эскортных линкоров», которому довелось участвовать в бою с тяжелыми кораблями противника, был «Мамонт», который при проводке конвоя в Советский Союз участвовал в перестрелке с немецким «карманным линкором» у берегов Норвегии осенью 1943. Сражение велось в очень плохих погодных условиях, исключительно по радару, и обе стороны разошлись, не добившись попаданий.

Вскоре после этого, «Мамонт», возвращаясь домой в Британию, подорвался в Северном Море на донных минах, выставленных немецкими субмаринами. Повреждения железобетонного корпуса оказались столь сильны, что восстановление корабля признали экономически нецелесообразным. В феврале 1944, «Мамонт» разоружили. Его башни первоначально собирались использовать для достройки «Бронтозавра», но в марте 1944 было принято решение остановить работы на двух недостроенных кораблях. Это было связано с дефицитом кадров для укомплектования даже имеющихся кораблей, и снижением значения тяжеловооруженных эскортов.

Разоруженный корпус «Мамонта» и недостроенные корпуса «Мегалозавра» и «Бронтозавра» были использованы в качестве плавучих причалов и волноломов сборного порта «Малберри-2» во время высадки в Нормандии. В той же операции, был задействован «Мастодонт», который обстреливал побережье в британской зоне высадки. Корабль получил несколько попаданий с немецких береговых батарей, но его «бетонированная» защита выдержала.

И «Динозавр» и «Мастодонт» были выведены в резерв сразу же после окончания войны. Разоруженный «Мастодонт» был в 1947 перестроен в плавучую мастерскую. «Динозавр» использовался в 1948 как тестовый корабль для взрывных испытаний: после этого его корпус использовался как плавучий маяк.

Вошедший в строй последним «Игуанодон» был в 1945 отправлен на Тихий Океан в качестве «мореходного монитора» для планируемых действий против Японии, но успел добраться только до Сингапура. Он надзирал за капитуляцией японских гарнизонов в Китае. В 1946 году, был продан (фактически — передан, по цене исключительно вооружения) Королевскому Флоту Австралии в роли учебно-артиллерийского корабля. Эксплуатировался в этой роли до 1956 года, после чего был переоборудован в плавучий склад и казарму. Сохраняется на плаву в настоящее время.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/174843.html

The same Fonzeppelin
Подписаться
Уведомить о
guest

18 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account