Альтернативные экспериментальные летающие лодки Folland Fo-150. Великобритания
Данный материал из серии моделей нашего немецкого коллеги dizzyfugu был мной переведен и немного доработан. Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за неоценимую помощь в редактировании данной статьи.
Создание летающей лодки-истребителя Folland 150 было вдохновлено успехом, правда чрезвычайно скромным, Saunders-Roe (Saro) SR/A.1 – реактивной летающей лодки-истребителя, прошедшей испытания в конце сороковых годов.
В компании Saunders-Roe работы по проекту SR/A.1 стартовали в конце Второй Мировой войны после того, как Императорский японский флот продемонстрировал успешное применение гидросамолетов-истребителей Nakajima A6M2-N (переделка палубного истребителя Mitsubishi A6M2 Zero) и Kawanishi N1K.
Теоретически гидросамолеты идеально подходили для условий тихоокеанского театра боевых действий с большими морскими расстояниями между островами и архипелагами островов. На данном ТВД любой относительно спокойный район побережья можно было превратить в авиабазу. Однако основным недостатком гидросамолетов-истребителей было то, что неубираемые поплавки снижали их летные характеристики по сравнению с обычными самолетами. Так, например, максимальная скорость у A6M2 и A6M2-N составляла 535 км/ч и 435 км/ч соответственно.
Новые реактивные двигатели давали возможность получить более мощные и аэродинамически чистые конструкции, и проект SR/A.1 должен был показать правильность концепции гидросамолетов-истребителей. Однако несмотря на то, что Saro SR/A.1 имел хорошие характеристики и управляемость, необходимость в самолетах данного типа отпала после окончания Второй Мировой войны. Кроме того, успехи авианосцев в боях на Тихом океане продемонстрировали гораздо более эффективный способ проецирования воздушной мощи над океанами. Работы над проектом SR/A.1 были приостановлены, и прототип в 1950 году был отправлен на хранение. В ноябре 1950 года, после начала корейской войны, о проекте на короткое время вспомнили – но к этому времени машина по сравнению с сухопутными истребителями уже устарела, и после последнего полета в июне 1951 года SR/A.1 был отправлен на хранение, а в 1966 году стал частью коллекции Имперского военного музея в Даксфорде (Duxford).
Однако это не было концом идеи создания реактивных летающих лодок-истребителей. После окончания корейской войны в компании Saunders-Roe был разработан проект, получивший название Saunders-Roe Hydroski и напоминавший Convair F2Y Sea Dart. Разрабатывавшийся самолет должен был иметь улучшенные летные характеристики и его формы были близки к самолетам наземного базирования, однако этот проект
«не получил официальной поддержки».
Также различными британскими авиастроительными компаниями были разработаны и предложены эскизные проекты истребителей корабельного базирования. Так, в начале пятидесятых годов компанией Folland были разработаны несколько проектов, в основе которых лежал недавно созданный легкий истребитель Gnat.
Gnat был разработкой британского авиаконструктора Уильяма Эдварда Уиллоуби («Тедди») Петтера (W.E.W. «Teddy» Petter), работавшего ранее в компаниях Westland Aircraft и English Electric. Данный самолет был разработан и построен в соответствии с выпущенными в 1952 году оперативными требованиями (Operational Requirement) на легкий истребитель OR.303. Петтер считал, что маленький и простой истребитель будет обладать преимуществами низкой цены и малых эксплуатационных затрат. Новые легкие турбореактивные двигатели позволили Петтеру воплотить свою идею в жизнь.
В 1951 году за счет средств компании Уильям Петтер начал работы над своей концепцией легкого истребителя, проект которого получил обозначение Fo-141 Gnat. Его силовая установка должна была состоять из одного турбореактивного двигателя Bristol BE-22 Saturn, развивавшего 3800 фунтов (16,9 кН; 1724 кгс) тяги. Однако программа создания ТРД Saturn была закрыта, и невооруженный демонстратор, получивший обозначение Fo-139 Midge и построенный для подтверждения концепции Петтера, был оснащен менее мощным реактивным двигателем Armstrong Siddeley Viper 101, развивавшим 1640 фунтов (7,3 кН; 744 кгс) тяги.
На основе этого самолета наземного базирования были разработаны и построены несколько «оморяченных» вариантов, предназначенных для действий с небольших кораблей. Сильным аргументом в пользу истребителя Gnat были его малые размеры и вес; также этот самолет был легок в управлении, обслуживании и размещении, даже если корабль, на котором машины данного типа планировалось размещать, не был авианесущим.
Одно из направлений развития фокусировалось на взлете с ракетными ускорителями (система ZELL – Zero-Length-Launch [взлет с нулевой длиной]) и обычной посадке на взлетно-посадочную полосу аэродрома, в то время как другое направление вернулось к идее создания легкой реактивной летающей лодки, предназначенной для выполнения разведывательных полетов, функций дневного перехватчика и ударного самолета.
Оба самолета были изготовлены на собственные средства компании (хотя министерство обороны поддерживало проекты, обе концепции рассматривались его руководством как фундаментальные исследования), и проект летающей лодки материализовался под обозначением Folland Fo-150, тогда как внутри компании он носил название «Проект «Летучая рыба»» (Project Volans).
Летающая лодка Fo-150 имела лишь отдаленное сходство со своим сухопутным прообразом. Помимо добавления водоизмещающего объёма в нижней части, для лучшего распределения диапазона центровок фюзеляж был удлинен между кабиной и крылом. Площадь крыла была существенно увеличена в целях компенсации более высокой взлетной массы, улучшения управляемости и снижения посадочной скорости. Горизонтальное оперение с целью защиты от брызг перенесли с фюзеляжа к верхней трети киля. Само вертикальное оперение также было немного увеличено.
Силовая установка летающей лодки состояла из модифицированного турбореактивного двигателя Bristol Siddeley Viper с тягой 3100 фунтов (14 кН). Чтобы защитить двигатель от брызг воды, воздухозаборники были вытянуты вперед под фонарь кабины, а ниже их на водоизмещающем корпусе установили пластины-отражатели. Устойчивость на воде обеспечивалась полуубирающимися подкрыльевыми поплавками, которые после взлета убирались назад под крыло, становясь как бы продолжением пулеобразных обтекателей, размещенных примерно на половине размаха крыла и вмещавших 30-мм пушки ADEN. Узлы подвески, размещенные над и под крылом, позволяли нести легкое подвесное вооружение (например блоки НУРС), измерительную аппаратуру или контейнеры с кинофотоаппаратурой.
Первый фюзеляж самолета проекта «Летучая рыба» был построен на заводе компании Folland на западной стороне полуострова Хамбл и затем в мае 1955 года доставлен в Солент. 14 июня 1955 года во время скоростной рулежки самолет (военный номер WS685) незапланированно совершил свой первый короткий полет: увеличенное крыло создало значительный экранный эффект, который легко подбросил легкий самолет вверх. Затем, после того как угол атаки самолета увеличился до определенной величины, машина перешла в скольжение. Официальный первый полет Fo-150 состоялся 9 июля 1955 года.
Вследствие недостаточной тяговооруженности истребитель был вялым, а резкий взлет делал управляемость у земли очень сложной и создавал серьезные вибрации во время взлетов и посадок. Работы с профилем передней кромки крыла несколько улучшили ситуацию, но не могли избавить самолет от вялости.
Управляемость самолета после доработок значительно улучшилась, но Fo-150 не смог показать весь свой потенциал из-за недостаточной мощности двигателя. Постройка второго экземпляра была завершена до конца 1955 года, и в начале 1956 года новая машина присоединилась к испытаниям. Третий планер был зарезервирован для статических испытаний.
Однако ещё до этого Королевский флот потерял интерес к Fo-150: проблемы с размещением сверхзвуковых истребителей на палубах авианосцев были разрешены, а ПВО кораблей, как считалось, гораздо эффективнее могли обеспечить корабельные ЗРК. В результате проект Volans перешёл в статус чисто экспериментальной программы. Как следствие, оба прототипа были лишены вооружения и продолжили эксплуатироваться в качестве испытательных стендов по гидродинамике, особенно глиссирующих поверхностей, подводных крыльев и обводов корпусов высокоскоростных судов.
В 1960 году первый прототип WS685 использовался для разработки и испытаний гидролыж. Второй прототип к этому времени был уже списан и превратился в источник запчастей для своего собрата. В 1963 году программа была закрыта, после чего изношенный WS685 был также отправлен на слом.
Экспериментальная летающая лодка Folland Fo-150 (WS685) Королевского флота из состава звена №7001 во время проведения испытаний вооружения, Солент, 1956 год
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Folland Fo-150
Назначение: экспериментальный истребитель-летающая лодка
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один турбореактивный двигатель Bristol Siddeley Viper, развивавший тягу 3100 фунтов (14 кН)
Размеры:
размах крыла 28 фт 6 дйм (8,71 м)
длина 34 фт 5 дйм (10,44 м)
высота (от киля до законцовки киля) 12 фт 3 дйм (3,74 м)
площадь крыла (204,5 фт² (19,00 м²)
Вес:
пустого 5644 фнт (2560 кг)
максимальный взлетный 9336 фнт (4235 кг)
Лётные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 432 миль/ч (695 км/ч)
крейсерская скорость 201 миль/ч (324 км/ч)
скорость сваливания с выпущенными закрылками
продолжительность полета 1 ч 45 мин
практический потолок 30 000 фт (9150 м)
Вооружение:
стрелковое:
две 30-мм пушки ADEN с боезапасом по 80 снарядов на ствол
на подкрыльевых узлах подвески:
две 500-фунтовые (227 кг) бомбы
два блока НУРС калибром 68 мм
два контейнера с 7,62-мм пулеметами
на надкрыльевых узлах подвески:
два топливных бака емкостью по 50 галлонов (226 л)
источник: https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/27726368404/