Альтернативное развитие 20-ти летней кораблестроительной программы при адмирале Шестакове в 1885-1888 года

14
В 1885-1886 годах управляющий морским министерством адмирал Шестаков внес первые серьезные корректировки в 20-ти летнюю судостроительную программу 1881 г.
1.В связи со значительным продвижением в разработке плана Босфорской операции, как у Морского, так и у Военного министерств, открылись новые потребности этой операции в обеспечение морскими силами. Было осознанно (после первых учений по высадке десанта, проведенных в 1885 г), что перевозка войск Одесского военного округа транспортными судами из Одессы и Севастополя до Босфора требует эскорта этих транспортов боевыми кораблями Черноморского флота, а также обеспечения с их помощью поддержки непосредственно самой высадки десанта (броненосцы будут стоять у входа в Мраморное море, поджидать британскую эскадру). На эту роль Шестаков выбрал 6 канонерских лодок по типу Корейца и Маньчжура, спроектированных для Сибирской флотилии в 1885 году иностранными фирмами. Канонерок для Черного моря в плане строительства на 20 лет от мая 1882 г не было. Их добавили (сократив на шесть количество планирующихся к постройке на тот момент 15 балтийских канонерок), получив на это деньги от министра финансов сверх сметы 1886 г Морского министерства.
2. Знаменитая «миноносная горячка», разыгравшаяся во флотах Европы в 1885 г под влиянием идей французского адмирала Оба (так называемая Молодая школа), которую популяризировал французский публицист Г. Шарм, а в России с 1884 г адмирал Лихачев, добралась и до Шестакова, он ей тоже «заболел». Отчего в 1885 г добавил в 20-ти летнюю программу миноносцы для Балтийского флота, а также минные крейсера для Балтийского и Черноморского флотов, которых не было в плане от мая 1882 г. Но сверх сметных денег на это Шестаков от министра финансов не получил, поэтому данное изменение было осуществлено за счет текущих смет Морского министерства 1885, 1886, 1887 и 1888 годов. Из-за этого Шестакову пришлось отказаться от строительства в 1885 г одного из двух крейсеров фрегатского (первого) ранга типа «Донской», предусмотренных планом мая 1882 г, которого в нашей реальности не построили.
По моим подсчетам 9 балтийских миноносцев постройки 1885-1888 годов: Котлин (№101), Лахта (№105), Луга (№106), Нарва (№107), Або (№108), Виндава (№109), Либава (№110) и два для Сибирской флотилии Сучена (№201) и Янчхе (№202), а также минные крейсера Лейтенант Ильин (Балтика) и Капитан Сакен (Черное море) стоили все вместе — 3 811 672 руб. Близко по своей цене — 4 254 770 рублей стоил крейсер Владимир Мономах. Построечные цены кораблей приведены по судовому списку 1904 г. В данной Альтернативе этот исторический факт остался неизменен.
Всё это не значит, что Шестаков вообще отказался от постройки крейсеров фрегатского ранга в количестве 2 единиц. Нет, он от них не отказался и даже начал строить их в 1885 и 1886 гг. В нашей реальности это были крейсера Адмирал Корнилов, строившийся во Франции, и Память Азова, строившийся на Балтийском заводе в Петербурге. Но это потребовало изменения плана постройки судов для Балтийского флота от мая 1882 г.
3. От чего Шестаков в 1885 г полностью отказался, так это от оставшихся 7 (после постройки Рынды и Витязя) крейсеров корветского (второго) ранга, предусмотренных планом мая 1882 г.
Два новых крейсера типа Рында Шестаков собирался начать строить в 1885 г, но передумал. Взамен их, ему во Франции (когда он совершал в 1885 г поездку в Европу) приглянулся строящийся по проекту знаменитого французского кораблестроителя Эмиля Бертена в Сен-Назере французский бронепалубный крейсер Таж, а также только что построенный крейсер Сфакс. Близкий к «Сфаксу» и «Тажу» (4500 т Сфакс, 7060 т Таж) по своим ТТХ крейсер (в 4950 т), находясь еще во Франции, Шестаков и заказал французской фирме «Ателье и Шантье» там же в Сен-Назере. Этот крейсер есть и в данной Альтернативе. Но раз наименование «Адмирал Корнилов» в ней уже занято крейсером типа Нахимов, то пусть французский бронепалубник называется «Полканом» в честь парового фрегата Балтийского флота, ранг то крейсера фрегатский.
4. На один крейсер фрегатского (первого) ранга Шестаков всё-таки нашел деньги по смете 1886 г без исключения каких-то других кораблей из 20-ти летней программы. Поэтому крейсер Память Азова был начат постройкой в Петербурге в марте 1886 г на Балтийском заводе. Но в данной Альтернативе он будет отличаться от того проекта, по которому он был построен в нашей реальности.
5. Пять оставшихся по плану мая 1882 крейсеров корветского (второго) ранга Шестаков в 1888 г превратил в один крейсер фрегатского (первого) ранга – это будущий «Рюрик», его самый первый вариант в 9000 т инженера-судостроителя Родионова весны 1888 г. В этой реальности он тоже есть, но сильно отличается от построенного в нашей реальности «Рюрика».
6. Две канонерские лодки для Сибирской флотилии «Маньчжур» и «Кореец» были заказаны в 1885 в Копенгагене и Стокгольме соответственно. Здесь относительной нашей реальности всё без изменений.
Но еще две таких же канонерки, которые для Сибирской флотилии Шестаков в нашей реальности планировал начать строить в 1887 г, он построить не смог. Секвестр бюджетных смет всех министерств в 1887 г, который провел новый министр финансов Вышнеградский, поставил на этих канонерках крест. Их строительство было отменено. Сибирской флотилии в 1887 г Шестаков сократил количество канонерских лодок в 20-ти летней программе с 6 до 4. В данной Альтернативе этот факт неизменен.
7. Броненосцы для Черноморского флота в этой Альтернативе Шестаков при своей жизни больше начать строить не успел. Секвестр бюджета 1887 г поставил крест на его планах в этой Альтернативе в 1887-1888 годах начать строить один такой броненосец по типу «Екатерины II» (а в нашей реальности это был корабль типа «Двенадцать Апостолов»).
8. Броненосцы же для Балтийского флота Шестаков всё-таки сумел начать строить в этой Альтернативе.
В 1886 г из-за экономии средств сметы, потраченной на строительство большого деревянного эллинга на Галерном островке, переданном обратно Петербургскому порту из аренды Франко-Русским заводом (в нашей реальности это возвращение Галерного островка случилось в 1891-92 гг), Шестаков перенес начало строительства одного броненосца-тарана (в нашей реальности это был, начатый строиться в 1886 г «Император Николай I») с 1886 г на 1887 г. В 1887 г министр финансов Вышнеградский обрезал смету Морского министерства. В связи, с чем Шестакову пришлось отказаться от проекта броненосца-тарана по типу реального «Николая I» (на него не хватило денег) и спроектировать новый броненосец по типу реального «Двенадцати Апостолов», который был в 1886-1887 годах спроектирован в нашей реальности инженером-кораблестроителем Гуляевым для Черного моря. Этот броненосец в 8000 тонн по проекту Шестаков и начал строить в июне 1887 г в деревянном эллинге Галерного островка. А его котлы и машины тройного расширения строил, как и реальному «Двенадцати Апостолам», Балтийский завод. В данной Альтернативе этот корабль называется «Ингерманланд».
Альтернативное развитие 20-ти летней кораблестроительной программы при адмирале Шестакове в 1885-1888 года
9. Второй броненосец типа «Ингерманланд» (реальный проект «Двенадцати Апостолов»), который Шестаков планировал в 1887 начать строить в Новом Адмиралтействе (в нашей реальности там, в октябре 1888 г начал строиться маленький в 6600 т по проекту броненосец Гангут) Шестакову из-за секвестра сметы Морского министерства пришлось перенести начало постройки на 1888 г.
Но в 1888 г с финансами у Российской империи и её Морского министерства дела обстояли уже получше, чем в 1887 г. Поэтому у Шестакова появилась финансовая возможность строить броненосец помощней. А желание строить более мощный броненосец появилось из-за того, что в Россию пришли сведения о проектируемых Германией новых броненосцах типа «Вёрт» в 10 000 т и с 6 280 мм орудиями. Небольшой броненосец в 8000 т с 4 305/30 мм и 4 152/35 мм орудиями выглядел откровенно слабым на фоне нового проекта немцев. Что дало Шестакову законное право просить на новый балтийский броненосец в 1888 г существенно больше денег, которые он и получил в этой Альтернативе. Более того Шестаков отстоял своё желание начать строить два таких броненосца: один в 1888 г, второй в 1889 г.
За прототип были выбраны начатые постройкой в 1888 г британские броненосцы Нил и Трафальгард. Проект нового броненосца в 9400 т, 16 узлов, 4 305/35 мм и 8 152/35 мм орудия был окончен к октябрю 1888 г. И тогда же в большом деревянном эллинге Нового Адмиралтейства началось строительство броненосца Гангут, а его машины и котлы строил Франко-Русский завод. Данный броненосец полностью соответствует проекту броненосца Наварин из нашей реальности.
А сам «Наварин» как и в нашей реальности начал строиться на Галерном островке (только не Франко-Русским заводом, а Петербургским портом) в августе 1889 г (по спуску на воду «Ингерманланда» в мае 1889 г), машины и котлы заказаны Франко-Русскому заводу. Но к тому времени адмирал Шестаков уже скончался.
10. В этой Альтернативе не произошла смена цилиндрических котлов на водотрубные котлы Бельвиля зимой 1887-1888 годов броненосному крейсеру Минин на Кронштадском пароходном заводе. Экономия средств около 100 000 рублей (новые котлы «Минин» в это время получил, только цилиндрические), пошла на другие нужды.
В 1884-1885 гг Шестаковым была проведена административная реформа Морского ведомства. В этой Альтернативе она практически без изменений относительно нашей истории. Шестаков, как и в нашей реальности, централизировал управление морским министерства (управление которым при генерал-адмирале великом князе Николае Константиновиче было децентрализировано), сократив многие его департаменты, и создал два новых управления. ГУКиС – главное управление кораблестроения и снабжения, которому от МТК были переданы все хозяйственные и строительные функции и объединены в нём разрозненные отделения МТК. В этой Альтернативе должность начальника ГУКиСа с лета 1885 исполняет вице-адмирал Лихачев Иван Федорович. В феврале 1884 г в Морском министерстве был создан ГМШ – главный морской штаб с военно-морским и цензовым отделами, вместо Инспекторского департамента путём слияния, которого с военно-учетным отделом при канцелярии Морского министерства и образовался ГМШ. Начальник ГМШ становился первым заместителем (или как тогда употреблялось товарищем) управляющего Морским министерством. Первым начальником Главного морского штаба стал вице-адмирал Чихачев Николай Матвеевич, который в период 1885-1888 годов многократно подменял Шестакова (пока тот болел, лечился заграницей, а также был в длительных командировках в Европе и на Дальнем востоке) на посту управляющего Морским министерством, получая соответственно непосредственный опыт управления этим министерством.
Цензовая реформа Шестакова в этой Альтернативе оставлена без изменений. При Шестакове в нашей реальности уменьшилось количество офицеров флота с примерно 2300 до примерно 1800 человек. Также уменьшился набор и выпуск морских офицеров из Морского училища. Уменьшилось и количество адмиралов. Всё это имело причины желание избавиться от «береговых моряков», экономии денег ежегодной сметы Морского министерства, а также желанием обеспечить меньшему общему количеству офицеров больше возможностей по прохождению установленного морского ценза, когда в русском флоте было еще сравнительно мало боеготовых кораблей.
В данной Альтернативе Шестаков ввёл в 1886 г небольшое изменение в количество морских офицерских чинов, когда в этом году обозначилась потребность флота в большем количестве командиров миноносцев (следствие «Миноносной горячки» 1885 г у русских), а чин лейтенанта для этой должности Шестаков посчитал недостаточным. А так как вслед за Военным ведомством в 1884 г (которое ликвидировало чин майора) Морское исключило штаб-офицерский чин 8 класса – капитан-лейтенант (это сделано было по экономическим соображениям: меньше штаб-офицерских чинов – экономия денег на содержании офицеров), то потребовалось введение в 1886 г нового обер-офицерского чина – старшего лейтенанта в 8 класс, аналогичный чину капитана в армии. Чин мичмана тогда же в этой Альтернативе получил вторую звездочку на погон, как у подпоручика гвардии. Как известно, в нашей реальности морские офицерские чины лейтенанта и мичмана были в 1884 подняты вверх в Табели о рангах и приравнены к гвардейскому поручику и подпоручику соответственно. Но соответствующую вторую звездочку на погон мичманы получили только в 1913 г.
В следующей статье будет подробно описано создание в этой Альтернативе корабельного состава Русского флота в 1885-1888 годы, а также описаны взгляды на его боевое применение у разных адмиралов флота. Конфликты этих взглядов и компромиссные решения, который принимал управляющий Морским министерством в связи этими конфликтами.
Предыдущие части данной Альтернативы.
Подписаться
Уведомить о
guest

16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account