Альтернативная Зимняя война. Ваше слово товарищ Сиркен.

3

   Ну а теперь, в качестве приложения к основной статье, как обещал, о тех монстрах – сверхтяжёлых танках прорыва, что так потрясли финскую делегацию на учениях РККА в ноябре 39-го и стали весьма существенным аргументом к мирному урегулированию кризиса в советско-финляндских отношениях.

История танка, берёт своё начало в 1933 году, когда в СССР было принято решение о разработке нового, более мощного танка прорыва вместо устаревшего ещё до начала серийного выпуска Т-35А.

Альтернативная Зимняя война. Ваше слово товарищ Сиркен.

Одним из таких вариантов, был сверхтяжёлый танк прорыва, предложенный К. К. Сиркеном.

Альтернативная Зимняя война. Ваше слово товарищ Сиркен.

   Константин Сиркен был крупным специалистом с большим опытом работы в области военной техники. В Гражданскую строил бронепоезда. Позже, руководил артиллерийским заводом. Участвовал в комиссии ВСНХ по закупке зарубежных технологий для военной промышленности. В составе специальной миссии (т. н. «закупочной комиссии») ездил за рубеж знакомиться с образцами новейших танков и прочей техники. Наконец, он назначается сперва главным инженером, а потом и директором танкового отдела Ленинградского завода «Большевик», преобразованного в танковый завод № 174.

 

   Дальше, следует текст из размещённой на сайте АИ статьи почтенного Бороды про вполне РИ танк Сиркена:

 

   «Сиркен берется за работу, а поскольку он был всё-таки более артиллерист, чем танкостроитель, у него получается классический «сухопутный линкор» образца первой мировой — разумеется, с учётом технических достижений последних лет.

К тому времени на заводе «Большевик» с 1932 года выпускалась 107-миллиметровая пушка — советская модернизация стоявшей на вооружении царской армии «42-линейной полевой тяжёлой пушки обр. 1910 г.», исходно разработанной французской фирмой «Шнейдер» (кстати, выпускавшей одноимённые танки в Первую мировую). В модернизации 1930 года был добавлен дульный тормоз и увеличена длина ствола на десять калибров, орудия устанавливались в тяжёлые бронепоезда на тумбах — так почему бы не поставить его в танк?

Одна беда — создать для 107-мм орудия башню в 1933 году было технически невозможно: ствол без дульного тормоза был длиной четыре метра, а масса в боевом положении две с половиной тонны. Выход был найден — установить орудие в спонсоне лобовой части корпуса по типу САУ: раз уж главный калибр требуется для разрушения укреплений. Углы наведения, конечно, оставляли желать лучшего — всего 20 градусов по горизонтали, а орудие располагалось бы между двумя выступающими далеко вперёд гусеницами.

Дополнительное вооружение — две 45-мм пушки во вращающейся башне по центру корпуса, два курсовых пулемёта в неподвижной надстройке над основным орудием, и, наконец, кормовая башенка с сектором обстрела в 220 градусов и 76-мм орудием. Обслуживать вооружение и сам танк должен был экипаж из 10–12 человек.

Выглядит довольно солидно, особенно если учитывать толщину брони башни и лобового листа — 80-мм. К середине тридцатых годов такую броню не взяло бы ни одно противотанковое орудие. Но тут встали два вопроса, преодолеть которые К. К. Сиркен и конструкторское бюро завода № 185 не сумели.

Разумеется, это были ходовая часть и двигатель. Во-первых, расчётная масса танка достигла восьмидесяти пяти тонн — с учётом вооружения, бронирования, боезапаса и топливных баков. Требовалась подвеска, способная выдержать такой неслыханный вес, ибо самый тяжёлый к тому времени танк, французский Char 2С, был на целых десять тонн легче. Общепринятых схем подвески к тому времени существовало две — это «сороконожка» по типу британских ромбов или того же Char 2Сc, с множеством опорных катков (у француза их было 36 на каждый борт). Второй вариант — изобретённая фирмой «Виккерс» двухкатковая схема, соединённая с другой парой катков листовыми рессорами.

Остаётся открытым вопрос, а каковы же были логистические габариты танка Сиркена? Автору нигде не удалось найти эту информацию, можно лишь строить предположения и брать за основу всё тот же сверхгигант Char 2c, учитывая размеры 107-мм орудия. Выходит, что по длине танк Сиркена должен быть не менее 10 метров, а с учётом кормовой башенки и все 12 метров, то есть превосходить француза. Ширина и высота корпуса также приблизительно должны совпадать — 3–3,5 метра и 3,5–4 метра соответственно. И вообще, непонятно, как танк таких размеров и массы предполагалось транспортировать к линии фронта, поскольку первые советские 50 и 60-тонные платформы были выпущены только в 1935–36 годах на Николаевском заводе, и всего в СССР к 1941 году имелось 387 шестидесятитонных платформ.

И вот всю эту неописуемую красоту, гремящую огнём и сверкающую блеском стали, должна была тащить на себе усиленная и доработанная подвеска «Виккерса» — четыре спаренных двухкатковых тележки на листовых рессорах плюс шесть поддерживающих катков. Листовые рессоры и 85 тонн массы — сочетание несочетаемого, по тем временам это было невозможно принципиально, но других вариантов попросту не было: англо-французская «сороконожка» уже тогда начала радикально устаревать, и только традиционалисты-британцы ухитрились впихнуть эту ходовую на «Черчилля» и TOG-II несколько лет спустя…

Наконец, главная проблема — бензинового двигателя мощностью 1500 лошадиных сил, способного сдвинуть вышеописанную конструкцию с места и разогнать аж до 30 километров в час, в Советском Союзе не было. И нигде не было — в Германии только велись работы по созданию такого авиационного мотора, и то он впоследствии, до войны, использовался для «рекордных» самолётов, выпускаемых единицами.

Проект ожидаемо прикрыли, и не потому, что танк Сиркена был плохим — имейся к 1933 году в СССР достаточные производственные мощности и высококвалифицированный персонал, аналог Char 2С вполне мог бы выйти из заводских ворот малой серией, наподобие многобашенного тяжёлого Т-35. Но развивающаяся промышленность тогда не сумела бы осилить такой танк, особенно нуждающийся в принципиально новой ходовой части и мощном двигателе. Товарищ Сталин, лично курировавший подобные проекты, отказал — и правильно сделал, поскольку эпоха многобашенных танков вскоре навсегда уйдёт в прошлое».

Альтернативная Зимняя война. Ваше слово товарищ Сиркен.

(Сверхтяжёлый танк К. Сиркена)

 

   Вот, примерно такова (за некоторыми не бесспорными нюансами), была реальность. Альтернативный вариант же, учитывал не только хотелку военных заполучить лютую вундервафлю, но так же транспортную логистику и технологические возможности промышленности. Поэтому, массу танка жёстко ограничили 60 тоннами, а габариты – 10 метрами длины и 3 метрами ширины. И уже исходя из этих рамок, КБ 185-го опытного завода начало проектировать модифицированную версию танка Сиркена, проходившую под индексом Т-39 и в данной АИ заменявшую собой тупиковую РИ программу разработки сверхтяжёлого танка прорыва Т-39.

Альтернативная Зимняя война. Ваше слово товарищ Сиркен.

(Один из вариантов разрабатывавшегося в РИ сверхтяжёлого танка Т-39)

   ТТТ к проектированию «умеренной» версии танка Сиркена (в данной АИ Т-39).

   «В течение 33-34 г.г. разработать и построить опытный образец тяжёлого позиционного танка прорыва, массой до 60 т. с габаритами, позволяющими перевозить его по имеющейся ж/д сети на специальной платформе-транспортёре соответствующей грузоподъёмности.

Защита танка, должна обеспечивать ему неуязвимость от всех штатных средств ПТО современных армий.

Толщина брони:

Передняя проекция корпуса и рубки – 60 мм.

Борт и корма корпуса – 35 мм. Плюс 12 мм бортовые экраны.

Борта рубки – 60 мм.

Лоб-борт-корма башен – 35 мм.

Крыша и днище танка – 12 мм.»

   Т. е. весь танк собирается клёпкой (бортовые экраны на болтах) на каркасе из бронедеталей всего трёх толщин: 60, 35 и 12 мм.

   «Вооружение должно обеспечивать уничтожение любых полевых укреплений в т. ч. долговременного типа и гарантировать надёжную самооборону танка». Оно так же оптимизировано по сравнению с первым вариантом танка Сиркена:

   У стрелка, располагавшегося рядом с мехводом, в шаровой установке, заменяемые (по мере необходимости), танковая версия пулемёта ДУ (ДТ с принудительным воздушным охлаждением ствола (как у Льюиса) и ленточным питанием) и огнемёт КС.

   В рубке – специально модифицированная 107 мм пушка (хотя, и 122 мм наверное вполне поместится – хоть и с дульником). Кроме пушки, в лобовом листе рубки установлен ещё один ДУ. В бортах рубки, имеется по амбразуре для «переносного» пулемёта ДТ из резервной боеукладки.

   В башнях (собираются клёпкой из всё тех же плоских бронелистов на каркасе из уголков), стандартные спарки 45 мм пушки 20К и ДТ.

   Хороший обзор из башен обеспечивают наблюдательные башенки.

Альтернативная Зимняя война. Ваше слово товарищ Сиркен.

(«Умеренный» 60-тонный танк Сиркена Т-39 обр. 1935 г.)

   Экипаж танка 8 человек (водитель и стрелок-радист в отделении управления, наводчик (он же пулемётчик основного рубочного пулемёта) и заряжающий (он же пулемётчик дополнительного бортового пулемёта) в рубке, и по двое в башнях. Командир (он же заряжающий орудия) верхней башни, выполняет функцию командира танка. При необходимости, в экипаж включается девятый танкист – механик-моторист.

   Подвеска танка – как и предлагалось Сиркеном, сильно увеличенная и сильно модифицированная версия подвески «Виккерса-6 тонн» на листовых рессорах. Пугаться этого не надо – именно на листовых рессорах спокойно ездил самый настоящий РИ 58-тонный монстр Т-100 разработанный КБ 185-го з-да под руководством Гинзбурга.

Альтернативная Зимняя война. Ваше слово товарищ Сиркен.

   Гусли – так же конструктивно подобные «шеститоннику», но естественно с поправкой на вес и габариты. И они весьма широкие (шире чем у Т-35А).

   Трансмиссия опять-таки как у Т-26 – впереди, с передним расположением ведущих звёздочек. КПП планетарная – по сути, сильно увеличенная версия КПП тяжёлого танка «Риккардо» времён ПМВ (он же Mk-V), которые эксплуатировались РККА до начала 30-х. Двигатель – форсированный М-17, находится по центру танка под рубкой в специальной звукоизолированной выгородке, которая соединяется не слишком длинным валом с расположенной впереди трансмиссией, и ещё одним коротким валом (для вращения вентиляторов) с отделением охлаждения, расположенным сзади – в корпусе, между башнями.

   Для демонтажа двигателя, кормовой лист и часть крыши рубки (вместе с башней) сделаны съёмными. Демонтаж радиаторов выполняется при снятых кормовом листе рубки и крыше корпуса между рубкой и кормовой башней (там же, располагаются жалюзи выхода охлаждающего мотор воздуха).

   Теоретически, танку с массой в 60 т. двигатель нужен значительно более мощный. Но, такового не имелось и изначально, танк должен был оснащаться аж двумя моторами М-17. Но, двум двигателям с их системами охлаждения в МО даже такого большого танка было тесно, а их сопряжение с синхронизацией – слишком сложной задачей для того уровня технологий и технической культуры. Поэтому, пошли на компромисс. Поскольку скорость для тяжёлого позиционного танка прорыва параметр вааще не самый важный, ею решили просто пожертвовать. В итоге, танк получил лишь один, но зато форсированный двигатель М-17. В 33-34 г.г. в Рыбинске, под руководством инженера Рогова был создан М-17 со степенью сжатия 7,3 форсированный по оборотам до 800 л.с. при номинальной мощности 600 л.с. В серии, правда этот мотор (известный как М-17Ф) имел более скромные параметры (степень сжатия 6 и мощность по оборотам 715 л.с.). Тем не менее, он был гораздо мощнее чем «танковая версия» М-17Т (максимальная мощность 500 л.с. номинальная 400), которую разрабатывали для установки на серийные Т-28 (а впоследствии и на БТ-7).

   Зато, благодаря наличию свободного объёма в корпусе танка, двигатель М-17Ф получил весьма эффективные и более-менее надёжные трансмиссию и систему охлаждения. Трансмиссия (сказывалась «наследственность»!), хоть и была очень неторопливой (танк разгонялся лишь до 24 км/ч), но на скорости до 10 км/ч (а для сопровождения наступающей пехоты больше и не нужно), он превосходно, без надрыва и насилования трансмиссии двигался по полю боя, медленно но верно преодолевая практически любые препятствия и, при наличии инженерной «обвески», мог эффективно работать в режиме бульдозера. Что и продемонстрировал с блеском в ноябре 39-го на финско-советской границе охреневшим иностранным (прежде всего финским) наблюдателям.

   Выпускался этот АИ танк, названный Т-39 «Освободитель», как и в РИ Т-35А штучно, лишь по дюжине машин в год – до конца 30-х, было выпущено всего 60 «освободителей» (в т. ч. шесть шасси, достроенных в качестве эвакуаторов) сведённых в два штурмовых батальона (по 27 танков и по 3 эвакуатора) танкового полка прорыва ОСНАЗ РГК РККА.

   Сравняшка:

Альтернативная Зимняя война. Ваше слово товарищ Сиркен.

(60-тонный Т-39 «Освободитель» в зимнем камуфляже и 50-тонный Т-35А)

 

   Р.С. Ежели кому-то, масса в 60 т. для такой машинюги покажется заниженной – оспаривать это мнение ни в коем случае не буду – в СССР по «доброй» традиции от начала 30-х, масса серийных машин намного превосходит массу, как заданную в ТТЗ так и массу опытного экземпляра. Но, для формально сверхтяжёлого танка прорыва и 65 т. не экстрим. Тем более в сравнении с тем же 75-тонным французским 2С или 85-тонным собственно танком Сиркена.

Подписаться
Уведомить о
guest

34 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account