Изначально на конкурс советского тяжёлого танка в 1939 танк КВ так и не был выставлен. Почему этого не произошло, я гадать не берусь. Поэтому решил использовать самое простое объяснение – конструкторы так и не решились отказаться от использования нескольких башен. А так как при многобашенной схеме добиться удовлетворительной защиты и влезть в ограничения по массе в 50 тонн не смогли, то промурижившись с проектом, к указанным срокам так ни чего путёвого выдать и не смогли. Таким образом, на сравнительные испытания попали два других танка Т-100 и СМК.
Машины были идентичными, но так как конструкторы Т-100 в довесок к своей машине представили ещё целую гроздь проектов различных машин на его базе, то решили принять на вооружение, именно, его.
Серийное производство танков Т-100 началось в феврале 1940 года на Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года Челябинскому тракторному заводу (ЧТЗ) предписывалось также начать выпуск, но не Т-100 а самоходок Су-100Y. 31 декабря 1940 года на ЧТЗ собрали первую машину. Одновременно на заводе началось строительство специального корпуса для сборки самоходок.
По плану к началу войны должно было быть готово 200 Су-100Y. Но из-за сложности конструкции удалось сделать всего 20 машин. Ещё несколько машин было собрано в Ленинграде на Ижорском заводе.
Летом 1941 Су-100Y получили боевое крещение. И в отличии от танков Т-100 боевое применение самоходок оставило самое благоприятное впечатление. Их 130 мм пушка не только не оставляла ни каких шансов немецким танкам, но очень хорошо себя проявила при артналётах по немецкой пехоте и скоплению техники. Именно, в этом качестве, как мобильный артрезерв командования фронтов, данные самоходки и применялись.
С началом серийного производства Т-100 и Су-100Y, тщательному анализу были подвергнуты и другие проекты САУ и тяжёлых танков на базе «сотки». От танка береговой обороны Т-103 (Объект 103), решили отказаться, так как точно такую же 130 мм пушку имела Су-100Y, и в принципе могла выполнять все задачи, которые изначально предполагалось возложить на Т-103, при этом оставаясь заметно дешевле.
Однако в начале 1942 года на фронте стали появляться тяжелые немецкие танки Тигр. И остро встал вопрос борьбы с ними. Вот тут то и вспомнили об уже изрядно забытом проекте Т-103. Правда, конструкторы решили подготовить компромиссный проект, с учётом опыта боевого применения Су-100Y.
Опытная машина получила название Су-100Y Bis. Она имела следующие характеристики:
В качестве основного вооружения решили использовать не 130 мм пушку Б-13 а 107 мм ЗиС-6, только с ней можно было сделать рубку такой оригинальной конструкции. С Б-13 этого было сделать нельзя из-за большого отката орудия. Кроме этого посчитали мощность 130 мм пушки чрезмерной даже для борьбы с тиграми.
Кстати говоря в течении войны на данную самоходку ставились самые разные пушки: 100 мм — Д-10 (в РИ стояла на Су-100), 122 мм — Д-25-Т (РИ ИС-2) и 107 мм М-60 (РИ пушка была выпущена в единичных экземплярах в 1940 году).
САУ получила вполне сносное бронирование: лоб корпуса – 75 мм, борт — 75 мм, корма – 60 мм. Лобовая часть боевой рубки была забронирована на много основательней и несла броню 200 мм. С бортов рубку защищала броня в 150 мм, а с кормы всего 100 мм.
С таким бронированием САУ, в зависимости от вооружения была массой от 75 до 80 тонн.
В качестве двигателя для такой махины использовали бензиновый авиадвигатель водяного охлаждения АМ-34, который оснастили турбонаддувом. В этой версии он развивал мощность 1200 л.с..
В качестве дополнительного вооружения на ранних машинах использовалась 45 мм пушка 20-К (РИ танки Т-26, БТ и другие) спаренная в оригинальной башне с 7,62 мм пулемётом ДТ. На поздних версиях башню убрали, заменив её турелью с зенитным пулемётом ДШК (РИ танк ИС-2).
Экипаж машины составлял 6 человек. 2 наводчика, 2 заряжающих, командир САУ совмещал свои функции с функциями радиста и механик водитель.
Су-100Y Bis оказалась достаточно удачной самоходкой. Она провоевала всю войну на всех фронтах, наводя ужас на оккупантов.
PS. Модель сделана не мною. Ни какой легенды по своей машине автор не приготовил, поэтому пришлось сочинять самому. Возможно, получились некоторые моменты притянутыми за уши. Но уж очень хотелось разместить картинки данной машины. А лучше АИ под уже готовую машину мне придумать не удалось. Возможно, кто-то сможет предложить что-то лучше.
Источник картинок — http://forum.worldoftanks.com/index.php?/topic/40903-sketchup-redevelopment-tanks/page__st__2480