Альтернативная линейка танковых моторов на базе авиамотора М-5

21
Альтернативная линейка танковых моторов на базе авиамотора М-5

Авиамотор Liberty-L12 (М-5)

В течении 1930-ых в СССР выпускалось всего несколько разнотипных танковых моторов М-5, М-17 и ГАЗ-26Т в АИ я предлагаю  создать унифицированную линейку моторов на базе М-5.
Почему М-5 а не М-17 как было в РеИ? — Первая и главная причина это экономия дефицитного авиабензина который потреблял М-17 (степень сжатия М-5 4,7 против 5,3-6 у М-17); Вторая причина это цена 8000 руб. за М-5 против приблизительно 18000 за М-17 (данные взяты отсюда) т.е. 24 руб./л.с.(М-5Т) против 40 руб./л.с.(М-17Т); Третья причина это Массо-габаритные характеристики 410кг/330л.с. у М-5Т, против 550кг/450л.с. у М-17Т; Четвертая причина это возможность замены ГАЗ-26Т на четырёхцилиндровую версию мотора, что невозможно с М-17.

P.S.- С мотором Т-26 я М-5 не сравнивал так как там все и так ясно с учетом его конской цены в более чем 11к рублей.

Альтернативная линейка танковых моторов на базе авиамотора М-5

Содержание:

Предыстория

В 1930 году была создана закупочная комиссия под руководством И. А. Халепского и начальника инженерно — конструкторского бюро по танкам С.А.Гинзбурга,  весной 1930 года комиссия направилась в Великобританию где была куплена лицензия на производство и 15 танков «Виккерс 6 Тонн». Помимо  «Виккерс 6 Тонн» Советская комиссия закупила в САСШ 2 танка «Кристи М-1930» в сопровождении полной технической документации.

В СССР первые из прибывших танков (Виккерс 6-тонный далее В-26/Т-26) поступили в распоряжение «специальной комиссии по новым танкам РККА» под руководством С. Гинзбурга, задачей которой являлся выбор танка для принятия на вооружение армии.  По итогам испытаний Виккерс-26 вызвал бурное одобрение комиссии и уже 9 января последовало распоряжение К. Ворошилова: о решении целесообразности запуска в производство танка В-26; а С.А. Гинзбургу было приказано представить Наркомвоенпрому список отмеченных в ходе испытаний преимуществ и недостатков В-26 по сравнению с Т-19.  В докладе, представленном 11 января 1931 года, сделан вывод о надёжности и простоте ходовой и трансмиссии танка В-26 и соответствии этих систем требованиям РККА, но также говорилось о том, что двигатель является неподходящим для установки на танк по ряду причин таких как сложность производства, не технологичность, воздушное охлаждение и малая мощность.
Параллельно с испытаниями В-26 в начале 1931 года проводились испытания танка Кристи с мотором «Либерти-12″(М-5-400) в ходе которых была выявлена излишняя удельная мощность мотора поэтому было предложено разработать урезанную 8 цилиндровую версию мотора М-5. В мае 1931 года протоколом Комитета Обороны «О танкостроении» предписывалось ввести танк БТ в систему вооружения РККА и развернуть его производство на ХПЗ с мотором М-5-8 и увеличенным до 16 мм бронированием.  Параллельно с вводом в серийное производство БТ-2 на заводе №24 имени Фрунзе были начаты работы по целому семейству унифицированных двигателей на базе М-5 для всех новых танков V-12 для Т-28 (На Т-28 в АИ установлена модернизированная трансмиссия от танка БТ),  V-8 для БТ и I-4 для Т-26 мощностью 330-220-110 л.с. соответственно от Авиационного М-5 моторы этой серии отличаются немного урезанной высотой и степенью сжатия 4,7.
В Августе 1931 было начато производство опытных моторов (I-4)установочной партии Т-26, за счет новых надежных (М-5 создан уже давно и был неплохо отработан) и мощных моторов танки показали неплохие результаты в ходе испытаний. Для упрощения производства вместо 10/13 мм броне листов был использован прокат аналогичный танку Т-18 толщиной 16 мм, что повлекло за собой увеличение массы танка, но более мощный мотор позволил сохранить подвижность на прежнем уровне.
В начале 1932 года было начато серийное производство V-8(далее М-58Т) и I-4(Далее М-54Т) на заводе №24 для танков БТ-2 и Т-26 позже в 1933 году начался выпуск V-12(М-5Т) для Т-28.
В начале 1933 года началось производство одно башенного Т-26 с 45 мм пушкой, а так же танка БТ-5 на который была установлена та же башня, с 45 мм пушкой, для большей унификации с Т-26 на БТ-5 установили гусеницы от танка Т-26 (По внутренним агрегатам танки были также максимально унифицированы). Немногим позже на таки Т-26 и БТ-5 поставили электрический привод башни от Т-28.

Заклепки:

 

Альтернативная линейка танковых моторов на базе авиамотора М-5

М-5Т базовая модель:

  • Мощность — 330 л.с.
  • Сухой Вес — 410 кг.
  • Степень сжатия — 4,7.
  • Танк — Т-28/Т-28Э массой от 19 до 24 тонн.

Альтернативная линейка танковых моторов на базе авиамотора М-5

М-58Т 8-Цилиндровая модель:

  • Мощность — 220 л.с.
  • Сухой Вес — 300 кг.
  • Степень сжатия — 4,7.
  • Танк — БТ-5/БТ-5М (с конической башней и 20 мм лбом) массой от 11,5 тонн до 12,5 тонн.

Альтернативная линейка танковых моторов на базе авиамотора М-5

М-54Т 4-Цилиндровая модель:

  • Мощность — 110 л.с.
  • Сухой Вес — 210 кг.
  • Степень сжатия — 4,7.
  • Танк — Т-26/Т-26М массой от 9,6 тонн до 10 тонн.

***

P.S.- Танк БТ-5 несмотря на 16 мм броню имел массу 11,5 тонн за счет более легкого и компактного мотора а соответственно меньшей длинны корпуса. В 1933 году начнется разработка нового семейства уже дизельных двигателей +- аналогичных В-2 только изначально разработанных исключительно для танков.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

57 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account