Альтернатива Т-43. «Не пропадать же добру»

21

Итоги испытаний опытного, плавающего, колёсно-гусеничного, малого танка-разведчика не радовали. Не то, чтоб он их провалил, но, будучи именно малым, он в очень МАЛОЙ степени был успешен во всех ипостасях, на которые рассчитывали заказчики.

   На гусеницах танчик бегал не очень – узкие гусли, сваливаются с однодисковых катков при движении и на косогорах, и при резких поворотах на скорости (болезнь любой малой гусеничной техники). На колёсах – тоже не очень. Колёса без пневмошин на скорости, вызывали зубодробительный «тремор» у экипажа очень лёгкой машинки и быстрое разрушение бандажей узеньких колёс-тарелочек. Удивительно, но скорость на колёсах оказалась даже меньше чем на гусеницах! Из-за не очень хорошо решённых проблем с передачей привода, плавал танчик, опять-таки довольно плохо. Медленно, и при минимальном запасе плавучести, он, как и его чисто гусеничный предок Т-37А, просто ждал удобного момента, чтоб на первой же волне черпнуть воду, заглохнуть и начать тонуть.

  В общем, ко всем проблемам того Т-37А, добавились усложнение/утяжеление движителя и снижение его надёжности.

И, всё те же, уже давно не устраивающие армию, слабые вооружение и бронирование. В общем, в 1935 году, после двух лет потраченных на разработку и испытания (причём параллельно, двумя КБ!), тему Т-43 закрыли.

АИ. Тема НЕ закрывается. ТТЗ меняется. Вполне себе симпатичный, маленький, кое как плавающий, колёсно-гусеничный танчик, перестаёт быть «маленьким, плавающим колёсно-гусеничным танчиком» и дорабатывается в качестве НЕ плавающего, лёгкого, гусеничного бронетранспортёрчика.

Корпус той же формы, удлиняется и расширяется так, чтоб в нём, помимо водителя, на узеньких лавочках вдоль бортов помещались «в тесноте, да не в обиде» аж шестеро пассажиров (по три на борт)! Или четверо при наличии башенки с пулемётом в передней части корпуса. Бензобаки переносятся из корпуса за его корму – наружу.

Все «причиндалы» колёсного хода и водоплавания выбрасываются. Гусеничный ход качественно дорабатывается. Усиливаются гусли, катки становятся двухдисковыми с тем, чтоб в своей единственной форме движения – на гусеницах, машина двигалась хорошо и надёжно. Гусеничные ленты, лучше всего использовать от Т-26. В соответствии с увеличением габаритов корпуса и массы машины, в подвеску добавляется ещё один каток с каждого борта. Не только передние, как прежде, но и вообще все катки теперь на независимой подвеске.

Поскольку полная масса машины наверняка вплотную подтянется к 6 тоннам, силовая и агрегатная часть с ГАЗ-овской меняются на… силовой агрегат Т-26 (85 л. с.), с соответствующим увеличением агрегатного отсека прежде всего в ширину (поскольку корпус будет существенно шире).

Корпус, конструктивно и технологически подобный прототипу (но увеличенного размера) изначально «строится» с универсальным основанием, но четырьмя видами «надстройки», согласно назначения:

  1. Универсальный бронетранспортёр. Над корпусом надстраивается рубка. По большей части без крыши. В рубке шесть посадочных мест (плюс водитель). Под продольными бортовыми лавками места для ящиков с боеприпасами. Вооружение в виде ДТ в шаровой установке в лобовом листе рубки и кронштейна для зенитной стрельбы из его же. В бортах – бойницы для стрельбы из личного оружия десанта.

Предназначен для перевозки шестерых полностью экипированных разведчиков, либо буксировки артиллерии массой до 2 тонн с расчётом и боекомплектом в механизированных соединениях.

При оснащении рубки крышей и демонтаже пулемётной установки в передней части рубки (с соответствующим упрощением конструкции), может использоваться как довольно вместительная машина снабжения (груз в корпусе до тонны весом, либо до двух с половиной тонн на «крюке»), эвакуатор раненых с переднего края и даже КШМ (при установке мощной радиостанции).

  1. Специальная разведывательная бронемашина. Помимо водительского, в закрытом корпусе без рубки-надстройки, три «рабочих» места. В передней части корпуса лёгкая башенка с пулемётом ДТ и прибором наблюдения (буссолью) – рабочее место командира. Позади башенки – два отдельных посадочных люка над рабочими местами радиста и наблюдателя.

Так же, может использоваться как малозаметная машина передовых арткорректировщиков и авианаводчиков (при установке специального оборудования).

  1. Платформа для установки ЗПУ. Корпус аналогичный машине разведчиков, но без башенки. На крыше, открыто устанавливается одно или двуствольная крупнокалиберная ЗПУ. В корпусе, места для расчёта на марше, вне боевой обстановки, БК и ЗиП.
  2. Лёгкая САУ. На крыше корпуса устанавливается штатная башня от среднего бронеавтомобиля БА-6 (той же конструкции, что и башня танка Т-26, но изготавливалась из брони толщиной 9 мм).

В перспективе, из транспортёра, ещё может получиться самоходный миномёт.

(Изображения чисто условные. Я даже МТО под СУ Т-26 перерисовывать не стал. Для концепта сие необязательно. Если «салон» или МТО маловаты – будут больше.).

  Вот такая линейка. Единственный визуально очевидный недостаток – клиренс всего 285 мм. Но, это опять-таки лишь «издержки» «художественной» части. При реализации проекта, несомненно будет больше. Ну и, двигатель желательно иметь мощнее. Кстати, чем не повод, как можно раньше довести до ума и запустить в серию дизельный КОДЖУ – это минимум 90 л. с.

Теперь главное. Автор НИКОГДА не ратовал за массовое навязывание бронетранспортёров довоенной РККА в дополнение ко всем имеющимся танкам, поскольку в СССР даже для полноценного ТО огромного парка танков, ресурсов всегда не хватало катастрофически. Ни материальных, ни людских (соответствующе обученных). А гусеничный бронетранспортёр того времени – требуя ресурсов на обслуживание не меньше чем танк, всё-таки НЕ танк и на поле боя он всегда менее эффективен, являясь лишь вспомогательной техникой. Даже немцы это понимали и полугусеничными бронетранспортёрами у них были обеспечены лишь некоторые части в моторизованных и танковых дивизиях. Причём если по штату, ТД полагалось более 200 БТР (и машин различного назначения на его базе), то фактическое наличное количество, за всю ВМВ, лишь в пяти дивизиях превышало сотню машин (из этих пяти, три были привилегированными дивизиями СС).

У нас эксплуатация БТР в добавление к избыточно многочисленным танкам, автоматом ДОБАВИТ проблем в логистике (хотя, должно бы наоборот, но не в нашем случае!). Поэтому, БТР я предлагаю, в рамках данной АИ, подавать в механизированные бригады РККА сугубо ВМЕСТО части танков. Например, отказавшись от перехода в бригадах с 3-танковых взводов на пятитанковые и сократив количество самих танковых батальонов с четырёх до трёх. Да и собственно БТР подавать не во все типы танковых бригад.

Например, бригады, вооружённые танками сопровождения пехоты Т-26, лучше всего «назначить» именно бригадами поддержки пехоты (отчасти, так оно и было) и оставить в них мотопехоты и собственной артиллерии по минимуму – благо у поддерживаемых теми бригадами Т-26, стрелковых частей, всего этого достаточно. И без БТР они вполне обойдутся.

А вот в бригадах вооружённых БТ, как раз можно произвести «рокировку», заменив часть танков на те самые БТР.

Например в РИ, в бригаде БТ, имелось 4 танковых батальона по 54 танка и один мотострелковый батальон на грузовиках. Имелся ещё разведбат со взводом плавающих Т-37А/38.

В АИ, танковый разведвзвод разведбата бригады, вооружается вместо тех Т-37А/38, БТР различного назначения в количестве до 20 машин. Один из четырёх танковых батальонов упраздняется, и вместо него, в бригаде, будет три танковых батальона и усиленный до четырёх рот мотострелковый батальон.

Те 4 мотострелковые роты, распределяются так: одна рота при штабе в качестве резерва и боевого охранения, и каждый танковый батальон, получает свою роту мотопехоты, в которой тоже четыре взвода: первый взвод пересаживается с грузовиков на БТР, а три – в бою пересаживаются из грузовиков на броню танков из расчёта взвод мотопехоты на роту танков. Чтоб не обременять бригаду излишним количеством техники, как уже говорилось выше, переход в танковых взводах с 3 на 5 танков отменяется. Тогда, на каждый из 10 танков роты, будет приходиться 3 мотострелка на броне. (В идеале – пулемётчик с ДП-27, помощник пулемётчика с карабином и стрелок с автоматической винтовкой АВС-36 – выпущено более 65 тыс. экземпляров). Учитывая, что это БТ — совсем не тесно и очень полезно. При вполне достаточной огневой мощи.

Плюс, в батальоне, отдельный взвод мотопехоты на БТР, который можно использовать и для разведки, и для обеспечения фланга и для удержания достигнутого батальоном рубежа.

Всего в танковом батальоне и приданной ему роте мотопехоты, получается 33 танка БТ и 10 БТР (6 БТР для перевозки л. с. первого взвода и ещё 4 БТР в качестве машин управления). Когда в РККА массово появятся миномёты и ЗПУ, можно будет дополнить эту батальонную группу батареей самоходных миномётов и ЗСУ.

Бригадная артиллерия будет представлена дивизионом лёгких 45 мм САУ на шасси БТР (18 машин), дивизионом буксируемых БТР-ом 76,2 мм дивизионных пушек (12 штук) и дивизионом «арттанков» БТ-7А (как раз разрабатываются). Плюс дивизион ЗСУ (с ЗПУ). Всего порядка 40 машин на базе БТР.

Итого, в полностью укомплектованной мехбригаде, получается 100 танков БТ, 12-18 БТ-7А и примерно 100 БТР различного назначения (до введения в штат самоходных миномётов и ЗСУ на шасси БТР, которые должны заменить ЗСУ на шасси ГАЗ-ААА).

Подписаться
Уведомить о
guest

26 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account