По мотивам статьи Алексея Козленко с сайта WARSPOT от 17 июля 2018 года.
Содержание:
Греческий идеал человека заключался в гармоничном соединении совершенства духовных качеств и физического облика. Спортивные упражнения, способствующие здоровому телосложению, развитию силы и ловкости, были обычной частью воспитания греков. Игры и состязания также выступали важнейшим проявлением присущего всей греческой культуре состязательного духа. Рисунки на вазах и рельефы с изображениями спортивных упражнений и игр, статуи и бюсты победителей соревнований показывают, насколько значимы были атлетические состязания и окружающие их традиции в жизни греков.
Происхождение игр
В поэмах Гомера впервые упоминаются спортивные состязания. Их организовал Ахилл на следующий день после погребения Патрокла. В программу входили бег, борьба, кулачный бой, метание диска, колесничные бега, бой на мечах и стрельба из лука. Эти соревнования были частью религиозных праздников, которые проходили в значимых святилищах: в храме Зевса в Олимпии, Немее и Додоне, Аполлона в Дельфах, Посейдона на Истме и других местах. С течением времени игры обрели общеэллинский характер, привлекая атлетов и зрителей даже из самых удалённых уголков страны. Кроме спортивных соревнований, проводились конкурсы в музыке, пении и танцах. Часто художники и артисты выставляли здесь свои новые произведения. Эти зрелищные мероприятия собирали огромные толпы народа. Для обеспечения безопасности участников на время игр объявлялся Священный мир.
Наибольшей известностью у греков пользовались четыре основных фестиваля:
- Олимпийские игры, начиная с 776 года до н.э., проводились один раз в четыре года в июле – августе в священной области Зевса в северо-западной части Пелопоннеса.
- Пифийские игры, известные с 582 года до н.э., устраивались также раз в четыре года в августе в храме Аполлона в Дельфах.
- Истмийские игры, учреждённые в 581 году до н.э. в храме Посейдона на Коринфском перешейке, проходили в апреле – мае с периодичностью раз в два года.
- Немейские игры, устраивавшиеся начиная с 573 года до н.э. в августе – сентябре в святилище Зевса в пограничной местности между Арголидой, Аркадией и Коринфом, также организовывались раз в два года.
Все игры происходили одна за другой в строго установленной последовательности, которую греки называли «периодом». Каждый год включал как минимум один из главных фестивалей. Помимо этих четырёх игр, почти каждый крупный город организовывал местные спортивные события.
Игры имели огромное международное значение. Политики и государства, стремившиеся к доминированию в Греции, пытались обеспечить себе божественную поддержку и укрепить свою легитимность через спортивные успехи. Так, аргосцы, стремившиеся стать лидерами в северо-восточном Пелопоннесе, старались взять под контроль Немейские игры. В 450 году до н. э. они и вовсе перенесли эти игры к себе, проводя их до 324 года до н. э. Возможно, особое значение Олимпийских игр было связано с тем, что государство Элида не играло ключевой роли в политической жизни Греции, и благодаря этому судейские оценки были менее подвержены политической ангажированности. Однако статистика вызывает интересные размышления: 125 из 940 известных олимпиоников были элийцами, что составляет 12% — это самый большой процент победителей из одного города.
Олимпийские игры
Среди всех спортивных соревнований самыми уважаемыми и древними были Олимпийские игры. Они проводились в святилище Зевса Олимпийского, находящемся на западе Пелопоннеса в местности Элида, в 60 километрах от её столицы с таким же названием. Игры устраивались раз в четыре года, в период первого полнолуния после летнего солнцестояния. Их корни уходят в мифическое прошлое: основание приписывалось как Зевсу, так и его сыну Гераклу. Первые официально зафиксированные состязания в Олимпии прошли в 776 году до н.э. Эту дату, предложенную Гиппием из Элиды, большинство греческих историков использовали для отсчета лет.
Сначала Олимпийские игры имели сугубо региональное значение и длились один день. По мере увеличения их важности и числа участников, в VI веке до н.э. продолжительность соревнований сначала возросла до трёх дней, а с 468 года до н.э. — до пяти дней. Ассортимент спортивных дисциплин также расширился. Первым видом состязаний в Олимпии был бег. В 708 году до н.э. в программу включили пятиборье, в 688 году до н.э. добавили кулачный бой, в 680 году до н.э. появились колесничные бега, в 648 году до н.э. — скачки и панкратион (разновидность единоборства).
Участвовать в Олимпийских играх и быть их зрителями могли исключительно свободные греки, которые были полноправными гражданами и не причастны к убийствам. Иностранцев и женщин не допускали до состязаний. По установленным правилам, атлеты обязаны были прибыть в Элиду за десять месяцев до начала игр, чтобы тренироваться вместе и оценивать друг друга.
Перед открытием игр устраивалось торжественное шествие из Элиды в Олимпию. В нем участвовали жрецы, судьи-элланодики и спортсмены. Все они входили на территорию святилища, приносили жертвы и давали обеты соблюдать правила состязаний. Элланодики, наблюдавшие за играми и вручавшие победные награды, избирались жребием из числа местных жителей — элийцев. Их назначалось десять человек. Каждому выдавали пурпурную одежду, и на стадионе они занимали отдельные места.
Очередность выхода участников на арену определялась жребием, а глашатай объявлял их имена и происхождение. В финальный день празднеств вручались награды. Победитель — олимпионик получал оливковый венок, украшенный пурпурными лентами, и пальмовую ветвь. Также он имел право установить свою статую в священной роще Зевса. Постройку памятника нужно было финансировать самостоятельно, однако географ Павсаний, посетивший Олимпию около 175 года н.э., упоминал, что там находилось примерно 200 статуй.
По возвращении домой триумфатор удостаивался почестей от своих сограждан. Все окружающие выходили ему навстречу. Олимпионик внарядной пурпурной одежде въезжал в город на колеснице, запряжённой четвёркой коней. Его сопровождали как всадники, так и пешие жители. Порой, чтобы провести победителя в город, демонтировали часть стены, полагая, что обычные ворота недостойны принять такого выдающегося человека. В сопровождении сограждан триумфатор направлялся в храм, где посвящал свой венок божеству-покровителю города. Затем его честовали обедом в пританее или зале совета. В его честь создавались торжественные гимны, которые поручались таким мастерам жанра, как Пиндар, Симонид Кеосский и Вакхилид. В Афинах имя олимпионика упоминалось в документах наряду с именем архонта-эпонима; он освобождался от всех обязательств и получал почётное место на состязаниях и праздниках. Пиндар писал, что «победитель игр всю свою жизнь наслаждается спокойствием за свои подвиги, и это счастье безграничное, высшая цель каждого смертного». Известен также пример, когда борец Диагор Родосский стал олимпиоником трижды, а потом увидел, как этот титул завоевали его сын и внук. Один спартанец, приветствуя его, воскликнул: «Умри, Диагор, ибо на Олимп тебе не взойти».
Виды состязаний
Наиболее древним видом из числа упоминаемых спортивных состязаний был бег. Этот вид спорта с самого начала входил в программу Олимпийских игр. Греки различали бег на короткую дистанцию (один стадий — 192,27 м), среднюю (два стадия — 384,54 м) и длинную (от семи до 24 стадий). При беге на средние и длинные дистанции участники бежали по дорожке до поворотного столба стадиона, затем разворачивались и бежали в обратном направлении. Кроме обычного бега существовал бег на два стадия в гоплитском вооружении, вначале включавшем щит, панцирь и шлем, а позже — только с одним щитом.
Борьба вошла в программу Олимпийских игр начиная с 708 года до н.э. Борцы различались лишь по возрастным группам, ограничений по весовым категориям не существовало. Поединок не имел фиксированной продолжительности. Борьба велась до победы одного из противников, каждый из которых старался обездвижить или сдавить другого участника руками. Победа засчитывалась за троекратный бросок противника на спину или на плечо. Основными приёмами были захваты и броски, болевые заломы не допускались. Для получения преимущества над противником борцы-профессионалы старались иметь значительный вес, соответственно, поединок тяжеловесов проходил в медленном темпе. В пятиборье, напротив, предпочтительнее оказывались скоротечные схватки с бросками и махами противника.
Самым знаменитым борцом был Милон Кротонский, который в первый раз одержал победу в Олимпии в 540 году до н.э., когда был ещё мальчиком. Затем пять или шесть раз он становился олимпийским чемпионом, уже будучи взрослым. К этим победам борец прибавил ещё семь на пифийских играх, десять — на истмийских и девять — на немейских. Милон славился не только своим огромным ростом и силой, но и обжорством. Он мог взвалить на плечи 3-летнего быка, обойти с ним стадион, потом зажарить и съесть целиком в течение одного дня.
Кулачный бой появился в программе Олимпийских игр в 688 году до н.э. Как и в борьбе, здесь не различались весовые категории. Поединок продолжался до победы одного из участников, которая могла быть одержана нокаутом или признанием поражения. Среди разрешённых приемов числились удары двумя руками одновременно, а также удары ребром ладони. Запрещены были захваты, укусы и пинки ногами. Большой вес давал кулачному бойцу преимущество над противником, но одновременно ограничивал его подвижность. Важное значение придавалось умению бойца уходить от ударов противника или уклоняться от них с помощью обманных движений. Кулачный бой греки считали самым опасным видом спорта. Художники и скульпторы изображали бойцов с лицами, изуродованными шрамами, с переломанными носами и порванными ушами. Известны описания боёв, закончившиеся смертью одного из участников.
Ещё одной разновидностью силового вида спорта был панкратий, в котором борьба соединилась с кулачным боем — как в стойке, так и на земле. В программу Олимпийских игр он вошёл в 648 году до н.э. Здесь разрешались удары кулаком, локтем, коленом или ногой, захваты, сжатия, заломы, выкручивания суставов. Существовал запрет кусаться и царапаться, который, правда, постоянно нарушался. В кулачном поединке противники стремились нокаутировать друг друга сильным ударом и в то же время, опасаясь пропустить такой удар, обычно вели медленный бой на дальней дистанции. Кисти бойцов были защищены бинтами из сыромятной кожи. В панкратии же бойцам не разрешалось бинтовать руки. Опасаясь разбить кулак о зубы или лоб противника, бойцы действовали на более близкой дистанции, при этом переходя от кулачного боя к борьбе. Задача состояла в том, чтобы измотать противника и нанести ему как можно больше мелких травм. Исход боя решался неспособностью одного из соперников его продолжать или же добровольной сдачей, символом которой был вытянутый указательный палец.
Пятиборье (пентатлон) появилось в программе Олимпийских игр в 708 году до н.э. Оно включало бросание диска, прыжки в длину, метание копья, бег на короткую дистанцию и борьбу — в такой последовательности они перечисляются в стихе Симонида. Соединение вместе различных видов спортивных состязаний требовало от победителя пятиборья разносторонних навыков и высокой результативности, как в лёгкой, так и в тяжёлой атлетике. Правила соревнований нам доподлинно неизвестны из-за пренебрежения греков описаниями процедуры. Скорее всего, состязания велись на выбывание участников предварительных этапов, так что в финале их оставалось только двое — им и предстояло бороться за окончательную победу. Этой стройной гипотезе противоречат надписи победителей, которые скорее являются бегунами, чем борцами, что, вероятно, предусматривает возможность победы по очкам.
Закат Олимпии
Высокое значение Олимпийских игр в известной степени сохранялось и в эпоху, когда Греция уже утратила свою независимость. В Олимпии возводились новые постройки и статуи, её посещали правители и художники. Упряжка, принадлежавшая будущему императору Тиберию, принесла ему лавровый венок победителя в 4 году до н.э. Император Нерон лично участвовал в играх в 67 году н.э., для чего, вопреки традиции, приказал провести их на два года раньше срока. Закономерно, что он получил много призов и венков за победы в состязаниях, но после его убийства игры были объявлены недействительными. В эпоху Римской империи Олимпийские игры получили в полном смысле международный характер. На состязания приезжали атлеты из Александрии, Эфеса, Сирии и Африки. Последний расцвет Олимпии приходится на эпоху правления императора Адриана, который был поклонником греческого искусства и культуры. К этому времени относится классическое описание Олимпийских игр, принадлежавшее перу греческого географа и путешественника Павсания.
Напряжённый, изобиловавший катастрофами III век н.э. ознаменовался начавшимся в это время упадком Олимпии. Многие обветшавшие от времени здания были разрушены сильным землетрясением и уже не восстанавливались. Для защиты священного участка от вторжения варваров-герулов в 267 году н.э. его укрепили стенами, в строительстве которых были использованы блоки разобранных построек. Последние восстановительные работы относятся к правлению императора Диоклетиана в конце III века н.э. Несмотря на начавшийся упадок, спортивные игры — пусть и не такие пышные, как ранее, — продолжали проводиться. Последняя найденная археологами статуя победителя датируется 261 годом н.э. Правда, сами устроители игр были далеко не так внимательны к именам олимпиоников. Только благодаря случайности до нас дошло имя победившего на играх 369 года н.э. армянского принца Вараздата.
Окончательный удар играм нанесло распространявшееся христианское вероучение. В 394 году н.э. император Феодосий приказал закрыть языческие храмы и запретил проведение Олимпийских игр. Их возрождение произошло лишь в конце XIX столетия по инициативе Пьера де Кубертена.
Литература
- Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. / Павсаний; пер. С.П. Кондратьева; отв. ред. Э.Д. Фролов. — СПб: Алетейя, 1996.
- Колобова, К.М. Олимпийские игры / К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. — Л., 1959.
- Немировский, А.И. Возникновение Олимпийских игр / А.И. Немировский // Вопросы истории. — 1980. — № 6. — С. 179–182.
- Ривкин, Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции / Б.И. Ривкин. — М., 1969.
- Шанин, Ю.В. Герои античных стадионов / Ю.В. Шанин. — М.: Физкультура и спорт, 1979.
- Соколов, Г.И. Олимипия / Г.И. Соколов. — М.: Искусство, 1980.
источник: https://warspot.ru/12298-bolshie-igry-drevney-gretsii