Алексей Исаев. В день артиллерии стоит все же не только о фанфарах
Небольшая, но интересная статья из ТГ-канала Алексея Исаева «Железный ветер»
К сожалению, одна из ключевых проблем в деле своевременного принятия решений касалась тяговых средств артиллерии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Эти средства объективно не поспевали за изменениями в организационных структурах.
Когда возникла необходимость в создании танковых и моторизованных дивизий, Красной армии оказалось сложно подобрать подходящую технику. В результате моторизованные и танковые дивизии получили трактора СТЗ-5, которые в войсках уважительно назывались «головастиками», но имели невысокую скорость. Их средняя скорость по шоссе составляла 14 км/ч, а по грунтовым дорогам — лишь 10 км/ч. Эту информацию можно найти в книге «Механическая тяга артиллерии в Великой Отечественной войне», изданной Воениздатом в 1957 году (стр. 133).
Генерал М. И. Потапов, командир 4-го механизированного корпуса, в декабре 1940 года на совещании командного состава РККА отметил: «Несколько слов об артиллерии. Наша артиллерия, которая входит в состав механизированного корпуса, имеет такой трактор — СТЗ-5, который не успевает в своем продвижении за танковыми частями, поэтому требуемого взаимодействия мы не получаем. Этот трактор необходимо снять с вооружения механизированного корпуса и заменить его более мощным и вездеходным».
В одном из предвоенных докладов (март 1941 г.) председателя Артиллерийского комитета ГАУ КА генерал-майора В. И. Хохлова начальнику ГАУ Маршалу Г. И. Кулику указывалось:
«Транспортные трактора СТЗ-5 и СТ-2, изготовляемые на базе сельскохозяйственных тракторов, также являются маломощными и тяжеловесными но в сравнении с сельскохозяйственными несколько подвижнее. Их средние технические скорости движения с прицепом не превышают: СТЗ-5 12-15 км в час и СТ-2 10-11 км в час, кроме этого они не прочны и ненадежны в работе».
На тот момент требовались средние технические скорости движения 20-25 км/ч. В закрытой работе «Механическая тяга артиллерии в Великой Отечественной войне» приводились выводы комиссии ГШ КА относительно адекватности задействованных в оснащении подвижных соединениях тягачей их задачам:
«тракторы СТЗ-5, предусмотренные штатами для артиллерийских частей танковых и мотострелковых дивизий […] не обеспечивают их как по скорости движения, так и по мощности двигателя».
Почему мехкорпусам досталось такое чудо-юдо? Потому что никто не ставил вовремя и не прожимал задачу «скоростной тягач». Ну и сопутствующие проблемы. Двигатель подходящий найти и массово производить и тп.
Сельскохозяйственные «сталинцы» («катерпиллеры») С-60 и С-65 были вообще ужоснахом со скоростью пешехода. А на них опиралась вся артиллерия РГК. Не теоретически, а реально. «Коминтерны» и «Ворошиловцы» к 1941 г. в основном загнали в мехкорпуса, танковые войска. Как средство эвакуации. Танков, да.
У противника артиллерия РГК и танковых частей бегала быстрее. Что сказывалось. Потому что РГК надо маневрировать с участка на участок и гнать вслед за наступающими войсками. Желательно по пятам танков.
В целом справились, дотащили (на заставке 👆👆👆 «сталинец» тащит 152-мм МЛ-20 под Данцигом в 1945 г.), но это была системная проблема, которую так или иначе приходилось учитывать.
источник: https://t.me/iron_wind/1117