AIR-2 «Genie» — ядерный страж континента
В середине 1950-ых, военная авиация переживала тяжелый кризис. Характеристики военных самолетов росли стремительно, а их вооружение – нет. Старомодные крупнокалиберные автопушки и НУРС уже не соответствовали требованиям при перехвате реактивных бомбардировщиков, движущихся на большой высоте со скоростью порядка 900-1000 километров в час.
Управляемые ракеты “воздух-воздух” были еще слишком примитивны, слишком несовершенны чтобы быть надежным средством поражения в воздушном бою. Их применение, ввиду примитивности систем наведения, было сложным, ненадежным и требовало подчас долгого и утомительного маневрирования перехватчика. Радиус их действия был недостаточным, точность – неудовлетворительной. Слабые РЛС, стоящие на перехватчиках того времени, попросту не могли дать неуклюжим ракетам вроде AIM-4 “Falcon” или К-5 достаточно надежного наведения на цель, а радиокомандные системы. использовавшиеся для управления ракетами, не могли обеспечить точности.
Совершить кардинальный технический прорыв в области электроники наведения в то время было все еще невозможно – сказывались жесткие массогабаритные требования истребителей-перехватчиков.
Кроме того, инженеры 1950-ых вполне всерьез предполагали, что управляемые ракеты воздушного боя вскоре окажутся и в арсенале защитного вооружения бомбардировщиков – которые, благодаря большей полезной нагрузке и более мощным радарам, смогут применять их гораздо эффективнее истребителей.
И в 1954 году инженерам фирмы “Douglas” пришла в голову простая идея: если не удается обеспечить приемлемую точность попадания ракетой в бомбардировщик, то почему бы просто не сделать так, чтобы ракета могла поразить бомбардировщик гарантировано даже при низкой точности попадания? Решение было простым – увеличить мощность боевой части на несколько порядков. А это значило, установить на ракету ядерный заряд.
Идея ядерной ракеты воздушного боя пришлась как раз ко времени – 1950-ые были “эрой атомной романтики”, когда казалось, что покоренная энергия скоро вытеснит все остальные. Сказывалась и насущная потребность в новых системах вооружений для перехватчиков. Американцы резонно полагали, что в грядущей мировой войне, основным “домашним фронтом” для них станет небо метрополии – и собирались прикрыть его так надежно, как позволяла технология.
В ходе разработи выявился ряд актуальных проблем – в частности, проблема воздействия радиации от ядерной боеголовки на электронную схему. Не имея возможности решить эту проблему, фирма “Дуглас” поступила просто – на ракете вообще не было никакой электроники! Будущий “Genie” по сути дела, был ядерным НУРС, поддерживающим свое положение в воздухе исключительно путем стабилизации.
Прототип будущей ракеты был готов к испытаниям в 1956 году – спустя всего 2 года после начала разработки. Сравнительно компактный снаряд имел в длину около 2,95 метров, и вес всего около 373 кг.
В движение снаряд приводился твердотопливным высокоэффективным двигателем “Thiokol” SR49-TC-1, дающим тягу порядка 162 килоньютонов. Это позволяло ракете разогнаться до скорости 3 МаХа.
В головной части снаряда размещалась 1,5 килотонная боеголовка W25, разработанная специально для этой ракеты лабораторией Лос-Аламос. При детонации, ракета давала радиус поражения, достаточный для гарантированного уничтожения бомбардировщика на удалении в 300 метров от эпицентра ударной волной, световым и тепловым воздействием.
Боевая часть была оснащена таймером, который взводился только после успешного запуска и полного отгорания двигателя – чтобы предотвратить вероятность случайного падения ракеты на свою территорию.
Эффективный радиус действия ракеты составлял 9,6 км, которые снаряд преодолевал за 12 секунд.
В 1957 году, ракета была принята на вооружение ВВС США под обозначением BM-1, но уже в 1963 она была переименована в рамках большой программы ре-десигнации, и получила уникальное обозначение AIR-2. Так как ракета не имела систем наведения, она не получила обозначения “Missile”, традиционно применяемого в США только к управляемым снарядам. Тогда же, ракета получила и неофициальное прозвище “Genie” – “Джинн”, за ее чрезвычаной высокую мощность.
Ракета AIR-2 “Genie” была испытана на практике только один раз – 19 июля 1958 года. В ходе учений, экипаж в составе капитана Эрика Уильямса Хатчинсона (пилота) и капитана Альфреда С. Барби (оператора радара) запустили ракету с борта перехватчика F-989J на высоте 4500 метров. Группа из пяти офицеров ВВС добровольно вызвалась стоять без головных уборов в летней одежде непосредственно под точкой подрыва, чтобы доказать, что оружие безвредно в применении над населенными районами. Они стояли на полигоне, когда боеголовка сдетонировала в четырех с половиной километрах над ними. Присутсоввавший вместе с ними фотограф Джордж Йошитака сфотографировал вспышку с земли. Обследование наблюдателей подтвердило, что полученная ими доза радиации была незначительной. Большие дозы получили летчики, которые взывались пролететь через облако взрыва спустя десять минут после детонации.
Основными носителями ракет AIR-2 “Genie” были перехватчики ВВС США. ракеты базировались на дозвуковых F-89 “Scorpion”
сверхзвуковых F-101 “Voodo”
и двухмаховых F-106 “Delta dart”
Также предполагалось, что носителем ракет станет F-104. На них монтировалась трапеция для старта снарядов, но на практике, ядерное оружие воздушного боя "Старфайтеры" никогда не несли.
В 1965-ых годах, ракеты AIR-2 “Genie” поступили на вооружение еще одного государства – Королевских ВВС Канады. Канада, отлично понимая, что ее территория в случае войны станет не более чем ареной для советских воздушных наступлений против США, была весьма обеспокоена защитой своей территории. Подписанные соглашения включили Канаду в сектора НОРАД, и предоставили ей доступ к американским наиболее совершенным техническим решениям.
Ракеты AIR-2 “Genie” были развернуты в Канаде, официально оставаясь в распоряжении ВВС США. Их основным носителем в ВВС Канады стал сверхзвуковой перехватчик CF-101 “Voodo”, копия американского прототипа.
Ракеты AIR-2 “Genie” прослужили долгую и спокойную карьеру, оставаясь в арсенале ВВС США до 1985 года. Производство их прекратилось еще в 1962 году, после изготовления почти 1000 снарядов, но простые и надежные, они нравились пилотам и оставались на вооружении пока были самолеты. Способные их нести. Только в 1980-ых, в связи с списанием старых перехватчиков, AIR-2 “Genie” начали выводиться в резерв. В попытке изменить ситуацию, фирма “Дуглас” предложила провести модификацию ракеты для установки на перехватчик F-102 “Delta Dagger”, но в эпоху уже достаточно совершенных обычных ракет, старый “Джинни” уже не вызывал интереса своими недостаточными характеристиками по дальности и ограниченными возможностями применения. Так завершился долгий и спокойный век одного из самых простых и изящных технических решений ВВС США – ядерной неуправляемой ракеты “воздух-воздух” AIR-2 “Genie”.