Часть 4
Организация выпуска шасси повышенной и высокой проходимости. Создание семейств бронеавтомобилей, БТР и противотанковых комплексов быстрого реагирования.
К 1937 году в АИ СССР были созданы два автогиганта ГАЗ и ЗИС, отдельный завод по выпуску тяжелых шасси в Ярославле, опытно-промышленный завод вездеходной техники в Ульяновске, там же завод по выпуску комплектов, позволяющих получить автомобили повышенной проходимости на базе грузовиков ГАЗ и ЗИС. В Куйбышеве для ЯАЗа и родного грузовика комплекты выпускались в спеццехе автозавода (в девичестве Магируса). Там же выпускались и газогенераторные полноприводные автомобили (развитие 6,5–тонного шасси «M65HG» бескапотной компоновки с газогенераторной установкой, расположенной непосредственно за кабиной, и размещенным под кузовом оппозитным 12–цилиндровым дизелем (рабочим объемом 10 632 см3, развивавшим 150л.с.). После отечественных «доработок» грузоподъёмность определили в 7,5тонн, а вот мощность двигателя упала до 120л.с. Скорость автомобиля получилась 50км/час.
Сам же автозавод стал выпускать адаптированную версию Магируса М-206 6Х4. Двигатели для грузовика выпускались на «Красном Тринклере», что негативно сказывалось на количестве, но зато легче было обеспечить качество исполнения.
Завод топливной аппаратуры в Ижевске после двухлетней чехарды с конструкторскими, технологическими и управляющими кадрами, был передан прямое союзное подчинение. 1-й отдел попивший немало крови работникам среднего и высшего звена был вынужден ограничиться функциями надзора, иначе производство просто не работало.
8 марта 1937года на общем собрании заводчан (более 70% работающих – женщины) было объявлено о достижении проектной производительности. И действительно впервые план был выполнен именно в марте 1937года. И пусть завод время от времени лихорадило по вине поставщиков, в целом обеспеченность советским «Бошем» соответствовала заявкам промышленности.
Автомобили повышенной проходимости на базе грузовых полуторок и трёхтонок изготавливались путём установки спецкомплектов по единой отработанной и утверждённой технологической схеме на региональных ремзаводах (на них же проводился средний и капитальный ремонт автотранспорта и изготовление салонов автобусов). Ремзаводы располагались во всех областных и краевых центрах, за исключением Амурской области, здесь ремзавод расположили между г. Свободный и Суражевкой (крупнейшим объектом АмурЛага). Это объясняется географическим положением и необходимостью занять приличное количество заключённых при недостатке собственных производственных кадров.
Легковые автомобили выпускались в Горьком (ГАЗ-А, далее ГАЗ-М1), Москве (представительские ЗИС) и Одессе (дизельные ОдАЗ-1Д для работы в качестве такси, ОдАЗ-2 для города и ОдАЗ-2П для сельских районов и армии, часть армейских выпускалась с дизельной шестёркой).
Таким образом выпускалась практически вся автомобильная линейка за исключением особо мощных колёсных высокопроходимых тягачей. Под это дело было начали разворачиваться сразу несколько производств в Киеве, Минске, Брянске, Вологде и Миассе. Плюс к этому опытное производство фирмы «Бюссинг-НАГ» приобретенное в собственность, было демонтировано, перевезено и к концу 1937года смонтировано в Брянске.
Фирма «Бюссинг» в период с 1928 по 1932 г. работала над десятиколесным автомобилем. Рулевое управление оказалось самой важной проблемой. Здесь отказались от поворачивающихся колес, а торможение машины осуществлялось с одной стороны, как у гусеничной машины. Это привело к неимоверному износу шин и при быстрой езде было сопряжено с опасностью для жизни. В остальном прототип показал хорошие показатели по проходимости и плавучести.
В Брянске решили модернизировать данное шасси в плане управляемости, для этого был приглашён на должность главного единственный в СССР конструктор, имеющий опыт в разработке многоколёсных шасси — Литвинов Алексей Семенович, на тот момент работающий начальником конструкторско-экспериментального отдела Ярославский автозавода. Он то и смог довести до работоспособного состояния два управляемых передних моста.
В дальнейшем от среднего моста отказались, получив плавающее шасси формулы 8Х8 и только для 76мм зенитки Лендера (в дальнейшем устанавливались более современные 76мм и 85мм системы)выпускалось шасси10Х10, но к сожалению способность к самостоятельному плаванию им была утеряна (были изготовлены и испытаны комплекты восстанавливающие способность плавать, но выпущены в крайне малых количествах). В мостах были использованы двойные карданы. Для спецтехники, с её регулярным ТО ресурс передачи был не самым важным элементом.
При отработке плавающих машин было отмечено, что угол въезда должен быть меньше угла съезда для предотвращения поломки винтов и рулей (эпоха водомётов была впереди). Впоследствии эта особенность стала визитной карточкой данного завода и его генерального конструктора.
Постановлением правительства все разработки автомобилей повышенной и высокой проходимости с завода ГАЗ были переданы в КБ УАЗ и вот в1937 году туда был переведён Пётр Иванович Музюкин (1908-1997 г. г.) в 1934 окончивший Академию механизации и моторизации РКК им. Сталина и с 1935 года работавший в спецтехотделе ГАЗа. Вместе с Грачёвым он разрабатывал перспективные модели вездеходов не забывая при этом и про адаптацию народнохозяйственных грузовиков для тяжелых дорожных условий (позже главный конструктор ГАЗ-63 и его модификаций).
Так как модернизационные комплекты для ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА уже выпускались, а на смену пришли ГАЗ-ММ и улучшенные ГАЗ-ААА, необходимо было разработать переработанные, более дешёвые и упрощённые комплекты для этих машин. Молодой конструктор успешно справился с заданием, кроме того им была разработана универсальная моторама для грузовиков ГАЗ, позволяющая устанавливать четырех для двухосного и шестицилиндровый дизель для трёхосного спецвариантов. Впоследствии эти модификации шасси и послужили основой для создания соответственно 8 и 16 местных БТР.
Неплавающие БТР КБ УАЗ/ГАЗ были разработаны, испытаны и подготовлены к производству в 1938-1940 годах. Применялись во всё возрастающих количествах всю Великую Отечественную.
Как уже отмечалось в третьей части в КБ УАЗ/ГАЗ было поставлено германское шасси 8Х8
Первоначально на этой, а потом на доработанной базе было создано плавающее шасси БТР. Доработка заключалась в изменении схемы управления по типу Брянского завода спецшасси.
Плавающие варианты разрабатывались в годы ВОВ и пошли в малую серию в 1943 году. Впервые использованы на Северном фронте в 1944 году, но широкую известность получили только при разгроме Квантунской армии императорской Японии.
В КБ ЗИС было поставлено полноприводное со всеми управляющими колёсами четырёхосное шасси другого производителя
Фирма «Магирус» создала в 1928 г. прототип восьми колесного бронированного автомобиля, который в принципе был аналогичен машине фирмы «Даймлер-Бенц», хотя по техническим параметрам существенно отличался от нее. Автомобили обеих фирм имели управление четырьмя колесами, причем колеса переднего и заднего мостов поворачивались одновременно. Это затрудняло маневрирование, в частности, подход на близкое расстояний к укрывающей стене дома.
В КБ ЗИС также посчитали, что схема, предложенная Литвиновым для ЯГ-12 более соответствует требованиям по управляемости. Была проведена соответствующая проработка. Но тут взыграли амбиции: — ещё в 1934 г. на Московском автомобильном заводе им. Сталина под руководством Б.М. Фиттермана был разработан бронеавтомобиль БА-5.
Первоначальный вариант 1934года
После получения комплекта модернизации был установлен передний привод, но посчитали бронекорпус неудачным и подлежащим новой разработке. Всего было бронировано 5 шасси. Все они получили значительные различия в процессе отработки лучшего типа ходовой части.
Это окончательный вариант 1938 года.
В 1939году одно из шасси было переделано в БТР для отработки тактики использования бронетехники данного типа.
Вариант БА-11 в моей АИ появился в конце 1937 года сразу в одноколейном варианте полного привода с установкой сверхбаллонов по чехословацкому и германскому образцу.
Следующая версия была с использованием второй неведущей, но управляемой оси то есть по схеме 8Х6, кроме того был использован отечественный дизель V8 мощностью120л.с. это позволило улучшить тяговые характеристики и поднять проходимость до уровня Т-26.
То есть был получен колёсный аналог лёгкого танка. На устойчивость орудийной платформы внимание в эйфории не обратили, но благодаря неторопливости дирекции Ижорского завода, выпуск наладить не успели до появления отзывов из подразделений, отмечавших худшую, по сравнению с танками точность стрельбы. Выпущена до начала войны небольшая партия. Во время отступления 1941 года бронеавтомобили показали себя хорошим противотанковым средством, что вынудило к продолжению производства, но уже с новой, двухместной башней.
Часть БА старого выпуска были вооружены двухместной башней с новым орудием
Попытки перевооружить новым ПТО более крупного калибра успехов не принесли ввиду отсутствия подходящей модели.
Прорабатывались различные варианты БТР. Вот один из возможных вариантов:
Дальше была война, сначала Зимняя, потом Отечественная.