0

Афганские Шилки.

Данная статья содержит в себе перечень модификаций Шилок, применявшихся в вооруженных конфликтах на территории Афганистана начиная с ввода советских войск и заканчивая настоящим моментом. В статье так же даны краткие замечания о боевом применении, камуфляже и тактических обозначениях “афганских” Шилок. 

 

Вооруженные силы СССР.
Модификации.
В ДРА Вооруженные силы СССР использовали Шилки самых различных модификаций, начиная с немодернизированных машин модификации В и заканчивая новейшими на тот момент М3 и М2. На иллюстрациях ниже приведен в хронологическом порядке перечень модификаций, для которых на текущий момент нашлись фото-подтвержения их использования.

Афганские Шилки.

Машина модификации В, на врезке – машина модификации В, модернизированная до уровня В1 (обратите внимание на скобы авиатранспортировки).

Источники: www.ruswar.com, otvaga2004.narod.ru.

Афганские Шилки. 

Машина модификации В1 проходит пограничный КПП в процессе вывода советских войск из Афганистана.

Источник: Concord Publications. Armor of the Afghanistan War.

Афганские Шилки. 

Поздняя В1 (обратите внимание на кожух вентиляции на башне), приданная группе “Зенит” во время штурма дворца Тадж-Бек (т.н. “дворец Амина”)

Афганские Шилки. 

Бойцы ведут обслуживание машины модификации М. Источник: pzaku.net.

Афганские Шилки. 

Машина модификации М3 готовится к сопровождению колонны.

Источник: pzaku.net.

Афганские Шилки. 

Подбитая душманами машина модификации М2. Демонтированный радар с этого ракурса не виден, зато хорошо просматривается кронштейн крепления РЛС “Кредо” на крыше башни. Источник: 101msp.ru.

Афганские Шилки. 

Шилка модификации М модернизированная до М3 (обратите внимание на кольцевую вставку на кожухе антенны радара и блок системы “свой-чужой” на крыше башни.

Источник: pzaku.net.

Боевое применение, камуфляж, тактические обозначения.

В процессе боевого применения Шилки применялись в трех основных ролях. Во-первых они обеспечивали ПВО войск от возможных налетов ВВС Пакистана. Нередки фотографии машин модификаций М3 с установленными блоками системы “свой-чужой”.

Афганские Шилки. 

Шилка прикрывает мост через Амударью во время вывода советских войск из Афганистана.

Источник: Concord Publications. Armor of the Afghanistan War.

Во-вторых Шилки обеспечивали сопровождение колонн в качестве средств уселения. Большой угол возвышения орудий машин позволял вести огонь по целям на крутых склонах гор. В-третьих Шилки обеспечивали огневую поддержку подразделений во время операций по штурму позиций противника. Для этих целей войскам в Афганистане поставлялись машины модификации М2.

Афганские Шилки.

Подорвавшаяся на мине Шилка модификации М.

Как правило, машины несли стандартную для ВС СССР одноцветную зашитную окраску, но в некоторых частях машины получали камуфляжную ораску – широкие полосы песочного цвета по базовому защитному.
 Тактические обозначения, как правило состояли из трехзначного номера (номер батареи-номер взвода-номер машины). Номера наносились на борта корпуса или башни с двух сторон, иногда на передний бронелист справа сверху. В некоторых подразделениях наносились дополнительные тактические знаки на борта корпуса или на башню.

Афганские Шилки. 

На марше экипаж, кроме механика-водителя, часто располагался снаружи машины (даже зимой). Для комфорта на броню башни стелили матрацы. Кроме того, машины часто везли на себе дополнительный груз (личные вещи экипажа, ящики с пищей). При этом груз располагали таким образом, чтобы не мешать вращению башни и подъему антенны радара.

 

Некоторые замечания о “полевых” модификациях. 

Согласно воспоминаниям ветеранов войны в Афганистане, некоторые Шилки проходили полевую модификацию. В процесса модификации демонтировалось оборудование РПК (Радарный Приборный Комплекс) и СРП (Счетно Решающий Прибор), за счет чего увеличивался возимый боекомплект, а машина превращалась в средство огневой поддержки:

…Снимали РПК и СРП тем самым увеличивая короба, вместо РПК иногда ставили короб возимого БК, уже снаряженного в ленты, тем самым увеличивая его прим до 6 тыс снар.

Афганские Шилки.

попытка реконструкции “полевой” модификации. На схеме красным цветом обозначено исходное положение бронестенки, синим – положение бронестенки после модификации, розовым – демонтированные блоки СРП, желтым – демонтированные блоки РПК.

Источник исходной схемы: Широкоград.

Так же, согласно свидетельствам, в процессе “полевой” модификации повышалась защищенность и огневая мощь машины.

…почти все машины обваривали траками по башне (увеличивая броне-пробиваемость) и лоб БМ (там передний бак). Гидропривода ессно оставляли как и блок обратной связи, кроме того вместо зеркала радара иногда ставили блок от вертолетных НАРов, с наводкой от ручек гидроприводов (так же как вращался радар)

 …Траки располагали вдоль башни пытаясь прикрыть экипаж и БК(но на крышки коробов не варили (иначе их не поднять) сверху башни если не мешают визирам ,на люк не наваривали)и сзади,кроме того обваривали корпус БМ на лобовом листе справа от механика и места расположения аккумуляторов и турбогенератора(впрочем при наличии обваривали всю БМ по обводу,на жалюзи двигательного отсека наваривали иногда)…

Модификации подвергались машины из состава зенитных ракетно-артиллерийских дивизионов (ЗРАД), обычно для модификации брались наиболее старые машины (возможно ранних модификаций):

…Все доделки делались на части машин штатного ЗРАДа а по штату вообщет о войсковую ПВО никто не отменял к томуж ходили слухи о налетах ВВС Пакистана или возможных налетах.

…Кстати “апгрейду” почти всегда подвергались машины уже “походившие” -типа не жалко:) И естественно там снималось все лишнее навесное в том числе и эти колпаки и блоки на башне (там один по моему блок опознавателя свой-чужой и еще что то),Кстати вспомнил что бывало обваривали отрезками брони кроме траков но в основном траками.

 

Из вышеприведенных цитат и рисунка можно сделать следующие выводы:
Полевые модификации, связанные с демонтажем РПК, если и имели место быть, то касались исключительно внутреннего устройства машин и фотографиями, к сожалению, подтверждены быть не могут;

Полевые модификации, связанные с заменой зеркала антенны блоком НАР в настоящий момент не имеют фотографических подтверждений, хотя есть фото, подтверждающие установку НАР на другой технике;

 

Афганские Шилки.

*Возможно упоминается  этот вариант. 

Полевые модификации, связанные обваркой машин траками для повышения защищенности подтверждаются частично – есть фотографии экранирования траками лобовых бронелистов машин.

Кроме того, встречаются упоминания о якобы имевших место заводских переделках Шилок, связанных с демонтажем РПК. “Заводская” версия выглядит чуть более правдоподобной чем “полевая” т.к. радар является наиболее секретной частью машин и процесс его демонтажа в полевых условиях с точки зрения секретности выглядит сомнительно. Тем не менее, нет уверенности, что свидетели не называют “заводской” модификацией обычные машины модификации М2.

 

Вооруженные силы Афганистана.

Вооруженным силам ДРА поставлялись две модификации Шилок: В1 и М. В1 поставлялись еще до ввода советских войск, а М были поставлены уже после. В армии ДРА машины выполняли, вероятней всего, функции ПВО. Нет подтверждений их участия в боевых операциях в качестве средств огневой поддержки. Машины оставались в стандартной советской окраске, на правый борт наносилась эмблема ВС ДРА.

Афганские Шилки.

 Афганская машина модификации В1, дожившая до наших дней.

После вывода советского контингета и падения режима Наджибулы в 90-х оставшиеся Шилки достались талибам (возможно, часть машина досталась и частям антиталибской опозиции). О применении ЗСУ талибами ничего достоверно неизвестно. Фотографии показывают, что предпринимались попытки камуфлировать машины, а так же наносить на них тактические знаки.

 

Афганские Шилки. 

Талибская Шилка модификации М едет сдаваться.

Талибские Шилки успешно дожили до начала 21 века и, после американской операции по разгрому движения “Талибан”, вернулись уже в армию нового Афганистана. Новая афганская армия красит свои машины разнообразно – встрачаются как машины в стандартной одноцветной окраске, так и достаточно экзотические варианты камуфляжа (на фото). Иногда на машины наносятся трехзначные номера и тактические знаки.

 

Афганские Шилки. 

Камуфлированная афганская машина модфикации М.

Источник: www.primeportal.net.

 

Источник

 

ЗСУ-23-4 состояла на вооружении Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии, Израиля (трофейные), Иордании, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Кубы, Мозамбика, Польши, Перу, Сирии.

P/S

Как то пришлось везти свою раздолбанную в конец "Двоечку" на ремонт в Балаклею.

Прохаживаясь по площадке где стояли в  очереди различные "железяки", обратил внимание на "Афганские Шилки".

Расцветка в основном светлая ( скорее всего выгоревшая  от солнца ) или песчнная, РПК снят, пробоины различного каллибра заварены до прибытия на завод. 

PPS

Приношу извинения за картинки незагруженные на сервер.

Что то случилось со скриптами и форма загрузки файла на сервер перестала открываться.

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account