Данная статья содержит в себе перечень модификаций Шилок, применявшихся в вооруженных конфликтах на территории Афганистана начиная с ввода советских войск и заканчивая настоящим моментом. В статье так же даны краткие замечания о боевом применении, камуфляже и тактических обозначениях “афганских” Шилок.
Вооруженные силы СССР.
Модификации.
В ДРА Вооруженные силы СССР использовали Шилки самых различных модификаций, начиная с немодернизированных машин модификации В и заканчивая новейшими на тот момент М3 и М2. На иллюстрациях ниже приведен в хронологическом порядке перечень модификаций, для которых на текущий момент нашлись фото-подтвержения их использования.
Машина модификации В, на врезке – машина модификации В, модернизированная до уровня В1 (обратите внимание на скобы авиатранспортировки).
Источники: www.ruswar.com, otvaga2004.narod.ru.
Машина модификации В1 проходит пограничный КПП в процессе вывода советских войск из Афганистана.
Источник: Concord Publications. Armor of the Afghanistan War.
Поздняя В1 (обратите внимание на кожух вентиляции на башне), приданная группе “Зенит” во время штурма дворца Тадж-Бек (т.н. “дворец Амина”)
Бойцы ведут обслуживание машины модификации М. Источник: pzaku.net.
Машина модификации М3 готовится к сопровождению колонны.
Источник: pzaku.net.
Подбитая душманами машина модификации М2. Демонтированный радар с этого ракурса не виден, зато хорошо просматривается кронштейн крепления РЛС “Кредо” на крыше башни. Источник: 101msp.ru.
Шилка модификации М модернизированная до М3 (обратите внимание на кольцевую вставку на кожухе антенны радара и блок системы “свой-чужой” на крыше башни.
Источник: pzaku.net.
Боевое применение, камуфляж, тактические обозначения.
В процессе боевого применения Шилки применялись в трех основных ролях. Во-первых они обеспечивали ПВО войск от возможных налетов ВВС Пакистана. Нередки фотографии машин модификаций М3 с установленными блоками системы “свой-чужой”.
Шилка прикрывает мост через Амударью во время вывода советских войск из Афганистана.
Источник: Concord Publications. Armor of the Afghanistan War.
Во-вторых Шилки обеспечивали сопровождение колонн в качестве средств уселения. Большой угол возвышения орудий машин позволял вести огонь по целям на крутых склонах гор. В-третьих Шилки обеспечивали огневую поддержку подразделений во время операций по штурму позиций противника. Для этих целей войскам в Афганистане поставлялись машины модификации М2.
Подорвавшаяся на мине Шилка модификации М.
Как правило, машины несли стандартную для ВС СССР одноцветную зашитную окраску, но в некоторых частях машины получали камуфляжную ораску – широкие полосы песочного цвета по базовому защитному.
Тактические обозначения, как правило состояли из трехзначного номера (номер батареи-номер взвода-номер машины). Номера наносились на борта корпуса или башни с двух сторон, иногда на передний бронелист справа сверху. В некоторых подразделениях наносились дополнительные тактические знаки на борта корпуса или на башню.
На марше экипаж, кроме механика-водителя, часто располагался снаружи машины (даже зимой). Для комфорта на броню башни стелили матрацы. Кроме того, машины часто везли на себе дополнительный груз (личные вещи экипажа, ящики с пищей). При этом груз располагали таким образом, чтобы не мешать вращению башни и подъему антенны радара.
Некоторые замечания о “полевых” модификациях.
Согласно воспоминаниям ветеранов войны в Афганистане, некоторые Шилки проходили полевую модификацию. В процесса модификации демонтировалось оборудование РПК (Радарный Приборный Комплекс) и СРП (Счетно Решающий Прибор), за счет чего увеличивался возимый боекомплект, а машина превращалась в средство огневой поддержки:
…Снимали РПК и СРП тем самым увеличивая короба, вместо РПК иногда ставили короб возимого БК, уже снаряженного в ленты, тем самым увеличивая его прим до 6 тыс снар.
попытка реконструкции “полевой” модификации. На схеме красным цветом обозначено исходное положение бронестенки, синим – положение бронестенки после модификации, розовым – демонтированные блоки СРП, желтым – демонтированные блоки РПК.
Источник исходной схемы: Широкоград.
Так же, согласно свидетельствам, в процессе “полевой” модификации повышалась защищенность и огневая мощь машины.
…почти все машины обваривали траками по башне (увеличивая броне-пробиваемость) и лоб БМ (там передний бак). Гидропривода ессно оставляли как и блок обратной связи, кроме того вместо зеркала радара иногда ставили блок от вертолетных НАРов, с наводкой от ручек гидроприводов (так же как вращался радар)
…
…Траки располагали вдоль башни пытаясь прикрыть экипаж и БК(но на крышки коробов не варили (иначе их не поднять) сверху башни если не мешают визирам ,на люк не наваривали)и сзади,кроме того обваривали корпус БМ на лобовом листе справа от механика и места расположения аккумуляторов и турбогенератора(впрочем при наличии обваривали всю БМ по обводу,на жалюзи двигательного отсека наваривали иногда)…
Модификации подвергались машины из состава зенитных ракетно-артиллерийских дивизионов (ЗРАД), обычно для модификации брались наиболее старые машины (возможно ранних модификаций):
…Все доделки делались на части машин штатного ЗРАДа а по штату вообщет о войсковую ПВО никто не отменял к томуж ходили слухи о налетах ВВС Пакистана или возможных налетах.
…
…Кстати “апгрейду” почти всегда подвергались машины уже “походившие” -типа не жалко:) И естественно там снималось все лишнее навесное в том числе и эти колпаки и блоки на башне (там один по моему блок опознавателя свой-чужой и еще что то),Кстати вспомнил что бывало обваривали отрезками брони кроме траков но в основном траками.
Из вышеприведенных цитат и рисунка можно сделать следующие выводы:
Полевые модификации, связанные с демонтажем РПК, если и имели место быть, то касались исключительно внутреннего устройства машин и фотографиями, к сожалению, подтверждены быть не могут;
Полевые модификации, связанные с заменой зеркала антенны блоком НАР в настоящий момент не имеют фотографических подтверждений, хотя есть фото, подтверждающие установку НАР на другой технике;
*Возможно упоминается этот вариант.
Полевые модификации, связанные обваркой машин траками для повышения защищенности подтверждаются частично – есть фотографии экранирования траками лобовых бронелистов машин.
Кроме того, встречаются упоминания о якобы имевших место заводских переделках Шилок, связанных с демонтажем РПК. “Заводская” версия выглядит чуть более правдоподобной чем “полевая” т.к. радар является наиболее секретной частью машин и процесс его демонтажа в полевых условиях с точки зрения секретности выглядит сомнительно. Тем не менее, нет уверенности, что свидетели не называют “заводской” модификацией обычные машины модификации М2.
Вооруженные силы Афганистана.
Вооруженным силам ДРА поставлялись две модификации Шилок: В1 и М. В1 поставлялись еще до ввода советских войск, а М были поставлены уже после. В армии ДРА машины выполняли, вероятней всего, функции ПВО. Нет подтверждений их участия в боевых операциях в качестве средств огневой поддержки. Машины оставались в стандартной советской окраске, на правый борт наносилась эмблема ВС ДРА.
Афганская машина модификации В1, дожившая до наших дней.
После вывода советского контингета и падения режима Наджибулы в 90-х оставшиеся Шилки достались талибам (возможно, часть машина досталась и частям антиталибской опозиции). О применении ЗСУ талибами ничего достоверно неизвестно. Фотографии показывают, что предпринимались попытки камуфлировать машины, а так же наносить на них тактические знаки.
Талибская Шилка модификации М едет сдаваться.
Талибские Шилки успешно дожили до начала 21 века и, после американской операции по разгрому движения “Талибан”, вернулись уже в армию нового Афганистана. Новая афганская армия красит свои машины разнообразно – встрачаются как машины в стандартной одноцветной окраске, так и достаточно экзотические варианты камуфляжа (на фото). Иногда на машины наносятся трехзначные номера и тактические знаки.
Камуфлированная афганская машина модфикации М.
Источник: www.primeportal.net.
ЗСУ-23-4 состояла на вооружении Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии, Израиля (трофейные), Иордании, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Кубы, Мозамбика, Польши, Перу, Сирии.
P/S
Как то пришлось везти свою раздолбанную в конец "Двоечку" на ремонт в Балаклею.
Прохаживаясь по площадке где стояли в очереди различные "железяки", обратил внимание на "Афганские Шилки".
Расцветка в основном светлая ( скорее всего выгоревшая от солнца ) или песчнная, РПК снят, пробоины различного каллибра заварены до прибытия на завод.
PPS
Приношу извинения за картинки незагруженные на сервер.
Что то случилось со скриптами и форма загрузки файла на сервер перестала открываться.