А-36 Apache — грозный дух американских прерий …

0

А-36 Apache — грозный дух американских прерий ...

A-36 Apache — штурмовик, а точнее — истребитель-бомбардировщик, разработанный американской фирмой North American на базе истребителя P-51 Mustang. Это не статья, а иллюстративный материал для небольшого эссе, посвященного истории истребителей-бомбардировщиков ВМВ.

Несостоявшийся… или сорванный триумф истребителя-бомбардировщика ИТП?

А-36 Apache — грозный дух американских прерий ...

North American Mustang III считается одним из лучших американских истребителей второй мировой войны. Истребитель был разработан на заводах North American Aviation Co. по заказу британской закупочной комиссии. Работы над проектом под руководством немецкого эмигранта Эдгара Шмуэда заняли всего 120 дней.
Первым подразделением, в которое поступили Мустанги (Mustang I) в феврале 1942 года стала 26-я эскадрилья Royal Air Force (RAF). Всего к середине 1942 года в английские королевские ВВС поступило около 500 машин. После этого американские ВВС также заинтересовались истребителем и заводы North American получили заказ еще на 500 машин, но в варианте штурмовика.

А-36 Apache — грозный дух американских прерий ...

В июне 1942 года был заменен двигатель Мустанга — вместо Alison был установлен английский двигатель Rolls-Royce Merlin 61 (в США выпускался по лицензии под обозначением Packard V-1650), что значительно улучшило летные характеристики машины. Собственного говоря, именно новый двигатель вдохнул жизнь в машину и именно с этого момента начался взлет ее популярности. Большая дальность полета позволила использовать Мустанги для сопровождения эскадр бомбардировщиков на всем протяжении их маршрута — это положило конец практически безнаказанным атакам истребителей противника на бомбардировщики союзников. Возможность переноски бомб и ракет позволила использовать Мустанг как эффективный штурмовик, а высокая скорость — как самолет-разведчик (F-6). Вскоре Мустанг, как и  P-47 Thunderbolt, стал базовым истребителем RAF.
А-36 Apache — грозный дух американских прерий ... А-36 Apache — грозный дух американских прерий ... А-36 Apache — грозный дух американских прерий ...
Только после налета на Перл Харбор, командование армейской авиации США наконец согласилось заказать партии истребителей Mustang для собственного использования. Начальник штаба USAAF, генерал "Хап" Арнольд (H. H. "Hap" Arnold) с большим трудом добился разрешения на заказ Mustang. 16 апреля 1942 года армия заказала партию машин NA-97, представлявших собой вариант штурмовика на базе Р-51. Штурмовой вариант получил обозначение в армии A-36A. Всего было заказано 500 машин с серийными номерами от 42-83663 до 42-84162.

A-36 известен под несколькими различными именами — первоначально самолет получил имя Apache, которое первоначально было дано армией — P-51, затем, после вторжения на Сицилию, имя изменили на Invader. Однако большинство военных чаще называло А-36 именем Mustang.
А-36 Apache — грозный дух американских прерий ...
A-36А отличался от предыдущих версий Mustang наличием перфорированных аэродинамических тормозов с гидравлическим приводом, установленных на верхней и нижней поверхностях крыла приблизительно на середине хорды за пулеметами. В горизонтальном полете тормоза были обычно утоплены в крылья. С помощью гидропривода тормоза разворачивались на 90 градусов для снижения скорости пикирования до 250 миль в час. Под каждым крылом имелась возможность подвески или 500 фунтовой бомбы, или сбрасываемого топливного бака емкостью 75 американских галлонов, или оборудования для постановки дымовых завес. Стандартным стрелковым вооружением было шесть 12,7 мм пулеметов (два с синхронизаторами в нижней части капота двигателя и четыре в крыльях). Однако в частях два носовых пулемета зачастую снимались. Крыльевые пулеметы размещались ближе к основным стойкам шасси для снижения напряжений в конструкции в ходе взлета и посадки. На самолете применялся двигатель Allison V-1710-87 (F21R) развивавший номинальную мощность 1325 л.с. на высоте 3000 футов. Из-за всех изменений взлетный вес самолета вырос до 8370 фунтов, а максимальный — до 10700 фунтов. Максимальная скорость без внешних подвесок снизилась до 356 миль в час на высоте 5000 футов и до 310 миль в час на той же высоте с двумя 500-фунтовыми бомбами. Дальность полета и практический потолок с двумя 500-фунтовыми бомбами составляли 550 миль и 25100 футов соответственно.

Первый A-36A был готов к 21 сентября 1942 года. Поставки остальных A-36A закончились к марту следующего года. А-36А поступили на вооружение 27-й и 86-й групп истребителей-бомбардировщиков (FBG — Fighter Bomber Group), базировавшихся на аэродромах на Сицилии и в Италии. Верхняя часть фюзеляжа и крыльев самолетов окрашивались в оливково-зеленый цвет, а нижние части — в светло-серый. Вокруг опознавательных знаков были нанесены круги желтого цвета. Полосы такого же цвета имелись на крыльях. Обе группы прибыли в Северную Африку в апреле 1943 года вскоре после завершения Тунисской кампании. Первый боевой вылет состоялся 6 июня 1943 года на цели на острове Пантеллерия (Pantelleria). А-36А принимали участие во взятии Monte Cassino и потоплении итальянского лайнера Conte di Savoia.
А-36 Apache — грозный дух американских прерий ... А-36 Apache — грозный дух американских прерий ... А-36 Apache — грозный дух американских прерий ...

Кроме 27-й и 86-й групп А-36А были на вооружении только 311-й FBG, базировавшейся в Индии. Самолеты этой группы нашли широкое применение на Индокитайско-Бирманском ТВД. Несмотря на достаточно высокие потери, А-36А проявил себя достаточно хорошо в роли пикирующего бомбардировщика и в атаках с бреющего полета. Двигатель самолета работал достаточно тихо, что иногда позволяло осуществлять неожиданные атаки. Самолет вводился в пике обычно на высоте от 10000 до 12000 футов. В течении пикирования посредством аэродинамических тормозов скорость выдерживалась в пределах 300 миль в час. Бомбы сбрасывались на высоте порядка 3000 футов, а выход из пике — на высоте приблизительно 1500 футов. А-36А оказался довольно простым в обслуживании в полевых условиях. Из-за небольших габаритов, самолет легко маскировался между деревьев или домов.

A-36А практически не участвовал в воздушных боях, поскольку он был оптимизирован для низковысотных действий и почти полностью терял эффективность на высотах более 10000 футов. Если воздушный бой становился неизбежным, то пилоты А-36А старались вести его на высотах не более 8000 футов, т.е. пока скоростные характеристики оставались на приемлемом уровне. Пилоты А-36А заявили о 101 вражеском самолете, сбитах в ходе воздушных боев. Один из пилотов 27-й FBG, лейтенант Майкл Руссо (Michael T. Russo), стал единственным acом на Mustang, оснащенном двигателем Allison. По несколько побед на А-36А одержал еще ряд пилотов.

В марте 1943 года один A-36A был передан для экспериментальных целей RAF, где получил серийный номер был EW998. До настоящего времени сохранился только один A-36A (серийный номер 42-83665), который демонстрируется в Музее WPAFB в Дайтоне (штат Огайо).
А-36 Apache — грозный дух американских прерий ... А-36 Apache — грозный дух американских прерий ... А-36 Apache — грозный дух американских прерий ...

А-36 «Апач» был разработан на базе «Мустанга I», как ответ на немецкий Ju 87 «Stuка». ВВС США использовали А-36 в качестве скоростного пикирующего бомбардировщика для поражения войск. Главным различием между «Штукой» и А-36 была более высокая скорость последнего. Конечно, высокая скорость была преимуществом для истребителя, но для штурмовика она скорее являлась недостатком. Чтобы снизить скорость пикирования А-36 (а при снижении с высоты 4260 м он мог разогнаться до 800 км/ч), на верхней и нижней поверхностях крыла установили перфорированные тормозные щитки из алюминиевого сплава. С выпущенными тормозными щитками скорость пикирования не превышала 627 км/ч. На А-36 был установлен новый воздухозаборник радиатора, имевший такую же форму. Как и у предшественника. Но без регулируемой створки. Кроме того, на А-36 вернулись к пулемётному вооружению, установив четыре 12,7-мм Браунинга в крыле и два в носовой части. Под крылом поместили пару бомбодержателей, сдвинув их как можно ближе к стойкам шасси, чтобы уменьшить нагрузки на конструкцию при рулёжке и взлёте. На передних панелях остекления появились вентиляционные отверстия. В довершение всего, самолёт оснастили новым мотором «Аллисон V-1710-87», имевшим хорошие характеристики на малых высотах. Двигатель развивал мощность 1325 л.с. на высоте 914 м, но на высотах свыше 3650 м она стремительно падала. Авиационный корпус купил 500 А-36, название «Апач» было придумано «Норт Америкэн» — А-36 так и не приобрел официального имени. Авиационные историки часто используют имя «Апач», чтобы отличить А-36 от P-51, поскольку оба типа упоминались в документах ВВС США как «Мустанги».

А-36 Apache — грозный дух американских прерий ... А-36 Apache — грозный дух американских прерий ... А-36 Apache — грозный дух американских прерий ...

В апреле 1943 года А-36 отправились на войну в составе 27-й группы истребителей-бомбардировщиков, которая базировалась в Розель Ма во французском Марокко. Первый боевой вылет они сделали 6 июня 1943 года в рамках налёта на остров Пантеллерии. Гарнизон острова сдался, и уже 20 июня А-36 использовали его аэродром для действий против сил Оси на Сицилии. Помимо 27-й группы, А-36 получила на вооружение также 86-я группа истребителей-бомбардировщиков, и обе группы выполнили более 1000 боевых вылетов за 35 дней, прошедших с момента прибытия «Апачей». Благодаря успехам А-36 во время компании на Сицилии и первых атаках Италии, самолёту предложили присвоить имя «Invender» («Захватчик»), но это имя так и не прижилось, а репортёры продолжали называть самолёты «Мустангами», ещё больше усиливая путаницу. А-36 состояли на вооружении ещё одного боевого подразделения — 311-й группы истребителей-бомбардировщиков в Индии. Осенью 1943 года группа приняла участие в боях в Бирме, и А-36 показал себя первоклассной машиной. Штурмовики совершили 23373 боевых вылета, сбросив 8000 тонн бомб на цели противника на Средиземноморском и Дальневосточном ТВД. В воздушных боях было сбито 84 вражеских самолёта, а ещё 17 уничтожили на земле. Собственные потери А-36 составили 177 машин, потерянных по разным причинам в воздухе и на земле. В общем, результаты оказались довольно неплохими для истребителя-бомбардировщика!

А-36 Apache — грозный дух американских прерий ...

P-51 Mustang из серии «Война в воздухе» 

Вадим Петров
Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account