Ровно 110 лет назад, 5 октября 1907 года совершил первый публичный полет над Лондоном первый английский дирижабль, которому дали пышное латинское название Nulli Sekundus, что можно перевести как "Непревзойденный". Впрочем, название не соответствовало действительности, поскольку к тому времени уже давно существовали дирижабли более крупных размеров и с более высокими техническими характеристиками.
Любопытно, что Великобритания, считавшаяся в XIX веке величайшей промышленной державой и лидером технического прогресса, на много десятилетий отстала от соседней Франции в деле строительства самоходных управляемых аэростатов. Первый французский дирижабль был построен и испытан еще в 1852 году, то есть, более чем за полвека до первого британского.
В 1884 году французы успешно испытали дирижабль с электромотором, а в 1901-м дирижабль Сантос-Дюмона сделал вираж вокруг Эйфелевой башни, наглядно продемонстрировав, что этот вид воздушного транспорта стал вполне управляемым и пригодным к практическому применению.
Немцы тоже времени зря не теряли, построив и успешно испытав в 1888 году первый в мире дирижабль с бензиновым двигателем, а в 1900-м запустили первый дирижабль-гигант с металлическим каркасом. А англичане, несмотря на всю свою продвинутость и мощный промышленный потенциал, дирижабли долго и упорно игнорировали.
Что это – косность и консерватизм мышления или, напротив, мудрая дальновидность, благодаря которой британцы, наплевав на гонку за рекордами и приоритетами, занялись дирижаблестроением только тогда, когда стало очевидно, что благодаря техническому прогрессу (в частности, созданию достаточно мощных и легких силовых установок) оно может в обозримом будущем принести реальный экономический и военный эффект?
"Нулли секундус" выводят из эллинга перед первым летным испытанием. Обратите внимание, что дирижабль снабжен складными крыльями, которые впоследствии были демонтированы за ненадобностью.
Дирижабль уже без крыльев перед взлетом.
Макет гондолы "Нулли секундуса" в английском авиационном музее. Дирижабль был оснащен французским 50-сильным восьмицилиндровым двигателем "Антуанетт", работавшим через ременные передачи на два винта с алюминиевыми лопастями. Такими же моторами оснащались многие тогдашние европейские аэропланы, в частности, – "Вуазен-Фарман".
"Нулли секундус после реконструкции, которую он прошел в 1908 году.