Еще одна интересная статья из жж коллеги Харитонова.
Вид на город Пермь с горы Гляден. В IV веке до нашей эры никакого города на горизонте видно не было. По крайней мере, без бинокля. Город был здесь.
Вернее, городище – укрепленное поселение, окруженное рвом, валом и крепостной стеной. Раскопки другого городища той же культуры – на горе Алтен-Тау рядом с нынешним селом Башкултаево, по нынешним моторизованным меркам недалеко отсюда, от Гляденовского городища – позволяют достаточно детально восстановить особенности фортификационных сооружений т.н. ананьинской культуры (а речь у нас пойдет именно о ней).
Первое, наиболее раннее заграждение на Алтен-Тау представляло собой стену из горизонтально уложенных березовых бревен, укрепленных частоколом из вертикально вкопанных бревен. Эта стена сгорела в результате нападения неприятеля. На ее месте была построена вторая стена – полутораметровый земляной вал со стеной поверху из горизонтально уложенных березовых бревен, со сторожевыми башнями. Но и вторая стена была разрушена врагами, и уцелевшие жители отстроили свой город в третий раз, возведя еще более мощную линии укреплений – с двухметровым валом, укрепленным с внешней стороны каменной кладкой, с мощными бревенчатыми стенами… третий город тоже был разрушен. Кто был свирепым врагом?
Скорее всего, свой же брат-"ананьинец". Ананьинская археологическая культура, существовавшая примерно с IX по III вв. до н. э. в бассейне Камы и на пространствах от Ветлуги до нынешнего Ульяновска, была, разумеется, не государством и не союзом государств, а совокупностью отдельных родов и племен скотоводов, рыбаков и охотников, то враждовавших, то замирявшихся друг с другом. Среди этих племен были как явно выраженные монголоиды, низкорослые и плосколицые (миграция народа как из Европы в Азию, так и обратно происходила всю историю, а не однократно, как почему-то представляют себе некоторые поклонники ДНК-генеалогии), так и обладатели вполне европейской внешности. Как столь разные люди, зачастую непримиримые враги, могли говорить на сходных наречиях и иметь примерно одинаковую культуру?
Реконструкция культовой (вверху) и жилой (внизу) построек ананьинской культуры. Справа — женский костюм.
"Общинно-родовой строй" – сказал бы Карл Маркс и был бы прав. Члены родовой общины, не имея представления о генах, но основываясь на опыте тысячелетий, старались брать себе супругов из других общин, поддерживая для этого дружеские отношения по крайней мере с некоторыми из соседей, а переходящая в соседние роды молодежь (пришлых из других родов таким образом могло быть чуть не до половины населения детородного возраста) несла с собой и родной язык, и культурные навыки. Союзы, конечно, бывали не вечными, случались между общинами и взаимные обиды, и кровная месть, и прочие междоусобицы, как водится меж варварами… Городища "ананьинцев" были расположены не хаотично, а по продуманной системе: сигнал тревоги, поданный дымом с одного из них, был виден в близлежащих – дым с Глядена могли увидеть в Субботинском городище близ нынешнего нефтеперегонного завода, и на Иван-горе в верховьях реки Пыж, и в городище Ермаши близ Осенцов (я ж не шутки ради сказал про бинокль в первом абзаце – был до нашей эры город на территории современной Перми, да не один!)
Вышепомянутый Маркс, как известно, оставил после себя марксизм. Ананьинцы же… Кстати, филологи на основании независимых своих филологических исследований выделяют в период примерно до 1 тыс. н. э. в Приуралье народ, говоривший на обособившемся в 1 тыс. ДО н.э. от финно-пермской языковой общности языке-предшественнике языков современных удмуртов и коми. Этот гипотетический народ получил название «пермяне» — и я дальше буду называть "ананьинцев" так. Тем более что какие же они гипотетические? Свидетельства их существования вполне ощутимы.
Слева — пермский звериный стиль из коллекции ГИМ. Справа — самое неэргономичное навершие меча, что я когда-либо видел; ананьинская культура, Пермский краеведческий музей.
Времена существования ананьинской культуры были временами перехода от «бронзового века» к «железному». В наиболее развитых странах того времени – на Ближнем Востоке и в Средиземноморье – этот переход произошел раньше, в XIII-XII вв. до н.э., и сопровождался политическими потрясениями, сравнимыми, а то и превосходящими по своему значению для Ойкумены гибель Римской империи для Европы в 410 году; но в далёкую, затерянную в мрачных лесах Рифейских гор Гиперборею железо пришло позже и его победное шествие было здесь не столь стремительным, тем более что металлургия бронзы к VII в. до н.э. достигала здесь весьма высокого развития, да к тому же (мышьяковистые руды, помните?) не нуждалась в месторождениях олова. Медные и бронзовые изделия пермян были известны далеко за пределами занимаемой ими территории: торговыми путями они попадали в Скифию и на Кавказ, в Зауралье и Западную Сибирь и на европейский север до Финляндии включительно (первые железные изделия на севере Финляндии также имеют ананьинское происхождение). В свою очередь, предметы импорта из весьма отдаленных краёв Земли в древних уральских могилах порой сбивали с толку первых исследователей.
Крохотная статуэтка бога Амона, Египет, найдена на Конецгорском селище — остатках посёлка IV-III вв. до н. э. на правом берегу р. Чусовой. Пермский краеведческий музей.
Наиболее тесными были торговые связи пермян со своими соседями из степей Южного Приуралья и Поволжья.
Сарматы от Дмитрия Алексинского
Древние греки называли этот степной народ сарматами и во главе с Геродотом утверждали, что те ведут своё происхождение от браков скифских юношей с амазонками – в сарматских захоронениях действительно угадываются признаки если не матриархата, то по меньшей мере высокого социального положения женщин: женское захоронение обычно является центральным, встречаются погребения женщин-стрелков из лука, женщин – жриц… Что касается реального происхождения сарматов – то можно с большой долей уверенности сказать, что в их жилах, помимо крови других народов, текла кровь и древних андроновских колесничих. Только вот боевые колесницы ко времени сарматов надолго ушли в прошлое: развитие металлургии позволило массово вооружать длинными копьями и дротиками тяжелую пехоту, ставшую способной, будучи организованной в боевые порядки, атаки этих самых колесниц успешно отражать. С другой стороны, верховые всадники, хоть и без стремян, но вооруженные помимо копий длинными железными мечами, стали представлять собой весьма грозную боевую силу… Но вернёмся в леса Прикамья. Вместе с технологией получения железа пермяне заимствовали у сарматов и другие полезные вещи: реконструкция изображения воина с надгробной плиты одной из собственно ананьинских могил (подтвержденное содержимым самих могил, конечно) позволяет предположить, что он одет и вооружен по сарматскому образцу.
Реконструкция легковооруженного (слева, от Олега Брандукова) и тяжеловооруженного (справа, от rogday_rosomaha) воинов ананьинской культуры. Часть снаряжения и оружия сделана из железа, часть – бронзовая, а часть (например, наконечники стрел) – вообще из камня. Железный век наступил не в одночасье.
Пермянские клевец, наконечник копья, старые добрые бронзовые кельты, ножи и льячки (ковшики для разливания расплавленного металла)
Тут традиционно стоило бы сказать о скифо-сарматском влиянии на пермян в искусстве – я говорю, конечно, о пермском зверином стиле, самые древние образцы изделий в котором относят как раз к ананьинской культуре – но я не буду. Пермяне по большому счету переняли от сарматов лишь общую идею декора в виде плоских литых фигурок, выработав собственный стиль в соответствии со своим мировоззрением. Да и во времена сарматов выработав ли? – помните каменные фигурки, которые делали предки пермян, когда никаких скифов еще и в проекте не было – вот таких точно никто не делал. Лепили из глины многие народы, резали из кости и дерева, да хоть бы и из камня, но вот чтобы по технологии изготовления каменных рубил – не-а. И мотивы остались те же – сакральные уточки, медведи, лоси, "ящеры", изменился лишь материал, предоставляя художнику больше возможностей.
Точнее, художнице – занимались отливкой по крайней мере декоративных изделий у пермян женщины, во всяком случае, в их могилы наряду с прочим скарбом клали литейные формочки. А вот земледельческие орудия, наоборот, встречаются исключительно в мужских могилах – земледелие у пермян было делом сугубо мужским. Хотя земледельцами они были постольку-поскольку. Зато разводили уже почти весь набор домашних животных – лошадей, коров, овец, коз, свиней и собак. На лошадях, ясное дело, ездили:
Слева: 1 — лобные венчики; 2- поясная пряжка; 3 — браслет; 4 — бляхи; 5 — гривна (не столько для красоты, сколько для защиты шеи воина); 6 — бусы; 7 — бубенцы. Справа: (1) псалии и (2) распределитель ремня — детали конской упряжи.
Конец существования ананьинской культуры в III вв. до н.э. не сопровождался какими-либо катастрофическими событиями. Собственно, и конца никакого не было – просто согласно археологический классификации свидетельства постепенно изменявшегося быта пермян после III в. до н. э. относятся уже к следующим археологическим культурам.
Продолжение будет, а пока вот вам волшебные пермянские/тиссагетские амулеты из медвежьих пальчиков да заячьих голяшек: