Данный материал выкладывается на сайт к 99-й годовщине создания Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Содержание:
Предпосылки к появлению
Россия при всех своих необъятных просторах к концу 19 века обустроилась сетью железных дорог. Но гужевой транспорт – лошади, их упряжь, телеги, повозки, экипажи и пролетки остались существенной частью быта и жизни россиян.
В семьях наших родственников от мала до велика были все лошадниками. Мужья моих теток были кузнецами. Один в Первую Мировую войну ковал лошадей. Когда не было ковочного станка, лошадь валили на бок и несколько солдат держали ее ногу. Другой ковал подковы, металлические оси, шкворни. Делал гнутые украшения, чинил ружья, граммофоны, жатки и плуги. Их дети с 8-10 лет, включая и девочек, могли запрягать лошадей и лечить ссадины. Люди, лошади, телеги и сбруя были соединены для жизни, работы и быстрой езды.
Однажды я задумался: а как же можно управлять четверкой лошадей, скачущих во всю силу? Управляемы ли они, или скачут, не соображая, куда и зачем? В упряжь вводятся разные лошади – одни порезвей, другие спокойней. Ездовые лошади могут быть и работягами и лентяями. Добрыми и злыми. Могут упрямиться и подхватывать «на унос». Работая с ними, надо знать их повадки: тяга друг к другу, подражанию, порыву к бегству от опасности, зачастую мнимой.
Тройка лошадей с сильным коренником в оглоблях с дугой и колокольчиком включала еще двух пристяжных. При сравнительно небольшом весе брички или саней с одним кучером и двумя седоками она с большой скоростью рысью, местами галопом, могла двигаться на большие расстояния.
В артиллерии с конца XIX века и почти половину XX века конная упряжка успешно тащила полковую трехдюймовую пушку. В упряжку входила четверка, а иногда и шестерка лошадей. Первая пара дышловая. Вторая – пристяжная – цугом. При массе до 1000 кг, составленной зарядным ящиком и самой пушкой, эта упряжка, не будучи быстроходной, была вездеходной. Когда лошади не справлялись на подъеме или в грязи, артиллерийский расчет помогал им.
Для пулеметной тачанки, масса которой с людьми, тяжелым станковым пулеметом, коробками с патронами, запасом воды и фуража превышала 1000 кг, трех лошадей было недостаточно. При крутом спуске один коренник не мог удержать повозку. У пароконной системы, которая была заложена в основу, проблема крутого спуска решалась проще, хотя пристяжные при торможении не работали. В редких случаях пулеметная тачанка имела в упряжке двух сильных лошадей.
Первая конная армия была крупным оперативным соединением в Красной армии, созданная декретом правительства в ноябре 1919 г. в период гражданской войны. Командующим армии был назначен будущий маршал Советского Союза – Семен Михайлович Буденный, до этого командир кавалерийского корпуса в составе 4-й и 8-й кавалерийских дивизий. Членами реввоенсовета армии были К. Е. Ворошилов и Е. А. Щаденко. Первоначальный состав первой конной армии: 4-я, 6-я и 11-я кавалерийские дивизии, пять бронепоездов, три авиаотряда, инженерные и другие вспомогательные войска. В марте 1920 г. в состав армии была введена 14-я кавалерийская дивизия, а в апреле – особая кавалерийская бригада.
В операциях Красной армии в 1919–1920 гг. Первая конная армия являлась решающей ударной силой при разгроме армий Деникина, Врангеля и белополяков. Общее протяжение боевых походов Первой конной достигло 10 тыс. км.
Существует ошибочное мнение, что появление пулеметных тачанок связано с именем батьки Махно. Это не совсем верно. Анархист Махно с его приверженностью к «полной свободе» личности собрал вокруг себя банду уголовных элементов и авантюристов, стремившихся к собственному обогащению, промышляя грабежом населения и нападая на железнодорожные поезда. В этом плане он был полностью свободен. Отдельные группы бандитов в силу своей тактики стремились быть высокоподвижными. Каждый махновец имел своего коня и личное оружие – шашку-лиходейку и «маузер». Они не имели артиллерии и пулеметов. На тачанках перевозили свое награбленное барахло и небольшую типографию, на которой печатались прокламации и махновские «карбованцы» на плохой бумаге. Махновщина была в 1921 г. ликвидирована, а сам Нестор Иванович бежал за границу.
Подвижность пулеметам в полевых условиях в русской армии пытались придать еще до начала Первой Мировой войны. На раму обычного артиллерийского зарядного ящика с двумя большими колесами устанавливался стандартный станковый пулемет «Максим». Его расчету – наводчику, второму номеру, подносчикам патронов на этой установке места не отводилось.
Первое применение
Классическая пулеметная тачанка, появившаяся в 1918 г. в России, сочетала в себе огонь пулемета, запас патронов, подвижность, скорость и прекрасную проходимость практически по любой местности в любое время года. Для горной местности тачанка не годилась. Недаром пулеметные тачанки появились на юге России в ее степях и на равнинах. Переправы через мелкие речушки с глубиной брода до одного метра легко ими преодолевались.
В качестве вооружения тачанок использовался пулемет системы Максима, разработанный в 80-х гг. XIX века. В 1910 г. с некоторыми изменениями он начал выпускаться в России. Опорная тренога, на которую опирался пулемет, была заменена станком на двух небольших колесах. Скорострельность пулемета достигала 250 выстрелов в минуту. Когда российскому императору Николаю II доложили о появлении нового образца скорострельного стрелкового оружия, он сказал:
«Да где мы возьмем такое количество патронов!».
Тем не менее, выпуск пулеметов в России был организован на оружейных заводах в Туле, Ижевске и Воткинске. Было построено несколько патронных заводов в Петербурге, Луганске и Симбирске. К началу Первой мировой войны оснащенность Российской армии пулеметами составляла около 60 шт. на дивизию, в германской – 600 шт., во французской – более 600 шт. В 1919 г. в период гражданской войны в России было изготовлено 6000 пулеметов, свыше одного млн. винтовок и 357 млн. патронов.
Кавалерийская дивизия при полном штате имела около 8000 красноармейцев и 64 станковых пулемета. Можно предположить, что часть из них числом до 25-30 располагалась на тачанках. На тачанках времен гражданской войны могли разместиться кроме основной еще четыре пулеметных коробки с патронами. На тачанках послевоенного выпуска перевозилось уже восемь коробок. Некоторая часть тачанок предназначалась для борьбы с вражескими самолетами и была оборудована устройством для зенитного пулемета «Максим» с патронной коробкой, вмещавшей 500 выстрелов.
Массы груза, размещаемого в тачанке, состояли из:
- Трех бойцов 80×3 = 240 кг;
- Пулемета в сборе 66 кг;
- Патронных коробок 10×5 = 50 кг;
- Оружия и личных вещей 17×3 = 21 кг;
- Фуража для четырех лошадей на двое суток 16×4 = 32 кг;
- Провианта для бойцов на двое суток 9×2 = 18 кг
Всего – 427 кг.
В некоторых случаях тачанка двигалась со скоростью 43–54 км/ч по бездорожью.
Обычная армейская пароконная телега такой бы нагрузки не выдержала, как и крестьянская телега. Она просто бы развалилась. Наиболее подходящей для установки пулемета явилась распространенная в южных районах России пароконная коляска, рассчитанная на перевозку двух пассажиров с небольшой поклажей. Такие экипажи находились во владении у мелких помещиков, чиновников и зажиточных крестьян. Основу ее составляла рама из деревянных брусьев, соединенных металлическими накладками с помощью болтов и гаек. Передняя площадка ее служила опорой для ног кучера, средняя – сиденьем на облучке с ограждением металлическим прутом с крючьями для вожжей, которые кучер мог бы повесить, выпустив их из рук. Далее – пол для ног пассажиров и сиденья для них.
Передняя наклонная стенка защищала кучера от комьев грязи, летевших из-под копыт лошадей. Задняя стенка являлась спинкой пассажирского сиденья. Боковые стенки, выполненные из гнутых брусьев, закрывались тонкими дощечками. Передняя и задняя оси были связаны с кузовом двумя полуэллиптическими рессорами, откованными из листовой стали с последующей закалкой. Передние концы рессор шарнирно соединялись с концами четверных рессор, другие концы их были соединены с поперечными полуэллиптическими рессорами. Такая подвеска колес обеспечивала мягкость хода экипажа, несмотря на отсутствие резиновых шин. Обручи стальных шин, одетые на колеса в горячем виде, надежно держались на любой дороге. Каждое колесо имело медную или латунную втулку в ступице и, будучи смазанными, легко вращались на стальных кованых осях, концы которых имели наклон в развал до 4°, обеспечивающих предотвращение сваливания колес. Массивные чугунные гайки колес (на левых колесах они имели левую резьбу) обеспечивали высокую надежность ходовой части. Надколенные крылья защищали пассажиров от грязи, летевшей от быстровращающихся колес. Передняя ось соединялась с экипажем шкворнем и поворачивалась с помощью дышла упряжкой лошадей. Хорошо выполненная пароконная рессорная коляска могла весить не более 500–650 кг.
Таким образом, общий вес экипажа (без учета веса лошадей) мог достигать 1000–1100 кг. Для двух даже сильных и хорошо обученных лошадей работа с ним была нелегкой. Облегчить ее могли бы две пристяжные, быстро заменяемые при необходимости лошади.
Значение нормальной силы тяги лошади при хорошем ее содержании можно принимать:
При нескольких лошадях в одной упряжке эти значения тяги уменьшаются:
- При двух лошадях – до 98%
- При трех лошадях – до 87%
- При четырех – до 80%
- При пяти – до 73%
- При шести – до 64%
- При восьми – до 49%
Таким образом, общее усилие четверки лошадей составит 75×4×0,8 = 240 кг. Динамический фактор, определяющий способность транспортной системы преодолевать сопротивление перемещению (кг тяги/кг веса), составит 0,24.
Учитывая, что лошади при дружном рывке могут довести общее усилие до 750 кг, динамический фактор возрастет до 0,7. Этот показатель превышает величину динамического фактора отечественного массового грузового автомобиля ГАЗ-АА, имевшего карбюраторный двигатель внутреннего сгорания мощностью 45–50 л.с.
Управление лошадьми выполнялось кучером с помощью вожжей, голоса и хлыста. Руки кучера держали четыре пары вожжей. В некоторых случаях пристяжные лошади имели по одной вожже.
В 1916 г. поголовье лошадей в России составляло 38 млн. голов. Первая мировая война, революция, интервенция и гражданская война унесли почти половину российских лошадей. Но в 1919 г. их оставалось много. Первая конная армия насчитывала до 30 000 бойцов. Большая часть их были верховыми. Фураж, оружие, боеприпасы и медикаменты доставлялись гужевым транспортом. Без большой ошибки можно считать, с учетом общего количества пулеметов в вооружении первой конной, что количество в ней пулеметных тачанок не превышало 100–120 шт. Судя по картине художника Грекова (а в ее правдивости можно не сомневаться), в походе каждая тачанка сопровождалась четырьмя запасными лошадьми, которые скакали на привязи за основной. Общее количество лошадей, обслуживающих тачанки, могло составлять 500–600 голов.
Управлять лошадьми, запряженными четверкой – настоящее искусство. Сложно управлять четверкой лошадей даже в обычной обстановке. Но еще более сложно управление ими в боевой ситуации. Не имея никакой защиты людей и лошадей, тачанка легко может быть поражена пулями, осколками гранат и снарядов, шрапнелью.
На фронты гражданской войны были мобилизованы тысячи коммунистов и рабочих Петрограда Москвы, Иваново-Вознесенска и других городов. В июне 1918 г. Совнарком объявил мобилизацию в Приволжском, Уральском и Западно-Сибирском военных округах. В армию призывались старые военные специалисты. Многие из них добровольно ушли на фронт, откликнувшись на воззвание генерала А. А. Брусилова, вскоре после Октябрьской революции перешедшего на сторону Советской власти. В Красную армию призывались мужчины, достигшие 23-летнего возраста. Для военных специалистов жесткого предела по возрасту не было. Ездовыми на тачанках были в основном молодые здоровые деревенские парни. За пулеметом сидели хорошо знающие устройство оружия крестьяне и рабочие. На крутых поворотах важно было не слететь с облучка, не выпустить из рук вожжей, удержать на месте пулемет и коробку с патронами. Лошадей нужно было вовремя кормить, чистить, лечить и беречь.
В середине 1930-х гг. пулеметную тачанку можно было видеть в фильмах о гражданской войне или на праздничных парадах, проходивших в больших городах или на Красной площади в Москве. Легендарные пулеметные тачанки были последними угасающими огнями ушедшей гражданской войны, памятью подвигам нашего народа, победившего белую гвардию, интервенцию и сохранившую нашу Родину от раздробления и потери самостоятельности. Тачанки уступили место броневикам и танкам, которых у нас не было сразу после революции. Созданная заново автомобильная, тракторная и танковая промышленность стала давать Красной армии достаточное количество военной техники.
Почему пулеметные тачанки при всех своих боевых качествах – силе огня, скорости перемещения, проходимости и живучести, уступили свое место моторам? Главное – они не имели защиты от ружейного огня, осколков гранат и снарядов. На один боевой ствол на тачанке приходилось 4-5 бойцов и до восьми лошадей. Сопоставление расхода на горюче-смазочные материалы с расходами на фураж не в пользу последнего. Окончательную точку на широком применении пулеметных тачанок поставили появившиеся на вооружении бронеавтомобили повышенной проходимости на базе шасси ГАЗ-ААА и полноприводные автомобили Горьковского автозавода.
Пулемётные тачанки в годы Великой Отечественной Войны
В грозном 1941 г., когда немецкая армия подошла так близко к Москве, что из полевого бинокля офицеры вермахта могли видеть крупные здания в центре города, на Красной площади состоялся парад войск. Пулеметные тачанки, стоящие перед выездом на Красную площадь, были готовы к движению. Всего четыре тачанки, в каждую из которых были впряжены по четыре белых коня. Казалось бы, в век моторов судьба тачанки как полноценного боевого средства была предрешена. Однако в августе 1944 г. пулеметные тачанки вошли в город Бухарест. Они с честью прошли все тяжелые испытания Великой Отечественной.
Источник: Рем Уланов «Пулеметная тачанка» // Техника и вооружение № 12/2004 г.