1

 

Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за неоценимую помощь в редак­тировании данной статьи.

Выпущенный в единственном экземпляре экспериментальный самолет Curtiss Model 54 Tanager был разработан в период с октября 1927 года по октябрь 1929 года в соответствии с требованиями организованного Дэниэлом Гуггенхаймом конкурса на безопасный самолет (Guggenheim Safe Airplane Competition). Целью данного конкурса было создание самолета общегражданского назначения со специфическим диапазоном скоростей, позволявшим на низких скоростях избежать авиационных происшествий со сваливанием в штопор.

В соответствии с требованиями конкурса минимальная безопасная скорость должна была составлять 35 миль/ч (56 км/ч). Добиться этого было не так уж сложно, однако в требованиях также была указана максимальная скорость – не менее 110 миль/ч (177 км/ч). Такое сочетание практически диктовало использование того, что позднее стали называть изменяемой геометрией: приспособления для полёта на минимальных скоростях нужно было сделать убирающимися или каким-то иным образом «нейтрализовать» их – иначе достичь требуемой максимальной скорости было практически невозможно.

Среди других требований спецификации была взлётная дистанция от точки старта до достижения высоты 35 футов (10 м), не превышающая 500 футов (152 м), способность перевозить двух человек в течение трех часов и полезная нагрузка не менее 5 фунтов на лошадиную силу (2,26 кг/л.с.; данное требование было введено с целью исключить постройку больших «парителей», способных держаться в воздухе на минимальных скоростях, с последующей установкой на них мощных двигателей, чтобы удовлетворить требованиям по максимальной скорости и скоро­подъёмности).

В компании Curtiss быстро определили, что ни один из имеющихся в производстве самолетов не способен обеспечить заданный диапазон скоростей, не говоря уже о требованиях безопасности; следовательно, было необходимо создание новой машины специальной конструкции.

Экспериментальный самолет Curtiss Model 54 Tanager. США

Схема экспериментального самолета Curtiss Model 54 Tanager

Самолет, получивший обозначение Model 54 и имя Tanager (Танагра – птица отряда воробьиных, обитающая преимущественно в тропиках Южной Америки), представлял собой биплан с закрытой кабиной, вмещавшей пилота и двух пассажиров. Чтобы обеспечить возможность полета на минимальной скорости, задние кромки обоих крыльев были полностью заняты закрылками, а передние – автоматическими предкрылками Handley Page. К общему коэффициенту подъемной силы эти устройства добавляли 33% и 50% соответственно.

Для обеспечения безопасности полета самолет получил плавающие элероны, установленные за законцовками нижнего крыла и обеспечивавшие автоматическую балансировку самолета и его управляемость при любых углах атаки, а также основные стойки шасси с большим ходом амортизаторов, призванных поглощать нагрузки при грубых посадках, и усиленный каркас фюзеляжа в кабинной части.

Улучшение управляемости было одним из основных направлений повышения безопасности. Самолёт мог совершать развороты с использованием одних только элеронов, а снижение на большой скорости с последующей посадкой могло быть выполнено путем удержания ручки управления в крайнем заднем положении в течение всего спуска с любой высоты.

В остальном конструкция самолета была традиционной – с каркасом фюзеляжа из алюминиевых труб, соединенных клепкой, деревянным каркасом крыла и полотняной обшивкой всех поверхностей. В качестве аэродинамического профиля был взят хорошо зарекомендовавший себя Curtiss C-72. Силовая установка состояла из одного 185-сильного двигателя Curtiss Challenger.

Первый полет состоялся 12 октября 1929 года. Tanager выиграл приз в $100.000, однако эта сумма едва возместила затраты на его разработку; к тому же британская компания Handley Page, чей самолет H.P.39 Gugnunc занял в конкурсе второе место, сразу же предъявила компании Curtiss иск на ту же сумму за несанкционированное использование запатентованных предкрылков. Карьера Model 54 Tanager была короткой: в 1930 году самолет был уничтожен из-за возгорания травы, на которой стояла эта машина.

Экспериментальный самолет Curtiss Model 54 Tanager. СШАЭкспериментальный самолет Curtiss Model 54 Tanager. СШАЭкспериментальный самолет Curtiss Model 54 Tanager. СШАЭкспериментальный самолет Curtiss Model 54 Tanager. СШАЭкспериментальный самолет Curtiss Model 54 Tanager. СШАЭкспериментальный самолет Curtiss Model 54 Tanager. СШАЭкспериментальный самолет Curtiss Model 54 Tanager. США

Единственный Curtiss Tanager в 1929 году выиграл организованный Дэниэлом Гуггенхаймом конкурс на безопасный самолет, однако его передовые особенности были слишком дорогими для включения в конструкцию гражданских самолетов тех лет

Хотя некоторые отличительные особенности крыла Model 54 (за исключением предкрылков) были применены на биплане Curtiss-Wright Travel Air 4 и на самолете Robin, Tanager не имел прямого продолжения в гражданских самолетах компании. Его специфические особенности заметно увеличивали стоимость машины, в то время как в ранние годы Великой депрессии на какой-либо успех могли рассчитывать лишь максимально простые и дешевые конструкции. Первым боевым самолетом компании Curtiss, в конструкции крыла которого были применены закрылки и предкрылки, стал ударный самолет XA-8 Shrike (1931 г.).

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Curtiss Model 54 Tanager

Назначение: легкий многоцелевой и экспериментальный самолет

Экипаж: 1 чел. + 2 пассажира 

Силовая установка: один шестицилиндровый двухрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения Curtiss Challenger, развивавший мощность 185 л.с.

Размеры:

размах крыльев 43 фт 10 дйм (13,36 м)
длина 26 фт 8 дйм (8,13 м)
высота 11 фт 4 дйм (3,45 м)
площадь крыльев 333 фт² (30,93 м²)

Вес:

пустого 1959 фнт (889 кг)
взлетный 2841 фнт (1289 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость 112 миль/ч (180 км/ч)
крейсерская скорость 95 миль/ч (153 км/ч)
посадочная скорость 37 миль/ч (60 км/ч)
скороподъемность 700 фт/мин (3,55 м/с)
практический потолок 12 500 фт (3810 м)
дальность полета 535 миль (861 км)


источник: PETER M. BOWERS «CURTISS AIRCRAFT 1907-1947», с. 217-219

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account