1

 

После вступления Италии в войну ее основным противником стал традиционный враг – Австро-Венгрия. На наземном фронте боевые действия велись в основном на севере страны: в областях, которые обе страны оспаривали в течение нескольких столетий. Однако в современных войнах боевые действия ведутся не только на суше и на море, но и в воздухе. В морских и воздушных сражениях Первой Мировой войны Италия и Австро-Венгрия использовали все лучшее, что было в арсеналах этих стран: линейные корабли, подводные лодки, самолеты и даже дирижабли. Самолеты, принимавшие участие в боевых действиях над морем, в основной массе были летающими лодками. На начальном этапе боевых действий Итальянским королевским флотом (Regia Marina) применялись использовались изготовленные по лицензии летающие лодки французской компании F.B.A., а затем на вооружение стали поступать летающие лодки отечественной конструкции (компаний Piaggio, Ducrot, Zari, I.A.M. и т.д.). Под конец своей карьеры модернизированные лодки F.B.A. до 1922 года применялись в качестве учебных.

Хотя летающие лодки F.B.A. были достаточно надежными, они не получили тех распространения и славы, которые достались машинам отечественной компании Macchi. Данная компания была основана в 1912 году в пригороде Варезе (Varese) предпринимателем Джулио Макки при совместном участии французской компании Société Anonyme des Etablissements Nieuport. Первоначально новая компания, носившая официальное название Societa Anonima Nieuport-Macchi, должна была изготавливать монопланы французской разработки. Компания начала с производства самолетов компании Nieuport (тип IV и другие), а после объявления войны началось изготовление боевых машин (до 1914 года монопланы Nieuport использовались в качестве учебных, а затем для итальянской авиации при условии проведения их капитального ремонта). 

23 мая 1915 года Италия вступила в войну на стороне союзников, т.е. стран Антанты. В этом же месяце в руки итальянцев попала неповрежденная австро-венгерская летающая лодка Lohner L.40. Командование Regia Marina поручило отправить трофей в Варезе с тем, чтобы в компании Macchi самолет был скопирован, модифицирован в соответствии с итальянскими требованиями и запущен в серийное производство. Спустя несколько месяцев на вооружение итальянского флота стали поступать летающие лодки Nieuport-Macchi type L.1.

Вскоре после мая 1915 года о самолетах из Варезе перестали говорить Nieuport-Macchi, называя из просто Macchi, хотя первоначальное название компании осталось. В общей сложности было выпущено около 140 летающих лодок L.1. За ними последовали не менее успешные летающие лодки M.3 и M.5, выполнявшие задачи разведчиков и бомбардировщиков, истребители-летающие лодки M.7 и летающие лодки-разведчики/бомбардировщики M.8 и M.9.

Постепенно летающие лодки компании Macchi заменили в боевых подразделениях устаревающие F.B.A. и не уступали своим многочисленным конкурентам S.I.A.I. S.8. В ходе войны эти летающие лодки принимали участие в боях против кораблей (и подводных лодок), самолетов и дирижаблей Императорских и Королевских Военно-морских сил (Kaiserliche und Königliche Kriegsmarine K.u.K. [Kriegsmarine]).

Недостатками ранних летающих лодок компании Macchi, включая и перепроектированные M.9, были малая дальность полета, вынуждавшая действовать в прибрежных водах, неспособность оперировать в открытом неспокойном море и малая боевая нагрузка.

В 1918 году командование Regia Marina, осознавая недостатки имевшихся на вооружении летающих лодок, приказало разработать «океанскую» лодку с одним самым мощным авиамотором итальянского производства. Новый морской самолет должен был иметь большую дальность полета и способность действовать в открытом море (например, для дозаправки топливом и получения дополнительного вооружения со вспомогательного корабля снабжения).

В ответ на требования спецификации Regia Marina компанией из Варезе была предложена летающая лодка, получившая обозначение M.12. новый самолет достаточно сильно отличался от изготавливавшихся ранее машин. Дело было не только в размерах (крупнейшая на тот момент летающая лодка конструкции компании Macchi), но и в форме корпуса лодки.

Трехместная летающая лодка M.12 имела возможность находиться в открытом неспокойном море за счет очень широкой основной части корпуса лодки, от которой к хвостовому оперению шли две балки, к которым крепились двухкилевое вертикальное оперение и удлиненный стабилизатор. Кили имели типичную для компании цельнодеревянную конструкцию с фанерной обшивкой, а разделенные горизонтальным оперением рули направления имели полотняную (верхние части) и фанерную (нижние части) обшивку. Фанерная обшивка была и у тонкого горизонтального стабилизатора; руль высоты был покрыт полотном.

Корпус лодки имел цельнодеревянную конструкцию со стрингерами и шпангоутами из красного дерева и фанерной обшивкой. Перед передней кромкой нижнего крыла размещалась широкая открытая кабина с расположенными бок о бок сиденьями и находившейся впереди смещенной вправо стрелковой позицией, оснащенной поворотной турелью с одним 7,7-мм пулеметом Lewis. Помимо этого в самой крайней носовой части корпуса лодки был жестко установлен 7,7-мм пулемет Vickers, доступ к которому обеспечивался из передней пулеметной позиции. В кабине обычно располагались три члена экипажа: пилот (слева), наблюдатель (в центре) и стрелок (справа перед люком, ведущим в пулеметную позицию).

Крылья самолета были двухлонжеронными с небольшой стреловидностью консолей (центроплан верхнего крыла в районе зоны ометания винта был прямым). Крылья были неравного размаха, причем элероны были установлены только на верхнем крыле. Типичной также была система наклонных межкрыльевых стоек с минимальным количеством расчалок, внедренная начиная с летающих лодок M.8. Крылья покрывались полотном; на расположенные под нижним крылом пары подкосов могли быть установлены два бомбодержателя.

В качестве силовой установки летающей лодки M.12 был выбран восьмицилиндровый V-образный рядный двигатель водяного охлаждения Ansaldo (FIAT) 4.E.28, развивавший мощность 450 л.с. (331 кВт) и вращавший деревянный винт с двумя широкими лопастями.

Первый экземпляр M.12 впервые поднялся в воздух в конце лета 1918 года. До конца войны были изготовлены еще пять самолетов, но в боевых действиях летающие лодки этого типа участия не приняли.

Производство продолжалось до 1919 года и в общей сложности было изготовлено 8 летающих лодок M.12. Авиацией Regia Marina были приобретены лишь два самолета, тогда как шесть машин остались в распоряжении компании-производителя. Одна летающая лодка M.12 была модифицирована для участия в шнейдеровских гонках 1920 года, однако в соревнованиях она участия не принимала. В компании Macchi даже предприняли попытку создать пятиместный пассажирский самолет с увеличенным до 18 метров размахом крыла, но данный проект остался незавершенным.

Многоцелевые летающие лодки Macchi М.12. Италия


схемы многоцелевой летающей лодки Macchi М.12
Многоцелевые летающие лодки Macchi М.12. Италия
одна из двух приобретенных Regia Marina летающих лодок Macchi М.12; на самолет нанесены опознавательные знаки
Многоцелевые летающие лодки Macchi М.12. Италия
летящая Macchi М.12 итальянского флота с опознавательными знаками и вооружением
Многоцелевые летающие лодки Macchi М.12. Италия
компания Macchi сохранила на принадлежавших ей летающих лодках М.12 пулеметные турели
Многоцелевые летающие лодки Macchi М.12. Италия
после сборки фанерные и полотняные поверхности летающих лодок Macchi M.12 покрывали бесцветный аэролаком. Нижние части фюзеляжа и подкрыльевых поплавков имели водонепроницаемый слой серого цвета. На малом рисунке слева показана форма опознавательных знаков

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Macchi М.12

Назначение: многоцелевая летающая лодка

Компания-производитель: Societa Anonima Nieuport-Macchi, Варезе

Экипаж: 3 чел.

Силовая установка: восьмицилиндровый V-образный рядный двигатель водяного охлаждения Ansaldo (FIAT) 4.E.28, развивавший мощность 450 л.с. (331 кВт) и вращавший деревянный винт с двумя широкими лопастями

Размеры:

размах крыльев 17,00 м
длина 10,77 м
высота 3,66 м
площадь крыльев 61,00 м²

Вес:

пустого 1780 кг
взлетный 2560 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 190 км/ч
крейсерская скорость 175 км/ч
время набора высоты 3000 метров 28,5 мин
практический потолок 5500 м
дальность полета 950 км

Количество изготовленных: 8 экз.

источник: Text: Miroslav Balous, Foto: Petr Kolmann "Letadla 14-18 Macchi М.12" L+K 04 — 2013

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account