Легкий связной и транспортный самолет AGO Ao 192 Kurier. Германия
В литературе название немецкой авиастроительной компании AGO Flugzeugwerke (сокращение Apparatebau GmbH Oschersleben – AGO) появляется не слишком часто. AGO представляла собой небольшой завод в Ошерслебене (Oschersleben), которому во время перевооружения немецкой авиации было поручено лицензионное производство самолетов компании Heinkel. Во второй половине войны на мощностях компании AGO было развернуто производство истребителей Focke-Wulf FW 190.
История этой фирмы не впечатляет, хотя фамилия Отто – основателя компании AGO – не является в истории авиации чем-то неизвестным. Доктор Николаус Отто был изобретателем, основавшим в 1867 году машиностроительную компанию, однако главным его достижением является изобретение функционирующего четырехтактного бензинового двигателя.
Его сын Густав Отто начал знакомство с авиацией с покупки в 1909 году трех самолетов конструкции Луи Блерио. Вскоре он представлял в Германии французскую компанию Blériot Aéronautique и продавал самолеты, изготавливавшиеся по лицензии на заводе Muhlhausener Aviatikwerke. Затем под маркой AGO были начаты разработка и производство двигателей жидкостного охлаждения, развивавших мощность 160 л.с.. Тем не менее, Густав Отто стал известен продукцией компании Otto-Flugzeugbau, расположенной вблизи берлинского аэродрома Йоханнисталь (Johannisthal) и изготовившей первый немецкий вооруженный самолет C.I. В Мюнхене у этой компании был филиал, который, впрочем, прекратил свое существование. После войны Отто в Ошерслебене основал новую компанию — AGO, которая начала производить автомобили и их запчасти. Мировой экономический кризис был для завода фатальным, однако компанию восстановили заказы сначала тайных, а затем и официально новых Luftwaffe.
Несмотря на большую загрузку лицензионным производством, в компании возникло небольшое конструкторское бюро, создававшее проекты самолетов различных типов без особой, впрочем, надежды на их реализацию. Обещанием найти разработкам применение стала спецификация технического департамента (TechAmt) Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium — RLM), требовавшая создание легкого многоместного связного и транспортного самолета. Новая машина должна была выполнять перевозки небольшой дальности и, прежде всего, действовать в интересах штабных служб. После рассмотрения предварительных результатов конкурса техническим департаментом было предложено продолжить работы компаниям Siebel, машина которой получила обозначение Fh.104 Hallore, и AGO, самолету которой был присвоен номер 192.
AGO Ao 192 представлял собой свободнонесущий низкоплан с очень совершенными с точки зрения аэродинамики формами. От самолета требовалось достижение высокой крейсерской скорости, и поэтому большое внимание было уделено снижению лобового сопротивления посредством совершенствования аэродинамических обводов конструкции и применения заклепок с потайной головкой для обшивки, изготовленной из легкого сплава.
Герметичная кабина с кондиционированием воздуха была предназначена для пяти пассажиров, а также почты и багажа. В двухместной кабине экипажа с расположенными бок о бок местами пилотов было спаренное управление, что позволяло использовать Ао 192 для учебно-тренировочных целей.
Крыло состояло из центроплана с двумя закрылками почти по всему размаху и двух сужающихся консолей с поперечным V и элеронами по всей длине.
Силовая установка самолета состояла из двух восьмицилиндровых инвертированных рядных двигателей Argus As 10C, чуть развернутых от осевой линии, развивавших по 240 л.с. и вращавших деревянные двухлопастные винты переменного шага.
Хвостовое оперение было свободнонесущим, горизонтальное оперение крепилось к фюзеляжу.
Стойки основного убирающегося шасси складывались наружу, в направлении от фюзеляжа в тонкие внешние части крыла. Хвостовое колесо было неубирающимся, однако оснащалось обтекателем.
Первый полет первого прототипа Ao 192 V1 (номер гражданской регистрации D-OAGO) состоялся летом 1935 года. Вскоре в небо поднялся и второй прототип Ao 192 V2 (номер гражданской регистрации D-OCTB). Ao 192 V2 отличался от первого приподнятым над фюзеляжем подкосным горизонтальным оперением увеличенной площади, расположенным примерно на высоте одной трети киля для решения проблем некоторой неустойчивости и флаттера хвостового оперения, с которыми столкнулся Ao 192 V1.
В 1936 году оба самолета приняли участие в гонках Deutschland-Flug, а в 1938 году второй прототип (D-OCTB) принял участие в гонках, проводившихся с 4 по 7 июня в Великобритании на острове Мэн, где занял седьмое место.
Опыт работ по прототипам Ao 192 V1 и Ao 192 V2 нашел свое воплощение в изготовленном в 1938 году третьем прототипе Ao 192 V3 (номер гражданской регистрации D-OAFW). В то время как первые два самолета представляли собой версию Ao 192A, третья машина – будущий серийный вариант Ao 192B Kurier, отличавшийся рядом изменений: вместимость пассажирского салона была увеличена до шести человек, количество иллюминаторов на каждой стороне фюзеляжа было уменьшено с четырех до трех, сокращен и округлен нос самолета, было изменено остекление кабины пилотов и были установлены более мощные 270-сильные двигатели Argus As 10E.
Наиболее существенное изменение прошло с шасси: основные стойки шасси стали убираться назад в нижнюю часть увеличенных гондол двигателей. С учетом значительной загрузки производственных мощностей было изготовлено всего шесть серийных самолетов Ao 192B. Все они прошли испытания в Рехлине, где одна машина с номером гражданской регистрации D-OLER осталась в качестве штатного транспортного самолета. Остальные были распределены между нацистскими лидерами. Машина D-ODAF стала личным самолетом доктора Роберта Лея – начальника организации «Германский трудовой фронт» (Deutsche Arbeitsfront – DAF – эти буквы стали частью номера гражданской регистрации самолета), являвшейся, фактически, партийным министерством труда. Самолет с номером гражданской регистрации D-OSSS принадлежал штабу Waffen-SS. Дальнейшая судьба этих машин неизвестна.
Компания AGO рассчитывала на серийное производство Ao 192 и связывала с этим самолетом большие планы. Были разработаны проекты следующих вариантов самолета:
- • грузопассажирский для гражданских местных авиалиний – Ao 192BV;
- • медицинский для перевозки двух лежачих больных и сопровождающего врача – Ao 192BS;
- • фотографический и картографический с возможностью проявки пленки прямо на борту – Ao 192BL;
- • учебный для тренировки радистов (экипаж должен был состоять из пилота, инструктора и трех курсантов) – Ao 192DF;
- • транспортный с двойный управлением/дальний туристический самолет – Ао 192DV;
- • пассажирский четырехместный – Ао 192E.
Версия Ao 192C должна была иметь несколько военных вариантов применения:
- • трехместный разведчик с двумя неподвижными, стреляющими вперед, и одним подвижным, расположенным в верхней части фюзеляжа, пулеметами и подвеской для восьми 10-кг бомб – Ao 192CA;
- • легкий бомбардировщик с вооружением варианта Ao 192CA и подвеской для четырех 50-кг бомб – Ao 192CR;
- • фоторазведчик с вооружением варианта Ao 192CA – Ao 192CL;
- • постановщик дымзавес – Ao 192CN;
- • санитарный самолет – Ao 192CS.
Само собой разумеется, что перечисленные варианты никогда не были построены.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: AGO Ao 192
Назначение: легкий связной и транспортный самолет
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: два восьмицилиндровых инвертированных рядных двигателя Argus As 10C, развивавших по 240 л.с. и вращавших деревянные двухлопастные винты переменного шага (позднее были заменены 270-сильными двигателями Argus As 10 E)
Размеры [1]:
размах крыла 13,54 м
длина 10,98 м
высота 3,64 м
площадь крыла 25,04 м²
Вес:
пустого 1640 кг
взлетный 2860 кг
перегрузочный 2950 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 330 км/ч
увеличенная крейсерская скорость 285 км/ч
экономическая скорость 238 км/ч
время набора высоты 2000 метров 7,2 мин
дальность полета 1210…1360 км
потолок 5200 м
Компания-производитель: AGO Flugzeugwerke, Ошерслебен/Боде (Bode)
Количество изготовленных: 9 самолетов (3 прототипа и 6 серийных)
- данные относятся к Ao 192B, первые два прототипа имели длину 11,35 м
источники:
- VÁCLAV NĚMEČEK Výkres MARTIN SALAJKA "AGO Ao 192 KURIER" L+K 07/2000
- http://www.airwar.ru/enc/cww2/ao192.html
- http://fr.wikipedia.org/wiki/Ao_192