Проект многоцелевого истребителя Northrop/Dornier Taktisches Kampfflugzeug 90. Германия-США
Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.
На фотографии в предыдущем посте представлен проект MBB TKF-90. Messerschmitt-Bölkow-Blohm (к которому присоединился позже VFW-Fokker) сделал ставку на дорогой истребитель, индивидуально превосходящий советские самолеты, со скоростью 2М и статически неустойчивому. Другой участник конкурса — Dornier — был сторонником дешевого и простого, с умеренной скоростью в 1,7М и пониженной устойчивостью самолета. Свой проект TKF-90 фирма Дорнье разрабатывала совместно с американской Northrop, сотрудничество по новому истребителю началось в 1978 году.
На Нортроп новый самолет имел внутреннее обозначение P-700, в рамках германо-американского сотрудничества он был известен как N/D-102 или ND102, где буквенное обозначение расшифровывается как Northrop/Dornier. ND102 был развитием идей, заложенных в YF-17/F-18, на Нортроп он позиционировался как "интернациональный истребитель", т.е. видимо как следующий шаг для многочисленных приобретателей различных модификаций F-5 и его развития F-20.
ND-102 был лишен горизонтального оперения, его должна была заменить система управления вектором тяги. Крыло было с фирменными нортроповскими наплывами и щелями. Двигатели — два бесфорсажных Pratt & Whitney 1120 с тягой по 13550 фунта (6150 кг, есть правда и другая, большая цифра — 7265кг), с которыми несмотря на отсутствие форсажа летающая машина могла развивать 2М. Взлетный вес самолета был небольшим — всего 25000 фунта (11339 кг), т.е. тяговооруженность больше 1. На начальных этапах продували двухкилевой вариант, окончательно остановились на одном киле.
В середине 1982 ND-102 приобрел окончательный вид, в 1983 представлен на Парижской авиавыставке, а в 1984 проект был закрыт. Всего на него ушло в общей сложности 20 млн долларов (по нынешним временам очень скромно), 1200 часов испытаний в аэродинамической трубе, было исследовано 34 различных конфигураций.
История ND-102 получила боковое ответвление в виде аргентинского FMA SAIA 90.
На yf-23.net сообщают что для Нортропа P-700 стал мостиком к YF-23. Хм…
1. Аутентичная модель N/D-102
2. …и P-700, причем с маркировкой US Navy.
3. Отличный чертеж в отличном разрешении — 3300х2100
4. 7700х3600
5.
6.
7. 2800х1800
источник: http://p-d-m.livejournal.com/442172.html