0

Так получается что это не предпоследняя часть

С самого начала Первой мировой войны основная нагрузка по материально-техническому обеспечению Военно-воздушного флота Империи легла на шесть авиационных рот, остававшихся в тыловых районах страны: 1-я (Санкт-Петербург), 2-я (Брест-Литовск), 3-я (Киев), 4-я (Лида), 5-я (Брянск) и 6-я (Жмеринка).

В конце сентября 1914 г. великий князь Александр Михайлович обратился к Верховному главнокомандующему (вел. кн. Николаю Николаевичу) с докладом, в котором изложил свой план построения системы обеспечения авиационных частей ВВФ. Ставка одобрила предложения Заведующего организацией авиационного дела в армиях ЮЗФ по увеличению штата авиационных рот называемых уже авиапарками. Это изменение было внесено в организационную структуру авиарот приказом ВГ №78 от 11 октября 1914 года. Вскоре было утверждено соответствующее Положение о деятельности авиационных парков. Согласно этому документу, авиапарк предназначался для обслуживания технических нужд авиаотрядов, входящих в состав армии. Сами авиапарки находились в подчинении начальников инженерных снабжений фронтов.

Всеми вопросами авиационно-технического обеспечения действующей армии занималось Военно-Техническое Отделение при УваРИ. На последнее возлагались вопросы приемки конечной продукции самолетостроительных предприятий. По указанию нового Верховного главнокомандующего (императора Николая II) «в целях полного согласования дела снабжения авиационных и воздухоплавательных частей с интересами армии» на великого князя Александра Михайловича были возложены снабженческие функции.

 

 

 

 

 

Наименование1

Дата формирования

Дислокация

Начальники2

Примечания

1-й авиапарк

27.04.1913 г.

Петроград (Одесса?)

штабс-капитан Крейсон

Петербургский военный округ. Корпусной аэродром; Северный фронт

2-й авиапарк

25.05.1913 г.

Севастополь (Смоленск?)

капитан Воротников А.С.

Одесский военный округ

3-й авиапарк

23.06.1913 г.

Киев

подполковник Глубоковский Н.П.

Киевский военный округ; Юго-Западный фронт

4-й авиапарк

начало лета 1914

Лида, Винница, Витебск

капитан Макаров Д.А.

Виленский военный округ. Западный фронт

5-й авиапарк

начало лета 1914

Бронницы, Брянск, (Смоленск)

подполковник П.В. Голубов

Московский военный округ. Западный фронт

6-й авиапарк

начало лета 1914

Жмеринка

капитан В.А.

Сформирован в Чите, затем в Одессу. Юго-Западный фронт

7-й авиапарк

начало лета 1914

Псков

капитан С.А. Бойно-Родзевич

Северный фронт, (северо-западный)

Кавказский авиапарк

1916

Тифлис

штабс-капитан К.Василевский

Южный фронт. Выделена полурота из состава 1-й авиароты. 16.06.1916 согласно Приказа НШ ВГ №818 преобразован в Кавказский авиапарк

 

— Говори ратник.

— Бояре. Замечено изменение отношений к полковнику Генерального штаба Мстиславскому. Ранее общался со многими людьми, состоит в партии эсеров. Сейчас после службы сидит дома, никуда не выходит. И никто к нему не приходит. Началось это сидение с собрания 23 сентября, откуда полковник вышел, мягко говоря, не в себе. Он не проверялся, стоял на улице, потом нервно закурил и быстро, почти побежал домой. Доходный дом Семенова, откуда он вышел, был нами проверен. Там собиралось общество, несомненно, нас интересующее. Братья смогли проследить еще одного и удалось сделать его портрет.

— Благодарю ратник

Председательствующий поднялся и окинул взглядом собравшихся.

— Братья Священная дружина. Настал час совершить начатое дедами.

Четыре часа спустя.

История авиации-3

— Ну-с господин Некрасов слушаю вас.

— Вы кто? Вы ответите за это. Вы…

Дюжий мужик в форме Лейб-Гвардии Атаманского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича  полка коротко ткнул словоохотливого «пленника» в живот.

— Молчи собака.

— Господа, но вы, же… есть, же полиция, закон…

— Господин Генеральный секретарь наверно запамятовал, что он выше человеческих законов.

— А вы … кто вы?

— Тридцать три года назад верные люди сплотились вокруг Государя и создали «Священную дружину»..

— Но ее давно упразднили.

— «Общество воздушного флота» тоже упразднили, но авиация от этого не исчезла. У вас сударь полчаса, а потом мы вас послушаем.

— Господа не уходите.

— Сударь мы покинем вас совсем ненадолго. Есаул, в наше отсутствие, поможет вам вспомнить необходимые нам сведения. А нам еще  полковника Мстиславского, господ Теплова и Гальперна навестить, да и к Маклакову заглянуть на огонек. Общайтесь господин есаул. И зря вы господин Некрасов на капитана Мангулиса обиделись. Большое дело сделал человек.

Авиадивизионы

Приказом начальника штаба УваРИ № 300 от 4 марта 1915 г. было объявлено о переводе находившихся в действующей армии корпусных и армейских авиаотрядов (за отдельными исключениями) на общий для всех штат и табели, с сохранением существовавших их наименований и номеров. Объявлялось также о формировании по прилагаемым штату и табелям при армиях 11 авиационных дивизионов. В управлении командира авиадивизиона предусматривалось иметь 5 офицеров, аэропланов со всеми принадлежностями и вооружением — 4 действующих. Авиадивизионы, введенные этим приказом, представляли собой отдельные авиачасти, организационная структура которых позволяла осуществлять управленческие функции по отношению к авиационным отрядам армии.

Также авиадивизион стал связующим звеном между штабом армии и авиаотрядами в вопросе боевого применения авиации и между авиационными парками и авиаотрядами в вопросах технического обеспечения. Таким образом, весной 1915 г. в структуре авиации действующей армии произошел переход от разрозненных частей корпусной авиации к более крупным формированиям армейского подчинения, имевшим общий тыл — мобильную авиационную базу.

Авиадивизионы были сформированы при всех армиях, кроме Кавказской, так как в ней, по мнению Ставки ВГ, авиаотряды слишком разбросаны, и авиационным дивизионом их не объединить.

Истребительные авиаотряды Русской Императорской армии (ИАО)

К концу 1915 г. на Восточном фронте обострилась борьба за господство в воздухе. В УваРИ  приступили к созданию истребительной авиации. Предполагалось, что для каждой армии будет сформирован особый истребительный отряд из  аэропланов истребительного типа в количестве не менее 10 аппаратов оснащенных пулеметами.

В соответствии с приказом Начальника штаба УварРИ №329 от 5 ноября 1915 г. три первых русских истребительных авиаотряда (ИАО) были сформированы при авиапарках 2-й, 7-й и 12-й армий.

Уже 15 декабря великий князь Александр Михайлович доложил в Ставку ВГ генералу от инфантерии М.В. Алексееву, что «седьмой и двенадцатый отряды истребителей сформированы и выступают по назначению». Их командирами являлись соответственно подпоручики И.А. Орлов и М.Г. фон Лерхе. 2-й ИАО формировался при 2-м авиационном парке (г. Смоленск) под руководством штабс-капитана Е.Н.Крутеня, позднее вступившего в его командование.

Формирование остальных авиаотрядов затянулось фактически на полгода из-за  отсутствия союзнической помощи и недостатка специальных самолётов-истребителей. Поэтому полноценные отряды истребителей появились на фронте только к 1 июня 1916 года. В июле-августе на фронте появились еще 11 ИАО.

 

 

 

 

 

Наименование

Дата формирования

Начальник отряда6

Асы

Примечания

1-й истребительный авиаотряд

12.07.1916 г.

подпоручик К.К. Вакуловский

К.К. Вакуловский (5)

7 самолетов «Моран-Стеглау» Сформирован при 4-м авиапарке (Витебск), передан в состав 1-го авиадивизиона (Рига, Северный фронт).

2-й истребительный авиаотряд

февраль 1916 г.

шт.-капитан Е.Н. Крутень,

Е.Н. Крутень (5)

10 самолетов «Ньюпорт-9»

Сформирован при 2-м авиапарке (Смоленск).

3-й истребительный авиаотряд

июль-август 1916 г.

шт.-капитан Н.А. Мульков

планировалось сформировать при 5-м авиапарке приказом от 12 марта 1916 г. Из-за нехватки самолётов и лётчиков формирование затянулось, и отряд был готов к перебазированию на фронт только в середине августа. 8 «Моран-Стеглау»

4-й истребительный авиаотряд

8.07.1916 г.

сотник Зверев

Сформирован при 2-м авиапарке (Смоленск). 7 «Ньюпорт-9»

5-й истребительный авиаотряд

май 1916 г.

подпоручик Капутовский

7-й авиапарк (Псков). 8 «Моран-Стеглау»

6-й истребительный авиаотряд

5.06.1916 г.

капитан Н.Н. Моисеенко-Великий

7-й авиапарк. (бывший Гвардейский КАО?). 10 «Ньюпорт-17»
В составе авиаотряда служили французские лётчики, прибывшие с французской миссией в Россию весной 1916 г.: лётчики старшие лейтенанты (суб-лейтенанты) Марсель Пайэт (Marcel Paillette) и Анри Мутак (Henri Moutach) и летнаб суб-лейтенант Анри Пиллэ (Henri Pillet).

7-й истребительный авиаотряд

13.12.1915 г.

подпоручик И.А. Орлов;

И.А. Орлов (5), В.И. Янченко (9), Д.А. Макиёнок (5), Ю.А. Гильшер (5)

10 самолетов «Ньюпорт-9». 3-я авиарота (Киев). 17 июня 1917 г. погиб первый командир отряда Иван Орлов; 7 июля 1917 г. погиб Гильшер;

8-й истребительный авиаотряд

май 1916 г.

поручик Иванов

3-й авиапарк (Киев). 17 апреля 1917 г. вошёл в 1-ю БАГ. 22 апреля лётчики-истребители приступили к боевой работе. 6 «Моран-Стеглау»

9-й истребительный авиаотряд

5.03.1916 г.

подпоручик И.А. Лойко

Г.Э. Сук (8), И.А. Лойко (6), В.И. Стржижевский (5).

5 (Ньюпорт-9, Моран-Стеглау, 3 Ньюпорт-17)

10-й истребительный авиаотряд

июль 1916 г.

прапорщик С.Ноздровский

А.И. Пишванов (5)

4-й авиапарк (Витебск) 7 «Моран-Стеглау»

11-й истребительный авиаотряд

июль 1916 г.

поручик Станюкович;

3-й авиапарк 9 «Моран-Стеглау»

12-й истребительный авиаотряд

14.12.1915 г.

подпоручик М.Г. фон Лерхе

10 самолетов «Моран-Стеглау IIIР»

7-й авиапарк (Псков)

13-й истребительный авиаотряд

февраль 1917 г.

шт.-капитан Коссовский

7-й авиапарк. Отряд вошёл в состав 4-й БАГ Северного фронта. 10 Ньюпорт-17

14-й истребительный авиаотряд

февраль 1917 г. — июль 1917 г.

шт.-капитан Н.И. Белоусович

7-й авиапарк. Отряд работал в составе Северного фронта с 21 августа. Вошёл в состав 4-й БАГ Северного фронта

10 Ньюпорт-17

15-й истребительный авиаотряд

июнь 1917 г.

капитан Сакиричь

авиаотряд сформирован из части авиаотряда охраны Ставки 10 Ньюпорт-17

Боевые авиационные группы (БАГ)

Несмотря на усилия русского командования, создать численный перевес над немецкой авиацией не представлялось возможным из-за недостатка истребителей. Оказалось, что действия малочисленных истребительных авиаотрядов, равномерно распределённых по армиям, не могут сковать действия авиации противника и обеспечить нормальную работу своей разведывательной авиации.

В конце июля 1916 г. на Юго-Западном фронте была создана специальная истребительная группа из трёх истребительных авиационных отрядов: 2-го, 4-го и 11-го, впоследствии прославившаяся как 1-я Боевая авиационная группа под командованием известного русского аса ПМВ Александра Козакова. Так была реализована на практике идея завоевания господства в воздухе на отдельных важных участках фронта путём концентрации истребительной авиации на решающих направлениях.

— Игорь Иванович. Я общался с профессором Жуковским по вопросам совершенствования Ваших аппаратов и в ходе общения Николай Егорович заронил очень интересную мысль. Посоветовавшись с господами акционерами, конструкторами балтийского завода (РБВЗ), заручившись поддержкой преподавателей Аэродинамического института, штаб УваРИ предлагает Вам незамедлительно строить двухмоторный аэроплан по конструкции близкий к Муромцу. Но! Сохранив основные данные Муромца, Ваш новый аэроплан будет меньше, легче, проще в постройке и дешевле. Колпинский завод наладил производство цельнотянутых труб. Их Вы будете использовать при строительстве нового аэроплана. Вы постараетесь заменить дерево металлом везде, где только можно.

— Но строительство займет не меньше двух лет.

— У России нет такого времени. Аэроплан нужен нам сегодня. Могу выделить Вам полгода.

История авиации-3

Предполагаемый вид двухмоторного Муромца под двигатели РБВЗ-6 (250 л.с.) или русский Рено (300 л.с.)

Первые 5 самолетов типа «Илья Муромец» были изготовлены с июля по сентябрь 1914 г., и получивших соответственно наименования с I по V. После многочисленных доработок и установки вооружения 2 машины в августе были готовы к отправке на фронт. Утром 31 августа «Илья Муромец I» под командованием Е.В. Руднева вылетел в Белосток на Северо-Западный фронт. 24 сентября на фронт отправился «Илья Муромец II» поручика А.В. Панкратьева.

В первый боевой полет четырехмоторный гигант отправился 14 февраля 1915 г. Однако сильная облачность помешала выполнить задание, и он вернулся через 1 ч 51 мин. Но уже на следующий день самолет совершил успешный боевой полет по заданию штаба 1-й армии Северо-Западного фронта. Перед экипажем была поставлена задача выяснить существование переправы на реке Висла и разрушить ее. Переправа обнаружена не была, но в тылу у противника было сброшено несколько бомб. 24 и 25 февраля «Илья Муромец» вылетал для бомбардировки станции Вилленберг, на которую было сброшено свыше 2 тонн бомб.

Обычно в полет члены экипажа брали один карабин, одно ружье-пулемет и около 200 кг бомб. Встреч с немецкими аэропланами практически не было, и потому на борт предпочитали брать больше бомб и горючего, нежели пулеметов.

5 июля 1915 г. самолет под командованием поручика И.С. Башко, вылетевший на разведку и бомбометание, был обстрелян с немецких самолетов и артиллерией с земли.

Из-за ряда повреждений, а также потому, что закончился запас топлива, самолет совершил вынужденную посадку. За проявленное мужество экипаж самолета получил награды, а Башко присвоили чин штабс-капитана и наградили орденом Святого Георгия 4-й степени.

Первый воздушный бой показал слабую защиту «Ильи Муромца» против самолетов противника, поэтому в течение месяца количество пулеметов и ружей возросло на нем до 5, а впоследствии до 8.

В сентябре 1915 г. 4 самолета противника атаковали «Илью Муромца» капитана П.И. Лаврова, три из них были сбиты, 4-й поврежден. Корабль тоже был поврежден, вышел из строя один из двигателей, но это не помешало ему вернуться на аэродром. 12 октября 1915 г. «Илья Муромец» был сбит немцами, противник потерял в этом бою 3 самолета из 4-х.

 «Илья Муромец» был отличным инструментом для дальней разведки и бомбардировки. Продолжительность полета с бомбовой нагрузкой составляла 5 ч и до 10ч без бомб. Бомбовая нагрузка набиралась из множества мелких бомб или крупных весом 160,240,400, а в конце 1916 года даже 640 кг. Бомбовый прицел был довольно точным: не менее 60% бомб попадало в цель. Другие приборы позволяли «Муромцам» совершать ночные полеты с самого начала войны.

За весь 1915 г. «Муромцы» выполнили около 100 боевых полетов, сбросив на противника до 22 т бомб. В 1916г. пилоты «Ильи Муромца» совершили уже 156 боевых вылетов, сбросив на противника до 20 т бомб.

В середине 1916 года на Юго-западный фронт из Киева в Винницу отправился поезд с запасными частями для аэропланов.

— А вы знаете, господа, все же хромоникелевая броня сильно утяжеляет аэроплан.

— Это вы голубчик поручику Башко скажите. Если бы перегородка была из брони, не потерял бы поручик ногу. Здесь огромное спаси Господи ижорцам сказать надо.

— Коленчатые валы последней партии господа чудо как хороши. Ни одной поломки. Да и путиловцы подтянулись. А вот шведы нас подвели.

— Наслышаны как великий князь нейтралов костерил.

— А за шасси благодарить Гаккеля надо. Вот ведь крепкое.

— Жалко, что господин Сикорский со Слесаревым сладить не могут. Если бы не великий князь того и гляди подерутся…

Через несколько дней в тылу германских войск ночью были разбомблены две железнодорожные станции. Потери были ужасающие. Русские аэропланы удалось перехватить только один раз, но потеряв сбитыми и поврежденными восемь! самолетов германцы убрались несолоно хлебавши. Так проходили боевые испытания самолета Сикорский-Слесарев-21.

История авиации-3

Предполагаемый вид бомбардировщика Сикорский-Слесарев-21 в первоначальном варианте и доработанном.

История авиации-3Сравнение размеров оригинальных Муромца и Святогора

— Артур Антонович. Вот это письмо я получил от доверенных людей из Одессы. А вот эти письма – из 6-го авиапарка. И во всех этих письмах немало рекламаций на аэропланы, поступающие в действующую армию из ворот вашего завода. В соседней комнате находится персонально неизвестный Вам, но весьма искушенный в своем деле адвокат, который очень быстро докажет мою правоту и на основании документов поможет быстро обогатить казну государства на несколько миллионов рублей. А в особой тюрьме станет на одного самонадеянного узника больше.

— Ваше императорское высочество, я немедленно разберусь и наведу порядок.

— Уж вы разберитесь голубчик. А в наказание за этот проступок вы сделаете вот что.

Главнокомандующий Русской авиации понизил голос.

— Есть в городской черте Киева небольшой пустырь окруженный сараями. Господин Татищев по моей просьбе этот участок купил. Вами будет установлена связь с одной нейтральной страной, где Вы на свои деньги купите один завод. Причем действовать будете на свой страх и риск. После покупки завода, Вы же станете одним из акционеров и некоторую часть средств вернете. Необходимую помощь Вам окажет,- князь позвонил в колокольчик и в кабинет вошел молодой стройный офицер – ротмистр Волин. И помните. Германские агенты не спят.

В конце 1915 г. УваРИ России получило на вооружение еще один самолет-разведчик — «Анаде» («Анатра-Д»). Разработка этого летательного аппарата началась в 1915 г. По конструкции самолет представлял собой двухместный, двухстоечный биплан с двигателем «Гном» мощностью 100 л.с. На некотором числе самолетов ставился двигатель «Клерже» или «Сальмсон», развивающий мощность до 130 л.с., и тогда самолет назывался «Анаклер» или «Анасаль».

Конструкция самолета была простой и рациональной. Фюзеляж — четырехгранного сечения, слегка округленный сверху, в передней части был обшит фанерой, в задней — полотном. Элероны устанавливались только на верхних крыльях, а стабилизатор имел почти треугольную форму.

Органы управления самолетом — штурвал и педали — были расположены только в кабине пилота. Наблюдатель вел наблюдение и защищал пилота с помощю оборудованной в задней кабине пулеметной точки установленной на вращающейся подставке. Кроме этого, в распоряжении наблюдателя могло находиться 25—30 кг бомб, которые при необходимости можно было сбросить на противника.

Впервые «Анаде» был испытан в воздухе 19 августа 1915 г. Для того чтобы устранить обнаружившуюся в процессе испытаний неустойчивость самолета, возникающую в полете, сиденье летчика и наблюдателя были сдвинуты вперед. В 1916 г. был выпущен учебный «Анаде» с двойным управлением и парой колес впереди, предупреждающих опрокидывание при посадке. Самолет был очень устойчив в полете, и на нем можно было выполнять «петлю Нестерова».

Первый серийный аэроплан был сдан государственной комиссии 16 ноября 1915 г. Всего в 1915—1916 гг. было выпущено 278 экземпляров, имевших различия в отдельных сериях.

История авиации-3По дороге в 6-й истребительный отряд.

— Долго еще господа?

— Уже нет господин главнокомандующий.

Великий князь Александр Михайлович подошел к своему автомобилю.

— Вот что любезный,  — обратился он к шоферу – заведи двигатель и открой, пожалуйста, капот.

— Объясните мне недалекому господа. Почему вот этот двигатель спокойно стоит на месте, не брызгает маслом, но работает, двигатель же завода «Клерже» вертится как ненормальный и все вокруг себя загрязняет. А такой же «Сальмсон» ведет себя снова спокойно и тихо.

Оставшуюся дорогу ехали молча. Офицеры уже привыкли, что их главнокомандующий иногда задает, на первый взгляд странные и даже глупые вопросы, а потом, после долгого раздумья и советов с разными чинами своего штаба дает на эти вопросы, взвешенные и понятные даже неграмотному ответы…

История авиации-3

Оригинальный Ньюпорт-17 он же "Бебе"

…- Господин главнокомандующий авиацией. Во вверенной мне части летчиков десять, аэропланов восемь, еще два в ремонте. Больных и раненных нет. Прапорщик Арцеулов облетывает экспериментальный самолет…

Высоко в воздухе раздались короткие пулеметные очереди, затем еще и еще.

— Все, сейчас на посадку пойдет…

…- Показывайте поручик.

— Ваше Высочество. После первых воздушных боев появилась мысль усилить вооружение аэроплана Ньюпорт-17. Подумали с механиком, поговорили в авиапарке и потом поставили на аэроплан два пулемета на крыльях. Запас патронов на 250 выстрелов, управление тягами, перезарядка ими же. При пристрелке на аэродроме выяснили ужасающую силу и сразу сообщили в штаб.

При этих словах прапорщик обернулся и указал на измочаленный пук соломы, при ближайшем рассмотрении оказавшийся куском, словно изжеванного бревна. 

История авиации-3

Российский вариант завода "Дукс" плюс переделка Арцеулова

— Пулеметы отрегулированы на дальность двести шагов. Потом  пули как бы встречаются, и получается, словно не трехлинейный патрон, а девятилинейный.

— Почему двести шагов?

— Так дальше стрелять промахнешься, а ближе две очереди, а не одна лучше.

— Ну что же господа благодарю. Ночуем здесь, а завтра к Святогору. Сотня атаманцев ждет там.

История авиации-3

казак лейб-Гвардии Атаманского Его Императорского высочества наследника Цесаревича полка

конец третье части

Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account