Спустя десять лет после окончания войны в Персидском заливе общественность узнала о применении военной техники – «призраков» для обмана противника и отвлечения его от месторасположения важных целей: пехоты, грузовиков, танков, артиллерии, самолетов… Список можно продолжать долго и методы, которые сейчас находят применение, являются все более сложными, часто делая эти копии более «реальными», чем оригинал, который также является целью. Но немногим известно, что созданию ложных целей не одна сотня лет и что первые упоминания об этом мы находим в истории античности! Однако не вдаваясь в глубокую древность сосредоточимся на самолетах-приманках, которые в больших количествах изготавливали и использовали во время Второй Мировой войны.
Самыми представительными были самолеты-приманки люфтваффе, поскольку военно-воздушные силы Третьего рейха прошли войну с первого по последний день. Создание «самолетов-призраков» резко возросло в 1942 году, когда союзники усилили свои бомбардировки занятых Германией территорий. Эти удары привели немцев к необходимости срочного изготовления вокруг аэродромов самолетов-приманок, предназначенных для отвлечения внимания противника и очень легко идентифицируемых (освещенные здания, самолеты, оставленные на поле фальшивые бомбы и т.д.). Останки реальных самолетов (захваченных, непригодных к эксплуатации или считавшихся устаревшими) пополняли ряды этих машин, обреченных навсегда остаться на земле. Ниже приведена небольшая подборка моделей в «натуральную величину».
вероятно наиболее красивый «самолет-призрак» из представленных в данной статье: фальшивый Heinkel He 111 осматривается британским офицером на поле в Нормандии, август 1944 года. Самолет хотя и находится в плохом состоянии, позднее был восстановлен с большой любовью к деталям (IWM)
расположенный на норвежском аэродроме Ставангер-Сола (Stavanger-Sola) приманка Ju 88 A, 1940 год. Код этого «самолета-призрака» «EI+A4» соответствует реальному военному номеру испытывавшейся в Рехлине машины! (DR)
три снимка изготовления фальшивого Ju 87 Stuka на поле во Франции, осень 1940 года. Макет привезли на двухколесной телеге, разместили на окраине леса, после чего нанесли немецкие опознавательные знаки. С воздуха фальшивка смотрелась идеально (DR)
этот симпатичный Bf 109 E (бортовой номер – белая «1») никогда не присоединится к своим находящимся на заднем плане товарищам и не будет участвовать в воздушном патруле! А ведь это всего лишь модель из дерева и полотна… (DR)
использование «самолетов-призраков» станет для немцев насущной необходимостью в Нормандии, особенно с учетом вездесущности самолетов союзников. Bf 109 Jumo был «освобожден» в августе 1944 года. Нанесенный на борт причудливый военный номер; скорее всего это «W5 + YV» (USAF)
в противоположность, приманки могли быть размещены на реальных аэродромах, чтобы создать впечатление занятой сельским хозяйством территории. В этом случае, ангары маскировались под фермы. Похоже, что эти деревянные коровы являются неплохим развлечением для механика (DR)
прекрасный пример фальшивого аэродрома (Scheinflugplatz), «захваченного» союзниками в Нормандии. Башня управления, здания, самолет (остатки He 111 на заднем плане в правой части) – все фальшивое! Реальными были только фермеры, на полях которых это происходило… (IWM)
многие обломки реальных самолетов были также размещены на ложных аэродромах как, например, этот грубо закрашенный Curtiss H-75A; Нормандия, лето 1944 года. Эта машина либо модификации A-1 №14 (X-813), либо модификации A-2 №112 (U-013). Может быть, читатели знают больше? (IWM)
«Сюрприз! Кто там?» Эти джипы «свалились» на эскадрилью фальшивых Ju 88, разбросанных по полю в Эпине (Epinay), 1944 год (USAF)
хороший снимок с двумя (второй на заднем плане) фальшивыми Ju 88 A в Салон-де-Прованс (Salon de Provence), конец 1944 год. «Самолет-призрак» на переднем плане, хвост которого разобран, нес на себе военный номер «L2 + EE». Теоретически машина должна была принадлежать 2-й учебной авиационной эскадре (Lehrgeschwader 2)… (USAF)
попавшее в руки союзником кладбище «самолетов-призраков», вероятно район Дижона. Элемент фюзеляжа в правой части снимка соответствует Messerschmitt Bf 109 (USAF)
«классическая» приманка – фальшивый Ju 88 – был сфотографирован в Ольборге (Дания) в конце войны (коллекция Момбека)
макет Messerschmitt 109, захваченный частями 3-й армии США недалеко от Ордрусса (Ohrdruss) в 1945 году. Ревнители чистоты будет возражать относительно модификации самолета (двигатель Jumo и двухлопастный винт) и опознавательных знаков, не подходящих для данной фазы войны, но кому какое дело! Главное – очертания подходящие (USAF)
Автор благодарит Жана-Луи Роба (Jean-Louis Roba) и Эрика Момбека (Eric Mombeek) за неутомимый поиск раритетов.
источник: Christophe Cony «Les avions fantômes de la Luftwaffe» Avion 117