Альтернативный миникрейсер для ТОФа
По моему, закладка на заводе №199 в Комсомольске-на-Амуре крейсеров «Калинин» и «Каганович» в 1938-ом году, – ошибка.
Во-первых, промышленная база Дальнего Востока просто слаба для строительства крейсеров, водоизмещением более 8 тыс. тонн.
(Крейсер пр. 26 бис)
Во вторых, совершенно непонятно, какие вообще цели преследовались при закладке таких крейсеров для Тихоокеанского флота СССР. Эта «сладкая парочка», помимо собственной колоссальной стоимости, нуждалась и в мощной инфраструктуре обслуживания, создавать которую лишь для двух кораблей данного класса бессмысленное расточительство. Кроме того, эти крейсера абсолютно ничего не давали Советскому Союзу ни в тактическом, ни в стратегическом планах. Даже если бы их там было не два, а четыре, или даже шесть, это ровным счётом ничего не меняло. Превосходство Японского флота было настолько подавляющим, что несколько, не слишком удачных, восьмитысячетонных крейсерюшек мутной классификации (по вооружению уже не лёгкие, но и как тяжёлые, они не полноценные) не могли вызвать у японцев, имевших на тот момент, аж 18 классических тяжёлых крейсеров, даже тени беспокойства.
Включать же два крейсера в состав ТОФа, и формировать необходимую логистику «на вырост» было бы разумно, если бы не совершенно серьёзная угроза войны с Германией. В условиях той угрозы расходовать дефицитные ресурсы на весьма и весьма отдалённую перспективу, минимум опрометчиво.
Не зря, после 38-го, новых крейсеров на ДВ больше не закладывали (дай Бог те «2К» какнить умудриться построить!). Кроме того, ТТХ и эксплуатационные качества наших крейсеров пр. 26 и 26 бис вызывали много нареканий. Поэтому им на смену уже на следующий 39-й год пришёл проект 68, серия из семи единиц которых, тоже полностью обошла своим вниманием ДВ. Все семь крейсеров закладывались в европейской части страны – т. е. там, где это и промышленно более обоснованно и с военной точки зрения, имеет хоть какой-то практический смысл на данном историческом отрезке времени.
(Крейсер пр. 68)
Ну, а теперь, альтернатива.
Во-первых, в 1938-ом крейсера на ДВ не закладываются. Вообще. Крейсера пр. 26 бис, нужны там как барашки к концу Рамадана – исключительно на должность жертвенных животных. Это при их-то стоимости!
Вместо них, на ДВ более активно строятся эсминцы и сторожевики с тральщиками.
А в 1939-ом году, СССР, убедившись, что лукавому западу равноправный договор о коллективной безопасности не нужен, нормализует отношения с Германией и как следствие, получает доступ ко многим немецким технологиям и образцам боевой техники. Гитлер был настолько сильно заинтересован в лояльности СССР, что скупиться не собирался.
Среди массы самых различных систем вооружений, Германия предложила СССР и корабельные 105 мм спаренные стабилизированные артустановки SKC/33.
Причём 4 штуки уже готовые, сразу, и лицензию на их серийный выпуск. И то и другое, мы в АИ купим с удовольствием (в РИ СССР проведя сравнительные испытания немки с новой отечественной 100-мм артсистемой от сделки отказался, хотя, из-за начавшейся войны доработать и запустить в серию собственную 100 мм зенитку так и не успел).
Поэтому, лицензию на замечательную немецкую спарку мы покупаем вместе с технологическими картами, и всем необходимым оборудованием для серийного выпуска.
А вот «Лютцова» как раз напротив совсем не покупаем. Вместо него, покупаем у итальянцев – которые тоже не прочь подзаработать на улучшении отношений СССР со странами Оси, проект и технологическую документацию на итальянский лёгкий крейсер типа «Капитани Романи».
Причём именно и сугубо для ТОФа. Почему?
На ДВ нам совершенно бессмысленно строить и содержать «нормальные» лёгкие и тяжёлые крейсера – поскольку хоть последнее исподнее с народа сыми, японское превосходство останется подавляющим. А вот иметь там относительно дешёвые, очень лёгкие, но при этом чрезвычайно скоростные и мореходные миникрейсерочки – очень даже заманчиво. Ведь ни один эсминец не может сравниться с крейсером по части мореходности. А итальянские крейсера данного типа предназначались для службы не на ограниченном по акватории Средиземноморье, а в самом что ни есть Индийском океане, используя Красное море лишь в качестве «предбанника».
Вот и наши кораблики вовсе не для боя с японскими крейсерами – напротив, они должны всячески избегать встреч с ними, пользуясь высокой скоростью.
В круг задач такого крейсера должны входить рейдерство на Тихом океане и сопровождение транспортов на океанских коммуникациях, включая чрезвычайно протяжённые маршруты, связывающие советские дальневосточные порты с портами на западном побережье САСШ.
Поскольку вступать в боестолкновения с многочисленными японскими крейсерами для штучных и очень лёгких наших – дело заведомо проигрышное, как уже говорилось выше, изюминкой будет высокая скорость и мореходность. А поскольку удрать от мощной палубной и береговой авиации японского флота ни у одного корабля не получится, вся ударная мощь крейсера будет сугубо противовоздушной. Для рейдерских же функций, ему хватит и тех же орудий дальней ПВО плюс пара трёхтрубных ТА. Ну и, разумеется, до кучи, стволов ближней ПВО – скока влезет.
Для боя с быстроходными эсминцами наш крейсер тоже будет самое – то. Платформа более устойчивая. Стволов гораздо больше и они чрезвычайно скорострельные. При вполне сопоставимой скорости кораблей, крейсер будет просто расстреливать преследующие его эсминцы один за другим.
Поскольку в данной АИ, в СССР, принципиально не строятся линкоры и линейные крейсера (если для СССР главный стратегический и смертельно опасный противник Германия – на кой ляд строить тех монстров, обделяя в чём-то необходимом армию, и попутно снимая с народа последнюю рубашку?), очень многие жизненно необходимые программы могли быть реализованы значительно быстрее.
В данной АИ, в СССР, раньше чем в РИ, создаются и осваиваются в серийном производстве спаренные зенитные 37 мм автоматы.
Вот, в сущности, и весь комплекс вооружения крейсеров для ТОФа.
Спарки 105 мм орудий дальней ПВО (в отечественном производстве, скорее всего уже не 105, и тем более не 100 или 102, а все 107 мм, поскольку «сотки» в качестве ГК крейсера – «маловато будет», а 105 – нам чужд). Спарки 37 мм автоматов. Крупнокалиберные пулемёты ДШК. Трёхтрубные ТА. Морские мины и ГБ. Всё.
Системы управления огнём достаточно совершенные. Дальнюю ПВО обслуживают два немецких же «качающихся горшка» — стабилизированных директора дальней ПВО SL-8, купить которые не только можно, но и нужно вместе со 105 мм спарками. Наведение естественно централизованное через ЦПУАЗО, сведённое в две группы: носовую и кормовую. При наличии централизованного наведения, стабилизаторов и АУТов, дальняя ПВО должна получиться достаточно эффективной.
Не уверен, что получится так же централизовать управление МЗА – кораблик банально слишком мал, чтоб водружать на него ещё и кучу директоров для них, с электроприводами установок и со всей сопутствующей коммутацией. Поэтому, скорее всего, придётся ограничиться парой (по одному на борт) основных, и столько же запасных, небольших дальномерных постов с сугубо рукопашным наведением артустановок, беря не столько точностью, сколько плотностью огня.
ТА можно поставить хоть современные трёхтрубные 533 мм, хоть старые – 450 мм – в данном случае, это совершенно не имеет значения, поскольку предназначены они сугубо для скорейшего потопления застигнутых в ходе рейда транспортов. Если вес потребуется жёстко экономить, можно вообще обойтись парой двухтрубных 450 мм ТА. Для наведения ТА можно использовать те самые – запасные дальномерные посты МЗА. Все при деле. Никакого балласта.
Разработать на основе итальянского «Капитани Романи» отечественный проект можно в течение того же 40-го года. Соответственно закладка первой пары, состоится на ДВ только в 41-ом. Начнётся война – строительство просто отменяется на начальном этапе без особых убытков. Не нападёт Гитлер на СССР, два крейсера будут строиться, опираясь в максимально возможной степени, на местные ресурсы.
После спуска на воду первой пары, немедленно закладывается следующая. Таким образом, ТОФ будет потихоньку расти, не напрягая сильно ни бюджет, ни промышленность в Европейской части страны (все мощности которой брошены на укрепление РККА), пока главным образом с целью обучения кадров, развития местной промышленности, инфраструктуры и демонстрации флага. Для этих целей крейсера водоизмещением всего 4 тыс. т. подходят ничуть не хуже крейсеров вдвое большего водоизмещения. А случись воевать – пользы от них больше, уязвимость меньше, да и потеря не столь трагична – у французов контрминоносцы есть, водоизмещением побольше наших крейсерочков.
|
РИ СССР Пр.26 бис |
РИ СССР Пр. 68 |
РИ Италия «Капитани Романи» |
АИ СССР «Калинин» |
Водоизмещение (т) |
8048 |
10620 |
3686 |
3970 |
Размерения (м) |
191,4х17,7х5,8 |
199х18,7х6,5 |
143х14,4х4,9 |
145х15х5 |
СУ |
2 ТЗА/6 ПК 110 000 л.с. |
2 ТЗА/6 ПК 110 000 л.с. |
2 ТЗА/4 ПК 110 000 л.с. |
2 ТЗА/6ПК 110 000 л.с. |
Скор./дальн. |
35/4800 |
35,5/4300 |
40/3000 |
39,5/3500 |
Броня: ГП Траверсы Палуба Башни Рубка |
70 70 50 70 150 |
100 120-100 20-50 65 130 |
– – – 20 15 |
– – – – 30 |
Вооружение: ГК УК МЗА
ТА мины |
9(3х3)180/57 6(6х1)100/56 9(9х1)45/46
6(2х3)533 100 |
12(4х3)152/57 8(4х2)100/56 12(6х2)37/67
6(2х3)533 |
8(4х2)135/45 – 8(8х1)37/54, 16(8х2)20/70 8(2х4)533 114 |
– 10(5х2)107/65 16(8х2)37/67
6(2х3)533 100 |
(Обратите внимание на этот послевоенный снимок – на носовой позиции этого «Капитани Романи» та самая немецкая 105 мм спарка!)
Р.С. Кстати. Точно такие же миникрейсера, но с усиленным противолодочным оснащением, очень даже хорошо подошли бы и для Северного флота.