Крейсер «Разбойник»
Едва затихла, удаляясь, канонада тяжелых орудий линейных кораблей, как через проходы в минных полях перегораживающих Ирбенский пролив выскользнули четыре небольших крейсера, имевших характерные трехмачтовые силуэты. Разгоняясь на невысокой волне, «Разбойник», «Новик», «Жемчуг» и «Изумруд» направились к отставшему от главных сил германскому тральному каравану.
Прикрытие тральщиков осуществляли крейсера «Майнц», «Росток», «Штральзунд» и «Страсбург», смело вступившие в бой с русскими. Увы, с первых минут боя русские крейсера продемонстрировали полное превосходство своих 120-мм орудий над немецкими 105-миллиметровками. Окутанные дымом пожаров, вызванных фугасными снарядами тридцати двух 120-мм пушек 4-й бригады, немецкие крейсера начали отходить, надеясь увлечь русских за собой и тем самым спасти свои тральщики. Почти так оно и получилось – крейсера 4-й бригады действительно устремились за немцами, но тральщики попали на зуб следовавшим за ними «Авроре» и «Диане». В итоге шесть немецких тральщиков и обеспечивающий их транспорт были потоплены, три тральщика спустили флаги.
Лихие действия крейсера «Новик» во время Русско-Японской войны вновь вернули Морскому министерству интерес к быстроходным (не менее 25 узлов) крейсерам 2-го ранга. Летом 1905 года Невскому и Балтийскому заводам было предложено разработать проект такого крейсера на основе проекта «Жемчуга». Проявившая интерес к возможному заказу германская фирма «Шихау» не была допущена к конкурсу, хотя позднее, в 1906 году, она блестяще, всего за три месяца, провела восстановительный ремонт пришедшего с Дальнего Востока, с одной работоспособной машиной, «Новика».
В конце августа 1905 года проекты «улучшенного «Жемчуга» были рассмотрены на заседании ГУК. Проект Невского завода, имевший водоизмещение 3500 т, был забракован из-за увеличенной высоты машин, что создавало проблемы с их прикрытием броневой палубой, и недостаточного обеспечения прочности корпуса, которая была решена в проекте Балтийского завода, но при этом водоизмещение этого крейсера вплотную приблизилось к 4000 т, превысив водоизмещение прототипа почти на 1000 т. Тем не менее, этот проект был принят к исполнению и уже осенью 1905 года крейсер, получивший название «Разбойник», был заложен на открытом стапеле Балтийского завода. Возможно, что большим преимуществом этого проекта сочли усиленное артиллерийское вооружение, состоявшее из 10 120-мм орудий, значительно превосходившее вооружение ровесников – немецких крейсеров и английских скаутов.
Конструкторы Балтийского завода, не мудрствуя лукаво, добавили еще одну паровую машину, сделав крейсер четырехвинтовым, перенеся при этом второе машинное отделение в центр корпуса и добавив в корме еще одно котельное. Корпус крейсера пришлось удлинить на 12 метров, для сохранения основных пропорций увеличили также ширину и осадку корабля.
Палубное бронирование «Разбойника» полностью повторяло систему бронирования предыдущих крейсеров, с сохранением экстрамягкой никелевой стали в качестве материала броневой палубы.
В соответствии с укоренившимися после Русско-японской войны воззрениями на новом крейсере установили только одну мачту в районе миделя (одновременно были сняты фок- и бизань-мачты с крейсеров «Жемчуг» и «Изумруд»), но увы – практика показала, что одной мачты недостаточно для нужд сигнализации и размещения антенн радиотелеграфа и в 1910 году число мачт на крейсерах бригады, в состав которой был включен «Разбойник», вновь возросло до трех.
«Разбойник» был включен в состав Российского императорского флота как крейсер 2-го ранга, но уже в 1907 году он стал классифицироваться как просто крейсер, так как новая классификация не предусматривала деления крейсеров на ранги.
Предполагалось заложить в 1906 году еще два крейсера этого типа, уже получивших названия «Забияка» и «Боярин», заказы на которые были выданы Невскому заводу весной этого же года, но принятый Морским министерством курс на внедрение турбинных механизмов заставил начать соответствующую переделку проекта, которая велась весь 1906 год, но продемонстрировала в итоге, что заложенные в него принципы уже устарели, и необходимо начать проектирование совершенно новых кораблей этого класса.
«Разбойник» 1905-1906-1908 Балтийский завод
Водоизмещение (норм.) – 3985 т.
Скорость – 25,2 уз. Мощность МКУ – 22700 л.с.
Вооружение: 10х1 120-мм/45, 5 45-см торпедных аппаратов.
Бронирование: палуба – 30-50 мм.
Размерения (квл): 121,9х13,54х5,1 м.