Красные ястребы. История применения истребителей МиГ-21 в составе Королевских ВВС Канады. Часть 1
Предисловие скаута и переводчика: Данный текст, найденный мной на канадском сайте http://www.vintagewings.ca, представляет собой литературную мистификацию, написанную к 1 апреля 2011 года и рассказывающую о применении в составе Королевских ВВС Канады истребителей советского производства. С политической точки зрения текст по меткому выражению уважаемого коллеги фонцеппелина абсолютный анриал (канадцы могли закупить в Великобритании истребители English Electric Lightning или попущением странников ставшими больше чем просто проект перехватчики English Electric P.8, да и СССР не стал бы продавать новейшие истребители стране-члену НАТО без серьезных политических пряников с ее стороны). Наиболее явные технические ляпы указаны мною в качестве примечаний в самом тексте. В качестве альтернативы данный текст очень слаб и степень его реализуемости крайне маловероятна. Однако не смотря на все эти недостатки текст достаточно интересный (хотя в ряде мест (типа слов Гагарина) автора хотелось стукнуть чем-то тяжелым) и заслуживает размещения на сайте «Альтернативная история».
31 октября 2002 года крайне правый трепач и двухкратный кандидат в президенты США от республиканцев Пэт Бьюкенен (Pat Buchanan) был введен в заблуждение необдуманным понятием, что Канада была помойкой антиамериканских “настроений”, назвав нашу страну Советским Канюкистаном. Одна половина страны была в свойственной канадцам спокойной ярости, тогда как другую половину это высказывание позабавило элитарного рода способом. С этого момента Бьюкинен получил язвительные прозвища от всех новостных агенств, но фактически не он был автором высказанных им слов.
На самом деле Бьюкенен процитировал своего старого босса Ричарда Никсона, у которых он был старшим политическим советником во время пребывания последнего на посту президента. Тем не менее, это был не президент Никсон, который был так зол на Канаду, а вице-президент Никсон, сказавший это в 1960 году в самый разгар холодной войны. Хотя канадцы были раздражены, я должен признать, что … Бьюкинен был прав. Он твердо помнил неприятный период трансполярной зимы, которая обрушилась на американо-канадские отношения в начале того десятилетия. В те годы Бьюкинен был студентом факультета журналистики Колумбийского университета и был настолько возмущен инцедентом, что в 1962 году написал магистерскую диссертацию о расширяющейся торговле между Канадой и Кубой.
политический водоворот, настроивший в 1960 году Канаду против США и накаливший канадско-американские противоречия до предела, длился не более одного года, но потребовалось почти десять лет, чтобы остыть и вернуть отношения в нормальное русло. Американские СМИ называли это по-разному:
«удар в спину на заднем дворе», «крылья мига», «инцедент красных ястребов»
и наиболее зловеще
«кризис: канадское вторжение».
В Вашингтоне среди членов конгресса были горячие головы, готовые применить против Канады санкции, а среди командования ВВС США нашлись такие, кто готов был драться с Королевскими военно-воздушными силами Канады (Royal Canadian Air Force — RCAF) кость в кость. Командующий стратегической авиацией генерал Кертис Лемэй пошел еще дальше заявив
«Моим решением проблемы было бы сказать откровенно этим замороженным канадским ублюдкам, что они должны отвернуть свои рога и остановить агрессию, иначе мы их вбомбим в каменный век».
В начале осени 1960 года подобно свирепому арктическому фронту по Америке распространились новости, что в качестве замены серийной модели перехватчика Avro Arrow Королевские ВВС Канады сделали секретную покупку тридцати современных советских истребителей МиГ-21. Американцы от побережья до побережья были ошеломлены и опасались, что комунистическое влияние распространится на северную границу и примет угрожающие размеры. По всем Соединенным Штатам кипела антиканадская риторика, и простые американцы от Мэна до Висконсина начали вырубать клены в знак протеста. Во время одного из актов мести на лужайке за пределами законодательного собрания штата Кентуки (Франкфурт) были расстреляны из пистолета три бобра[1].
Большинство американцев и канадцев задавались вопросом: чем были мотивированы правительство Канады и Королевские ВВС Канады, чтобы так явно здесь и сейчас бросить вызов спящему гиганту, коим были Соединенные Штаты Америки. Чтобы понять сложности и эмоции, окружавшие покупку русских истребителей[2], мы должны вернуться в 1953 год и увидеть начало создания самолета национальной мечты под названием Avro Arrow.
Avro Canada CF-105 Arrow был истребителем-перехватчиком с дельтавидным крылом, спроектированным и построенным компанией Avro Aircraft Limited (Canada) в Малтоне, пров. Онтарио, Канада, в качестве кульминации начатых в 1953 году проектных исследований. Это был дерзкий, элегантный и великолепный послевоенный самолет — самолет сделанный так по-канадски! CF-105, считавшийся передовым достижением в областях техники и аэродинамики, сдержал обещание развивать скорость М = 2,0 на высотах превышающих 50000 футов (15000 м), и в 1960-е и последующие за ними годы должен был выполнять функции основного перехватчика Королевских ВВС Канады.
В 1958 году вскоре после начала программы летных испытаний разработка Arrow, включая и предназначавшиеся для него двигатели Orenda Iroquois, была резко и спорно остановлена. До рассмотрения проекта имели место длинные и ожесточенные политические дебаты, которые и сегодня все еще кипят в веб-форумах и тематических чатах.
для большинства канадцев (за исключением слепых, капризных и настроенных ревизионистски) Avro Arrow был до сердечной боли красивым и потрясающе футуристичным символом нации — концентрированным образом новейших технологий. Канадцы, чувствовавшие трепет от нахождения на самом переднем крае научно-технического прогресса, в день закрытия программы Arrow были вынуждены резко отскочить назад. Хотя на сегодняшний день канадская авиакосмическая промышленность является одной из самых успешных в мире, многие канадцы, которые помнят “черную пятницу”, до сих пор ощущают чувство горечи
Споры, порожденные отменой программы и последовавшим варварским разрушением находившихся в производстве самолетов, остаются темой для дискуссий среди историков, политических обозревателей, промышленных экспертов и свихнувшихся на канадским ура-партиотизме обывателей. Отмена программы Arrow весьма эффективно вышвырнула компанию Avro из бизнеса, рассеяв ее инженерные и производственные кадры по Северной Америке. Произошедшее было настолько травмирующим, что многие до сих пор оплакивают потерю Arrow.
Сотрудники Avro и вспомогательный персонал в равной мере пережили катастрофический крах своей мечты и мгновенное испарение своих средств к существованию, и их боль неудач и призывы к наказанию ответственных за это решение в равной мере разделял ряд старших офицеров и чиновников высокого ранга из оттавского управления системы снабжения министерства национальной обороны (Department of National Defence's Directorate of Systems Procurement). Именно здесь на скрипящих деревянных полах расположенного на О'Коннор-стрит “охотничьего домика” (Hunter Building) министерства национальной обороны в свое время была выдвинута идея канадского всепогодного дальнего истребителя-перехватчика, способного действовать над всей территорией Канады. Люди, которые работали на четвертом этаже управления, были известны как “охотники” (Hunter Boy) — ветераны Второй Мировой войны — пилоты, штурманы и летчики-разведчики.
разделка самолетов мечты. Слухи о предстоящем закрытии программы Avro Arrow ходили в течение нескольких месяцев до принятия окончательного решения. Тем не менее, многие канадцы были шокированы услышанным объявлением. В считанные дни без работы остались 14500 сотрудников компании Avro, а также 15000 дополнительных рабочих из связанных с Avro компаний-субподрядчиков. В течение двух месяцев после отмены проекта все самолеты, двигатели и технологическая оснастка были отправлены на слом, а техническая документация — на уничтожение. Официальной причиной выдачи кабинетом министров и комитетом начальников штабов приказа на уничтожение была ликвидация грифованных и “секретных” материалов, используемых в программах Arrow/Iroquois. Данное действие было обусловлено опасениями Королевской канадской конной полиции (Royal Canadian Mounted Police) о проникновении в Avro советского “крота”, что позднее было частично подтверждено архивами Митрохина. Однако многие чиновники среднего и высшего звеньев управления системы снабжения министерства национальной обороны были убеждены, что на канадскую сторону оказывалось сильнейшее американское политическое давление, ставившее целью отмену проекта и последующую продажу Канаде, располагавшей в те годы одними из крупнейших ВВС мира, новейших истребителей F-104 и F-101. Их отвращение к этому очевидному вмешательству в канадские дела заставило многих лоббировать приобретение неамериканских истребителей: из Западной Европы и даже из Восточного блока
“Охотники” относились к программе Arrow как родители относятся к ребенку, и когда программа была отменена, для “охотников” это было сравнимо со смертью Чарльза Линдберга-младшего для его семьи: воздействие было разрушительным, окончательным и хоронящим до осознания произошедшего. Как и в случае с ребенком Линдбергов виновные пытались снять с себя вину и переложить ее на других. Некоторые считали, что это было личное решение премьер-министра Джона Джорджа Дифенбейкера, несколько человек из ближайшего окружения считали, что тогдашний министр национальной обороны Джордж Пиркс (George Pearkes) подвергся шантажу со стороны восточногерманской Мата-Хари и куртизанки по имени Герда Мюнзингер (Gerda Munsinger)[3], но у “охотников” был свой виновник — американский военно-промышленный комплекс (об этом станет известно после прощальной речи Эйзенхауэра).
Американцы не боялись обещанных возможностей Arrow (фактически они смеялись над предложением репортера о покупке канадского самолета), поскольку США обладали самолетами, характеристики которых не уступали или даже превосходили характеристики канадской машины. Американцы желали заполучить не столько канадские технологии, сколько канадский рынок военной авиации. В те годы Канада обладала одними из крупнейших ВВС мира с десятками авиабаз от Ньюфаундленда до острова Ванкувер, с сотнями истребителей и сотнями других самолетов: как транспортных, так и общего назначения. Если Канада принялась за постройку собственных машин для замены устаревающих Sabre-ов и если в упрямые северные головы втемяшилась идея постройки самолетов всех типов, то в 1950-х годах миллиарды долларов пошли бы в канадскую экономику и не одна монета бы не попала к югу от границы.
как разозлить канадцев. На данной фотографии показаны президент Дуайт Д. Эйзенхауэр и вице-президент Ричард Никсон якобы реагирующие на вопрос канадского журналиста во время визита Эйзенхауэра в Оттаву 21 июля 1958 года. Его вопрос: «Господин президент, не могли бы вы прокомментировать тот факт, что сейчас многие канадцы считают, что в лице Avro CF-105 Arrow они имеют самый совершенный боевой самолет в мире и что Соединенные Штаты могут рассмотреть вопрос о приобретении ряда машин данного типа для оснащения ими некоторых из своих подразделений». Их смех можно было слышать по всей резиденции премьер-министра Канады, а у многих канадцев он стоял в ушах вплоть до 2011 года
Уверенность “охотников”, что обещанные Arrow были ликвидированы коллективным решением и что осквернение прекрасных белых корпусов этих самолетов могло быть выполнено по настоянию засевшего в Вашингтоне злонамеренного корпоративно-политического руководства, привела к их к поиску мести такой смелости и силы, которая коснулась бы каждого американца. “Охотники” привели в действие план приобретения истребителей для замены Arrow, причем не в США или в Западой Европе, а в стране-члене Организации Варшавского договора.
«Пусть будет так»,
метко сказал кавалер креста «За выдающиеся лётные заслуги» эйр-командор Фредерик Ро (Air Commodore Frederick Roe, DFC), встретившись с “охотниками” в темном баре Bytown Inn, расположенном на О'Коннор-стрит напротив “охотничьего домика”. Эти встречи стали известны как “заговор Labatt”[4].
В считанную пару недель они привели в действие план по привлечению ключевых членов советского режима. В переговорах на низшем, среднем и высшем уровнях сначала приняли участие высшие чины RCAF, а затем к ним присоединились и советские лидеры. В июне 1959 года группа закупок направила просьбу дипломатам и партийным чиновникам расположенного в районе Сэнди-Хилл советского посольства.
В конце августа 1959 года большая группа канадских официальных лиц, включавшая айр-командора Ро, высших чинов RCAF, летчиков-испытателей и авиационных экспертов из института Пауля Киссманна (Paul Kissmann Institute), вылетела с авиабазы RCAF Нортстар (RCAF Northstar) в Западный Берлин. Затем соблюдая секретность они пересекли контрольно-пропускной пункт и прибыли на авиабазу ВВС ГДР в Хольцдорфе (Holzdorf), Шлезвиг-Гольштейн. На авиабазе они получили беспрецедентный доступ к доселе секретному истребителю МиГ-21Ф (кодовое обозначение НАТО — Fishbed-B) и демонстрацию возможностей машины, выполненную многообещающим советским летчиком-испытателем Юрием Гагариным [фактически в августе 1959 года: 1. Юрий Гагарин служил второй год в Луостари (Мурманская область) в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота, вооружённом самолётами МиГ-15бис; 2. летчиком-испытателем МиГ-21 мог быть Константин Коккинаки; 3. истребитель МиГ-21Ф еще проходил летные испытания под управлением М.Х. Халиева, В.В. Яцуна, С.А. Микояна, В.Г. Иванова, B.C. Котлова — byakin]. Хотя Е-4 — прародитель МиГ-21Ф — был впервые публично продемонстрирован на дне советской авиации, состоявшемся в Тушино в июле 1956 года, о самом истребителе было мало что известно. Канадцы были обеспокоены небольшой дальностью полета МиГа, но были очень впечатлены его максимальной скоростью в М = 2,0 и временем разгона до скорости звука. После демонстрации возможностей машины делегации были переведены слова улыбавшегося Гагарина, сказавшего
«МиГ-21 как молния прорежет небо над нашей Родиной. МиГ-21 промчится как ошпаренная собака по Невскому проспекту».
В свою очередь лётный показ привел к переговорам самого высокого уровня между первым заместителем Председателя Совета Министров СССР Анастасом Микояном, который помимо всего прочего был еще и братом Артема Микояна — одного из величайших авиаконструкторов СССР, и премьер-министром Канады Джоном Джорджем Дифенбейкером. Хотя встречи во всех отношениях были тайными, было признано хорошей идеей держать все на виду. Именно поэтому встреча на столь высоком уровне состоялась на первом этаже павильона “Новые технологии” Витрины нового мира (New World Showcase) — выставке, состявшейся в ноябре в Западном Берлине. Хотя Дифенбейкеру недоставало природного обаяния и простоты Микояна, оба они родились вдали от столиц в сельской глубинке и на личном уровне быстро нашли общий язык. В тот день в огромной советской Галерее прогресса и домашних радостей (Gallery of Progress and Household Joys) среди четырехсотфунтовых (180 кг) цветных телевизоров с диагональю 9 дюймов (23 см), паровых газонокосилок, атомных сушильных шкафов и тостеров размером с надгробье была заключена сделка.
премьер-министр Джон Дифенбейкер пронизывает испепеляюще-гневным взглядом русского фотографа Духобора, который заснял его дискуссию с Анастасом Микояном (слева) и Сергеем Волченковым в павильоне “Новые технологии” во время состоявшейся в Западном Берлине в ноябре 1959 года выставке Neue Welt technology. Дифенбейкер, прозванный канадскими шутниками “вождь Диф”, был очень осторожен и старался сохранять сдержанную позицию во время переговоров о покупке техники Восточного блока — советских истребителей МиГ-21. Фотограф “Нуди” Нудиставинка (“Nudi” Nudistavinka) был избит сотрудниками КГБ, а его камера была конфискована, поскольку данные фотографии безусловно вызвали бы в те годы большую тревогу в США. Фотографии были опубликованы более тридцати лет спустя после распада СССР. Фотография Пейтора Нудиставинка
Канада должна была получить прямо с конвейера тридцать абсолютно новых современных советских всепогодных перехватчиков МиГ-21. Помимо самолетов СССР поставлял запчасти, инструменты, приспособления и вспомогательное оборудование, также оказывались техническая помощь и обучение. Само собой разумеется, что все это делалось в большой тайне. Это была крупнейшая советско-канадская оружейная сделка со времен поставки в Россию по ленд-лизу изготовленных в Канаде истребителей Hawker Hurricane XII. Осталось неизвестным, что должна была получить за свои самолеты советская сторона, однако в 2012 году[5] гриф “совершенно секретно” с документов, касающихся сделки, будет снят, и данные, несомненно, будут преданы огласке. Ходили слухи, что советское руководство настаивало на базах в Юконе и Лабрадоре, но они никогда не были предоставлены: канадцам были необходимы самолеты и месть, а не советские союзники. Для реализации программы “Redhawk” (Redhawk Program) была выбрана 441-я эскадрилья за отличные летные навыки и большой опыт ее пилотов.
1 — бобр, также как и клен, является символом Канады
2 — теперь данная сделка широко известна как программа “Красный ястреб” (Redhawk Program)
3 — позднее данный тезис будет полностью доказан как ошибочный самой Мюнзингер в её автобиографии “My Life Under the Tories”
4 — Labatt — канадская пивоваренная компания
5 — альтернатива писалась к 1 апреля 2011 года