Часть 4. Крейсера типа «Наталья» и «Клавдия» — развитие крейсеров типа «Светлана»
Весьма амбициозная программа 1930 года предусматривала помимо строительства 4 тяжёлых крейсеров достаточного количества лёгких. Планировалось построить за 8 лет (срок строительства – 3 года, каждый год закладывать по 3 крейсера в течении 6 лет) 12 крейсеров этого типа: по 3 для каждого из 3 тяжелых крейсеров (для Черного моря решили обойтись тремя готовыми «Светланами») и по 2 для Северного и Тихоокеанского флота + 1 резервный – для компенсации пребывающих в ремонтах. В итоге получилось всё совсем по другому.
Лёгкие крейсера типа "Наталья" (4 единицы)
После того как все три оставшиеся от Царизма все три лёгких крейсера типа "Светлана" были достроены и оказались при этом на Чёрном море, встал вопрос дальнейшего развития крейсерских сил РККФ. Достройка трёх оставшихся корпусов Светлан считалась бесперспективной из-за отсутсвия необходимых силовых установок.
В конце двадцатых годов началось проектирование первого советского лёгкого крейсера. Первый варант отталкивался от реального немецкого крейсера "Эмден", который как известно изначально должен был получить спаренные 150-мм артиллерийские установки.
На тот момент на вооружении РККФ состояли отличные 130/55 пушки. На "Светланах" из 15 орудий на каждый борт могло стрелять восемь, поэтому решено было на новом крейсере иметь равноценное вооружение — восемь орудий в четырёх спаренных установках. Поскольку 130-мм орудия не отличались высокой скорострельностью для отражения атак вражеских эсминцев их решено было дополнить тремя батареями 100-мм пушек. В качестве ПВО предполагались зенитные автоматы, но из-за их отсутствия ставились 76-мм пушки Лендера. Альтератив использованию силовой установки ТКР Москва не было, решено было использовать только два ТЗА с некоторой форсировкой.
Получившийся проект подверся критике как слабозащищённый. Поэтому спаренные установки были заменены бронированными башнями.
Этот вариант уже на стадии проекта показался несмотря на сильное вооружение тихоходным (меньше 30 узлов) и опять же очень слабо защищённым. Поэтому вместо него был разработан трёхвальный вариант с тем же вооружением но увеличенного водоизмещения в котором наконец-то удалось получить высокую скорость и отличную защиту.
Именно его стали строить.
Головной корабль заложили в Ленинграде в 1931 году, через полгода заложили второй, а в 1932 и в 1933 — третий и четвёртый. Но уже в ходе постройки после спуска на воду головного крейсера в 1933 году выяснилось что корабль приобрёл в ходе постройки нехилую перегрузку в 400 тонн, кроме того выяснилось невозможность поставок 100-мм зениток в нужном количестве. Это привело к судорожному перепроектированию корабля с заменой шести 100-мм пушек на 4, уменьшением толщины брони лба башен (с 50 до 25) и рубок (с 75 до 50-мм). При этом бронирование корпуса не пострадало, так и оставшись достаточно полным и мощным.
Первые два крейсера вступили в строй в 1935, третий в 1936, четвёртый в 1937 году. Т.е. строились они по 4 года. Все 4 крейсера строились для Балтийского флота. Однако после принятия решения о оснащении крейсерских дивизий новыми крейсерами типа Елена, "Натальи" решено было вывести с Балтики на Север и Тихий Океан с созданием там бригад крейсеров в составе двух "Наталий" и двух бронелидеров. Однако в связи с переходом в 1940 году на Север линейного крейсера Советская Белоруссия, ТРК Москва, авианосца Новороссийск и эскора, три из четрех Наталий оказались на Севере став эскортом ТКР "Москва".
В 1935 году когда обсуждалась дальнейшая судьба проекта Натальи подверглись жёский критике как уставревшие (иметь в 1935 году при водоизмещении 7 тысяч тонн всего 8 130-мм пушек было как-то не по-пацански), и вообще. В итоге вместо планировавшихся 9 кораблей построили только 4. Обсуждение дало толчёк созданию бронированных лидеров типа "Краматорск" и "Елен" — венца советского довоенного крейсеростроения.
Лёгкие крейсера типа "Клавдия" (3 единицы)
Развитием Наталий, согласно "откорректированной программе 1933 года"стали "Клавдии". Специализированные корабли предназначенные для действий совместно с первым советским линейным крейсером "Советская Белоруссия", который изначально планировалось отправить на Дальний Восток. Благодаря появлению улучшенной силовой с мощностью 25 тысяч л.с. на одно ТЗА (той же что и на тяжёлом крейсере "Харьков") появилась возможность сделать более крупный корпус, а судостроительный опыт позволил уйти от перегрузки. В результате Клавдия получила пятую 130-мм башну, спаренные 100-мм зенитные установки, несколько улучшенную защиту, увеличенную дальность действия.
Две "Клавдии" заложили в 1935, а третью в 1936, при этом все три вступили в строй в течении 1939 года, одновременно с "Советской Белоруссией". В 1940 году все три корабля были переведены на Север образовав эскорт линейного крейсера "Советская Белоруссия".