История Русских Немцев. Часть III, Домой, в Россию!
За 150 лет своего существования в рамках Российской империи и при Советской власти российские немцы — колонисты, не смотря на клятву данную императрице Екатерине Второй, не захотели добровольно интегрироваться в Русское общество. Нежелание изучать Русский язык и Русскую культуру, привело к непониманию, недоверию и изоляции коренным населением и государственными органами. Всё это привело к тому, что после второй мировой войны, немцы — колонисты были распылены по всей территории СССР. Они жили как в чисто немецких поселениях, в основном, обособленно от других народов, так и в смешанных по национальному составу селениях среди русских, украинцев, болгар, греков, курдов, эстонцев, литовцев, латышей, крымских татар калмыков, чеченцев, ингушей и в казахских аулах, и в больших рабочих поселках, построенных рядом с большими промышленными предприятиями. Здесь немцы сталкивались с совершенно чуждыми им культурами, образом жизни и религиями. В повседневной совместной жизни с русскими и другими местными народностями общение с русскими административными службами – все это способствовало постепенной русификации.
Начало "перестройки" советского общества в 1985 и новый внешнеполитический курс в Советском Союзе, привёл к его распаду и гибели. Общие условия жизни и работы в республиках СНГ в последние годы драматическим образом ухудшились: Переход к свободному рынку и отмена стабильных цен привели во многих регионах страны к коллапсу народного хозяйства социалистической системы. Месяцами не выплачивалась или только частично выплачивалась зарплата. Рухнула привычная при социализме уверенность в стабильности своего рабочего места. Обеспечение населения товарами первой необходимости ухудшилось, временами ситуация была просто драматической. Гиперинфляция и банкротство многих банков похоронили сбережения большей части населения. В связи с таким нестабильным экономическим положением многие российские немцы видели в переезде единственный шанс построить для себя, своих детей и внуков лучшую жизнь. Неопределенному будущему на старой родине они противопоставляют на их взгляд довольно стабильные политические и экономические условия жизни в Германии. Таким образом, развал экономики и разрушение социальной структуры государства явилось причиной резкого падения жизненного уровня и массовой эмиграции этнических немцев, в поисках социальных гарантий, на "историческую родину".
"Новый старт" в Германии.
Многие предприимчивые руководители предприятий, распродав всевозможное движимое и недвижимое имущество, перегонало "наличные" за границу, и подготовило себе площадку для "нового старта" в Германии. Естественно, что "интеграция" в Немецкое общество, прошла для них очень успешно. В Германии, как грибы после дождя, стали возникать всё новые и новые "малые" предприятия. Сети "Русских Магазинов" с набором ностальгических товаров "а ля русс" из немецких эрзацпродуктов, вояжи Русских эстрадных исполнителей, перевозки посылок и подержанных автомобилей в СНГ, регулярное автобусное сообщение с Германией — вот основные сферы бизнеса, "новых немецких" бизнесменов. Очень хорошо идёт так-же торговля аудио — видеопродукцией и книгами на Русском языке, цифровыми сателлитами для приёма Русскоговорящего телевещания.
Однако рядовым работягам, которым удалось собрать "малые крохи" на оформление документов на выезд и "бесплатные" билеты до Германии, в надежде на то, что "историческая родина" окажется к ним благосклонной, повезло гораздо меньше. И хуже всех оказалось дипломированным специалистам. Только дипломы Инженеров и Врачей признаются Германскими властями полностью соответствующими мировому уровню, все остальные остаются за-бортом, и кроме мытья туалетов им больше ничего не достаётся. Нашим учителям предлагают три года переучиваться на воспитателя детского сада! Да и полно, зачем создавать конкуренцию среди "избранных" со статусом "служащих", имеющих в Германии особые привелегии, тем более, если учесть более высокий уровень преподования и профессиональную активность наших учителей, то они в кратчайшие сроки могут вытеснить из немецких школ, немецких-же учителей…. Последствия для немецкого общества просто непредсказуемые — дети рабочих могут "поумнеть" и начать требовать свои права, а "смерд" должен знать своё место!
Вот мнение оффициальных служб Германии: Многие российские немцы, если исходить из требований немецкого рынка труда, имеют профессии, которые не особенно пользуются спросом. Если рассмотреть профессиональную принадлежность и отдельные отрасли, то бросается в глаза, что у них больше профессий, связанных со сферой услуг, чем связанных с промышленностью и ремеслами. При этом надо учесть, что в категорию "сферы услуг" входят такие различные профессии, как: служащие торговли и других коммерческих организаций; работники сельского хозяйства, бытового обслуживания, уборщики; работники здравоохранения, народного образования, социальных и воспитательных учреждений. Профессиональная интеграция затруднена из-за недостаточного знания языка и несоответствия профессий. Тем не менее, при известной адаптации и личной инициативе профессиональная интеграция возможна.
А вот что говорят сами эмигранты:
-
Фридрих Шмидт, дипломированный инженер и руководитель отдела внешней торговли и экономических связей тракторного завода в Павлодаре (Казахстан), с 1992 года в Германии, такого мнения о данной проблеме: Мне нужно было некоторое время, чтобы привыкнуть к мысли, что я в Германии больше не найду работы, соответствующей моей квалификации. После долгих поисков я нашел работу в охранном предприятии.
-
Валентина Боссерт, работавшая до переезда метеорологом в Красноярском аэропорту, рассказывает: …Как говорится, я знала, что мне будет трудно найти постоянную работу, но что так трудно будет, не думала…
-
Ольга Линкер, учительница физкультуры, о данной проблеме: …Я хотела обязательно снова работать. Это нужно мне для самоуважения… Кроме языковых трудностей была и проблема найти работу. Я не вижу никакой возможности работать в моей прежней профессии. Что делать?…
-
Виктор Ринг имел большие надежды стать самостоятельным в Германии: … После окончания языковых курсов я сразу старался встать на ноги в профессиональном отношении. Я планировал стать самостоятельным. Я знал многих руководителей фирм в Казахстане и России, условия работы там и уже немного разобрался в хозяйственном механизме Германии. Я хотел основать предприятие в секторе сферы услуг – экспорт-импорт для больших предприятий. К сожалению, моя попытка оказалась безуспешной, и через год я ее прекратил… Неудача была горьким уроком.
-
Ольга Линкер: … Мои тогдашние представления о Германии были очень расплывчатыми и – это я должна сегодня признать – довольно нереалистичными. У меня не было никаких сомнений ни насчет работы, ни насчет адаптации в Германии. Уже жившие в Германии родственники всегда рассказывали только позитивное. О безработице и имеющихся против переселенцев предубеждениях они никогда ничего не говорили. Ещё-бы, не каждый найдёт в себе смелости признать, что его просто "поимели"…, в политических и экономических целях!
Далекие от реальности представления российских немцев о Германии отразились в высказывании одной поздней переселенки, которая в 1993 году приехала в Германию с двумя детьми в возрасте девяти и двенадцати лет: "… О Германии говорили столько хорошего, как о сказочной стране. Дети это тоже так поняли, потому что видели, как были одеты в школе некоторые дети, какая дорогая на них была одежда, потому что им ее привезли приехавшие в гости родственники или родители были в Германии и т. д. и дарили им жевачку, сладости, и все так хорошо выглядели… Этого у нас в России не было. В последнее время там было совсем плохо." Представления о Германии, как о сказочной стране, где у всех исполняются их желания, быстро исчезли в реальной жизни. "… Но они присылали такие хорошие фотографии, знаешь, все такое красивое, яркое, особенное. О плохом вообще не говорили. Мы такими наивными и приехали в Германию, должна я признать. Мы знали, что будет трудно. Понимали и то, что придется распрощаться с прежними профессиями, но что будет так трудно в первое время, мы себе не представляли."
"…Я думал, нас примут приветливо. Я очень был разочарован. В России мы были нелюбимыми немцами, а здесь, в Германии, мы в глазах многих – русские, которых никто не хочет видеть…"
"Уезжай лучше в свою Россию. Многие удивляются, что у тебя немецкая фамилия, а приехал из России… они думают, что переселенцы и иностранцы – это одно и то же."
Сравнения между старой и новой родиной часто делаются в пользу первой. "Немцы здесь другие. В Казахстане люди были приветливее друг к другу. Мы знали соседей и разговаривали с ними. Если мы с кем-то встречались на улице, могли часами разговаривать, сплетничать."
"Если кто-то слышит русскую речь, его воспринимают, чуть ли не как врага… я часто слышу: О, это русские…‘ Некоторые старые люди даже плюют нам вслед… Тогда, конечно, чувствуешь себя так, будто сделал что-то нехорошее."
"Ты приходишь на предприятие и спрашиваешь: есть ли у вас место для меня? Сразу встречный вопрос: откуда ты? Если ты отвечаешь, что из России, тебе говорят, мол, нам очень жаль, но для таких людей у нас нет работы."
Многие переселенцы всю жизнь старались сохранить немецкие традиции, представления и нормы довоенного времени, когда такие качества, как любовь к порядку, старательность, чистота, послушание и успех в работе, коллективизм и любовь к ближнему играли большую роль. Эти представления в Германии ведут к проблемам в общении, воспринимаются, как чуждые или отвергаются. Нетипично и отчужденно воспринимается российскими немцами то, что в Германии родители в старости часто живут отдельно от детей в домах для престарелых или для нуждающихся в уходе. Лора Рихтер так выражает это распространенное мнение: "Я особенно рада, что моя мама живет с нами … и что я могу за ней сейчас в старости ухаживать. Это большое счастье для меня, что я могу вернуть ей сейчас, в глубокой старости, частицу того, что она все эти годы мне давала." Идеал воспитанности у российских немцев – преклонение, уважение и послушание детей по отношению к родителям и старшим по возрасту. Большой ценностью переселенцы считают квартиру или собственный дом. Это для них важнее, чем далекие поездки в отпуск, дорогие вещи, модная одежда, бытовые приборы или экзотические продукты питания.
Кризис "интеграции" родителей, крайне негативно отразился на их детях:…Мы пишем это письмо не для того, чтобы оправдаться. Начнем с переезда. Нас не спрашивали. Нас просто привезли сюда. В Германии хорошо… Смотрите на нас. Сейчас нам 17, 18, 19 или чуть больше, и живем мы 3–4 года в Германии. Мы выросли во времена полнейшего беспредела и распада бывшего Советского Союза. … мы жили в мире, в котором дети многого не имели. Самого главного, чего у нас не было – это детства.
У наших родителей не было даже денег на школьные учебники. Многие из нас не видели собственными глазами ни театра, ни музея, ни хороших книг. Мы жили в провинции, где матерщина, пьянство и драки были чем-то обычным. Сейчас мы здесь. Мы такие, какие есть. Нас посадили в шестой, седьмой или восьмой класс без знания языка, без понимания новой школьной системы… Ты сидишь в классе, учитель что-то говорит, но ты не знаешь что. Ты приходишь домой, там тоже проблемы. Родители не работают по прежним профессиям, их дипломы не признаны, они часто сидят без работы… Нам светит только грязная тяжелая физическая работа.
Наша беда – незнание языка… Путь в гимназию для нас закрыт. Но без гимназии ты не станешь ни врачом, ни юристом, ни журналистом. Мы – потерянное поколение. Поэтому мы держимся друг за друга. Вместе – легче. Мы говорим между собой по-русски. Мы многое здесь не понимаем. … Кто может нам объяснить, что отец, 30 лет проработавший шофером, здесь снова должен сдавать экзамены на права и дорого за них платить? … почему здесь не признают дипломы наших учителей? Для нас унизительно и горько видеть безвыходную ситуацию наших родителей. Прекрасные специалисты мучаются от безделья. …Он сам уже не понимает, зачем он сюда приехал и нас сюда привез. Он приехал, потому что поддался массовому психозу. Все уезжают, почему нам тоже не уехать.
…Скажите, что людям нужно еще в России и Казахстане говорить правду о Германии, перед переездом нужно взвешивать все тщательно, понимать свою ответственность перед детьми. …Освободите их от розовых иллюзий. Мы так быстро не станем другими. Это нужно понять. Но нас нужно акцептировать, потому что мы уже здесь…
Может, кто-то из российских и казахстанских немцев и ехал на "историческую родину" по зову крови, да зов этот оказался ложным. Оказалось, что чувство крови для Германии — дело последнее, главное — образ мысли, а он от Русского отличается радикально. В Германии их не понимают, потому как говорят они на том языке, на котором говорили их предки в XVIII веке, кроме того, пьют, едят, одеваются и ведут себя совсем не так, как немцы германские. В общем, в свой круг не взяли даже этнических немцев — что уж тогда говорить о всех остальных переселенцах? В результате, вся эта многомиллионная масса, состоящая из евреев, чеченцев, прибалтов, казахов и украинцев, помимо своего желания, стала считаться русской. Для русских немцев многое из того, что насаждается в Германии — чуждо, и они перестали стараться быть похожими на немцев.
Долгое возвращение в Россию.
Наши соотечественники за границей делятся на две группы: те, кого бросила Родина (русскоговорящие жители бывших советских республик), и те, кто бросил ее сам. Уж если до первых до недавнего времени руки не доходили, то до вторых и подавно. Как они там живут — по большому счету никого не интересует. Между тем, многие переселенцы рассматривали выезд в Германию как временную альтернативу, воцарившему хаосу и разрухе на бескрайних пространствах СНГ, или как пересадочную станцию на пути в Россию, и расценивают жизнь здесь как затянувшийся круиз по Европе… В то-же время, въехать в Россию с из-за "дальнего" зарубежья, не имея Российского гражданства, очень даже не просто — Российское законодательство подобные варианты не предусмотрело, и получить законным образом долгосрочную визу с правом трудовой деятельности или вид на жительство, даже имея право на ускоренное получение Российского гражданства — практически не возможно! И никто, ни в посольстве Российской Федерации, ни в Миграционной Службе не может сказать толком — как-же всё-таки должны функционировать Законодательные Акты принимаемые правительством?!
Определённую надежду "вынужденным инностранцам" принёс Президент Путин, провозгласив осенью 2006г. о начале работы с Января 2007г. "Программы по переселению соотечественников в Россию", обещая финансовую поддержку и ускоренное оформление документов. Но увы, законодательная база для этой программы была подготовленна только к Июню 2007г., а приём заявлений, в Российском Посольстве в Германии, от желающих учавствовать в программе началось только в Сентябре 2007 — то-есть практически через год! Учитывая скорость оформления документов, ждать вызов придётся не менее трёх месяцев, и ещё столько-же уйдёт на оформление въездных документов, весьма многочисленных и заковыристых, да с обязательным подтверждением нотариусом и десятком других инстанций… Естественно, что на правительство и Миграционные Службы в Регионах, никто особо и не рассчитывает, главная изюминка — возможность законным путём оформить гражданство РФ и безпошлинно перевезти кое-какой домашний скарб. Те же, кому "посчастливилось" обладать Российским Гражданством, тихо грузяться в грузовички, и безо-всяких программ отбывают "на новую историческую Родину" — в Россию!