Личный самолёт Гитлера Focke-Wulf FW 200 «Condor»
Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF и немного доработан мной.
Содержание:
Предисловие
Задачами нашего журнала мы считаем не только публикацию статей и документации. Значительно больше мы должны заниматься разъяснением имеющих место заблуждений и неясных моментов.
Тема эта до сих пор не полностью разъяснённая и мы пытаемся устранить многочисленные ошибки, которые имеются в литературных произведениях. Речь пойдёт о служебных самолётах Гитлера, так называемых «Führermaschinen».
В своей книге «Mit Mächtigen zwischen Himmel und Erde» личный пилот Гитлера Ханс Баур (Hans Baur) сообщает, что он будучи личным пилотом Гитлера летал в общей сложности на тринадцати «Condor»-ах. Под этим подразумевается, что речь, конечно же, идёт о тринадцати широко известных машинах фирмы Focke-Wulf FW 200 «Condor», находившихся в распоряжении правительства Третьего Рейха.
Из вышеуказанных тринадцати самолётов только три могут быть названы как «Führermaschinen»:
- FW 200 V3 сначала нес а борту номер D-2600, потом WL+2600 и в завершении 26+00;
- FW 200 C-4/U-1, заводской номер 137 и номер регистрации CE+IB, с одиннадцатью посадочными местами;
- FW 200 C-4/U-2, заводской номер 138 и номер регистрации CE+IC c четырнадцатью посадочными местами.
FW 200 V3 «Immelmann III»
В указанной выше книге Баур пишет, что два первых «Condor»-а были получены правительством Рейха в 1935 году. Эта дата ошибочна, поскольку первые машины типа FW 200 совершили свой первый полёт в 1937 году. Выделенный лично для Гитлера самолет получил название «Immelmann III» и бортовой номер D-2600. Ранее так назывался служебный самолёт Гитлера Junkers Ju 52. Гитлера очень интересовали технические аспекты, касающиеся полётов. K тому же он очень ценил пунктуальность времени посадки и потому специально перед его креслом в салоне самолёта были смонтированы (см. фото 5 и 6) спидометр, высотомер и часы.
Мы имеем счастливую возможность опубликовать целый ряд имеющихся в нашем распоряжении фотографий, на которых можно разглядеть в деталях все особенности этих машин и таких образом устранить некоторые заблуждения.
Фото под номерами 2 до 10 были сделаны в 1939 году специально для отдела № 5 Генерального штаба и хранились под грифом «Секретно, не подлежат публикации в прессе».
«Führersessel»-кресло фюрера
На фото изображено не только кресло фюрера, но и все особенности салона его самолёта. На фото № 4 показаны ремни парашюта размещённого за спинкой кресла. Сам парашют обычно находился в нише под сиденьем.
В литературе на этот счет пишется следующее:
«Его кресло в салоне имело бронированную спинку, автоматический парашют и было оборудовано приспособлениями, сбрасывающими сидящего в данном кресле человека в направлении вниз».
Хотя в то же время текстовые пояснения доказывают обратное, т.е. они не соответствуют действительности и эти утверждения следует оценивать как неправильные. Это не более чем очередная «утка», которую кто-то придумал и которая начала прилежно перепечатываться далее.
На фото № 4 отчетливо видно, что речь здесь не может идти об автоматическом кресле. Спинка кресла вверху прикреплена к креслу при помощи двух кнопок и для того чтобы вынуть парашют необходимо было потянуть спинку вперёд за петлю (фото №3).
И то, что касается катапультирующего устройства: читатель сам, глядя на фото № 2-6, может убедиться в том, что это не соответствует действительности. Каким образом должно было это весящее центнер кресло катапультироваться наружу вместе с сидящим на нём непристёгнутым Гитлером? Как оно должно было перемещаться сквозь застланный ковром пол салона? Как Гитлер должен был удержаться в катапультируемом кресле? Как он должен был избежать повреждений, если само кресло сильно ударило бы его в ходе процесса катапультирования???
Пилот Баур, отвечая на ряд заданных ему лично воспросов, отмечал, что установка специального кресла «Führersessel» планировалась на «Immelmann III», но в действительности оно было смонтировано только на военных, полученных уже в военное время, вариантах FW 200 C-4/U-1 и C-4/U-2. Он знал об этом совершенно точно, так как он упоминал, что разговаривал об этом кресле с Гитлером и Герингом. Геринг считал, что на машине «Immelmann III» должны находиться парашюты. Гитлер спросил Баура о наличии в салоне самолёта парашюты для остальных членов экипажа, и когда Баур отрицательно ответил на этот вопрос, Гитлер сказал:
«Если Баур не имеет парашюта, тогда и я не нуждаюсь в парашюте».
На вопрос Бауру, почему он не желает иметь парашют тот ответил:
«Я летаю уже столько лет и в годы Великой войны я тоже летал без парашюта и эта стерва* не случилась не разу».
Нет! Здесь мы должны развенчать легенду. В созданной в мирное время машине «Immelmann III» имелись не только парашюты, но и имелось какое то приспособление, позволявшее довольно удобно покинуть самолёт в случае аварии. Кто еще мог так хорошо знать обо всём, что касалось этого вопроса как не человек в течении многих лет летавший на этом самолёте.
На фото № 4 показано «Führersessel», которое было установлено только на более поздних личных самолётах Гитлера FW 200 C-4/U-1 и U-2. Баур далее пояснил, что этиx парашютов в распоряжении «Führerstaffel» (эскадрилья Гитлера) всего имелось 60 единиц, и эти парашюты никогда не использовались по прямому назначению. Их каждые 4 недели выгружали из самолёта, проверяли и сушили, а на время выполнения всех этих процедур их заменяли запасными.
FW-200 C-4/U-1 и C-4/U-2
В литературных произведениях до сих пор упоминалось, что FW 200 C-4 был переделан в вариант C-4/U-1 с одиннадцатью креслами в салоне. Второй самолёт C-4/U-2 получил пассажирский салон с четырнадцатью креслами. У обоих этих самолётов были укорочены подфюзеляжные гондолы и было установлено специальное оборудование. Но никто не может точно указать, что эти самолёты были специально переоборудованы персонально для Гитлера. Вариант U-1 был переоборудован аналогично варианту V3, что следует из оригинальных чертежей датированных 19 января 1942 года.
Как раз эти чертежи и дают нам некоторые пояснения, которые мы не можем найти в других источниках.
- На варианте C-4/U-1, заводской номер 137, в салоне-купе Гитлера по правому борту имелось кресло и перед ним стол. С левой стороны вместо кушетки друг напротив друга были расположены две пары смотрящих друг на друга кресел. Итого в этом купе всего имелось пять кресел. Еще шесть кресел располагаются в другом купе. Первоначальный вариант размещения кресел в салоне FW 200 B мы видим на фото № 14, сделанное опять таки с оригинальных чертежей датированных 20 января 1940 года. Расположение кресел могло изменяться, что следует из фото № 15.
- Особенности, касающиеся изменений, показаны на фото № 13:
- a) 22 и 23 января 1942 года было изменено вооружение;
- b) 4 февраля 1942 года было заменено оборудование;
- с) в заключение 10 октября 1942 года была изменена подфюзеляжная гондола.
Остаётся неизвестным: была ли укорочена подфюзеляжная гондола в ходе выполнения этих доработок, особенно последних, или это было выполнено позднее. Возможно, что чертежи внешнего вида были подготовлены позднее, когда они были направлены в различные задействованные ведомства.
Эта четвертая доработка так же имела смысл, если прочитать в книге Баура упоминание о получении новых машин того же типа FW 200, но вооруженных пулемётами:
«Эти самолёты в отличие от гражданских машин имели более мощные 1000-сильные двигатели. Внутри новые машины соответствовали старым и только под креслом Гитлера располагалась специальная выдвижная плита. В случае серьёзной опасности, связанной с необходимостью срочно покинуть самолёт, он мог потянув рычаг красного цвета, сдвинуть таким образом эту плату, после смещения которой в полу открывалось квадратное отверстие площадью примерно 1 м², позволявшее покинуть самолёт».
Если мы сейчас прочитав эти три предложения из воспоминаний пилота Баура подробно рассмотрим чертёж 50 08 009-46 (фото 13), то мы внезапно можем понять почему у этих трех машин были укорочены подфюзеляжные гондолы. Гондолы по длине были укорочены примерно до того места, где в салоне фюзеляжа размещалось кресло для Гитлера с вышеописанной плитой, позволявшей быстро покинуть самолёт с парашютом.
Подтверждения наших предположений:
- a) на приведенном на фото № 13 чертеже под салоном Гитлера мы на самом деле видим две плиты, которые были расположены на участке днища фюзеляжа за укороченной подфюзеляжной гондолой.
- b) на оригинальном фото № 18 эти плиты, специально смонтированные сразу за гондолой, хорошо заметны.
Этот чертёж (фото № 13) так же доказывает, что две более поздние машины FW 200 C-4/U-1 и U-2 имеют эти плиты (при условии что продольные сечения обеих машин подлинные).
Таким образом, Гитлер обеспечивал своему сопровождению или находившимся на борту самолёта гостям равные шансы на спасение в случае какой-либо аварии.
Самолёт C-4/U-2 был предусмотрен в качестве замены C-4/U-1 на время ремонта и технического обслуживания.
Обе машины достоверно имели следующее:
- FW 200 C-4/U-1, заводской номер 137 и номер регистрации CE+IB, был оборудован одиннадцатью креслами и специальной плитой на днище фюзеляжа, позволявшей быстро покинуть самолёт. Этот самолёт являлся служебным или личным служебным самолётом Гитлера.
- FW 200 C-4/U-2, заводской № 138 и номер регистрации CE+IC, был оборудован четырнадцатью креслами и специальной плитой на днище фюзеляжа, позволявшей быстро покинуть самолёт. Этот самолёт был предназначен для лиц сопровождавших Гитлера в поездках и гостей.
То, что в данном случае речь идёт о служебном самолёте Гитлера «Führermaschine» мы можем подтвердить и другим документом. О получении обоих самолётов с заводскими номерами 137 и 138 для служб обеспечивающих безопасность Гитлера были подготовлены документы с приложениями, которые находятся в нашем архиве.
На фото № 19 мы видим лист оригинального документа, согласно которому были поставлены обе машины типа FW 200 с заводскими номерами 137 и 138.
Личный пилот Гитлера Баур, на фото 9333,21 этого листа как раз покидает FW 200 C-3, номер регистрации KE+IX. Он прилетел на этом самолёте, чтобы получить с завода-изготовителя «Führermaschine».
На фото № 20 мы видим, как внешне выглядели машины FW 200 C-4/U-1 и C-4/U-2 с заводскими номерами 137 и 138.
На фото № 21 вверху снова самолёт с номером регистрации KE+IX, а снизу — с CE+IC. Можно хорошо разглядеть значительно отличавшиеся по длине подфюзеляжные гондолы этих машин.
Часто ошибочно утверждается, что люк для аварийного покидания Гитлером его служебного самолёта был расположен на месте отсека для размещения бомб. На фотографии № 22 мы видим собираемую гондолу самолёта с номером регистрации CE+ IB и замечаем люк в гондоле. Но это не мог быть аварийный люк для Гитлера, потому что в этом случае Гитлер для аварийного покидания самолёта должен был бы специально переместиться из своего салона вперёд между топливными и масляными баками для того чтобы иметь возможность покинуть самолёт через днище фюзеляжа. Опять же не следует забывать и о том, что Баур утверждал, что плита для экстренного покидания самолёта располагалось в салоне-купе Гитлера.
Так же неправильно было бы утверждать что самолёт FW-200 V3 (WL+2600, «Immelmann IM») имел специальное устройство с катапультой, поскольку Баур опять-таки указывает на то, что специальные плита были установлены лишь на новых самолётах, имевших к тому же огневые точки с пулемётами. И именно это было отличительной особенностью самолёта FW 200 C-4/U-1 от более ранней версии «Immelmann III».
В данном случае машины просто были перепутаны, но о наличии катапульт нет и речи.
И еще необходимо исправить одну ошибку.
В различных книгах утверждается, что FW 200 C-4/U-1 имел слабое оборонительное вооружение, а именно по одному пулемёту MG-15 в огневых точках, обозначавшихся как В-1 Stand и В-2 Stand. На чертеже, представленном на фото № 13, можно увидеть следующее вооружение:
- один пулемёт MG-15 калибра 7,92 мм в верхней передней огневой точке A-Stand,
- один пулемёт MG-15 калибра 7,92 мм в нижней передней огневой точке D-Stand,
- один пулемёт MG-131 калибра 13 мм в верхней задней огневой точке B-Stand,
- одна автоматическая пушка MG FF калибра 20 мм в задней нижней огневой точке C-Stand.
Обозначения огневых точек A, B, C, D мы берём от L.Dv.T. 2200 для варианта FW 200 C-3. В действительности как это следует из опубликованных нами фотографий на фотографиях можно увидеть следующее:
- A-Stand: 1×MG-131 (фото № 17),
- D-Stand: 1×MG-15 (фото № 17),
- B-Stand: 1×MG-131 (фото № 16),
- C-Stand: вооружение не установлено (фото № 18).
Вряд ли было бы возможно понять, почему служебный самолёт самого высопоставленного политика Третьего Рейха должен был иметь слабое оборонительное вооружение.
Заключение
На вышеупомянутом чертеже (фото № 13) отмеченное положение съёмной плиты на практике могло быть легко изменено. Плита располагалась перед креслом Гитлера таким образом, что его ноги в нормальном положении сидя находились на ней. Детальные пояснения личного пилота Гитлера объясняют основные особенности «Führermaschinen». И мы искренне благодарим пилота Баура за егo помощь в этом вопросе.
Вскоре после начала консультаций, включавших в себя личное общение с ним, Баур дал ответы на ряд вопросов:
«Оба самолёта FW-200 C-4/U-1 и C-4/U-2 имели встроенные парашюты, которые снаружи нельзя было увидеть. В случае аварийного покидания самолёта спинка кресла и само сиденье были жестко связаны между собой. Сам парашют находился под сиденьем в специальной полости. Можно сказать, что Гитлер сидел на парашюте. Это был обычный «ручной» парашют, который после покидания самолёта необходимо было открывать вручную. У кресла Гитлера справа снизу был смонтирован рычаг красного цвета. При приведении в действие данного рычага, т.е. потянув его, в полу салона открывался люк площадью примерно 1 м². Крышка люка на днище фюзеляжа при открытии люка и плита под ногами Гитлера срывались набегающим потоком воздуха и падали вниз. Через образовавшееся таким образом отверстие Гитлер в случае возникновения реальной опасности и мог покинуть самолёт».
Фото.1 FW 200 V3 «Immelmann III» с номером WL-2600
Фото.2 Вид салона Гитлера («Führerkabine»). Слева спереди стол и удобное кресло Гитлера, справа его кушетка. Далее еще два кресла. Заметна подсветка для чтения в боковых подголовниках кресла
Фото.3 Кресло Гитлера перед установкой
Фото.4 То же самое кресло с опущенной вперёд спинкой и видимым на фото парашютом
Фото.5.Стол перед креслом Гитлера
Фото.6.Кушетка для Гитлера
Фото.7 Кушетка перед установкой на самолет
Фото.8 Та же самая кушетка, вид сзади
Фото.9 Гардероб
Фото.10 Радиорубка
Фото.11 Салон для курения FW 200
Фото.12 Слева на фотографии Гитлер, справа его личный пилот Баур
Фото.13 Оригинальный чертёж 50 08 009-46 от 19.01.1942 года, изменения выполнены 22.01, 23.01, 4.02 и 10.10.1942 года. Заштрихованный прямоугольник – крышка, 1 –«Führersessel», 2 – стол Гитлера
Фото.14 Чертёж, показывающий расположение отсеков FW 200 B
Фото.15.Возможность переоборудования отсеков FW-200 B.
Фото.16 FW 200 C-4/U-1 Гитлера с номером регистрации CE+IB
Фото.17 CE+IB, вид спереди сбоку
Фото.18 CE+IB. Хорошо видна смонтированная за подфюзеляжной гондолой дополнительная плита
Фото.19 Приемка «Führermaschine». Оригинальное фото.
Фото.20 Внешний вид FW 200, заводские номера 137 и 138. Оригинальное фото
Фото.21 Cверху KE+IX, снизу CE+IC
Фото.22 Сборка «Führermaschine», номер регистрации CE+IB; вид на подфюзеляжную гондолу
Примечания
Книга личного пилота Гитлера Ханса Баура «Между небом и землей с сильными мира сего» («Mit Mächtigen zwischen Himmel und Erde») имеет объём 327 страниц, в ней опубликовано много фотографий. Эту книгу можно заказать в книжном магазине Карла Р. Павласа (Karl R. Pawlas), 85 Нюрнберг, ул. Крелинг 33 (Nürnberg, Krelingstr. 33).
Книга при предоплате стоит DM 28, включая DM 1 за пересылку. Также книгу можно получить по почте наложенным платежом, при этом стоимость пересылки составляет DM 3,80.
Все фотографии и чертежи из архива Павласа.
* — видимо имеется в виду авария в воздухе, из-за которой необходимо было покинуть самолёт с парашютом
источник: «Hitlers Reisemaschinen Fw 200 „Condor»» LUFTFAHRT international 8