Тяжелые крейсера проекта 22. СССР
К проектированию новых тяжелых крейсеров, обозначавшихся первоначально как проект 122, советские конструкторы приступили перед самой войной. Появлению нового проекта способствовала покупка в Германии недостроенного тяжелого крейсера «Лютцов», переименованного в «Ленин» и, в результате, возможность совместить в новом проекте не только советский но и германские опыт проектирования подобных кораблей.
Сразу после окончания войны к проекту тяжелого крейсера вернулись, присвоив ему новый номер 22.
Главной задачей проектируемого корабля было признано сопровождение соединений авианосцев, с целью недопущения прорыва к ним тяжелых надводных кораблей противника. Вместе с тем, крейсера проекта 22 должны были решать и самостоятельные задачи, а на не имеющих авианосцев Балтийском и Черноморском флотах составить основной костяк ударных сил.
По первоначальному проекту крейсера должны были иметь вооружение из восьми 203-мм орудий с механическим заряжанием, расположенными в четырех двухорудийных башнях. Проектирование таких башен было в основном завершено заводом «Большевик» уже в 1946 году, причем удалось добиться скорострельности семь выстрелов в минуту, что было бы несомненным успехом, если бы не появление в составе американского флота тяжелых крейсеров типа «Де Мойн» имеющих девять 203-мм орудий со скорострельностью десять выстрелов в минуту. Такому противнику советский крейсер, безусловно, проигрывал.
Предложение Н. Г. Кузнецова об увеличении калибра орудий проектируемых крейсеров до 229-мм было отвергнуто промышленностью, но представители отрасли, в свою очередь, предложили увеличить число 203-мм орудий до двенадцати. Проблема состояла лишь в том, что разработанная система подачи снарядов и зарядов к ним была ориентирована на двухорудийную схему расположением обеих орудий в одной люльке. Разработка же подъемников к трехорудийной башне могла затянуться чересчур надолго.
Выходом стала разработка новых четырехорудийных башен, с расположением орудий попарно, причем каждая пара орудий имела общую систему заряжания.
Так как считалось, что крейсера типа «Де Мойн» имеют толщину броневого пояса 203 мм, соответственно была увеличена и толщина брони советского корабля.
Первоначально в состав вооружения крейсера проекта 22 входили восемь спаренных стабилизированных установок 45-мм орудий, но на одном из совещаний И. В. Сталин обратил внимание, что по числу зенитных орудий тяжелый крейсер уступает уже строящимся легким крейсерам проекта 91, и предложил увеличить число зенитных автоматов. Конструкторы нашли наиболее легкий выход, заменив спаренные стабилизированные установки на счетверенные нестабилизированные, разом удвоив число 45-мм орудий.
Головной крейсер, получивший название «Сталинград» был заложен в Молотовске в апреле 1950 года и в декабре следующего года выведен из построечного дока. Вскоре за ним последовали спущенные на воду в Николаеве и Ленинграде «Керчь» и «Ленинград». На стапелях освободившихся после спуска двух последних крейсеров были заложены «Москва» и «Таллин», однако судьба их оказалась незавидной. В соответствии с решением правительства о сокращении числа строящихся надводных кораблей их корпуса были разрезаны прямо на стапелях.
В 1955 году тяжелый крейсер «Сталинград» получил новое название — «Москва». Вместе с тяжелым крейсером «Ленинград» он до конца 80-х гг. входил в состав Краснознаменного Северного флота, а однотипный «Керчь» в состав Тихоокеанского.
1. Сталинград 50-51-53 Молотовск (Москва)
2. Керчь 50-52-54 Руссуд
3. Ленинград 50-52-54 Балт. з.
4. Москва 52-Х -Х Руссуд
5. Таллин 52-Х -Х Балт. з.
Водоизмещение 21600 т (стандартное), 25200 т (полное).
Размерения (квл) 225х24,5х8,5 м.
Скорость 33 узла, при мощности МКУ 165000 л.с.
Вооружение: 3х4 203-мм/57, 6х2 130-мм/58, 8х4 45-мм автоматов.
Бронирование: борт 203 мм, палуба 180 мм.
Послевоенные проекты советских кораблей: ТКР — 22, КРЛ — 91, ЭМ — 72-бис