Броня русских броненосцев в конце 19 начале 20вв

1

Прежде всего надо вкратце рассказать историю появления брони, цементированной по методу американца Хейворда Агастеса Гарвея (H.A. Harvey). Но еще раньше надо вкратце опровергнуть две «крайности», периодически всплывающие в литературе и комментах по теме марок брони.

Броня русских броненосцев в конце 19 начале 20вв

Вкратце все сводится к тому, что одни утверждают, что стальной брони не существовало (была только сталеникелевая), другие, что это та же самая броня, что и сталеникелевая, только без никеля.

И то и другое утверждение неверно. Броня Шнейдера-Крезо первого типа (Schneider steel armore Тype I), она же стальная, реально существовала. Даты ее появления и использования каждый желающий может посмотреть в сети, это не очень интересно и важно. Важнее другое, то, что стальная была ПОСЛЕДНЕЙ броней, которая не закалялась. А сталеникелевая броня (броня Шнейдера-Крезо второго типа (Schneider steel armore Тype II)) уже была поверхностно закаленной. И уже после ее появления Гарвей озаботился возможностью закалки старой стальной, изначально незакаленной, брони. Т.е. попросту изначально имела место обычная модернизация старой брони. Выросший из всего этого процесс, названный впоследствии цементацией, имел с поверхностным закаливанием мало общего. Поэтому броня получилась очень прочной, намного прочнее сталеникелевой брони. Но и дороже.

Получив, 29.09.1891г, патент на свой способ производства стальной брони, фирма Гарвея с 1895г. развернула ее производство на ряде предприятий в САСШ, а также довольно успешно торговала лицензиями на ее производство. В частности уже в 1891г. образцы брони Гарвея были испытаны в России, а в 1893г. Главный инспектор морской артиллерии адм. Макаров дал ей блестящую характеристику. Видимо, чуть позже была куплена и лицензия на ее производство в России. В любом случае, производство гарвеевской брони в России было налажено в 1896г.

Но вскоре, после наладки производства такой брони в САСШ последователи Гарвея озаботились проблемой своей же цементированной стальной брони, а именно ее относительной хрупкостью. И путем ряда опытов пришли к выводу, что эту хрупкость можно убрать добавлением в сталь никеля. Попутно значительно возрастала и стойкость брони. Так, в 1896г. появился новый тип гарвеевской брони, названный впоследствии «броня Гарвея-никелевая», которую делали уже из никелевой стали. Впрочем, зачастую ее упрощенно также называют броней Гарвея, что периодически порождает путаницу. Подобная же проблема имеется и с броней Круппа I и II типа.

Но вернемся к броне Гарвея-никелевой. Новая незадача для РИ, только-только наладили производство брони Гарвея на Ижорском заводе, а надо налаживать производство Гарвея-никелевой. В любом случае, новая броня начала производиться в России с весны 1898г. на Обуховском заводе. В том же году Ижорский завод приступил к перестройке производства для выпуска брони по лицензии Круппа, которая продлилась довольно долго.

А что же было до этого? А до этого, до 1893г. производили компаундную броню по технологии британской фирмы "Каммель". В 1893г. освоили производство незакаленной стальной брони, а в 1895г, поверхностно закаленной сталеникелевой.

Вообще, стальную броню можно рассматривать, как некий промежуточный продукт. Дело в том, что сталеникелевая броня отличалась от компаундной не только поверхностной закалкой, но и типом используемой стали. В компаундной броне использовали "твердую" сталь, а в последующих другую, более "мягкую". Т.е. сначала освоили производство "нетвердой" (назовем это так, для простоты) стали из которой и делали стальную броню, а потом добавили в нее никель, получили "мягкую" сталь и научились ее поверхностно закаливать. Добавить никель было не сложно, сложнее было наладить процесс поверхностной закалки. Разумеется, на это ушло какое-то время. А изобрели сталеникелевую броню только в 1890г. Пока наладили производство за границей, пока дошло до России, пока наладили техпроцесс в России. 5 лет, нормальный, по тем временам, срок. С гарвеевской не быстрее получилось, про 1896г. я уже писал выше.

Итак, как же были бронированы русские броненосцы? Прежде всего надо сказать, что, в основном, по-разному. Дело в том, что корабли строились не один год и поэтапно. Сначала, траверзы, потом, сам главный пояс, а уже потом, все остальное. Поэтому получалась «сборная солянка».

Очень показательны здесь броненосцы серии Петропавловск, «кто в лес, кто по дрова».

Броня русских броненосцев в конце 19 начале 20вв

Итак:

  1. Петропавловск – траверзы, скорее всего, стальные, хотя не исключено, что компаундные (крайне маловероятно). В принципе, «бодания» на эту тему не уместны, разница в стойкости между стальной и компаундной броней 1,33% в пользу первой, т.е, по сути, ничего. Другими словами, нет никакой разницы. «Крылья» ГП отечественные стальные, центр ГП сталеникелевый («Бетлехем айрон компани», САСШ). Верх отечественный сталеникелевый.
  2. Севастополь – по траверзам см. Петропавловск. «Крылья» ГП отечественные сталеникелевые, центр ГП гарвеевский («Бетлехем айрон компани», САСШ). Верх отечественный сталеникелевый.
  3. Полтава — по траверзам см. Петропавловск. ГП весь крупп («Крупп», Германия). Верх отечественный сталеникелевый, кроме башен и барбетов ГК, которые были бронированы броней круппа («Деллинген», САСШ).

Здесь интересно то, что к началу РЯВ по показателю "Защищенность корабля по ВЛ" Петропавловск с его "стальными крыльями" ГП в класс ЭБР уже не попадал. Наименьшая совокупная толщина его защиты по ВЛ (считается ГП со скосом или ПТ перегородкой, если они есть) в крупповском эквиваленте была равна 173мм. Для справки, аналогичный показатель японских БРК Ниссин и Касуга был равен 174мм, а минимально допустимый для кораблей класса ЭБР 7,5" (190,5мм). Кстати, у "новейших российских ЭБР сплошного бронирования" типа Бородино была та же проблема, наименьшая совокупная толщина защиты по ВЛ в крупповском эквиваленты у них была равна всего 176мм. Так что, во времена РЯВ Петропавловск и все бородинцы являлись не ЭБР, как про них везде написано, а ББР 1 ранга. Т.е. "линкоры для бедных", типа, "почти ЭБР". И выбор именно не очень сильного Петропавловска с его отличными британскими машинами в качестве флагманского в П-А вовсе не случаен.

Дальше – Сисой Великий. Траверзы, скорее всего, стальные, хотя не исключено, что компаундные (маловероятно). ГП весь отечественный стальной. Верх отечественный сталеникелевый.

Броня русских броненосцев в конце 19 начале 20вв

Серия ББО типа Ушаков:

  1. Ушаков — траверзы и ГП все отечественные стальные. Верх отечественный, кроме брони башен, которые были импортные («Бетлехем айрон компани», САСШ), сталеникелевый.
  2. Сенявин — траверзы и ГП все отечественные стальные. Верх отечественный, сталеникелевый.
  3. Апраксин – траверзы и «крылья» ГП сталеникелевые. Центр ГП гарвеевский. Верх отечественный сталеникелевый.

Броня русских броненосцев в конце 19 начале 20вв

Ну, вот как-то так.

Выложить какие-то картинки нет никакой возможности. т.к. не работает рабочая папка в блоге. Так что, потом.

Коллеги, буду рад ответить на ваши вопросы, если таковые возникнут. И дать все необходимые пояснения.

Данное обращение не касается штатных клоакеров (именно так правильно это называется уже давно) сайта, Земляка и Aley.

_
Подписаться
Уведомить о
guest

206 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account