Первая Англо-Голландская война. Блейк vs Тромп (Часть 1-я)

0

Статья является продолжением статьи «Англо-голландские войны. Начало»

Первая Англо-Голландская война. Блейк vs Тромп (Часть 1-я)

Роберт Блейк

Первая Англо-Голландская война. Блейк vs Тромп (Часть 1-я)

Маартен Тромп

Плимутское сражение

После столкновения в Дувре англичане сосредоточились на каперских действиях, стараясь взять как можно больше богатых призов Ост- и Вест-Индийских голландских компаний. В июле 1652 г. Блейк, имея 77 кораблей, вышел в направлении Датского пролива, на перехват богатого каравана ОИК. Голландцы узнали об этом, захватив небольшое английское судно. Тогда Тромп, имея 92 судна (плюс еще брандеры), вышел вслед за Блейком. В это время Блейк громил промысловый флот голландцев у берегов северной Англии и Шотландии — много моряков Объединенных Провинций погибло, около 1000 человек попало в плен (потом их отпустили, предупредив, чтобы те больше никогда не показывались у берегов Англии), их улов был конфискован. Также, Блейк таки встретил караван ОИК — в результате только 8 судов из него в шторм смогли уйти и соединиться с Тромпом, остальные были захвачены и разграблены.

Блейк пошел на юг, навстречу Тромпу. Флоты разошлись в ненастную ночь 3 августа. Утром Тромп попал в страшный шторм, чуть не погубивший весь его флот — из 92 кораблей у него осталось лишь 34. Он решил возвращаться домой, вернулся в Амстердам 20 августа. Остальные голландские суда по одному или небольшими группами возвращались к родным берегам. В Голландии потерю каравана расценили как катастрофу, и Тромп был смещен.

30 июня была официально объявлена война — голландцы не смогли договориться и отозвали своих послов.

Тем временем, голландцы снарядили еще одну эскадру под командованием вице-командора Михаэля де Рюйтера (в то время чин командора полагался морякам, поступившим на военную службу из торгового флота; де Рюйтер поступил на службу 29 июня 1652 г., сразу получив чин вице-командора), в составе 23 кораблей и 6 брандеров, с задачей провести через Канал в Левант большой караван. 10 августа он вышел в море.

В это же время из Даунса вышла эскадра «морского генерала» Джорджа Эскью, в составе 42 кораблей и 5 брандеров — у входа в Ла-Манш отряды встретились. Эскью решил воздержаться от атаки, рассчитывая напасть на беззащитные торговые суда, как только они появятся. Тогда де Рюйтер пошел к побережью Суссекса. Где высадил несколько малых десантов, вынуждая Эскью пойти за собой.

21 августа эскадра голландцев, наконец, смогла соединиться с большим конвоем из 50 судов и 10 военных кораблей — теперь у де Рюйтера был всего 31 вымпел (2 корабля из-за неудачных маневров столкнулись и были потеряны). 25 августа конвой был обнаружен недалеко от Плимута. Эскью решил атаковать всеми силами, но де Рюйтер, неожиданно для него, пошел всеми своими военными кораблями навстречу. Голландцы выстроились в три походных колонны — правая была в авангарде, левая в арьергарде. Около 16-00 эскадры встретились — схватка носила характер боев отдельных кораблей друг с другом, или боев небольших отрядов. Затем, резкая смена ветра позволила голландским кораблям повернуть к своим торговым судам и отрезать английский авангард от центра и арьергарда.

Английские корабли были вооружены орудиями более крупного калибра, и соответственно с меньшей скорострельностью — окружив со всех сторон сбившиеся в кучу англичан, эскадра де Рюйтера развила бешеный темп стрельбы. Стреляли голландцы для себя традиционно — книппелями по рангоуту и такелажу, дабы лишить противника подвижности.

В это время, отбившееся от конвоя судно ОИК — 40-пушечный «Фогель-Струйс» было атаковано 3-мя кораблями. Часть экипажа уже была согласна выбросить белый флаг, но капитан — Дью Аукес приказал принять бой, заявив, что иначе просто-напросто взорвет судно со всей командой. У «Фогеля» на нижнем деке стояли тяжелые 18-фунтовые орудия, и первый же залп с двух бортов серьезно повредил 2 корабля англичан, и они сразу же предпочли ретироваться.

Ночь развела сражающихся. Ни одна из сторон не потеряла ни одного корабля. Потери голландцев – 600 человек убитыми и ранеными, англичан — 700 человек(при этом около 200 человек погибло на двух кораблях, атаковавших «Фогеля»).

«Если бы наши брандеры еще оставались с нами, мы с Божьей помощью смогли бы разбить врага. Благодаря Господу нашему, враг трусливо сбежал от нас ночью, хотя имел 45 сильных кораблей»

Это слова из отчета де Рюйтера.

На следующее утро, случилось, казалось бы, невероятное — более слабый флот де Рюйтера начал преследование эскадры Эскью. Англичане, испугавшись такой решимости, предпочли скрыться под защитой береговых батарей Плимута.

Де Рюйтер отправил 2 корабля в Канал, сопровождать конвой, а сам задумал атаку на плимутский рейд. Однако узнав, что возвращается Блейк с 72-мя кораблями, он также пошел в Канал — где и водил голландских купцов вплоть до октября. К этому времени у него совсем закончилась провизия, корабли требовали ремонта, и он вернулся домой.

Эскью был снят с должности за плохое руководство эскадрой. Его оправдания, что основной целью он видел уничтожение купцов, во внимание приняты не были.

Сражение у Кентиш-Нокс

После того, что устроил Блейк в Датском проливе, голландская торговля понесла серьезнейшие убытки. Адмирал Маартен Тромп, не сумевший этому помешать, был временно отстранен от командования флотом.  На его место был назначен Витте де Витт — завистливый, бесцеремонный, язвительный человек, к тому же бывший очень жестоким с моряками, которые его ненавидели. Это назначение имело большой резонанс в голландском флоте. Дело вот в чем. Объединенные Провинции состояли из 7 единиц, 5 из которых имели свои адмиралтейства, свои флоты и, соответственно, своих адмиралов. В случае войны назначался единый командующий (адмирал), также вице-адмирал. Де Витт был адмиралом провинции Голландия, и личным врагом адмирала провинции Зеландии Яна Эвертсена. Да и с другими коллегами отношения были, мягко говоря, натянутыми. В общем, это назначение выглядит лично мне совсем непонятным, не говоря уж об отставке Тромпа.

Новый командующий предлагал не защищать торговлю, а разбить врага в генеральном сражении — тем самым, как ему виделось, спасти голландскую торговлю. Де Витт, в этот момент имевший большое преимущество в кораблях, намеревался немедленно выйти в море. Однако, когда де Рюйтер вернулся из Канала и соединился с остальными силами, де Витт обнаружил, что как минимум 9 кораблей, выдержавших плимутский бой и бывших в плавании 2 месяца, требуют серьезного ремонта. Де Рюйтер на военном совете предлагал подождать с решающим сражением, а заняться, так сказать, асимметричным ответом — каперством. Таким образом, можно было нанести врагу, испытывающему финансовые трудности, дополнительный урон, и в то же время дождаться кораблей из ремонта. Де Витт наотрез оказался от такого плана.

5 октября голландцы вышли в море. 62 корабля, 1880 пушек, 6995 человек. Авангардом командовал де Рюйтер, центром — де Витт, арьергардом — Гедеон де Вильд, контр-адмирал амстердамского адмиралтейства.

Навстречу им вышел адмирал Блейк. 67 кораблей, 2389 пушек, 10 160 человек на борту. 8 октября, у банки Кентиш-Нок встретились два адмирала, настроенных на решительное сражение.

Голландский флот раскидало штормом, и в этот момент появился Блейк. Поспешно собрав все силы (кроме пяти отставших кораблей), де Витт приготовился к бою. Он хотел перенести свой флаг с 56-пушечного «Принца Виллема» на более надежный корабль — флагман Тромпа «Бредороде». Однако случилась феноменальная вещь — команда отказалась принять своего адмирала, заявив, что если шлюпка приблизится к борту, они откроют огонь. На переговоры отправился Корнелиус Эвертсен-старший, брат Яна, однако безрезультатно. Де Витт был вынужден вернуться на «Виллем». Вернувшись он обнаружил всю команду, включая капитана, в стельку пьяной, – напившейся на радостях, что сплавили своего адмирала.

Тем временем английская эскадра приближалась — впереди шел «Нонсач». К 15-00 к эскадре присоединился адмирал Пенн, сразу попросивший у Блейка разрешения атаковать. Однако Блейк отказался, пока флот не соберется полностью. Замысел англичан был прост — они хотели пройти с запада между мысом Кентиш-Нок и голландцами, которые шли с востока 4-мя колоннами, обменяться залпами и сцепиться на абордаж.

В 16-00 англичане были уже у Кентиш-Нока. Флагман Блейка «Джеймс», «Резолюшн» и «Соверин» стали поворачивать на голландцев, однако вдруг все три сели на мель. Хорошая погода и тихое море спасла эти корабли от гибели.

Голландцы в это время повернули на другой галс, чтобы встретить Бурна, идущего с юга. В 17-00 Блейк снялся с мели, и устремился в атаку. Сперва голландцев с севера атаковал Пенн, затем с запада Блейк, потом с юга в бой вступил Бурн. Голландские суда очень сильно пострадали. В 19-00 «Нонсач» обнаружил «Принцес Луиза» без мачт, его тащил 30-ти пушечник. Рядом, также на буксире шли еще два голландца. Английский «Майлдмэй» их атаковал, перебил канаты и отправил на корабли абордажные команды. Один корабль захватили, от второго пришлось отказаться — его снесло на 4 лиги и он оказался отрезан от англичан. «Майлдмэй» с боем начал прорываться к основным силам — получил 100 пробоин, потерял 60 человек, весь такелаж, но его вовремя спасли «Спикер», «Даймонд» и «Грейхаунд». Голландские пушки били дальше (т.к. ствол длиннее), быстрее (т.к. меньше калибр) и точнее (т.к. использовали пергаментные пыжи), но даже небольшие английские корабли имели орудия крупных калибров.

К вечеру состояние голландских кораблей стало аховым. «Принц Виллем», флагман де Витта, был сильно поврежден, стоял один в беспомощном состоянии, но ни один голландский корабль не пришел ему на помощь.

Ночь развела флоты на 2-3 лиги. Утром де Витт собрал совет, на котором объявил капитанам, что некоторые из них не исполнили свой долг. Приказал сегодня смелее идти в бой.

Блейк его опередил, сам начав атаку. Некоторое время голландцы еще ждали сражения, но ветер поменялся, и их флот дружно двинулся к родным портам. На следующее утро ветер опять поменялся, и Блейку удалось настичь голландцев — в три утра его головные начали перестрелку с замыкающими голландцев, и те совсем пали духом. Дальше все было просто — голландцы драпали, англичане догоняли.

В 15-00 де Витт собрал очередной совет. Он, снова предлагал атаковать. Его не поддержали ни де Рюйтер, ни Эвертсен-старший. «Иногда — лучше отступить. Сейчас у нас разбросаны корабли, между ними большие расстояния, мы просто не сумеем собрать флот! » (с, де Рюйтер).

Лишь к ночи около адмирала собралось 49 кораблей, из них 3 сразу отправились домой из-за чудовищных повреждений, а 13 — просто сбежали. Напротив был Блейк с 84 кораблями.

Де Витт собрал очередной совет, как всегда, предлагал атаковать. Все капитаны были резко против. В бешенстве он повел флот на мели Гори. Блейк сначала последовал за ним, но, опасаясь мелководья, остановился. Да и провизия у англичан подходила к концу — и они также свернули к родным берегам.

Результат сражения оказался следующим — голландские корабли оказались заперты в своих портах, на голландских купцов началась охота. Потери голланцев — 1 корабль утонул, два захвачены.

Дандженесс

После сражения у Кентиш-Нок командующим голландским флотом был вновь назначем Маартен Тромп. Здесь следует следующее замечание. К этому времени голландцы испытывали серьезные проблемы с экипажами — задержка жалованья достигала нескольких месяцев. Для решения этой проблемы новым рекрутам выдавали денег на месяц вперед, но тем самым обидели ветеранов. В результате дезертирство приобрело масштабный характер. Трибуналы, угрозы возымели свое действие, экипажи удалось укомплектовать, и 21 ноября 1952 г. Тромп вышел в море — ему приказали сопроводить конвой до острова Рэ (недалеко от Ля-Рошели). По настоянию Тромпа в конвой ему выделили весь голландский флот.

В то же время Английский флот испытывал те же самые проблемы, а вернее еще большие. Сначала, в октябре, парламент наложил вето на строительство 20 новых кораблей, на них не было леса. Караван из 20 судов с Балтики застрял в Зунде — его задержал датский король. Кромвель предложил поменять столь нужный лес на задержанные во время войны датские корабли — последовал отказ — типа пошлину за проливы никто не отменял. А платить было нечем — стоимость новых кораблей составляла 300 тысяч ф.ст., в результате расходы на флот составили 985 тысяч ф.ст.; при этом общая стоимость реквизированных голландских и нейтральных судов едва составляла 415 тысяч. В бюджете образовалась огромная дыра, более полумиллиона ф.ст.

В стране росли антивоенные настроения. Многие изначально были против войны с протестантами, а когда узнали, во что это обходится, так число их сторонников значительно увеличилось. Сторонники примирения, в принципе, логично рассуждали, что если продолжать войну, можно упустить все то, что с таким трудом было получено. В Англии считали, что война окончена. В конечном итоге на выборах в Государственный Совет победила «партия мира», всех «ястребов» (включая Блейка) исключили из совета.

Почитая на лаврах Кентиш-Нока, англичане сняли пушки с укреплений Портсмута, Даунса, Торбея и Диля. Блейку оставили всего 42 корабля. 10 судов отослали в «свободную охоту» за голландцами, 18 — в Вест-Индию, 26 — в Левант. Еще 18 кораблей отправились к Зунду, для обеспечения свободного прохода английских купцов.

По старой Елизаветинской традиции, которая вместо того, чтобы расплатиться с моряками, спасшими Англию, разгромив «Великую Армаду», просто уволила их с флота, поступали и в этот раз. Экипажи нескольких кораблей в том числе «Резолюшн», «Джеймс» (флагман флота), «Соверин», взбунтовались, требуя погасить долги и наладить снабжение провиантом. Вообщем, ничего странного — с мая по ноябрь матросы не видели ни денег, ни нормальной еды.

В этот момент пришли новости — в море вышел большой конвой из 200 торговых и 110 военных судов. Разведчики подтвердили — они насчитали 300 судов и 78 кораблей. Блейк требовал усилить флот — но Госсовет даже не ответил на его письмо. 23 ноября Тромп повернул к Дувру, где с ним соединилась эскадра де Рюйтера. Общее количество судов достигло 450!!! Блейк пересекся с конвоем у Нортфорленда, но из-за жуткого численного преимущества голландцев выступал в роли пассивного наблюдателя. Ночью был шторм, и дозорные англичан потеряли конвой.

Шторм сильно повредил многие корабли Тромпа, и он вынужден был отойти к Остенде. Англичане получили так нужное им время, чтобы усилить эскадру Блейка и помешать голландцам провести конвой. Но Госсовет обещал Блейку прислать корабли из Портсмута только «через неделю». «Помилуй Бог, какая глупость! Ведь всем ясно, что голландцы уже в море!» – писал Блейк, и был абсолютно прав.

Тромп, в свою очередь, 20-го ноября узнал, что Блейк в Даунсе. Он принял простое и самое надежное решение — заблокировать англичан в гавани и беспрепятственно провести конвой.

Но шторм нарушил эти планы. Лишь 29-го Тромп смог подойти к Даунсу. Блейк созвал военный совет, англичане большинством голосов решили принять бой, но ветер сменился и не позволил сблизиться с противником. Тут в Даунс проскочил 30-ти пушечный «Спикер» (голландские дозорные его проморгали) и привел с собой 2 захваченных голландских судна. Тромп был в бешенстве.

В 17-00 Блейк вышел из Даунса и встал на якорь к западу от Дувра. Голландцы были в 2-х лигах мористее. Всю ночь был порывистый ветер, слегка штормило. К утру ветер стих, подул слабый NNW. С началом прилива оба флота снялись с якорей и начали сближение. Блейк и рад был бы уйти обратно в Даунс, но из-за противного ветра уже не мог. Эскадры двигались параллельными курсами вдоль берега на запад, но выступающий мыс Дандженесс заставил английский авангард пойти на сближение. На него и накинулись превосходящие силы Тромпа.

Блейк решил прорваться сквозь строй голландцев и отходить к Портсмуту. Тромп пытался обогнуть голову колонны, но тщетно — оба флагмана обменялись залпами, но «Трайэмф» успел проскочить. «Бредероде» на полном ходу врезался в «Гарланд», идущий вторым у англичан. Флагман голландцев сломал себе бушприт и повредил всю носовую часть. Абордажная команда «Бредероде» начала высаживаться на «Гарланде», в то же время к нему («Бредероде») с левого борта подлетел 36-пушечный «Бонавентуре» и также сцепился с голландцем на абордаж. На выручку флагмана примчался Эвертсен с 4-мя кораблями. Кэптэн Баттен («Гарланд»), видя численное преимущество голландцев, взорвал на верхней палубе мешки с порохом, разложенные около орудий — огромное число голландцев погибло. К 16-00 начало темнеть, из 200 человек команды «Гарланда» оставалось только половина — кэптэн поднял белый флаг. «Бонавентуре» трижды заставлял абордажные команды вернуться несолоно хлебавши, но к 16-00 капитулировал и он — сказалось огромное численное преимущество голландцев. При этом корабли Тромпа и Эвертсена были сильно повреждены.

Шедшие за «Бонавентуре», «Виктори» и «Вэнгард» были атакованы 20-ю голландскими кораблями — но им все же удалось прорваться, хотя они получили сильнейшие повреждения.

Когда Блейку сказали, что 2 его корабля захвачены, он приказал поворачивать обратно. Адмирал был уверен, что отобьет свои корабли, несмотря на то, что в это время его «Триумф» вел бой на оба борта. Однако этим план не суждено было сбыться — на «Триумфе» уже не было фок-мачны, повреждена грот-мачта, после множества залпов книппелями паруса и такелаж напоминали ошметки.

На военном совете капитаны всех прорвавшихся кораблей («Трайэмф», «Виктори», «Вэнгард» и «Сапфайр») проголосовали за то, чтобы идти в Портсмут. Несмотря на уговоры Блейка, который говорил, что голландцы боятся боя, стреляют по парусам, капитаны настояли на своем.

Но все же, когда стемнело, Блейк повернул к Дувру. К утру заштормило, но все же англичане успели зайти в бухту Даунса.

Тромп же стоял на якоре у Дандженнеса, многие корабли голландцев были повреждены. Свою задачу Тромп выполнил — караван из 300 судов прошел через Канал.

В Даунсе англичане занимались тем, что «тогда считать мы стали раны, товарищей считать» (с). Выяснилось, что, кроме 2-х захваченных, еще 3 английских корабля утонули из-за повреждений.

Блейк отправил отчет о бое Парламенту. Описал все как есть, потребовал суда над некоторыми капитанами. Из Портсмута в Даунс вышли «Геркулес», «Портсмут» и «Руби», но напоролись на 2 голландских корабля и решили атаковать их. Голландцы отчаяно сопротивлялись – «Руби» в бою потерял все мачты, «Портсмут» потащил его на буксире обратно в Портсмут (сорри за каламбур). Поврежденный «Геркулес» выбросило на берег — позже голландцы сняли его и оттащили в Остенде. Голландцы высадили несколько десантов — разорили ряд селений и взяли 60 пленных. Тромп хотел атаковать англичан в Даунсе, но сильный ветер отбросил его к Булони. После чего голландцы решили идти к строву Рэ и Уэссану — встречать торговые караваны из Индии и Америки.

Согласно легенде, на мачте «Бредероде» Тромп привязал метлу — в знак того, что полностью вымел с моря англичан. Голланское правительство и особенно купцы были вне себя от счастья.

Для Англии это было ушатом холодной воды. Вернее, сказать так, это все равно что ничего не сказать. Реформа флота не заставила себя долго ждать.

Перво-наперво расплатились с экипажами, утихомирили мятежников. Повысили зарплату матросам, ввели пенсии инвалидам и семьям погибших. Ввели премии для отслуживших 6 месяцев. Ввели призовые деньги за потопленные корабли. Но в то же время матросы получали не только «пряники». По настоянию Блейка были введены трибуналы, трусость или уклонение от боя карались смертью, при этом основным виновником считался капитан, который, в свою очередь, получал диктаторские полномочия. 6 капитанов, проявивших трусость при Дандженессе, с мостика кораблей отправились прямиков в Тауэр (среди них был и родной брат адмирала Роберта Блейка — Бенджамин).

Блейку также удалось пролоббировать положение, согласно которому офицер теперь получал звания и двигался по службе за свои заслуги, вне зависимости от своего происхождения. Хоть в Англии и произошла Революция, но все же положение дворян было еще очень сильно, и в этом положении – огромная заслуга Блейка. Забегая вперед, это положение стало огромным плюсом для "Ройал Неви" на протяжении всего 18-го века, вплоть до Трафальгара.  

Также серьезно реорганизовали все службы обеспечения — коррупция и разгильдяйство теперь жестоко карались.

По требованию Блейка, из армии на флот перевели еще двух генералов — Джорджа Монка и Ричарда Дина. Втроем, зимой 1652–1653 гг., они размышляли над морской тактикой в свете последнего поражения. И не просто филосовствовали.

10 февраля 1653 г. вышли первые «Боевые инструкции» за подписью Блейка, Монка и Дина.

Я считаю, что именно с реформы 1652–1653 гг., с «Инструкций» и начался тот «Ройал Нэви», который мы все хорошо знаем. Возможно, Англия все равно бы стала владычицей морей — не знаю. Но с уверенностью можно утверждать, что без реформы Блейка флот был бы другим.

Дин, артиллерист по образованию, высказал мысль, что корабль — это прежде всего артиллерийская единица. Вести бой вне строя (по аналогии с сухопутными сражениями) — это сильно уменьшить боевую ценность соединения (эскадры). «Инструкции» впервые требовали от капитанов, по возможности, придерживаться построения в линию. Забегая вперед, скажу, что в следующем сражении стороны сражались «по старинке». Слишком революционно было предложение Дина.

(продолжение)


Источники:

  1. Сазаев Э., Махов С. — «Схватка двух львов. Англо-голландские войны XVII века»;

  2. Брайан Танстолл — «Морская война в век паруса»;

  3. Альфред Штенцель — «История войн на море с древнейших времен до конца XIXв.»;

  4. Филип Коломб — «Морская война».

Отдельный респект создателям поисковой системы google.com

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account