Торпеда Бреннана: первое в мире управляемое оружие
…Грохот тяжелых орудий далеко разносился над проливом. На полном ходу, развивая почти двадцать узлов, броненосный крейсер прорывался через узости. Расположенный в отдалении форт вел огонь так быстро, как только мог, но его неуклюжие, устаревшие десятидюймовые нарезные орудия, перезаряжающиеся с дула, были почти бессильны остановить быстроходного врага. Скорострельные пушки крейсера засыпали форт градом снарядов и спустя несколько минут должны были обрушить всю мощь современной артиллерии на город, который форт тщился прикрыть.
Громкий крик "мина!" прозвучал совершенно неожиданно. В воде по левому борту виднелся отчетливый бурунчик движущейся торпеды, выпущенной с берегового аппарата. Немедля руль переложили на борт, и крейсер отвернул, уклоняясь от атаки… но торпеда, вместо того чтобы проскочить мимо, внезапно повернула следом. Прежде чем кто-либо на крейсере успел понять, что произошло, страшный взрыв поднял огромный столб воды у борта корабля…
История
А началось все довольно-таки прозаически, в Австралии в 1874 году. Молодой австралийский инженер ирландского происхождения, Луис Бреннан, случайно обратил внимание на катушку ниток, которую кто-то уронил на пол. Когда Бреннан попытался подтянуть катушку к себе за нитку, он заметил, что при разматывании нитки катушка, вращаясь, катится в противоположную от него сторону.
Этот простенький механический эффект позабавил Бреннана, но и навел его на мысль, что подобный способ можно применить практически для приведения в действие неких механизмов. Обдумав вопрос, Бреннан пришел к выводу, что единственным практическим механизмом, нуждающимся в движении на короткую дистанцию без возврата, является торпеда. Бреннан набросал несколько эскизов торпеды, приводимой в движение разматываемой катушкой троса, соединенной с винтами.
В своих расчетах Бреннан заручился помощью профессора Уильяма Чарльза Карно из Мельбурнского Университета (по совместительству, первого профессора этого университета вообще). Четыре года они экспериментировали с различными моделями торпед, разрабатывая работоспособную конструкцию. Первые опыты с моделью, использующей один винт, дали неудовлетворительные результаты. Бреннан продолжал работу и в 1878 году представил 4,6-метровую работоспособную модель с двумя работающими в противоположных направлениях винтами.
Торпеда прошла испытания в доках Вильямстауна. Хотя недостатков еще было немало, она подтвердила принципиальную работоспособность концепции и даже более. В ходе экспериментов Бреннану пришла в голову идея, что можно создать механизм, который будет в зависимости от скорости вращения одного или другого винта (т.е. скорости разматывания троса с приводящих винты в движение барабанов), будет поворачивать руль торпеды, тем самым меняя ее курс.
На этой стадии работой заинтересовалось британское адмиралтейство. Контр-адмирал Дж. Уилсон, коммодор Австралийского Эскадрона, был инструктирован проинспектировать торпеду и оценить ее потенциал. Адмирал нашел проект многообещающим и при помощи Александра Кеннеди Смита сумел добиться выделения грантов под разработку боеспособной версии. В марте 1879 года торпеда была успешно испытана на базе флота в Хобсон-Бэй, в Мельбурне.
Правительственное финансирование позволило Бреннану основать собственную фирму. "Торпедная компания Бреннана" была учреждена им вместе с инженером Джоном Ридли Темперли, предоставившим дополнительную финансовую поддержку. В начале 1880-ых оба основателя совершили путешествие в Великобританию, где представили образцы своего проекта. Адмиралтейство нашло, что торпеда, приводимая в действие по проводу, вряд ли будет удобна для применения на боевых кораблях. Однако проект заинтересовал Королевский Инженерный Корпус, который в то время заведовал береговой обороной Британской Империи. В 1881 году, специальный комитет Корпуса активно рекомендовал торпеду к принятию на вооружение для обороны гаваней и портов.
В 1883 году, был подписан контракт на разработку торпеды между компанией Бреннана и британским правительством. Под руководством сэра Эндрю Кларка, генерал-инспектора фортификаций Англии, экспериментальная станция была открыта в форте Гаррисон-Пойнт, в Ширнессе. В 1883–1885 Инженерный Корпус провел испытания и в 1886 рекомендовал торпеду для принятия на вооружение. Общая сумма контракта (и особых прав на торпеду) составила почти 100 000 фунтов.
Конструкция
Торпеда Бреннана имела сигарообразный корпус, длиной около 4-х метров. В разрезе она была скорее овальной, чем стандартной цилиндрической, что объяснялось требованиями стабильности.
Наиболее сложной частью торпеды была, понятное дело, ее двигательная установка. Два стальных барабанчика, с намотанной на них 1-мм проволокой, были установлены один за другим в корпусе торпеды. Расположенная на берегу паровая машина выбирала проволоку, проволока, разматываясь, вращала барабаны и приводила в действие через дифференциальный механизм винты.
Максимальная скорость торпеды поначалу составляла 20 узлов. Позднее проволоку заменили более прочной 1,8-миллиметровой, что позволило увеличить ход до 27 узлов. Торпеда имела автомат поддержания глубины, соединенный с горизонтальными рулями. Стандартная глубина хода составляла 3,7 метра.
Главной особенностью торпеды была ее система управления. Специальный механизм был соединен с обеими вращающимися барабанчиками. Если один барабанчик начинал вращаться быстрее (т.е. проволока на нем начинала выбираться быстрее, чем на другом), механизм приводился в действие, и простое механическое приспособление разворачивало руль торпеды в соответствующую сторону.
Таким образом, регулируя скорость выбирания проволоки, оператор мог управлять движением торпеды и направлять ее точно в цель. Практические испытания показали, что опытный оператор может поразить движущуюся цель на дистанциях до 1800 метров, и даже может, в случае промаха, развернуть торпеду на 180 градусов и поразить цель в противоположный борт! Для облегчения контроля торпеды, на ней устанавливалась мачта с флажком.
Развертывание
Торпеды Бреннана развертывались как средство прикрытия входов в гавани и стратегические порты, преимущественно – в британских колониях. Каждая "торпедная станция" включала в себя телескопическую 12-метровую мачту, поднимающуюся гидравлически, с которой осуществлялся контроль торпеды оператором. С помощью специального бинокля на станине оператор отслеживал движение торпеды и регулировал скорость выбирания проволоки при помощи электрического приспособления.
Торпеда сталкивалась в воду по рельсовому скату. Паровая машина (расположенная обычно в защищенном каземате) выбирала проволоки, приводя торпеду в движение.
Программа 1891 года предполагала развертывание 15 торпедных станций по всей Империи. В итоге, впрочем, были развернуты только восемь – в Клиффе на Темзе, Мидвэе в Гаррисон-Пойнт, Портсмуте (Клифф-Энд и Форт Альберт), Плимуте, Корк-Харборе и Мальте (по две установки в этих трех). Планировалось развертывание торпед в Гонконге и Сингапуре.
Торпеды Бреннана оставались на вооружении до 1905 года, когда русско-японская война продемонстрировала изменение доктрины войны на море. В 1906 году они были сняты с вооружения.