Летучий голландец. Истребитель Koolhoven FK-58. Нидерланды
С 1934-го в Голландии работал конструктор Эрих Шацки, эмигрировавший из Германии после установления нацистского режима. Устроившись на фирму Фоккер, он приступил к проектированию истребителя для ВВС Голландской Ост-Индии. Немецкий инженер предложил цельнометаллический моноплан с двигателем водяного охлаждения Роллс-Ройс «Кестрел», убирающимся шасси и пушечным вооружением. Э. Фоккер забраковал проект как слишком сложный и дорогой для колониальной авиации и отдал его на переработку ведущему специалисту фирмы И. Беелингу. В результате значительного упрощения конструкции появился истребитель D.XXI, которому суждено было повоевать, но не в Юго-Восточной Азии, а на севере Европы.
Содержание:
Схемы FK-58
Не нашедший общего языка с Фоккером, доктор Шацки ушел к Кольховену. Пойдя на некоторые компромиссы, он реализовал большинство своих прогрессивных идей в истребителе FK-58. Фюзеляж самолета имел каркас, сваренный из цельнотянутых, стальных труб, и комбинированную обшивку: дюралевые листы – от носа кабины, далее – полотно. Цельнодеревянное крыло – неразъемное, трапециевидной формы, закругленное на концах, с небольшим поперечным V несло статически сбалансированные элероны с аэродинамической компенсацией и закрылки с механическим приводом. Крыло соединялось с фюзеляжем всего четырьмя болтами. Вообще, FK-58 отличался несложностью сборки и обслуживания. Множество легкосъемных панелей и смотровых люков облегчало его ремонт.
Горизонтальное оперение, вынесенное вперед относительно киля, опиралось на V-образные подкосы. Стабилизатор и киль связывали профилированные ленты. Рули и киль – из стальных труб-лонжеронов и дюралевых нервюр под полотняной обшивкой. Статически сбалансированные рули имели осевую компенсацию. На руле направления устанавливался триммер. Шасси подкосного типа убиралось в углубления в фюзеляже и в крыле и прикрывалось щитками, укрепленными на стойках. Хвостовое колесо было неубирающимся. Шасси оснащалось масляными амортизаторами конструкции Кольховена и гидравлическими тормозами.
Три топливных бака общей емкостью 500 л размещались в крыле, 40-литровый маслобак – в фюзеляже. Вооружение состояло из четырех пулеметов MAC (FN-Браунинг Мlе38) калибра 7,5 мм (по 1000 патронов на каждый), сгруппированных по два в подкрыльевых обтекателях. Предполагалось наличие легких бомб или дополнительной емкости для бензина на внутренней подвеске под центральной частью крыла.
Эскизная проработка скоростного истребителя, подобного американскому Кертисс «Хаук» 75А и французскому Блок MB.151, велась в КБ Кольховена еще до прихода Э. Шацки. Организационные и технические сложности, с которыми столкнулись создатели самолета, отодвинули все предполагаемые сроки. В ВВС Нидерландов не дождались серийных «Кольховенов» ни в 1936-м, ни в 1937-м. Подразделения истребителей в метрополии получили «колониальные» «Фоккеры» D.XXI и мощные двухмоторные «Фоккеры» G1.
Летом 38-го на заводской аэродром в Валхавене, наконец, выкатили прототип истребителя FK-58, оснащенный двухрядным звездообразным двигателем «Испано-Сюиза» 14 АА-10 (1080 л.с. на высоте 4000 м) в капоте NACA (с регулировкой расхода охлаждающего воздуха) и трехлопастным винтом с постоянным числом оборотов. От начала работ над проектом Эриха Шацки до постройки опытной машины прошло всего три месяца.
Самолет испытывался Т. Копперсом с 17 июля 1938 г. Несмотря на вес, превысивший расчетную величину, «Кольховен» обладал неплохими характеристиками, на уровне «Блока» и «Кертисса». Разработчики FK-58 ориентировались на американский истребитель не зря. Потенциальным покупателем «Кольховенов» было французское правительство, которое с февраля 1938-го вело переговоры об импорте 300 самолетов «Хаук» 75А. Предложив в два раза дешевле истребитель, который почти не уступал бы заокеанскому, голландцы надеялись занять рынок.
С 25 ноября по 1 декабря 1938 года прототип FK-58, окрашенный в голубой цвет и с крупным белым номером «58» на борту, показывали в Париже. Подобно FK-55 за два года до этого, новый истребитель был заявлен, как один из самых быстрых в мире. Ведь в испытательном полете 22 сентября бортовые приборы зафиксировали 504 км/ч, а в одном из следующих полетов – 890 км/ч в пикировании с 5000 м. Реальная (не приборная) скорость «Кольховена» не превышала 448 км/ч.
Командование «Арме дель Эр» (ВВС Франции) заинтересовалось FK-58 еще до выставки. 10 октября Копперс перегнал самолет в Виллакубли, на аэродром летно-исследовательского центра (по другим данным, французы изучали опытный FK-58 с конца лета). Накануне войны авиапромышленность Франции, подорванная укрупнением предприятий и «политикой прототипов», провалила программу срочного перехода на новую технику. Поэтому изыскивались все возможные способы для пополнения боевых частей современными самолетами.
После закрытия авиасалона истребитель вернули на испытания. Согласно отчету капитана Ладуза, характеристики FK-58 были вполне удовлетворительны (не понравилась посадочная скорость в 130 км/ч). В декабре самолет, возвращавшийся в Голландию, разбился на бельгийской территории. Во Франции машину восстановили и передали в качестве наглядного пособия в школу авиамехаников в Рошфоре. Второй прототип, доработанный с учетом замечаний, летал с 14 февраля 1939-го.
Французы заказали 50 истребителей FK-58. Договор находился в ведении министерства колоний: замена «древних» разведчиков-бомбардировщиков «Потез» Р.25 и истребителей «Девуатин» D.510 на «Кольховены» в Индокитае помогла бы оставить немалое количество более ценных в военном отношении «Моран-Сольнье» MS. 406 во Франции. К концу 39-го в Юго-Восточной Азии предполагалось развернуть три эскадрильи истребителей FK-58.
Перед войной в Нидерландах вновь заинтересовались «Кольховеном». 22 июля 1939 г. поступил заказ на 36 машин для колониальной авиации. В ВВС Голландской Ост-Индии готовились эксплуатировать «пятьдесят восьмые» наравне с истребителями американского производства. Чтобы справиться с выпуском почти 90 самолетов, фирма Кольховен привлекла бельгийский концерн SABCA как субподрядчика по французскому контракту. Однако из-за срыва поставок моторов и оборудования из Франции ни один истребитель в Бельгии так и не закончили. 10 неукомплектованных самолетов «дождались» германской оккупации в мае 40-го.
Голландская серия FK 58, отличавшихся мотором Бристоль «Меркюри» XV (вариант «Таурус» III в 1090 л. с. на взлете), тоже не увидела свет. До 10 мая 1940 г., когда завод Кольховена накрыли германские бомбы, был облетан всего один экземпляр с заводским номером 5902. Модификация FK 58 с двигателем «Даймлер-Бенц» DB 600 осталась на бумаге.
FK-58
Первые четыре FK 58 для Франции выпустили в мае 1939-го. Заказчик не принял самолеты: по многим параметрам серийные машины отставали от прототипов. Забракованные истребители так и остались законсервированными на аэродроме центра отработки боевого применения в Этампе.
FK-58
Поставки «Кольховенов» возобновились в конце июня. Теперь прибывали самолеты типа FK 58А с двигателем «Гном-Рон» GR 14-N 6/16 (N 39), развивавшим 1036 л. с. на высоте 5000 м. Новая силовая установка и винт улучшили летные данные. Максимальная скорость выросла до 483 км/ч.
FK-58
Серия шла неритмично из-за постоянной нехватки моторов и бортового оборудования. В канун войны закончили всего шесть FK 58А, причем первый из них попал 26 июня в аварию и после этого не восстанавливался. Сентябрь 39-го принес новые проблемы. Нидерланды объявили о своем нейтралитете в начавшейся войне и ввели ряд запретов на торговлю с противоборствующими государствами. 23 истребителя FK 58А в различных стадиях постройки, из которых восемь были почти готовы, срочно увезли во Францию. Для завершения производства организовали «подпольный» филиал фирмы Кольховен с мастерскими в Невере. А в Голландии на заводской стоянке «застряло» еще восемь недоделанных самолетов. Их переправили во Францию только в декабре.
FK-58
К февралю 1940-го во французских ВВС числилось 13 истребителей FK 58А. В марте к ним прибавился единственный экземпляр из Невера (остальные «Кольховены» французской сборки погибли при германском вторжении). «Голландцы» опоздали к отправке в Индокитай, но целесообразность использования их в метрополии вызывала большие сомнения. Ни качественно, ни количественно FK 58А не годились для вооружения полноценного боевого подразделения. Поэтому их начали пристраивать во «второсортные» части.
FK-58
Были планы снабдить «пятьдесят восьмыми» ближневосточную авиагруппу, комплектуемую чехами. Потом партию FK 58А попытались «всучить» Югославии. «Кольховены» могли попасть и в Финляндию. На них предстояло воевать летчикам добровольческого корпуса, который формировался во Франции из поляков. В марте 40-го ящики с пятью разобранными FK 58А уже готовили к отправке из Гавра, но перемирие между СССР и Финляндией нарушило и эти замыслы.
FK-58
В начале мая 1940 г. 14 истребителей FK 58А все еще ожидали своей участи на аэродромах в Роморатене и Виллакубли. Один из них уже успели разбить, еще двум требовался ремонт после неудачных посадок с поломкой шасси.
FK-58
Ранним утром 10 мая 1940-го германское вторжение прервало «странную войну» на Западе. Довоенные просчеты французов в модернизации ВВС сказались в первых же серьезных столкновениях с люфтваффе. Для компенсации потерь понадобились все резервы, и «Кольховены» были, наконец, востребованы. Вместе с другими «бесперспективными» или уже снятыми с вооружения истребителями (Блок МВ.151, Девуатин D.501 и D.510, MS.405) «пятьдесят восьмые» вошли в состав ELD, легких эскадрилий ПВО, С самого начала битвы за Францию истребители второй линии взяли под защиту важные тыловые объекты, высвободив более новые самолеты для фронта. ELD создавались на базе запасных эскадрилий и учебных заведений ВВС, зачастую — по инициативе их командиров.
FK-58
Вспомогательные подразделения ПВО действовали довольно активно, несмотря на малочисленность, крайне изношенную технику, скудное матобеспечение и слабую подготовку летчиков. Среди 120 пилотов ELD большинство составляли резервисты, переведенные из гражданской авиации, и «ускоренные» выпускники летных училищ. Здесь были и 54 поляка, стремившихся продолжать борьбу с нацистами хотя бы и на «неполноценных» машинах. Многие из них летали на «Кольховенах».
FK-58
Самолеты FK 58А закрепили за формированиями поляков во Франции в марте 40-го, но только в мае курсанты польской Школы летчиков-истребителей в Лионе получили свои «Кольховены». Быстрому освоению помогло сходство приборной доски, состава оборудования и приемов пилотирования FK 58А и MB.151, применявшегося на заключительном этапе обучения. Четыре «Кольховена» составили первое вспомогательное подразделение ПВО, базировавшееся на аэродроме Лион-Брон. 16 мая начались боевые вылеты FK 58А, принадлежавших польскому учебному центру в Салон-де-Провансе.
FK-58
В начале июня истребители свели в ELD, названную II эскадрильей «Кольховенов» из Салон-де-Прованса, которой командовал майор Краснодебски. С поступлением еще двух «пятьдесят восьмых» полякам удалось сформировать четыре «патруля» (по два самолета в каждом) для прикрытия Клермон-Феррана и Салон-де-Прованса. Кроме них, четыре FK-58A c польскими пилотами (командир – лейтенант Андржевски) защищали авиабазу Каен-Карпике, один «Кольховен» использовался в 3-й эскадрилье бомбардировочной группы GB 11/38.
FK-58
Конечно, пара истребителей FK 58А могла только символически обозначить присутствие французских ВВС в небе. Во всяком случае ни одной воздушной победы за «конгломератами из польских пилотов, голландских планеров, французских моторов и бельгийских пулеметов», как с унылой иронией прозвали эскадрильи «Кольховенов», не числится. Хотя в то время, когда охраняемые ELD города и аэродромы находились за пределом досягаемости немецких истребителей, «Кольховены» одним фактом своего существования не позволяли вражеским бомбардировщикам надеяться на безнаказанность.
FK-58
После военного поражения Франции 10 сохранившихся FK 58А оказались в «свободной зоне», управляемой прогерманским правительством Виши. До 1943 г. они состояли в ВВС коллаборационистов. Затем пошли на слом.
ЛТХ:
Модификация: FK-58A
Размах крыла, м: 10.97
Длина, м: 8.68
Высота, м: 2.99
Площадь крыла, м²: 17.30
Масса, кг:
- пустого самолета 1800
- максимальная взлетная 2550
Тип двигателя: 1 ПД Hispano-Suiza 14AA
Мощность, л.с.: 1×1080
Максимальная скорость, км/ч: 504
Крейсерская скорость, км/ч: 450
Практическая дальность, км: 750
Максимальная скороподъемность, м/мин: 870
Практический потолок, м: 10 400
Экипаж: 1
Вооружение: четыре 7,5-мм пулемета FN Browning
источники:
- Сергей ИВАННИКОВ «ЛЕТУЧИЕ ГОЛЛАНДЦЫ» // «Крылья Родины» 7-8’1996
- таблица с характеристиками, ряд фотографий и схем взяты с http://www.airwar.ru/enc/fww2/fk58.html
- компьютерная графика взята с http://www.avsim.su/forum/topic/84353-takim-nebo-viditsya-mne/page__st__1780, http://www.avsim.ru/forum/topic/98902-besplatniki-dlya-fs2004/page__st__20 и др.